В последние годы в Узбекистане осуществляется планомерный курс на создание правового, светского, демократического и социального государства – Нового Узбекистана. При этом провозглашение человека высшей ценностью, обеспечение защиты его прав, свобод и законных интересов представляет неотъемлемую часть государственной политики. Наглядным подтверждением тому является принятие Постановлением Президента Республики Узбекистан № ПФ-6012 от 22.06.2020 г. Национальной стратегии Республики Узбекистан по правам человека[1].

Как отмечал Президент Шавкат Мирзиёев в своем выступлении на 78-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, Узбекистан уверенно идет по пути коренных реформ, нацеленных на укрепление принципов демократии и справедливости, основанных на идее «Во имя чести и достоинства человека».

Более точно раскрывают суть проводимых в стране реформ в этом направлении следующие слова Главы государства: «Понятие чести 
и достоинства человека не являются для нас каким-то абстрактным, высокопарным понятием. Когда мы говорим об этом, мы имеем в виду, прежде всего, обеспечение мирной и безопасной жизни каждого гражданина, его основных прав и свобод»[2].

В данном контексте целесообразно подробнее осветить особенности реализации в Республике Узбекистан политики, фундаментальной основой которой выступает идея человекоцентричности.

Во-первых, концепция «человеческого достоинства», последовательно продвигаемая в последние годы, тесно связана с понятием «социальное государство», которое было отражено и в новой редакции Конституции страны. Следует отметить, что социальное государство – это, прежде всего, возможность для полной реализации человеческого потенциала, создания необходимых условий для достойной жизни, включая снижение уровня бедности и повышение благосостояния граждан.

Результаты проведенного в 2023 г. всенародного референдума по обновлению Конституции определили приоритетные направления развития страны. Новая редакция Основного закона подтвердила приверженность Узбекистана принципам прав человека, свободы слова и совести, равноправия всех граждан, независимо от национальности, языка и религии. Конституция Узбекистана была обновлена на 65%, а количество конституционных норм, касающихся прав человека, увеличилось в 3 раза и составило более 50 статей.

Наряду с этим статья 20 обновленной Конституции устанавливает, что «права и свободы человека действуют непосредственно. Права и свободы человека определяют суть и содержание законов, деятельности государственных органов, органов самоуправления граждан и их должностных лиц»[3].

Во-вторых, в принятых Республикой Узбекистан стратегиях, концепциях и государственных программах особое внимание уделяется дальнейшему укреплению гарантий защиты прав и свобод человека.

В частности, общепризнанные принципы прав человека и рекомендации международных организаций в этой области, которые нашли непосредственное отражение в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Узбекистана на 2017-2021 гг.[4] и Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 гг.[5], являются основой для проведения реформ в данном направлении.

Эти важные документы обозначили новые направления национального развития, направленные на обеспечение каждому члену общества достойных условий жизни, поддержку его личностного роста и защиту его прав посредством комплекса экономических, социальных и политических мер.

В свою очередь стратегия «Узбекистан – 2030»[6], принята в соответствии с Целями устойчивого развития ООН до 2030 г. и нацелена на проведение комплексных политических, правовых и социально-экономических реформах на основе провозглашенного ООН принципа «Никого не оставлять позади».

В-третьих, борьба с бедностью и обеспечение занятости населения возведены в приоритет национальной политики страны. В связи с этим были созданы новые механизмы предпринимательства, социальной защиты, профессионального образования и работы с нуждающимся населением.

По инициативе Главы государства с 2022 г. в каждом районе введена должность помощника хокима, чтобы создать условия для социально-экономического развития районов, обеспечить занятость населения доходным трудом, развивать предпринимательство, тем самым снижая уровень бедности и создавая условия для полноценной жизни населения. В результате уровень бедности снизился с 17% до 14,1% в 2022 г. и до 11% в 2023 г.

Кроме того, внедрение системы «Единое окно» позволило повысить эффективность оказания услуг по трудоустройству населения.

Необходимо отметить, что Узбекистан одним из первых в Центральной Азии запустил «Единую национальную систему труда» для ведения электронного трудового учета между работодателями и работниками. В 2016-2023 гг. 2,6 млн. безработных граждан получили помощь в трудоустройстве на вакансии, выявленные с помощью этой системы.

Вместе с тем была создана система обучения безработных граждан, особенно молодежи и женщин, профессиям, предпринимательским навыкам и иностранным языкам. За последние 7 лет охват профессиональным обучением безработного населения увеличился в 25 раз.

В целях быстрого, качественного и широкого предоставления населению государственных услуг было создано Агентство государственных услуг. Сегодня Агентство уделяет особое внимание дальнейшему совершенствованию системы предоставления государственных услуг, улучшению качества жизни населения, инвестиционного климата, условий труда, развитию малого бизнеса и частного предпринимательства. Так, через Центры государственных услуг населению и субъектам предпринимательства предоставляется около 300 видов услуг.

