Конституция в новой редакции закрепляет широкие правовые гарантии повышения благосостояния народа Узбекистана, а также дальнейшего усиления обеспечения прав и свобод, защиты интересов, чести и достоинства человека. Очевидно, что принимаемые конституционные нормы являются началом формирования новой эпохи дальнейшего развития Нового Узбекистана. В результате реформирования конституционных норм на основе многочисленных предложений наших сограждан, ведущих зарубежных специалистов и передового международного опыта, количество норм в сфере обеспечения прав и свобод человека было увеличено более чем в 3,5 раза. В частности, в новом проекте Конституции отдельной нормой гарантируется право на неприкосновенность личной жизни, а также защита личной и семейной тайны.

Динамичное развитие современных информационно-коммуникационных технологий, включая развитие Интернета и повышение уровня общения в виртуальных социальных сетях формирует потребность защиты персональных данных, а также может быть причиной возникновения различных угроз в сфере обеспечения неприкосновенности личной жизни. В современном мире государства, не имеющие соответствующей нормативно-правовой базы, кроме возникающих проблем в сфере защиты персональных данных в сети Интернет сталкиваются с такой проблемой, как ограничение на передачу персональных данных со стороны зарубежных партнеров, что, несомненно, может негативно отразиться на развитии внешнеэкономической деятельности. Отметим, что Республика Узбекистан предпринимает самые активные и фундаментальные шаги в направлении формирования информационного общества, в том числе принят ряд законодательных актов в сфере информатизации, идет динамичное развитие ИКТ, оказывается содействие научной деятельности по исследованию вопросов обеспечения информационной безопасности, происходит активное развитие национальной телекоммуникационной отрасли, которое положительно оценивается со стороны международных экспертов.

На сегодняшний день в Узбекистане сформировано передовое информационное законодательство, регулирующее весь комплекс общественных отношений, связанных с производством информации, ее распространением, использованием и обеспечением доступа к ней. Важно отметить, что на современном этапе развития Узбекистана вопросы формирования и развития системы обеспечения информационной безопасности и защиты информации, своевременного и адекватного противодействия угрозам в информационной сфере были определены в качестве одного из основных направлений в сфере обеспечения безопасности в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах. Общеизвестно, что содержание Стратегии полностью соответствует Целям устойчивого развития Организации Объединенных Наций. Дальнейшее укрепление прав граждан в области свободы получения и распространения информации, а именно разработка проекта единого систематизированного нормативно-правового акта, регулирующего сферу информации, повышение культуры пользования граждан информационно-коммуникационными средствами, предотвращение нарушения права неприкосновенности, связанного с опубликованием в сети Интернет личных и конфиденциальных данных, а также создание системы предупреждения киберпреступности включены в качестве основных целей в таком основополагающем документе, как Стратегия развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы. Сфера защиты персональной информации непосредственно регулируются Законом Республики Узбекистан «О персональных данных» от 2 июля 2019 года, основной целью которого является защита прав и свобод человека путем регулирования отношений в области обработки персональных данных и установления требований по обеспечению их безопасности.

Предпринимаемые правовые меры защиты персональных данных способствуют предупреждению, в том числе на глобальном уровне правонарушений в киберпространстве, обеспечению защиты прав человека, связанных с неприкосновенностью частной жизни, а также являются правовой основой деятельности по профилактике киберпреступности и обеспечению эффективной защиты общества от негативного и корыстного использования ИКТ. Принятые правовые нормы вполне соответствуют требованиям и стандартам передовых международных стандартов в сфере обеспечения информационной безопасности.

Общеизвестно, что право искать, получать и распространять информацию и идеи независимо от границ закреплено в универсальных и региональных конвенциях по правам человека. Например, в статье 17 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года установлено, что «никто не может подвергаться произвольному или незаконному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным или незаконным посягательствам на неприкосновенность его жилища или тайну его корреспонденции или незаконным посягательствам на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств».

Из этого фундаментального права на неприкосновенность личной жизни вытекает право индивида на защиту персональных данных.

