На сегодняшний день, молодёжь составляет значительную часть населения мира. Поэтому реализация чаяний молодежи, обеспечение их прав и интересов является одним из самых актуальных и незамедлительных приоритетных задач, стоящих перед каждым государством.

«Молодёжь наша надежда, наш завтрашний день. Поэтому, и дальше в центре нашего внимания будет предоставить молодежи широкий путь, удовлетворить их потребности и интересы, реализовать их способности и таланты, помочь им найти свое место в жизни, поручив им ответственные должности»

Шавкат Мирзиёев

Без сомнения, события и происшествия на международной арене в сегодняшнем интенсивном мире будоражат человеческий разум. Все этапы человеческого развития зависят от интеллектуального потенциала подрастающего поколения, высоких интеллектуальных способностей, а также защиты их прав и интересов.

На сегодняшний день, молодёжь составляет значительную часть населения мира. Поэтому реализация чаяний молодежи, обеспечение их прав и интересов является одним из самых актуальных и незамедлительных приоритетных задач, стоящих перед каждым государством.

При обеспечении прав и законных интересов молодежи, каждое государство в пределах своей юрисдикции должно принять соответствующие нормы и создать эффективный механизм их соблюдения. При этом следует отметить, что, до сегодняшнего дня, в нашей стране приняты более 40 законодательных актов, ратифицировано более 30 международных правовых актов о молодёжи.

Однако следует признать, что, на сегодняшний день, нет единого международного правового акта мирового масштаба, олицетворяющий в себе права и интересы молодежи, определяющий обязательства государств в области молодежной политики, гарантирующий право молодежи на участие в принятии решений на национальном и международном уровнях, а также признанной всеми странами.

В связи с этим, Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев 23 сентября 2020 года в своей исторической речи на 75 сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых Наций призвал страны участницы поддержать инициативу Узбекистана о принятии Конвенции Организации Объединённых Наций о правах молодежи.

Инициатива по принятию Конвенции Организации Объединенных Наций о правах молодежи имеет большое значение, являясь первым предложением по принятию международно-правовой акта, включающей в себе важные вопросы, касающихся прав молодежи во всем мире.

Республикой Узбекистан были предприняты многочисленные меры по разработке проекта данного международного акта. В данном процессе также приняли участие своими предложениями и инициативами Институт проблем законодательства и парламентских исследований при Олий Мажлисе Республики Узбекистан и члены Молодёжного парламента при Законодательной палате.

Принятие Конвенции Организации Объединённых Наций о правах молодёжи имеет важное значение в связи со следующими положительными аспектами международного значения:

во-первых, оно, как отмечалось выше, будет целостным международно-правовым актом, обеспечивающим права и интересы молодежи во всем мире и определяющим международные обязательства государств в этом отношении;

во-вторых, в проекте конвенции впервые в мировом масштабе даётся правовое определение понятию «молодёжь», то есть молодые лица:

Также, то, что во Всеобщей декларации прав человека, а также в Международном пакте о гражданских и политических правах ни разу не использованы понятие молодёжь, являются доказательством наших взглядов на то, что конвенция имеет статус основного международно-правового акта по вопросам молодежи.

Каждое государство определило понятие молодежи по-разному, исходя из своих собственных правил и условий. Например, понятие молодёжи определяется как в Китае 18-35 лет; в США 18-25 лет; в Канаде 16-28 лет; в России 14-30 лет.

Правовое определении понятия молодёжи в 3-статье Закона Республики Узбекистан “О государственной молодёжной политике” определено как лица в возрасте от четырнадцати до тридцати лет включительно;

в-третьихконкретно определяются обязательства государств в области молодежной политики и задачи по содействию социальной интеграции молодежи:

Согласно этому, в области молодежной политики, предусмотрены 12 обязательств и 15 задач по усилению социальной интеграции молодежи для государств-участников, которые они должны будут выполнить;

в-четвёртыхв проекте конвенции предусматривается, помимо полной поддержки молодежи со стороны государств-участников, также норма, которая будет служить для сохранения института семьи и обеспечения здорового развития молодых людей в семье:

При этом следует отметить, что исторические корни развития узбекской государственности основаны на таких благородных ценностях, как институт семьи, ее многовековые ценности такие, как верность, любовь и воспитание детей. Поэтому, статус института семьи определён в Основном Законе нашей страны. В частности, согласно 63-статьи Конституции Республики Узбекистан «семья является основной ячейкой общества и имеет право на защиту общества и государства».

