В переводе с латинского языка слово «constitutio» означает «устройство». Конституция является Основным законом нашей страны. В качестве единого политико-правового документа она определяет основные принципы отношений между человеком, обществом и государством, структуру государственной власти, закрепляет права и свободы граждан, которые государство взяло под свою защиту.

Затрагивая вопрос о значении Конституции в жизни страны, прежде всего, необходимо осознать значение Основного закона. В правовой системе любой страны Основной закон считается нормативно-правовым документом, имеющий высшую юридическую силу. Ни один закон или иной нормативно-правовой акт не может противоречить принципам и нормам Конституции. В Конституции дается четкое определение административно-территориального и государственного устройства, полномочий органов законодательной исполнительной, судебной власти, порядка функционирования избирательной системы, прав, свобод и обязанностей граждан, отношений между личностью и обществом, государством и гражданами.    

Конституция является прочной правовой основой успехов и рубежей, достигнутых в период независимости, и мы все это глубоко осознаем и ценим.  

Стратегия развития, разработанная на основе Конституции Республики Узбекистан, за короткий срок вывела страну и общество на новый уровень. Сегодня по инициативе Президента Шавката Мирзиёева проводятся масштабные реформы по формированию Нового Узбекистана. В реализации Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы наш Основной закон имеет безграничное значение, так как практическое воплощение всех семи направлений Стратегии неразрывно связано с Конституцией. В частности, второе направление Стратегии предусматривает превращение принципов справедливости и верховенства закона в основополагающее и необходимое условие развития страны, обеспечение принципа «Во имя чести и достоинства человека».  Процесс перехода к строительству Нового Узбекистана, безусловно, требует обновления Основного закона.  Президент отметил, что при разработке обновленной Конституции следует учитывать предложения народа, принятие проекта Конституционного закона проводить путем референдума.  

Референдум – форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам с целью принятия законов или иных решений.  Референдум отличается от выборов тем, что в этом процессе голосование проводится не за конкретную кандидатуру, а за решение определенного вопроса, будь то принятие закона, законопроекта, Конституции либо внесение в нее поправок.

Принятое на референдуме решение имеет высшую юридическую силу и может отменяться или изменяться только путем референдума.

Следует отметить, что при подготовке проекта Конституции мнения и предложения народа изучались в два этапа. На первом этапе от граждан поступило более 60 тысяч предложений по составлению проекта Конституции. На втором этапе проект Конституции был представлен на всенародное обсуждение. С проектом через средства массовой информации и сеть Интернет ознакомились почти 5 миллионов граждан, более 150 тысяч высказали свои мнения и предложения.  

В ходе разработки проекта были изучены международные правовые документы, опыт более 190 государств.  

В Конституции Узбекистана в новой редакции число статей увеличено со 128 до 155, число норм – с 275 до 434. В 91 из 128 статей внесены концептуальные изменения. В целом, Конституция изменена на 65 процентов.

В завершение хочу привести цитату из выступления Президента на встрече с членами Конституционной комиссии: “Если мы осуществим конституционную реформу на основе мнений и поддержки наших граждан посредством референдума, то, убежден, она станет подлинным выражением воли нашего народа. Конституция Республики Узбекистан будет поистине народной. Такой подход полностью соответствует принципу «Народ является единственным источником и автором Конституции». И каждый наш соотечественник с гордостью сможет сказать: «Конституция Нового Узбекистана – это моя Конституция»”.

Дилафруз Умарова,

сотрудница Национального центра Республики Узбекистан по правам человека

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Конституция Узбекистана – моя Конституция

В переводе с латинского языка слово «constitutio» означает «устройство». Конституция является Основным законом нашей страны. В качестве единого политико-правового документа она определяет основные принципы отношений между человеком, обществом и государством, структуру государственной власти, закрепляет права и свободы граждан, которые государство взяло под свою защиту.

Затрагивая вопрос о значении Конституции в жизни страны, прежде всего, необходимо осознать значение Основного закона. В правовой системе любой страны Основной закон считается нормативно-правовым документом, имеющий высшую юридическую силу. Ни один закон или иной нормативно-правовой акт не может противоречить принципам и нормам Конституции. В Конституции дается четкое определение административно-территориального и государственного устройства, полномочий органов законодательной исполнительной, судебной власти, порядка функционирования избирательной системы, прав, свобод и обязанностей граждан, отношений между личностью и обществом, государством и гражданами.    

Конституция является прочной правовой основой успехов и рубежей, достигнутых в период независимости, и мы все это глубоко осознаем и ценим.  

Стратегия развития, разработанная на основе Конституции Республики Узбекистан, за короткий срок вывела страну и общество на новый уровень. Сегодня по инициативе Президента Шавката Мирзиёева проводятся масштабные реформы по формированию Нового Узбекистана. В реализации Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы наш Основной закон имеет безграничное значение, так как практическое воплощение всех семи направлений Стратегии неразрывно связано с Конституцией. В частности, второе направление Стратегии предусматривает превращение принципов справедливости и верховенства закона в основополагающее и необходимое условие развития страны, обеспечение принципа «Во имя чести и достоинства человека».  Процесс перехода к строительству Нового Узбекистана, безусловно, требует обновления Основного закона.  Президент отметил, что при разработке обновленной Конституции следует учитывать предложения народа, принятие проекта Конституционного закона проводить путем референдума.  

Референдум – форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам с целью принятия законов или иных решений.  Референдум отличается от выборов тем, что в этом процессе голосование проводится не за конкретную кандидатуру, а за решение определенного вопроса, будь то принятие закона, законопроекта, Конституции либо внесение в нее поправок.

Принятое на референдуме решение имеет высшую юридическую силу и может отменяться или изменяться только путем референдума.

Следует отметить, что при подготовке проекта Конституции мнения и предложения народа изучались в два этапа. На первом этапе от граждан поступило более 60 тысяч предложений по составлению проекта Конституции. На втором этапе проект Конституции был представлен на всенародное обсуждение. С проектом через средства массовой информации и сеть Интернет ознакомились почти 5 миллионов граждан, более 150 тысяч высказали свои мнения и предложения.  

В ходе разработки проекта были изучены международные правовые документы, опыт более 190 государств.  

В Конституции Узбекистана в новой редакции число статей увеличено со 128 до 155, число норм – с 275 до 434. В 91 из 128 статей внесены концептуальные изменения. В целом, Конституция изменена на 65 процентов.

В завершение хочу привести цитату из выступления Президента на встрече с членами Конституционной комиссии: “Если мы осуществим конституционную реформу на основе мнений и поддержки наших граждан посредством референдума, то, убежден, она станет подлинным выражением воли нашего народа. Конституция Республики Узбекистан будет поистине народной. Такой подход полностью соответствует принципу «Народ является единственным источником и автором Конституции». И каждый наш соотечественник с гордостью сможет сказать: «Конституция Нового Узбекистана – это моя Конституция»”.

Дилафруз Умарова,

сотрудница Национального центра Республики Узбекистан по правам человека