Приближается знаменательная дата в истории страны – день принятия Конституции Республики Узбекистан, ежегодно празднуемый 8 декабря. Можно с уверенностью сказать, что наш Основной закон подобен крепкому фундаменту, на котором строится величественное здание государства, где каждая статья – камень в этом здании, отражающий свет справедливости и истины.
Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев сказал: «Только та страна, Конституция которой созвучна воле, надеждам и устремлениям народа, будет идти вперед и может достичь намеченных рубежей». Эти слова подчеркивают глубокий смысл изменений, заложенных в обновленной Конституции, и подтверждают ее важность для всех слоев общества.
Следует отметить, что Конституция не просто определяет правовые нормы, а закладывает основы устойчивого развития страны, опираясь на принципы верховенства закона, защиты прав и свобод человека. В современном мире она становится не только юридическим документом, но и символом национальной идентичности, воплощением стремления к прогрессу и процветанию. Это особенно актуально для Узбекистана, переживающего важный этап реформ и трансформаций.
Высшей ценностью государства признаны защита прав и свобод человека, укрепление принципа верховенства закона, гарантирующего, что ни одно действие государственных органов не может противоречить Конституции, а также создание устойчивой правовой системы, обеспечивающей прозрачность, справедливость и подотчетность власти перед гражданами.
В условиях глобальных вызовов и перемен обновленная Конституция Узбекистана служит основой укрепления политической и социальной стабильности, воплощения в жизнь масштабных реформ и стратегических инициатив, таких как Государственная программа по реализации Стратегии «Узбекистан-2030».
Особенно важно, что процесс разработки Основного закона проходил при активном участии граждан: в рамках общественных обсуждений было подано более 220 тысяч предложений, что свидетельствует о высоком уровне доверия к изменениям на пути построения Третьего Ренессанса, провозглашенного главой государства. «Если доволен народ, то и Всевышний будет доволен нами» – этот принцип, главенствующий в Новом Узбекистане, отражает глубокую связь между государством и его гражданами, а также стремление руководства страны сформировать среду, где царят доверие и уважение к каждому человеку.
Отражение принципа верховенства права
Принятая 30 апреля 2023 года новая редакция Конституции Республики Узбекистан стала результатом всенародного референдума. Количество статей увеличилось со 128 до 155, а число норм – с 275 до 434, что свидетельствует о значительном расширении и углублении правовой базы.
Одним из ключевых изменений стало усиление верховенства закона и обеспечение демократического управления. Так, в статье 15 закреплено: «В Республике Узбекистан признается безусловное верховенство Конституции и законов Республики Узбекистан».
Также вводится прямое применение конституционных норм, что позволяет гражданам использовать положения Конституции без необходимости дополнительных законодательных актов. Это укрепляет защиту прав граждан и повышает ответственность государственных органов за их соблюдение. Важно отметить, что в случае противоречия между законами и нормами Конституции последние имеют приоритетное значение, что и является отражением принципа верховенства права.
Особое внимание уделяется защите прав граждан, включая уязвимые категории населения. В статье 19 указано: «В Республике Узбекистан признаются и гарантируются права и свободы человека согласно общепризнанным нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией».
Важным нововведением стало закрепление в Основном законе «права быть забытым». Это положение позволяет гражданам требовать удаления персональных данных, собранных незаконным путем, что усиливает контроль над личной информацией и защищает право на частную жизнь. Подобные меры соответствуют международным стандартам и обеспечивают высокую степень защиты личной информации.
Введение принципов социального государства нашло отражение в положениях, направленных на повышение уровня социальной защиты, обеспечение доступности качественного образования и здравоохранения. Особое внимание уделено правам молодежи, семейным ценностям, усилению гарантий для женщин и детей, обеспечению гендерного равенства. Так, статья 46 гласит: «Женщины и мужчины имеют равные права».
Примечательно, что в обновленной Конституции впервые закреплено право граждан на доступ к интернету. Согласно статье 33, «каждый имеет право на свободу поиска, получения и распространения информации любым законным способом».
Однако центральным элементом конституционной реформы стало внедрение принципа разделения властей, закрепленного в статье 11, что направлено на создание баланса между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Это позволит избежать концентрации власти в руках одного органа и способствует обеспечению прозрачности, подотчетности и ответственности всех государственных структур.
Укрепление роли парламента
18 ноября 2024 года состоялось первое заседание Законодательной палаты Олий Мажлиса нового состава. В нем принял участие Президент Шавкат Мирзиёев, который выступил с речью, подчеркнув особую роль парламента в системе государственного управления.
За последние годы парламентская дипломатия и межпарламентские связи стали значимым и эффективным инструментом внешней политики Узбекистана. В этом направлении достигнуты существенные результаты: Узбекистан стал членом таких организаций, как Межпарламентский союз (МПС), Межпарламентская ассамблея государств – участников СНГ и Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Успешно проведен ряд значимых мероприятий, среди которых Форум женщин Шанхайской организации сотрудничества и Второй межпарламентский форум государств Центральной Азии.
Президент отметил важность дальнейшего развития межпарламентского сотрудничества, включая создание новых парламентских комиссий по гармонизации национального законодательства с нормами и правилами Всемирной торговой организации (ВТО), а также вопросам смягчения последствий изменения климата и ускоренного перехода к зеленой экономике. Инициативы направлены на имплементацию в законодательство международных стандартов.