В вопросах обеспечения защиты персональных данных необходимо учитывать существующую взаимосвязь между такими понятиями, как неприкосновенность частной жизни и защита персональных данных. Из истории известно, что право на неприкосновенность частной жизни возникло еще в древние времена. На сегодняшний день это право прописано на конституционном уровне многих государств и является одним из основных прав человека в современном обществе.

Проект нового Конституционного закона по сравнению с действующей редакцией Основного закона предусматривает более широкую защиту прав человека на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны. Именно статья 31 изложена в следующей редакции: «Каждый человек имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и достоинства. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, электронных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только в соответствии с законом и на основании решения суда. Каждый имеет право на защиту своих персональных данных, а также требовать исправления недостоверных данных, уничтожения данных, собранных о нем незаконным путем или более не имеющих правовых оснований. Каждый имеет право на неприкосновенность жилища. Никто не может проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц. Проникновение в жилище, а также выемка и осмотр в нем допускаются лишь в случаях и порядке, предусмотренных законом. Производство обыска в жилище допускается только в соответствии с законом и на основании решения суда».

Данная норма гарантирует со стороны государства неприкосновенность личной жизни любого человека и является основанием для запрета незаконного сбора или публичной огласки без согласия личности информации, которая составляет личную или семейную тайну.

Очевидно, определение принципа неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны в качестве конституционной нормы жизненно необходимо в современных реалиях развития общества и государства. Кроме того, данная норма вполне соответствует общепризнанным принципам и нормам современного международного права, а также стандартам в сфере защиты информационных прав человека и является основой для свободного доступа общества к информации.

Несомненно, обновленная Конституция послужит важнейшей правовой основой для всестороннего регулирования всех аспектов жизни нашего общества и демократического развития нашего государства. Новые конституционные нормы, сформированные в соответствии с современными реалиями в условиях процессов глобализации, будут способствовать открытию новых перспектив для политического, экономического, правового, социального и культурного развития нашего государства, включая более эффективную организацию государственной власти и укрепление демократических основ дальнейшего развития Нового Узбекистана.

Нугман Нугманов,

доктор юридических наук, профессор

кафедры «Международное публичное право

и государственно-правовые дисциплины»

Университета мировой экономики и дипломатии

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Конституционные гарантии обеспечения прав человека на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны

Конституция в новой редакции закрепляет широкие правовые гарантии повышения благосостояния народа Узбекистана, а также дальнейшего усиления обеспечения прав и свобод, защиты интересов, чести и достоинства человека. Очевидно, что принимаемые конституционные нормы являются началом формирования новой эпохи дальнейшего развития Нового Узбекистана. В результате реформирования конституционных норм на основе многочисленных предложений наших сограждан, ведущих зарубежных специалистов и передового международного опыта, количество норм в сфере обеспечения прав и свобод человека было увеличено более чем в 3,5 раза. В частности, в новом проекте Конституции отдельной нормой гарантируется право на неприкосновенность личной жизни, а также защита личной и семейной тайны.

Динамичное развитие современных информационно-коммуникационных технологий, включая развитие Интернета и повышение уровня общения в виртуальных социальных сетях формирует потребность защиты персональных данных, а также может быть причиной возникновения различных угроз в сфере обеспечения неприкосновенности личной жизни. В современном мире государства, не имеющие соответствующей нормативно-правовой базы, кроме возникающих проблем в сфере защиты персональных данных в сети Интернет сталкиваются с такой проблемой, как ограничение на передачу персональных данных со стороны зарубежных партнеров, что, несомненно, может негативно отразиться на развитии внешнеэкономической деятельности. Отметим, что Республика Узбекистан предпринимает самые активные и фундаментальные шаги в направлении формирования информационного общества, в том числе принят ряд законодательных актов в сфере информатизации, идет динамичное развитие ИКТ, оказывается содействие научной деятельности по исследованию вопросов обеспечения информационной безопасности, происходит активное развитие национальной телекоммуникационной отрасли, которое положительно оценивается со стороны международных экспертов.

