На сегодняшний день в Узбекистане принимаются эффективные институциональные и организационно-правовые меры для борьбы со всеми формами и проявлениями коррупции.
Тем не менее, индекс восприятия коррупции в нашей стране остается высоким.
Одной из сфер, наиболее страдающих от коррупции, является сфера капитального строительства. Средства, выделяемые на капитальное строительство, растут как во всем мире, так и в нашей стране. По прогнозам, к 2025 году глобальные инвестиции в этот сектор составят 14 триллионов долларов США (на 70 процентов больше, чем в настоящее время). В 2019 году в Узбекистане бюджетные средства, выделенные на сферу, составили 69 триллионов сумов.
Наличие создающих коррупционные риски норм в упорядочивающих систему нормативных документах, их несоответствие международным стандартам, а также недостаточные прозрачность и общественный контроль способствуют возникновению коррупции в строительной отрасли.
В частности, в 2018-2019 годах в нашей стране было возбуждено 973 уголовных дела по случаям, связанным со строительством, привлечены к ответственности 1233 лица. В 2019 году 4 хокима, 15 заместителей хокимов, 30 других представителей хокимиятов, 3 ответственных работника проектных институтов, 20 – Министерства строительства, 43 – инжиниринговой компании «Ягона буюртмачи хизмати», 63 – компании «Кишлок курилиш инвест», 119 – Госкомземгеодезкадастра были привлечены к уголовной ответственности за противозаконные действия в сфере строительства.
Такие преступления могут нанести серьезный ущерб государству в экономическом, политическом, социальном и экологическом плане.
С экономической точки зрения – это хищения государственного бюджета, строительство некачественных объектов, а также потеря объекта, который мог быть построен потенциально более эффективным подрядчиком.
Политический ущерб на первый взгляд может показаться абстрактным, но он не менее серьезен. Любая коррупция подрывает доверие общества к государству и ведет к падению авторитета страны среди иностранных государств.
В социальном плане высокий уровень коррупции в секторе также влияет на инфраструктуру, качественная же архитектура способствует благополучию, мирной жизни и культурному развитию населения. В 80-90-х годах прошлого века полиция Нью-Йорка в районах с высоким уровнем преступности для его снижения проводила мероприятия по капитальной реконструкции социальных объектов, восстановлению инфраструктуры, очистке зданий от «граффити» и освещению улиц, что за 10 лет снизило преступность на этих территориях на 56 процентов.
А чтобы понять, насколько опасна коррупция в контексте охраны природы, достаточно вспомнить последствия сильного ветра в Бухаре и прорыв дамбы Сардобинского водохранилища.
Вот какую оценку этому вопросу дал Президент Шавкат Мирзиёев:
– Из-за сильного ветра в Каракульском районе Бухарской области осталась половина детских садов, которые были построены и сданы в эксплуатацию в 2020 году. Что это значит? Вот наше качество в строительной отрасли. Я сам видел это несколько раз. Где работа качественная, виден результат. Где нет качества, там коррупция, хищения, организации, которые проводили тендеры на «ура-ура»...
На практике бывают случаи, когда победители тендера не проводят никаких работ на объекте, передают их по договору вспомогательным подрядчикам и получают прибыль в размере 5-7 процентов от стоимости объекта.
Например, в 2019 году инжиниринговая компания «Ягона буюртмачи хизмати» при Ташкентском областном хокимияте поручила ООО «Трест №1 Нурафшон Курилиш инвест» провести строительно-ремонтные работы на 7 объектах на общую сумму 11,9 миллиарда сумов. Однако общество, не сделав ничего на этих объектах, наняло субподрядчиков, через которых и велась вся строительно-ремонтная работа. В итоге генподрядчик получил в среднем 5 процентов прибыли, то есть примерно 595 миллионов сумов.
В данном случае тендер, проведенный изначально на определение победителя, теряет свои суть и значение. Потому как победивший подрядчик передал всю работу субподрядчику по своему усмотрению. Чтобы положить конец такой практике, предлагается оговорить, что подрядчики обязаны самостоятельно выполнять не менее 25 процентов работы на объекте тендера.
Согласно действующему законодательству для того, чтобы выиграть тендерные торги в строительной отрасли, претендент должен вести стабильную деятельность в течение последних 3 лет. А недавно созданные строительные компании вынуждены работать только как субподрядчики, поскольку у них нет шансов выиграть тендер. Поэтому предлагается пересмотреть систему оценки претендентов в тендерах и ввести нормы, дающие возможность новым компаниям.
Тендерные торги проходят в форме собрания, которое оформляется в форме протокола. Торги проводятся в закрытом режиме, в них могут участвовать только руководители подрядчиков, главные бухгалтеры или иные лица на основании доверенности.
Республика Корея имеет собственный передовой и проверенный опыт в этом направлении. С 2002 года государственные закупки в этой стране осуществляются в онлайн-формате центральным агентством государственных закупок. Система KONEPS (Korea online electronic procurement system) охватывает все этапы государственных закупок – проведение тендера, составление контрактов, осуществление налоговых платежей. Документооборот также полностью выполняется в рамках этой системы.
