Конституции Республики Узбекистан, принятой в качестве правовой основы нашей страны, исполнилось более тридцати лет. Этот высший документ, тесно связанный с жизнью нашей страны, приобрел важное значение в развитии нашего общества и государства, жизни нашего народа. Проводимые в этот период системные реформы, принимаемые законы совершенствовались в ногу со временем и служат гарантией прав и свобод человека, возвышению человеческого достоинства, обеспечению для каждого достойного образа жизни, достижению благосостояния народа.

Благодаря этому наша страна все более развивается, стремясь к прогрессу и вхождению в число одного из самых передовых государств мира. По всей стране широко внедряются инициативы нашего Президента по возвышению человеческого достоинства. В законодательство постепенно интегрируются общепризнанные нормы прав человека. Безусловно, в ходе такого стремительного прогресса должна совершенствоваться в ногу со временем также и Конституция, создаваться передовые нормативно-правовые механизмы для полноценного обеспечения и защиты интересов народа.

С этой точки зрения Конституция, обновляющаяся в соответствии с волей нашего многонационального народа, является жизненной необходимостью, вытекающей из эволюционного развития общества Узбекистана, и огромным шагом на благо страны, нации и народа, благополучной жизни и счастливого будущего каждого из нас, возвышения человеческого достоинства.

Самое главное, наш народ является инициатором обновления Конституции. На первом этапе представителями народа – членами Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса, активистами политических партий и общественности и другими членами Конституционной комиссии с участием специалистов были собраны и отобраны мнения и предложения народа под девизом «Моя Конституция» для формирования проекта новой Конституции. На втором этапе данный проект был официально вынесен на общественное обсуждение и доработан на основе предложений и рекомендаций тысяч наших соотечественников. На третьем этапе он был вынесен на обсуждение в Законодательной палате, Конституционном суде и Сенате, было принято решение о вынесении проекта Конституционного закона Республики Узбекистан «О Конституции Республики Узбекистан» на референдум.

Словом, новый проект Основного закона буквально создавался в качестве народной Конституции. Количество статей в нем увеличилось с нынешних 128 до 155, а количество норм – с 275 до 434. То есть, в проекте около 65 процентов текста нашего Основного закона было усовершенствовано на основе предложений нашего народа, в частности, женщин и молодежи.

В статье 1 Конституции закрепляется, что Узбекистан – суверенное, демократическое, правовое, социальное и светское государство с республиканской формой правления. Эти нормы являются социал-демократическими и служат правовым механизмом, придающим правам человека высший статус, обеспечивающим социальную защиту всех граждан и их равенство перед законом.

При этом следует отметить, что включение в Конституцию понятия «верховенство закона», которое соответствует основной идеологии Социал-демократической партии «Адолат» Узбекистана, является устремлением, направленным на дальнейшее возвышение человеческого достоинства, его защиту и обеспечение неприкосновенности личной жизни.

Правовое государство – это государство, где обеспечено верховенство Конституции и законов, высшей ценностью являются права и свободы, честь и достоинство каждого человека независимо от пола, расы, национальности, языка, религии, убеждений, социального происхождения, общественного положения.

По этой причине обновленная Конституция гарантирует неприкосновенность личной жизни и собственности каждого человека. В частности, на конституционном уровне закреплено, что лицо не может быть задержано более чем на 48 часов без решения суда. Включение этой нормы в нашу Конституцию в качестве международно-признанного института «хабеас корпус» является гарантией неприкосновенности личной жизни лица, а значит, никто не может быть задержан и взят под стражу органами следствия и дознания без законных оснований.

Вместе с тем, в Конституцию включается такая норма международного права, как «правило Миранды». Согласно ему, при первом задержании лица в качестве подозреваемого, обвиняемого или подсудимого его права должны быть разъяснены ему следующим образом: «Вы имеете право хранить молчание. Все, что вы скажете, может и будет использовано против вас в суде. Ваш адвокат может присутствовать при допросе. Если вы не можете оплатить услуги адвоката, он будет предоставлен вам государством. Вы понимаете свои права?» Так, при задержании лица предполагается, что его права и причины задержания должны быть ему разъяснены на доступном, а не на официальном языке.