На основе инициатив нашего Уважаемого Президента в международном нормотворческом процессе продвигаются вопросы дальнейшего повышения роли семьи в обеспечении здорового развития молодежи во всем мире и всесторонней поддержки института семьи. Данные благородные инициативы закреплены в целях 1 и 3 Целей устойчивого развития ООН и в задаче 3.7 цели 3 Национальных целей и задач в области устойчивого развития на период до 2030 года;

в-пятыхопределяется, что государства в пределах своей юрисдикции должны принимать необходимые меры для защиты молодых людей, являющихся их гражданами, а также иностранных граждан или молодых людей без гражданства от насилия и эксплуатации:

Прежде всего, следует отметить, что предложения, выдвинутые Республикой Узбекистан в проекте Концепции, помимо признания в сфере международных прав человека, также имеют практическое значение в мировом масштабе.

За прошедшие годы в Республике Узбекистан определены необходимые правовые основы для внедрения общепризнанных международных норм и стандартов в области прав человека, государственных гарантий прав и интересов иностранных граждан и лиц без гражданства. В частности, в 
23-статье Конституции Республики Узбекистан “иностранным гражданам и лицам без гражданства, находящимся на территории Республики Узбекистан, обеспечиваются права и свободы в соответствии с нормами международного права”;

в-шестых, в проекте конвенции конкретно определяется право молодых людей участвовать в принятии решений на национальном и международном уровнях:

Предусматриваются нормы по вопросам обеспечения активного участия молодежи и молодежных организаций в жизни общества на национальном уровне, обеспечения участия молодежи в разработке законодательства, а также формирования политики, связанного с их жизнедеятельностью, ее мониторинга и проведения.

Согласно 32-статье Конституции Республики Узбекистан “граждане Республики Узбекистан имеют право участвовать в управлении делами общества и государства как непосредственно, так и через своих представителей”. Правило об участии молодежи в управлении общественными делами, предусмотренное в проекте Конвенции, определено как конституционная норма в нашей стране и считается важным благодаря своей позитивной практике и результатам за последние 28 лет. Правила, предложенные к проекту Конвенции заслуживают особого внимания тем, что служат обеспечению исполнения в международном и государственном масштабах соответствующих показателей обеспечения участия граждан в управлении государством и обществом, установленных в престижных международных рейтингах и индексах;

в-седьмых, в проекте Конвенции предусматривается гарантия прав молодежи на личную жизнь:

В соответствии с ним конкретно определяются правила защиты права на неприкосновенность частной жизни, права на свободу выбора, конфиденциальности частной жизни, конфиденциальности переписки и защиты личного статуса каждого члена молодежи.

Будет уместным отметить, что это положение проекта Конвенции основано на правилах Всеобщей декларации прав человека Организации Объединенных Наций. В частности, в 3-статье Декларации отмечено, что “каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность”, а в 12-статье то, что “никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств”.

В нашем национальном законодательстве определены соответствующие меры наказания за нарушение права на неприкосновенность личной жизни. В частности, определена уголовная ответственность в части первой статьи 
1411 за нарушение неприкосновенности частной жизни, в статье 143 за нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, телеграфных или иных сообщений, в статье 144 за нарушение законодательства об обращениях физических и юридических лиц Уголовного Кодекса Республики Узбекистан;

в-восьмых, в проекте Конвенции предусматривается гарантия защиты молодежи государством от насилия и эксплуатации:

В частности, в нём определяется, что каждое государство-участник обязуется обеспечить эффективные законодательные, административные, судебные и иные меры по предотвращению насилия и эксплуатации молодежи на территории своей юрисдикции, включая принудительный труд в сельском хозяйстве, экономическую дискриминацию и эксплуатацию в сфере труда.