Передача инвестиционных программ лицам, уже совершавшим преступления в строительной сфере, может привести к тому, что они перестанут бояться наказания. Так, по состоянию на март 2020 года 83 объекта на 143 миллиарда сумов были переданы лицам, которые ранее привлекались к ответственности за хищения в строительной сфере.
Согласно российскому законодательству физическое лицо, руководитель юридического лица, подающего заявку на государственные закупки, директор или главный бухгалтер коллегиального или единоличного исполнительного органа не должны быть ранее судимы за дачу или получение взятки, посредничество в процессе дачи или получения взяток, а также за незаконное вмешательство в предпринимательскую деятельность.
Исходя из этого в часть 1 статьи 17 Закона Республики Узбекистан «О государственных закупках» предлагается внести норму о том, что заявитель на осуществление государственных закупок – физическое лицо, руководитель юридического лица, руководитель или член коллегиального органа управления, главный бухгалтер и основной бенефициар не должны иметь судимость за преступления, предусмотренные статьями 167, 183 и 211 Уголовного кодекса Республики Узбекистан, а также иметь административное правонарушение, предусмотренное статьей 61 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности в течение последних 2 лет до дня тендерного конкурса.
В Западной Европе, США и других развитых странах основными участниками сектора капитального строительства являются представители негосударственного сектора. Поэтому предложения и рекомендации зарубежных экспертов по борьбе с коррупцией включают в основном меры, направленные на предотвращение коррупции в частном секторе. Тем не менее, мы можем учитывать опыт и рекомендации ряда зарубежных стран и международных неправительственных организаций, направленные на предотвращение коррупции при государственных закупках в сфере капитального строительства.
Специального официального международного документа по предотвращению коррупции в сфере капитального строительства и устранению коррупционных рисков нет. Вместе с тем аналитические документы, направленные на снижение коррупции в отрасли, были разработаны Организацией Объединенных Наций, Всемирным банком, Transparency International и рядом других международных некоммерческих организаций.
В частности, программа ООН по устойчивому развитию до 2030 года включает 17 целей, 16-ая из которых подразумевает построение мирного, справедливого и обеспеченного общества. В то же время коррупция в мировой системе капитального строительства, которая сегодня «крадет» несколько триллионов долларов в год, является одной из важнейших проблем, требующих решения для реализации программы устойчивого развития до 2030 года.
Всемирный банк разработал систему оценки надлежащего государственного управления при выделении земель и землепользовании, которая является первым этапом капитального строительства.
Данная платформа, работающая с 2013 года, оценивает систему выделения земель, оформления права собственности на землю, эффективного использования земель в сельском и лесном хозяйстве, населенных пунктах по 9 направлениям. На сегодняшний день в рамках этой программы была проведена оценка правовой и институциональной базы системы распределения земли, планирования землеотвода, систем управления и налогообложения, эффективности пользования государственных земель и оформления права собственности на землю более чем в 40 странах мира.
В качестве одной из международных организаций, успешно реализующих меры, направленные на устранение коррупции и повышение прозрачности в отрасли, мы можем назвать международную прозрачную строительную программу CoST. Программа действует с 2012 года и на данный момент организует мероприятия в сотрудничестве с 15 странами. В ходе мероприятий для борьбы с коррупцией в секторе рекомендовано следующее:
– раскрытие всей информации, предоставленной заказчиком о государственных закупках;
– участие ответственных сотрудников государственного органа, представителей частного сектора и общественности в тендере (конкурсе) по каждому объекту, а также обеспечение открытости для всех процесса и результатов тендера (конкурса);
– повышение социальной активности общественности за счет организации групп общественного мониторинга.
Организация разработала специальные инструкции для граждан стран, не являющихся ее членами, по предотвращению коррупции в строительной системе. Что касается стран-членов, то организация всегда предлагает им свою дополнительную антикоррупционную экспертизу на крупных строительных площадках. Благодаря таким практическим мерам некоторые государства сумели сохранить свои бюджетные средства.
Еще одна международная программа, способствующая прозрачности в этой сфере, – это Open contracting partnership, которая в качестве отдельной программы была выделена из Всемирного банка в 2012 году. Она продвигает открытое объявление в интернете любых государственных закупок, проводимых государственными органами, организациями, ведомствами и учреждениями, а также государственными предприятиями. На сегодняшний день эта программа имплементирована более чем в 30 странах и получила их высокую оценку.
В рекомендациях зарубежных экспертов по предотвращению коррупции в отрасли часто встречаются рекомендации, связанные с правилами этики.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что с помощью прозрачных цифровых технологий и институтов общественного контроля мы сможем снизить коррупционные риски в системе капитального строительства. Исходя из этого у нас в стране проводится большая работа в этом направлении.
К примеру, в соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан «О мерах по широкому внедрению информационно-коммуникационных технологий в сферу строительства» от 20 сентября 2019 года запущена Национальная информационная система «Прозрачное строительство».
Миршод ХУЖАЕВ,
независимый исследователь
Академии Генеральной прокуратуры Республики Узбекистан.
УзА