Человеку не обязательно доказывать свою невиновность, он может в любой момент воспользоваться правом хранить молчание. Оговаривается, что все сомнения в виновности должны разрешаться в пользу подозреваемого, обвиняемого или осужденного. Если признание человека является единственным доказательством против него, он не может быть признан виновным или наказан. Лицо не обязано свидетельствовать против себя или своих близких родственников.

Вместе с тем, устанавливается, что каждый имеет право на сохранение конфиденциальности своей переписки, телефонных переговоров, почтовых, электронных и иных сообщений. Ограничение таких прав или проведение обыска допускается только на основании решения суда.

Вводится еще одна важная норма. То есть смертная казнь в Узбекистане запрещается на конституционном уровне. Известно, что человек приходит в мир, чтобы жить. Поэтому право на жизнь каждого человека защищено на уровне Конституции. Действительно, с 1 января 2008 года смертная казнь была полностью исключена из уголовного законодательства в нашей стране, а вместо нее введено пожизненное или длительное лишение свободы. Сейчас запрет смертной казни закрепляется на конституционном уровне, что является абсолютной гарантией того, что даже государство не имеет права лишать человека жизни.

Строгое закрепление в нашей Конституции нормы «Смертная казнь в Узбекистане запрещена» наглядно демонстрирует нашу приверженность правам человека и сделанный нами великий и мужественный шаг к возвышению человеческого достоинства. Введение этой нормы свидетельствует о том, что человеческая жизнь, являющаяся уникальным даром природы, получает высокий статус и становится совершенно неприкосновенной в гуманном обществе Нового Узбекистана.

В заключение следует отметить, что основные приоритеты конституционных реформ направлены на непосредственную и действенную защиту интересов человека, безусловное обеспечение прав и свобод, чести и достоинства, личной, имущественной и нравственной неприкосновенности человека. Ибо, Конституция и верховенство закона – гарант благополучной жизни народа!

Абдукамол Рахмонов,  

заместитель председателя 

Политического совета СДП Узбекистана «Адолат»

УзА

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Конституция и верховенство закона – гарант благополучной жизни

Конституции Республики Узбекистан, принятой в качестве правовой основы нашей страны, исполнилось более тридцати лет. Этот высший документ, тесно связанный с жизнью нашей страны, приобрел важное значение в развитии нашего общества и государства, жизни нашего народа. Проводимые в этот период системные реформы, принимаемые законы совершенствовались в ногу со временем и служат гарантией прав и свобод человека, возвышению человеческого достоинства, обеспечению для каждого достойного образа жизни, достижению благосостояния народа.

Благодаря этому наша страна все более развивается, стремясь к прогрессу и вхождению в число одного из самых передовых государств мира. По всей стране широко внедряются инициативы нашего Президента по возвышению человеческого достоинства. В законодательство постепенно интегрируются общепризнанные нормы прав человека. Безусловно, в ходе такого стремительного прогресса должна совершенствоваться в ногу со временем также и Конституция, создаваться передовые нормативно-правовые механизмы для полноценного обеспечения и защиты интересов народа.

С этой точки зрения Конституция, обновляющаяся в соответствии с волей нашего многонационального народа, является жизненной необходимостью, вытекающей из эволюционного развития общества Узбекистана, и огромным шагом на благо страны, нации и народа, благополучной жизни и счастливого будущего каждого из нас, возвышения человеческого достоинства.

Самое главное, наш народ является инициатором обновления Конституции. На первом этапе представителями народа – членами Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса, активистами политических партий и общественности и другими членами Конституционной комиссии с участием специалистов были собраны и отобраны мнения и предложения народа под девизом «Моя Конституция» для формирования проекта новой Конституции. На втором этапе данный проект был официально вынесен на общественное обсуждение и доработан на основе предложений и рекомендаций тысяч наших соотечественников. На третьем этапе он был вынесен на обсуждение в Законодательной палате, Конституционном суде и Сенате, было принято решение о вынесении проекта Конституционного закона Республики Узбекистан «О Конституции Республики Узбекистан» на референдум.