Особое внимание было уделено результатам последних выборов в Законодательную палату – ее состав обновился почти на 60 процентов. Было избрано 87 новых депутатов, из которых 11 человек моложе 35 лет. Впервые в истории парламентариями стали два представителя Молодежного парламента, а также гражданин с инвалидностью, что свидетельствует о нарастающей инклюзивности и представленности интересов всех слоев общества. Значимым достижением стало и то, что 38 процентов депутатов – женщины.
Введение смешанной мажоритарно-пропорциональной избирательной системы также сыграло ключевую роль в укреплении демократических процессов. Впервые в истории независимого Узбекистана 75 депутатов избирались по мажоритарной, еще 75 – пропорциональной системе, что позволяет более полно представлять интересы различных политических сил и социальных групп в парламенте. Сохранение 63 депутатских мест, ранее входивших в состав Законодательной палаты, обеспечило преемственность и высокий уровень профессионализма в его работе и позволило сохранить накопленный опыт и укрепить компетентность законодательного органа в новом составе.
Расширение полномочий парламента, предусмотренное новой редакцией Конституции, направлено на усиление его роли как высшего представительного государственного органа. Отныне Законодательная палата и Сенат активно участвуют в процессе законотворчества, осуществляют контроль над деятельностью правительства и имеют право инициировать изменения в законодательстве. Эти меры способствуют повышению эффективности и укреплению позиций парламента в системе государственной власти, что соответствует стратегическим целям Нового Узбекистана.
В ходе прошедших парламентских выборов решающую роль сыграли предложения ведущих политических партий, которые нашли наибольший отклик у народа. Так, значительную поддержку получили предложения Либерально-демократической партии, касающиеся усиления неприкосновенности частной собственности и улучшения предпринимательского климата, а также Демократической партии «Миллий тикланиш» по внедрению конкурсной системы приема учителей в школы, а также улучшению условий изучения родного и иностранных языков.
Народно-демократическая партия Узбекистана успешно продвигала инициативы по поддержке лиц с инвалидностью и укреплению гарантий пенсионных прав населения. Социально-демократическая партия «Адолат» выступила с предложениями о запрете приватизации парков и скверов, а также повышении контроля за ценами на лекарства. Экологическая партия предложила создать программы по повышению экологической культуры и организации зеленых зон на территориях государственных учреждений.
Одним из ключевых элементов обновленной избирательной системы стало внедрение цифровых технологий. Впервые была применена система E-saylov, которая позволила проводить голосование в цифровом формате, обеспечивая прозрачность и доступность.
Выборы 2024 года проходили под пристальным наблюдением международных организаций, включая ОБСЕ, ШОС и СНГ. В процессе приняли участие 850 международных и более 65 тысяч местных наблюдателей, а также тысячи представителей СМИ. Президент Шавкат Мирзиёев выразил благодарность за объективные оценки и рекомендации, пообещав тщательно изучить их и внедрить в практику.
Международное признание и перспективы
Как говорилось выше, обновленная Конституция Республики Узбекистан стала важным шагом на пути к интеграции международных стандартов в правовую систему страны. На конституционном уровне закреплено право обращаться в международные инстанции, если исчерпаны все внутренние средства правовой защиты. Согласно статье 56, граждане имеют возможность защищать свои права и свободы в международных организациях, таких как Комитет по правам человека ООН и Европейский суд по правам человека, что подчеркивает открытость Узбекистана к международному сотрудничеству.
Также закрепляется ряд принципов, соответствующих ключевым международным документам, таким как Всеобщая декларация прав человека и Международный пакт о гражданских и политических правах. Введение новых прав и свобод, таких как право на неприкосновенность частной жизни, усиленные социальные гарантии и равенство всех перед законом, стало важным шагом к обеспечению правовой защищенности граждан и созданию прочной основы для правового государства.
Наряду с этим одним из важнейших аспектов стало активное использование цифровых технологий для повышения прозрачности и эффективности государственного управления. К примеру, успешное внедрение Единого национального портала «Конституция Нового Узбекистана» позволяет гражданам напрямую вносить предложения по законодательным изменениям, что укрепляет диалог между обществом и государством и повышает уровень вовлеченности граждан в процесс управления.
Единый портал интерактивных государственных услуг также успел зарекомендовать себя как эффективный инструмент, упрощающий взаимодействие с государственными структурами. В рамках исполнения Стратегии «Узбекистан-2030» планируется дальнейшее расширение этих платформ.
Конституционная реформа Узбекистана уже получила положительные отзывы со стороны мирового сообщества. В частности, реформы, направленные на приведение законодательства в соответствие с международными стандартами, были высоко оценены экспертами ООН и ОБСЕ. Введение института «Хабеас корпус» и обязательного участия адвоката в случае задержания усиливает защиту прав человека, а это, в свою очередь, способствует повышению доверия к судебной системе и укреплению международного имиджа Узбекистана как правового государства. Представители ООН, ОБСЕ и других международных институтов отметили, что новая редакция Конституции является значительным шагом к усилению правовых и демократических основ страны. Особое внимание было уделено прямому применению конституционных норм в судебной практике и расширению возможностей для граждан по защите своих прав.
Цифровизация государственного управления также вызвала интерес у зарубежных партнеров. Совместные проекты по развитию «умных городов», внедрению технологий искусственного интеллекта и блокчейна в государственные процессы могут стать основой для дальнейшего сотрудничества и обмена опытом.
Подытоживая сказанное следует сказать, что обновленная Конституция, несомненно, станет важным инструментом в достижении стратегических целей Нового Узбекистана, таких как повышение качества жизни населения, укрепление политической стабильности и создание условий для устойчивого экономического роста.
Абдуазиз Хидиров, УзА.