В то же время диверсифицировалась внешняя трудовая миграция, в результате чего расширилась география стран. На сегодняшний день 
с 22 иностранными государствами подписаны межправительственные соглашения о направлении лиц, изъявивших желание работать за рубежом.

Согласно данным, в результате этих реформ уровень безработицы снизился на 3,7% в 2020 г. и достиг 6,8% в 2023 г.

В-четвертых, в Узбекистане ведется масштабная работа по обеспечению свободы слова и информации, развитию деятельности СМИ.

В частности, интернет-сайты были признаны средствами массовой информации (СМИ) и получили право на получение налоговых льгот, субсидий и грантов при государственной поддержке.

Для них до июля 2025 г. снижен подоходный налог на 50%, упрощена регистрация через центры госуслуг или Единый портал, срок которой сокращен до 10 дней.

Сегодня в Узбекистане действуют более 2200 СМИ, что означает рост на 49% за последние 8 лет. 65% из них - негосударственные СМИ. Помимо традиционных СМИ, активно развиваются и интернет-издания, их количество увеличилось до 715, а аудитория постоянно расширяется.

Свободное распространение информации и ее использование обеспечивается в соответствии с обновленной Конституцией, а также Законом Республики Узбекистан «О принципах и гарантиях свободы информации».

В-пятых, в соответствии с международными рекомендациями усовершенствована работа в области предоставления гражданства и предотвращения его утраты. В рамках принятой в марте 2020 г. новой редакции Закона «О гражданстве Республики Узбекистан» десятки тысяч лиц без гражданства получили гражданство нашей страны. Всего за последние 7 лет гражданство Республики Узбекистан получили в общей сложности более 80 тыс. лиц (в 1992-2016 гг. этот показатель составлял 482 человека).

Предпринятые нашей страной меры в этой сфере получили высокую оценку со стороны международных организаций и широкой общественности, что способствовало дальнейшему укреплению авторитета Узбекистана на мировой арене.

Также вместо процедуры оформления разрешения на выезд за границу сроком на 2 года был введен биометрический паспорт сроком действия на 10 лет и устранены трудности, с которыми сталкивались граждане в этом вопросе.

В-шестых, предприняты системные меры по предотвращению пыток и улучшению условий содержания под стражей.

В соответствии с частью 2 статьи 26 Конституции Республики Узбекистан, никто не может быть подвергнут пыткам, насилию, другому жестокому, бесчеловечному или унижающему достоинство человека обращению либо наказанию[7].

Вместе с тем Законом Республики Узбекистан от 14.03.2019 г. №ЗРУ-530 были расширены полномочия Уполномоченного по правам человека Олий Мажлиса Республики Узбекистан («Омбудсмен») по защите прав заключенных от бесчеловечных или унижающих достоинство условий содержания. Установлен порядок регулярного посещения Омбудсменом мест лишения свободы.

В частности, только за 5 месяцев 2024 г. представители омбудсмена 107 раз посетили учреждения исполнения наказаний (47 следственных изоляторов и 60 колоний).

Кроме того, постановлением Президента Республики Узбекистан от 07.02.2023 г. № ПП-46[8] утверждена Национальная образовательная программа в области прав человека в Республике Узбекистан, согласно которой, начиная с 1 марта 2023 г., до окончания следствия, для сотрудников органов, осуществляющих дознание, следствие, предварительное следствие и учреждений исполнения наказаний постоянно организуются краткосрочные учебные курсы по противодействию пыткам.

Важно отметить, что впервые в истории национальной государственности Узбекистан был избран членом Совета ООН по правам человека сроком на 3 года (2021-2023 гг.). 

При этом Узбекистан стал страной, набравшей наибольшее количество голосов на выборах – за него проголосовали 169 стран-членов.

По мнению зарубежных экспертов, членство Узбекистана в Совете ООН по правам человека имеет историческое значение и является большим достижением в соответствии с проводимой в стране работой и целями, поставленными в принятых стратегиях.

***

В целом, сегодня, в результате масштабных реформ по политической, социальной и духовной модернизации общества, страна выходит на новый этап развития. Демократические преобразования, основанные на идее «во имя чести и достоинства человека», приобрели в стране необратимый характер. Поощрение и защита достоинства, интересов и прав человека стали одним из приоритетов государственной политики.

Ведь, как отметил Президент Ш.Мирзиёев, «люди должны почувствовать все изменения, практическое выполнение программ в своей повседневной жизни».

Мухаммадали Абдужабборов, 
ведущий научный сотрудник ИСМИ.