Словом, новый проект Основного закона буквально создавался в качестве народной Конституции. Количество статей в нем увеличилось с нынешних 128 до 155, а количество норм – с 275 до 434. То есть, в проекте около 65 процентов текста нашего Основного закона было усовершенствовано на основе предложений нашего народа, в частности, женщин и молодежи.

В статье 1 Конституции закрепляется, что Узбекистан – суверенное, демократическое, правовое, социальное и светское государство с республиканской формой правления. Эти нормы являются социал-демократическими и служат правовым механизмом, придающим правам человека высший статус, обеспечивающим социальную защиту всех граждан и их равенство перед законом.

При этом следует отметить, что включение в Конституцию понятия «верховенство закона», которое соответствует основной идеологии Социал-демократической партии «Адолат» Узбекистана, является устремлением, направленным на дальнейшее возвышение человеческого достоинства, его защиту и обеспечение неприкосновенности личной жизни.

Правовое государство – это государство, где обеспечено верховенство Конституции и законов, высшей ценностью являются права и свободы, честь и достоинство каждого человека независимо от пола, расы, национальности, языка, религии, убеждений, социального происхождения, общественного положения.

По этой причине обновленная Конституция гарантирует неприкосновенность личной жизни и собственности каждого человека. В частности, на конституционном уровне закреплено, что лицо не может быть задержано более чем на 48 часов без решения суда. Включение этой нормы в нашу Конституцию в качестве международно-признанного института «хабеас корпус» является гарантией неприкосновенности личной жизни лица, а значит, никто не может быть задержан и взят под стражу органами следствия и дознания без законных оснований.

Вместе с тем, в Конституцию включается такая норма международного права, как «правило Миранды». Согласно ему, при первом задержании лица в качестве подозреваемого, обвиняемого или подсудимого его права должны быть разъяснены ему следующим образом: «Вы имеете право хранить молчание. Все, что вы скажете, может и будет использовано против вас в суде. Ваш адвокат может присутствовать при допросе. Если вы не можете оплатить услуги адвоката, он будет предоставлен вам государством. Вы понимаете свои права?» Так, при задержании лица предполагается, что его права и причины задержания должны быть ему разъяснены на доступном, а не на официальном языке.

Человеку не обязательно доказывать свою невиновность, он может в любой момент воспользоваться правом хранить молчание. Оговаривается, что все сомнения в виновности должны разрешаться в пользу подозреваемого, обвиняемого или осужденного. Если признание человека является единственным доказательством против него, он не может быть признан виновным или наказан. Лицо не обязано свидетельствовать против себя или своих близких родственников.

Вместе с тем, устанавливается, что каждый имеет право на сохранение конфиденциальности своей переписки, телефонных переговоров, почтовых, электронных и иных сообщений. Ограничение таких прав или проведение обыска допускается только на основании решения суда.

Вводится еще одна важная норма. То есть смертная казнь в Узбекистане запрещается на конституционном уровне. Известно, что человек приходит в мир, чтобы жить. Поэтому право на жизнь каждого человека защищено на уровне Конституции. Действительно, с 1 января 2008 года смертная казнь была полностью исключена из уголовного законодательства в нашей стране, а вместо нее введено пожизненное или длительное лишение свободы. Сейчас запрет смертной казни закрепляется на конституционном уровне, что является абсолютной гарантией того, что даже государство не имеет права лишать человека жизни.

Строгое закрепление в нашей Конституции нормы «Смертная казнь в Узбекистане запрещена» наглядно демонстрирует нашу приверженность правам человека и сделанный нами великий и мужественный шаг к возвышению человеческого достоинства. Введение этой нормы свидетельствует о том, что человеческая жизнь, являющаяся уникальным даром природы, получает высокий статус и становится совершенно неприкосновенной в гуманном обществе Нового Узбекистана.

В заключение следует отметить, что основные приоритеты конституционных реформ направлены на непосредственную и действенную защиту интересов человека, безусловное обеспечение прав и свобод, чести и достоинства, личной, имущественной и нравственной неприкосновенности человека. Ибо, Конституция и верховенство закона – гарант благополучной жизни народа!

Абдукамол Рахмонов,  

заместитель председателя 

Политического совета СДП Узбекистана «Адолат»

УзА