До сегодняшнего дня были приняты международные акты по предотвращению становления людей жертвами различных форм насилия и эксплуатации. В частности, в 1-статьи Конвенции Международной организации труда «Об упразднении принудительного труда» (Ратифицирован Олий Мажлисом Республики Узбекистан 30 сентября 1997 года), определена норма о том, что каждый член, ратифицирующий настоящую Конвенцию, обязуется упразднить принудительный или обязательный труд и не прибегать к какой-либо его форме.

Настоящая международная норма нашла своё отражение в 7 статье Трудового кодекса Республики Узбекистан, где конкретно определены нормы по запрещению принудительного труда;

в-девятых, в проекте Конвенции усиливаются правовые основы прав молодёжи беспрепятственно передвигаться по территории своей страны, выбирать место жительства и проживания, покидать свою страну и любую другую страну и возвращаться в свою страну:

Кроме того, в проекте Конвенции предусматривается норма по необходимой защите молодых людей, которые считаются беженцами, применению к ним прав и оказанию им гуманитарной помощи;

в-десятых, в проекте Конвенции конкретно определяются охват и направления международного сотрудничества по вопросам прав молодежи:

Согласно этому, определяется, что страны-участницы будут осуществлять тесное сотрудничество по таким направлениям, как международные программы, охватывающие вопросы обеспечения прав молодежи; обмен взаимной информацией, опытом и передовыми разработками; оказание технико-экономической помощи, включая взаимный обмен технологиями и передачу технологий, исследования и использование научно-технических знаний.

Одним словом, принятие Конвенции Организации Объединённых Наций о правах молодежи имеет большое значение обеспечением прав и законных интересов молодежи во всем мире и служит обеспечению международного сотрудничества в вопросах молодежной политики по конкретным сферам и направлениям.

Акбаршох ТЕШАБОЕВ,

Начальник отдела Института проблем законодательства и парламентских исследований при Олий Мажлисе Республики Узбекистан, Председатель комитета Молодёжного парламента при Законодательной палате Олий Мажлисе Республики Узбекистан

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Конвенция Организации Объединённых Наций о правах молодёжи – гарант прав и интересов молодёжи всего мира

На сегодняшний день, молодёжь составляет значительную часть населения мира. Поэтому реализация чаяний молодежи, обеспечение их прав и интересов является одним из самых актуальных и незамедлительных приоритетных задач, стоящих перед каждым государством.

«Молодёжь наша надежда, наш завтрашний день. Поэтому, и дальше в центре нашего внимания будет предоставить молодежи широкий путь, удовлетворить их потребности и интересы, реализовать их способности и таланты, помочь им найти свое место в жизни, поручив им ответственные должности»

Шавкат Мирзиёев

Без сомнения, события и происшествия на международной арене в сегодняшнем интенсивном мире будоражат человеческий разум. Все этапы человеческого развития зависят от интеллектуального потенциала подрастающего поколения, высоких интеллектуальных способностей, а также защиты их прав и интересов.

На сегодняшний день, молодёжь составляет значительную часть населения мира. Поэтому реализация чаяний молодежи, обеспечение их прав и интересов является одним из самых актуальных и незамедлительных приоритетных задач, стоящих перед каждым государством.

При обеспечении прав и законных интересов молодежи, каждое государство в пределах своей юрисдикции должно принять соответствующие нормы и создать эффективный механизм их соблюдения. При этом следует отметить, что, до сегодняшнего дня, в нашей стране приняты более 40 законодательных актов, ратифицировано более 30 международных правовых актов о молодёжи.

Однако следует признать, что, на сегодняшний день, нет единого международного правового акта мирового масштаба, олицетворяющий в себе права и интересы молодежи, определяющий обязательства государств в области молодежной политики, гарантирующий право молодежи на участие в принятии решений на национальном и международном уровнях, а также признанной всеми странами.

В связи с этим, Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев 23 сентября 2020 года в своей исторической речи на 75 сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых Наций призвал страны участницы поддержать инициативу Узбекистана о принятии Конвенции Организации Объединённых Наций о правах молодежи.