На сегодняшний день в Узбекистане сформировано передовое информационное законодательство, регулирующее весь комплекс общественных отношений, связанных с производством информации, ее распространением, использованием и обеспечением доступа к ней. Важно отметить, что на современном этапе развития Узбекистана вопросы формирования и развития системы обеспечения информационной безопасности и защиты информации, своевременного и адекватного противодействия угрозам в информационной сфере были определены в качестве одного из основных направлений в сфере обеспечения безопасности в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах. Общеизвестно, что содержание Стратегии полностью соответствует Целям устойчивого развития Организации Объединенных Наций. Дальнейшее укрепление прав граждан в области свободы получения и распространения информации, а именно разработка проекта единого систематизированного нормативно-правового акта, регулирующего сферу информации, повышение культуры пользования граждан информационно-коммуникационными средствами, предотвращение нарушения права неприкосновенности, связанного с опубликованием в сети Интернет личных и конфиденциальных данных, а также создание системы предупреждения киберпреступности включены в качестве основных целей в таком основополагающем документе, как Стратегия развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы. Сфера защиты персональной информации непосредственно регулируются Законом Республики Узбекистан «О персональных данных» от 2 июля 2019 года, основной целью которого является защита прав и свобод человека путем регулирования отношений в области обработки персональных данных и установления требований по обеспечению их безопасности.

Предпринимаемые правовые меры защиты персональных данных способствуют предупреждению, в том числе на глобальном уровне правонарушений в киберпространстве, обеспечению защиты прав человека, связанных с неприкосновенностью частной жизни, а также являются правовой основой деятельности по профилактике киберпреступности и обеспечению эффективной защиты общества от негативного и корыстного использования ИКТ. Принятые правовые нормы вполне соответствуют требованиям и стандартам передовых международных стандартов в сфере обеспечения информационной безопасности.

Общеизвестно, что право искать, получать и распространять информацию и идеи независимо от границ закреплено в универсальных и региональных конвенциях по правам человека. Например, в статье 17 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года установлено, что «никто не может подвергаться произвольному или незаконному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным или незаконным посягательствам на неприкосновенность его жилища или тайну его корреспонденции или незаконным посягательствам на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств».

Из этого фундаментального права на неприкосновенность личной жизни вытекает право индивида на защиту персональных данных.

В вопросах обеспечения защиты персональных данных необходимо учитывать существующую взаимосвязь между такими понятиями, как неприкосновенность частной жизни и защита персональных данных. Из истории известно, что право на неприкосновенность частной жизни возникло еще в древние времена. На сегодняшний день это право прописано на конституционном уровне многих государств и является одним из основных прав человека в современном обществе.

Проект нового Конституционного закона по сравнению с действующей редакцией Основного закона предусматривает более широкую защиту прав человека на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны. Именно статья 31 изложена в следующей редакции: «Каждый человек имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и достоинства. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, электронных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только в соответствии с законом и на основании решения суда. Каждый имеет право на защиту своих персональных данных, а также требовать исправления недостоверных данных, уничтожения данных, собранных о нем незаконным путем или более не имеющих правовых оснований. Каждый имеет право на неприкосновенность жилища. Никто не может проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц. Проникновение в жилище, а также выемка и осмотр в нем допускаются лишь в случаях и порядке, предусмотренных законом. Производство обыска в жилище допускается только в соответствии с законом и на основании решения суда».

Данная норма гарантирует со стороны государства неприкосновенность личной жизни любого человека и является основанием для запрета незаконного сбора или публичной огласки без согласия личности информации, которая составляет личную или семейную тайну.

Очевидно, определение принципа неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны в качестве конституционной нормы жизненно необходимо в современных реалиях развития общества и государства. Кроме того, данная норма вполне соответствует общепризнанным принципам и нормам современного международного права, а также стандартам в сфере защиты информационных прав человека и является основой для свободного доступа общества к информации.

Несомненно, обновленная Конституция послужит важнейшей правовой основой для всестороннего регулирования всех аспектов жизни нашего общества и демократического развития нашего государства. Новые конституционные нормы, сформированные в соответствии с современными реалиями в условиях процессов глобализации, будут способствовать открытию новых перспектив для политического, экономического, правового, социального и культурного развития нашего государства, включая более эффективную организацию государственной власти и укрепление демократических основ дальнейшего развития Нового Узбекистана.

Нугман Нугманов,

доктор юридических наук, профессор

кафедры «Международное публичное право

и государственно-правовые дисциплины»

Университета мировой экономики и дипломатии