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Коренные реформы, нацеленные на укрепление принципов демократии и справедливости, являются приоритетом для Узбекистана

В последние годы в Узбекистане осуществляется планомерный курс на создание правового, светского, демократического и социального государства – Нового Узбекистана. При этом провозглашение человека высшей ценностью, обеспечение защиты его прав, свобод и законных интересов представляет неотъемлемую часть государственной политики. Наглядным подтверждением тому является принятие Постановлением Президента Республики Узбекистан № ПФ-6012 от 22.06.2020 г. Национальной стратегии Республики Узбекистан по правам человека[1].

Как отмечал Президент Шавкат Мирзиёев в своем выступлении на 78-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, Узбекистан уверенно идет по пути коренных реформ, нацеленных на укрепление принципов демократии и справедливости, основанных на идее «Во имя чести и достоинства человека».

Более точно раскрывают суть проводимых в стране реформ в этом направлении следующие слова Главы государства: «Понятие чести 
и достоинства человека не являются для нас каким-то абстрактным, высокопарным понятием. Когда мы говорим об этом, мы имеем в виду, прежде всего, обеспечение мирной и безопасной жизни каждого гражданина, его основных прав и свобод»[2].

В данном контексте целесообразно подробнее осветить особенности реализации в Республике Узбекистан политики, фундаментальной основой которой выступает идея человекоцентричности.

Во-первых, концепция «человеческого достоинства», последовательно продвигаемая в последние годы, тесно связана с понятием «социальное государство», которое было отражено и в новой редакции Конституции страны. Следует отметить, что социальное государство – это, прежде всего, возможность для полной реализации человеческого потенциала, создания необходимых условий для достойной жизни, включая снижение уровня бедности и повышение благосостояния граждан.

Результаты проведенного в 2023 г. всенародного референдума по обновлению Конституции определили приоритетные направления развития страны. Новая редакция Основного закона подтвердила приверженность Узбекистана принципам прав человека, свободы слова и совести, равноправия всех граждан, независимо от национальности, языка и религии. Конституция Узбекистана была обновлена на 65%, а количество конституционных норм, касающихся прав человека, увеличилось в 3 раза и составило более 50 статей.

Наряду с этим статья 20 обновленной Конституции устанавливает, что «права и свободы человека действуют непосредственно. Права и свободы человека определяют суть и содержание законов, деятельности государственных органов, органов самоуправления граждан и их должностных лиц»[3].

Во-вторых, в принятых Республикой Узбекистан стратегиях, концепциях и государственных программах особое внимание уделяется дальнейшему укреплению гарантий защиты прав и свобод человека.

В частности, общепризнанные принципы прав человека и рекомендации международных организаций в этой области, которые нашли непосредственное отражение в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Узбекистана на 2017-2021 гг.[4] и Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 гг.[5], являются основой для проведения реформ в данном направлении.

Эти важные документы обозначили новые направления национального развития, направленные на обеспечение каждому члену общества достойных условий жизни, поддержку его личностного роста и защиту его прав посредством комплекса экономических, социальных и политических мер.

В свою очередь стратегия «Узбекистан – 2030»[6], принята в соответствии с Целями устойчивого развития ООН до 2030 г. и нацелена на проведение комплексных политических, правовых и социально-экономических реформах на основе провозглашенного ООН принципа «Никого не оставлять позади».

В-третьих, борьба с бедностью и обеспечение занятости населения возведены в приоритет национальной политики страны. В связи с этим были созданы новые механизмы предпринимательства, социальной защиты, профессионального образования и работы с нуждающимся населением.

По инициативе Главы государства с 2022 г. в каждом районе введена должность помощника хокима, чтобы создать условия для социально-экономического развития районов, обеспечить занятость населения доходным трудом, развивать предпринимательство, тем самым снижая уровень бедности и создавая условия для полноценной жизни населения. В результате уровень бедности снизился с 17% до 14,1% в 2022 г. и до 11% в 2023 г.

Кроме того, внедрение системы «Единое окно» позволило повысить эффективность оказания услуг по трудоустройству населения.

Необходимо отметить, что Узбекистан одним из первых в Центральной Азии запустил «Единую национальную систему труда» для ведения электронного трудового учета между работодателями и работниками. В 2016-2023 гг. 2,6 млн. безработных граждан получили помощь в трудоустройстве на вакансии, выявленные с помощью этой системы.

Вместе с тем была создана система обучения безработных граждан, особенно молодежи и женщин, профессиям, предпринимательским навыкам и иностранным языкам. За последние 7 лет охват профессиональным обучением безработного населения увеличился в 25 раз.