Инициатива по принятию Конвенции Организации Объединенных Наций о правах молодежи имеет большое значение, являясь первым предложением по принятию международно-правовой акта, включающей в себе важные вопросы, касающихся прав молодежи во всем мире.

Республикой Узбекистан были предприняты многочисленные меры по разработке проекта данного международного акта. В данном процессе также приняли участие своими предложениями и инициативами Институт проблем законодательства и парламентских исследований при Олий Мажлисе Республики Узбекистан и члены Молодёжного парламента при Законодательной палате.

Принятие Конвенции Организации Объединённых Наций о правах молодёжи имеет важное значение в связи со следующими положительными аспектами международного значения:

во-первых, оно, как отмечалось выше, будет целостным международно-правовым актом, обеспечивающим права и интересы молодежи во всем мире и определяющим международные обязательства государств в этом отношении;

во-вторых, в проекте конвенции впервые в мировом масштабе даётся правовое определение понятию «молодёжь», то есть молодые лица:

Также, то, что во Всеобщей декларации прав человека, а также в Международном пакте о гражданских и политических правах ни разу не использованы понятие молодёжь, являются доказательством наших взглядов на то, что конвенция имеет статус основного международно-правового акта по вопросам молодежи.

Каждое государство определило понятие молодежи по-разному, исходя из своих собственных правил и условий. Например, понятие молодёжи определяется как в Китае 18-35 лет; в США 18-25 лет; в Канаде 16-28 лет; в России 14-30 лет.

Правовое определении понятия молодёжи в 3-статье Закона Республики Узбекистан “О государственной молодёжной политике” определено как лица в возрасте от четырнадцати до тридцати лет включительно;

в-третьихконкретно определяются обязательства государств в области молодежной политики и задачи по содействию социальной интеграции молодежи:

Согласно этому, в области молодежной политики, предусмотрены 12 обязательств и 15 задач по усилению социальной интеграции молодежи для государств-участников, которые они должны будут выполнить;

в-четвёртыхв проекте конвенции предусматривается, помимо полной поддержки молодежи со стороны государств-участников, также норма, которая будет служить для сохранения института семьи и обеспечения здорового развития молодых людей в семье:

При этом следует отметить, что исторические корни развития узбекской государственности основаны на таких благородных ценностях, как институт семьи, ее многовековые ценности такие, как верность, любовь и воспитание детей. Поэтому, статус института семьи определён в Основном Законе нашей страны. В частности, согласно 63-статьи Конституции Республики Узбекистан «семья является основной ячейкой общества и имеет право на защиту общества и государства».

На основе инициатив нашего Уважаемого Президента в международном нормотворческом процессе продвигаются вопросы дальнейшего повышения роли семьи в обеспечении здорового развития молодежи во всем мире и всесторонней поддержки института семьи. Данные благородные инициативы закреплены в целях 1 и 3 Целей устойчивого развития ООН и в задаче 3.7 цели 3 Национальных целей и задач в области устойчивого развития на период до 2030 года;

в-пятыхопределяется, что государства в пределах своей юрисдикции должны принимать необходимые меры для защиты молодых людей, являющихся их гражданами, а также иностранных граждан или молодых людей без гражданства от насилия и эксплуатации:

Прежде всего, следует отметить, что предложения, выдвинутые Республикой Узбекистан в проекте Концепции, помимо признания в сфере международных прав человека, также имеют практическое значение в мировом масштабе.

За прошедшие годы в Республике Узбекистан определены необходимые правовые основы для внедрения общепризнанных международных норм и стандартов в области прав человека, государственных гарантий прав и интересов иностранных граждан и лиц без гражданства. В частности, в 
23-статье Конституции Республики Узбекистан “иностранным гражданам и лицам без гражданства, находящимся на территории Республики Узбекистан, обеспечиваются права и свободы в соответствии с нормами международного права”;

в-шестых, в проекте конвенции конкретно определяется право молодых людей участвовать в принятии решений на национальном и международном уровнях:

Предусматриваются нормы по вопросам обеспечения активного участия молодежи и молодежных организаций в жизни общества на национальном уровне, обеспечения участия молодежи в разработке законодательства, а также формирования политики, связанного с их жизнедеятельностью, ее мониторинга и проведения.

