Налоги являются основным источником формирования финансовых ресурсов государства и годового бюджета.
Основные сферы государства, такие как образование, медицина, оборона, обеспечение общественного порядка, содержание государственного аппарата, действуют за счет взимаемых налогов.
Осуществляемые в нашей стране конституционные реформы направлены на закрепление в качестве конституционной нормы принципа «Человек – общество – государство», создание доброжелательного к народу государства, усиление защиты прав и интересов человека.
В обновленной Конституции создана прочная основа для формирования в буквальном смысле свободной рыночной экономики путем усиления гарантий предпринимательской деятельности, развития рыночных отношений, создания условий для честной конкуренции, обеспечения благоприятной инвестиционной и деловой среды, установления справедливой налоговой системы путем ограничения монополистической деятельности.
За последние годы в результате реформ, реализованных с целью создания большего количества возможностей для предпринимателей, увеличилось количество субъектов предпринимательства. По сравнению с 2016 годом количество предпринимателей малого бизнеса увеличилось в 2,5 раза. Доля малого бизнеса в ВВП составила 51,8 процента. Благодаря созданию широких возможностей для предпринимательства за последние шесть лет их число увеличилось в шесть раз и достигло двух миллионов. Функционируют 26 000 компаний с доходом более миллиона долларов и 220 компаний, доходы которых достигают 100 миллионов долларов. Предоставление налоговых льгот, преференций и льготных кредитов представителям деловых кругов, работающим в разных направлениях, позволяет еще больше расширить их деятельность.
В соответствии со статьей 63 обновленной Конституции закреплено, что “Налоги и сборы должны быть справедливыми и не должны препятствовать реализации гражданами своих конституционных прав”.
Согласно статье 10 Налогового кодекса Республики Узбекистан, налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные налоговые ставки, налоговые льготы или иные преимущества в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или страны происхождения капитала. Не допускается устанавливать налоги, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
Государство также должно гарантировать, что оно не будет взимать с граждан чрезмерные и обременительные налоги и другие сборы, и эта гарантия должна закрепиться на уровне закона.
Что означает “ Налоги и сборы должны быть справедливыми”?
Когда государство вводит налоги и сборы, оно непременно учитывает, что население или предприниматель могут позволить себе их платить. Чрезмерные и необоснованные налоги и сборы будут отменены.
Еще один важный момент. В статье 1 Конституции закреплено, что «Узбекистан — суверенное, демократическое, правовое, социальное и светское государство с республиканской формой правления». А значит, законность и правомерность налоговых отношений напрямую зависят как от налогоплательщика, так и от сборщика налогов, их правовой культуры. Налогоплательщики обязаны работать по принципу «Честный налогоплательщик», а сборщики налогов – по принципу «Налогоплательщик-помощник». Граждане должны будут выполнять свои конституционные обязанности по своевременной уплате налогов, а налоговые органы -выполнять свои обязанности и обязательства как государственные служащие, а также осуществлять разъяснительную и пропагандистскую работу среди налогоплательщиков, без принуждения, соблюдая правила этики, эстетики и культуры.
Еще одна введенная норма заключается в том, что «налоги и сборы не должны препятствовать реализации гражданами своих конституционных прав». Что это значит? Такие права граждан, определенные Конституцией, как право голоса и быть избранными, собственность и неприкосновенность собственности, жилища, труда, отдыха, доступ к медицинским услугам, не должны препятствовать пользованию своими правами. Государство гарантирует в Конституции права и свободы человека и гражданина. Поэтому при введении и сборе государственных налогов налогообложение должно основываться на принципах справедливости, обязательности, точности, сотрудничества налоговых органов с налогоплательщиками, единства налоговой системы, прозрачности и презумпции права налогоплательщика. Установлено, что положения Налогового кодекса и налогового законодательства не могут противоречить Конституции.
За последние годы количество видов налогов, уплачиваемых предпринимателями, сократилось, а для населения и бизнеса применены налоговые льготы. В частности, ставка подоходного налога с населения была снижена до 12 процентов, а ставка НДС - с 20 до 12 процентов. Согласно новой редакции Налогового кодекса, введенной в 2020 году, 13 видов налогов сокращены до 4 и составили 9. Формы налогового контроля сокращены с девяти до трех.
По данным Налогового комитета, по состоянию на 1 ноября 2023 года количество действующих в Узбекистане юридических лиц составило 575 999. Из них в январе-октябре зарегистрировано 78 026 человек. Также количество индивидуальных предпринимателей по итогам 9 месяцев достигло 245 785 человек, из них вновь зарегистрировались 81 315 человек. Кроме того, за 9 месяцев 112 674 организации воспользовались налоговыми льготами в размере 17,3 триллиона сумов.
Поправка к Конституции послужит правовой основой для последовательного и систематического продолжения таких позитивных изменений. Самое главное, что конституционные реформы, реализованные в целях создания прочной правовой основы развития Нового Узбекистана, послужат благополучию народа и возвышению человеческого достоинства.
В соответствии со статьей 149 обновленной Конституции в Узбекистане действует единая налоговая система. Право установления налогов принадлежит Олий Мажлису Республики Узбекистан. Согласно статье 8 Налогового кодекса, ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, обладающие всеми признаками налогов и сборов, но не предусмотренные настоящим кодексом либо установленные с нарушением его норм.
Акты налогового законодательства, предусматривающие установление новых налогов и сборов, вводятся в действие не ранее трех месяцев со дня их официального опубликования. В аналогичном порядке вводятся в действие акты налогового законодательства, предусматривающие отмену налоговых льгот, введение новых обязанностей, ужесточение мер ответственности за нарушение налогового законодательства или иное ухудшение положения субъектов налоговых отношений. Акты налогового законодательства, предусматривающие изменение ставок налогов и сборов, вводятся в действие с первого дня месяца, следующего за месяцем их официального опубликования, если в них не указан более поздний срок.
Налоговое законодательство состоит из Налогового кодекса и других законодательных актов. Налоги и другие обязательные платежи определяются, изменяются или отменяются Налоговым кодексом. Этим же документом, а также законами и другими нормативными правовыми актами, связанными с вопросами налогообложения, регулируются правовые основы налоговой системы Узбекистана, права и обязанности налогоплательщиков, ответственность за нарушение налогового законодательства. Налоговый кодекс является нормативным правовым документом, имеющим статус закона Республики Узбекистан. Все нормативные правовые документы должны соответствовать положениям Налогового кодекса.
В условиях стремительного развития национальной экономики и обеспечения высоких темпов роста в Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы определены такие приоритетные задачи, как обеспечение макроэкономической стабильности, сокращение дефицита Государственного бюджета и эффективное использование его доходов, развитие частного предпринимательства, сокращение налогового бремени и совершенствования налогового администрирования, снижение налоговой нагрузки на субъекты предпринимательства с 27,5 процента до 25 процентов к валовому внутреннему продукту к 2026 году. К концу 2026 года планируется сократить долю частного сектора в ВВП нашей страны как минимум в два раза.
Эффективное использование финансовых ресурсов, увеличение доходов бюджета и обеспечение адресности расходов являются приоритетной задачей. Сформированная в стране налоговая политика базируется на принципе «Если богат народ, то государство будет богатым и могущественным» и является одним из приоритетных направлений экономической деятельности.
Жахонгир Урмонов,
заведующий кафедрой
Университета общественной безопасности.