В целях быстрого, качественного и широкого предоставления населению государственных услуг было создано Агентство государственных услуг. Сегодня Агентство уделяет особое внимание дальнейшему совершенствованию системы предоставления государственных услуг, улучшению качества жизни населения, инвестиционного климата, условий труда, развитию малого бизнеса и частного предпринимательства. Так, через Центры государственных услуг населению и субъектам предпринимательства предоставляется около 300 видов услуг.

В то же время диверсифицировалась внешняя трудовая миграция, в результате чего расширилась география стран. На сегодняшний день 
с 22 иностранными государствами подписаны межправительственные соглашения о направлении лиц, изъявивших желание работать за рубежом.

Согласно данным, в результате этих реформ уровень безработицы снизился на 3,7% в 2020 г. и достиг 6,8% в 2023 г.

В-четвертых, в Узбекистане ведется масштабная работа по обеспечению свободы слова и информации, развитию деятельности СМИ.

В частности, интернет-сайты были признаны средствами массовой информации (СМИ) и получили право на получение налоговых льгот, субсидий и грантов при государственной поддержке.

Для них до июля 2025 г. снижен подоходный налог на 50%, упрощена регистрация через центры госуслуг или Единый портал, срок которой сокращен до 10 дней.

Сегодня в Узбекистане действуют более 2200 СМИ, что означает рост на 49% за последние 8 лет. 65% из них - негосударственные СМИ. Помимо традиционных СМИ, активно развиваются и интернет-издания, их количество увеличилось до 715, а аудитория постоянно расширяется.

Свободное распространение информации и ее использование обеспечивается в соответствии с обновленной Конституцией, а также Законом Республики Узбекистан «О принципах и гарантиях свободы информации».

В-пятых, в соответствии с международными рекомендациями усовершенствована работа в области предоставления гражданства и предотвращения его утраты. В рамках принятой в марте 2020 г. новой редакции Закона «О гражданстве Республики Узбекистан» десятки тысяч лиц без гражданства получили гражданство нашей страны. Всего за последние 7 лет гражданство Республики Узбекистан получили в общей сложности более 80 тыс. лиц (в 1992-2016 гг. этот показатель составлял 482 человека).

Предпринятые нашей страной меры в этой сфере получили высокую оценку со стороны международных организаций и широкой общественности, что способствовало дальнейшему укреплению авторитета Узбекистана на мировой арене.

Также вместо процедуры оформления разрешения на выезд за границу сроком на 2 года был введен биометрический паспорт сроком действия на 10 лет и устранены трудности, с которыми сталкивались граждане в этом вопросе.

В-шестых, предприняты системные меры по предотвращению пыток и улучшению условий содержания под стражей.

В соответствии с частью 2 статьи 26 Конституции Республики Узбекистан, никто не может быть подвергнут пыткам, насилию, другому жестокому, бесчеловечному или унижающему достоинство человека обращению либо наказанию[7].

Вместе с тем Законом Республики Узбекистан от 14.03.2019 г. №ЗРУ-530 были расширены полномочия Уполномоченного по правам человека Олий Мажлиса Республики Узбекистан («Омбудсмен») по защите прав заключенных от бесчеловечных или унижающих достоинство условий содержания. Установлен порядок регулярного посещения Омбудсменом мест лишения свободы.

В частности, только за 5 месяцев 2024 г. представители омбудсмена 107 раз посетили учреждения исполнения наказаний (47 следственных изоляторов и 60 колоний).

Кроме того, постановлением Президента Республики Узбекистан от 07.02.2023 г. № ПП-46[8] утверждена Национальная образовательная программа в области прав человека в Республике Узбекистан, согласно которой, начиная с 1 марта 2023 г., до окончания следствия, для сотрудников органов, осуществляющих дознание, следствие, предварительное следствие и учреждений исполнения наказаний постоянно организуются краткосрочные учебные курсы по противодействию пыткам.

Важно отметить, что впервые в истории национальной государственности Узбекистан был избран членом Совета ООН по правам человека сроком на 3 года (2021-2023 гг.). 

При этом Узбекистан стал страной, набравшей наибольшее количество голосов на выборах – за него проголосовали 169 стран-членов.

По мнению зарубежных экспертов, членство Узбекистана в Совете ООН по правам человека имеет историческое значение и является большим достижением в соответствии с проводимой в стране работой и целями, поставленными в принятых стратегиях.

***

В целом, сегодня, в результате масштабных реформ по политической, социальной и духовной модернизации общества, страна выходит на новый этап развития. Демократические преобразования, основанные на идее «во имя чести и достоинства человека», приобрели в стране необратимый характер. Поощрение и защита достоинства, интересов и прав человека стали одним из приоритетов государственной политики.

Ведь, как отметил Президент Ш.Мирзиёев, «люди должны почувствовать все изменения, практическое выполнение программ в своей повседневной жизни».

Мухаммадали Абдужабборов, 
ведущий научный сотрудник ИСМИ.