Согласно 32-статье Конституции Республики Узбекистан “граждане Республики Узбекистан имеют право участвовать в управлении делами общества и государства как непосредственно, так и через своих представителей”. Правило об участии молодежи в управлении общественными делами, предусмотренное в проекте Конвенции, определено как конституционная норма в нашей стране и считается важным благодаря своей позитивной практике и результатам за последние 28 лет. Правила, предложенные к проекту Конвенции заслуживают особого внимания тем, что служат обеспечению исполнения в международном и государственном масштабах соответствующих показателей обеспечения участия граждан в управлении государством и обществом, установленных в престижных международных рейтингах и индексах;

в-седьмых, в проекте Конвенции предусматривается гарантия прав молодежи на личную жизнь:

В соответствии с ним конкретно определяются правила защиты права на неприкосновенность частной жизни, права на свободу выбора, конфиденциальности частной жизни, конфиденциальности переписки и защиты личного статуса каждого члена молодежи.

Будет уместным отметить, что это положение проекта Конвенции основано на правилах Всеобщей декларации прав человека Организации Объединенных Наций. В частности, в 3-статье Декларации отмечено, что “каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность”, а в 12-статье то, что “никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств”.

В нашем национальном законодательстве определены соответствующие меры наказания за нарушение права на неприкосновенность личной жизни. В частности, определена уголовная ответственность в части первой статьи 
1411 за нарушение неприкосновенности частной жизни, в статье 143 за нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, телеграфных или иных сообщений, в статье 144 за нарушение законодательства об обращениях физических и юридических лиц Уголовного Кодекса Республики Узбекистан;

в-восьмых, в проекте Конвенции предусматривается гарантия защиты молодежи государством от насилия и эксплуатации:

В частности, в нём определяется, что каждое государство-участник обязуется обеспечить эффективные законодательные, административные, судебные и иные меры по предотвращению насилия и эксплуатации молодежи на территории своей юрисдикции, включая принудительный труд в сельском хозяйстве, экономическую дискриминацию и эксплуатацию в сфере труда.

До сегодняшнего дня были приняты международные акты по предотвращению становления людей жертвами различных форм насилия и эксплуатации. В частности, в 1-статьи Конвенции Международной организации труда «Об упразднении принудительного труда» (Ратифицирован Олий Мажлисом Республики Узбекистан 30 сентября 1997 года), определена норма о том, что каждый член, ратифицирующий настоящую Конвенцию, обязуется упразднить принудительный или обязательный труд и не прибегать к какой-либо его форме.

Настоящая международная норма нашла своё отражение в 7 статье Трудового кодекса Республики Узбекистан, где конкретно определены нормы по запрещению принудительного труда;

в-девятых, в проекте Конвенции усиливаются правовые основы прав молодёжи беспрепятственно передвигаться по территории своей страны, выбирать место жительства и проживания, покидать свою страну и любую другую страну и возвращаться в свою страну:

Кроме того, в проекте Конвенции предусматривается норма по необходимой защите молодых людей, которые считаются беженцами, применению к ним прав и оказанию им гуманитарной помощи;

в-десятых, в проекте Конвенции конкретно определяются охват и направления международного сотрудничества по вопросам прав молодежи:

Согласно этому, определяется, что страны-участницы будут осуществлять тесное сотрудничество по таким направлениям, как международные программы, охватывающие вопросы обеспечения прав молодежи; обмен взаимной информацией, опытом и передовыми разработками; оказание технико-экономической помощи, включая взаимный обмен технологиями и передачу технологий, исследования и использование научно-технических знаний.

Одним словом, принятие Конвенции Организации Объединённых Наций о правах молодежи имеет большое значение обеспечением прав и законных интересов молодежи во всем мире и служит обеспечению международного сотрудничества в вопросах молодежной политики по конкретным сферам и направлениям.

Акбаршох ТЕШАБОЕВ,

Начальник отдела Института проблем законодательства и парламентских исследований при Олий Мажлисе Республики Узбекистан, Председатель комитета Молодёжного парламента при Законодательной палате Олий Мажлисе Республики Узбекистан