Представителями институтов гражданского общества и академического сообщества Узбекистана совместно с международными и зарубежными партнерами проводится серия международных встреч, круглых столов и конференций, направленных на изучение опыта Узбекистана и зарубежных стран в сфере конституционного развития и осуществления конституционной реформы.

В частности, проведены встречи с участием представителей Узбекистана и Казахстана -«Конституционные реформы и строительство социального государства», Узбекистана и Пакистана - «Конституционные реформы: опыт Узбекистана и Пакистана», Узбекистана и Индии - «Конституционные реформы: опыт Узбекистана и Индии»

Организаторами мероприятий выступили Национальная ассоциация негосударственных некоммерческих организаций Узбекистана, Национальный центр Республики Узбекистан по правам человека, Институт государства и права Академии наук Узбекистана и Центр устойчивого развития.

Ниже приводятся мнения и оценки зарубежных участников этих мероприятий.

Директор Международного института интеграции социально-гуманитарных исследований «Интеллект Орда», доктор исторических наук, профессор, академик РАЕН и МАИН Саттар Мажитов:

- Если обратить внимание непосредственно на сам проект Конституции Республики Узбекистан в новой редакции, то уже с преамбулы можно заметить социальную направленность задуманных преобразований.

Приверженность правам и свободам человека, национальным и общечеловеческим ценностям, принципам государственного суверенитета, упоминающаяся в начале преамбулы Конституции, свидетельствует о том, что в центре внимание стоит человек с окружающими его людьми и обществом, в котором он живет, а также государство, которое гарантирует справедливое отношение к конкретному человеку. 

Второй момент, который также привлекает внимание в преамбуле новой редакции Конституции Узбекистана, — это стремление к укреплению и развитию дружественных отношений страны с мировым сообществом, прежде всего с соседними государствами, для взаимной поддержки мира и согласия. Ряд статей новой редакции Конституции Узбекистана определяют права и свободы человека приоритетами деятельности государственных органов, органов самоуправления граждан и их должностных лиц, как говорится в измененной редакции статьи 20.

Журналист, эксперт-международник Данара Курманова (Казахстан): 

- В сегодняшнем мире защита и поддержка лиц с инвалидностью являются показателем социальной ориентированности государства. В предлагаемой новой редакции Конституции Узбекистана можно увидеть, что основная ценность государства – это человек. В частности, в статье 55  есть такая формулировка «лицо с инвалидностью», раньше в Узбекистане часто можно было услышать совсем другой термин – инвалид. В Узбекистане с 2021 года можно выделить глобальные перемены в данной сфере:

во-первых, ратифицирована конвенция ООН о правах инвалидов;

во-вторых, президентские выборы 2021 года также продемонстрировали абсолютную инклюзивность, так как были подготовлены бюллетени со шрифтом Брайля, организованы пандусы около избирательных участков, это доказывало, что лицо с инвалидностью также имеет право участвовать в жизни страны.

С позиции здравоохранения, в отношении лиц с инвалидностью Узбекистан приближается к социальному государству и, конечно же, в Конституции также это нужно отразить.

Формулировка в проекте ее новой редакции - «лицо с инвалидностью» полностью соответствует международным стандартам.

Главный редактор ежедневной газеты «Daily Ittehad», вице-президент Совета редакторов газет Пакистана Тахир Фарук: 

- Газета «Daily Ittehad» следит за событиями в Узбекистане с первых дней независимости. Я имел честь много раз посещать вашу страну и видеть быстрый прогресс при Президенте Шавкате Мирзиёеве. Инициативы и реформы, выдвинутые им, дают свои результаты, обеспечивая процветание, стабильность и прогресс страны. 

12 апреля – знаменательная дата для пакистанцев, мы отмечаем 50-летний юбилей принятия Конституции Пакистана, более известной как Конституция 1973 года. Это – высший закон нашей страны, разработанный бывшим премьер-министром Пакистана Зульфикаром Али Бхутто, который сделал его очень представительным, охватывающим все аспекты жизни государства. Конституция стала более важным документом, ибо прежняя оппозиция и все оппозиционные партии в целом ее поддержали. Это – Конституция консенсуса, которая по прошествии стольких лет по-прежнему работает и способствует динамичному развитию, что свидетельствует о дальновидности З. А. Бхутто и политического руководства моей страны в те годы. 

За последние 50 лет в Конституцию Пакистана 1973 года вносились поправки 27 раз. Это неудивительно, поскольку в любой стране этот документ является динамичным, в него вносятся поправки в ответ на меняющиеся потребности граждан. Если мы посмотрим на Конституцию Индии, эта страна стала независимой одновременно с Пакистаном, то поправки в ее вносились 105 раз. Однако Соединенные Штаты Америки внесли всего 27 поправок за 203 года своей конституционной истории. Сегодня мы наблюдаем за процессами разработки новой редакции Конституции Узбекистана и подготовки к всенародному референдуму по ее принятию открыто и гласно. В этом участвуют также зарубежные эксперты и СМИ. 

Главный редактор газеты «Daily Awami Awaz Karachi» Джаббар Хаттак (Пакистан): 

- Рассматривая конституционную реформу в Узбекистане, хотелось бы провести некоторые параллели из пакистанского опыта. Хотя Пакистан, как государство появился в карте мира в 1947 году, к сожалению, до апреля 1973 года у него не было Конституции. 

После долгой демократической политической борьбы избранный в 1973 году парламент единогласно одобрил полноценную Конституцию. Пакистан предпринял важные шаги в направлении конституционных реформ, ориентированных на укрепление демократического процесса, обеспечение защиты прав человека и поощрение надлежащего управления.

В ходе этих реформ 18-я поправка 2010 года стала важной вехой в конституционной истории Пакистана. Поправка включала, в частности изменения, направленные на:

• передачу отдельных полномочий от федерального правительства провинциям (децентрализацию), которые в последствии приобрели большую автономию и ответственность за широкий круг функций в сфере образования, здравоохранения и сельского хозяйства. Это был важный шаг к децентрализации и местному самоуправлению, он помог решить проблемы небольших провинций;

• усиление защиты основных прав человека, таких, как права на справедливое судебное разбирательство, образование и информацию, а также улучшение положения дел с защитой прав женщин и меньшинств.

Последующие конституционные реформы были направлены на укрепление демократии, продвижение надлежащего управления (good governance), повышение подотчетности государственных должностных лиц, защиту основных прав человека, создание более инклюзивного общества, в котором все имеют равные права и возможности, обеспечение более справедливого распределения ресурсов, борьбу с коррупцией и другими формами злоупотреблений служебным положением. Несмотря на эти позитивные изменения, все еще есть некоторые проблемы. Например, нужно укрепить судебную систему, обеспечить независимость СМИ, улучшить экономическую ситуацию в стране. Все это критические вопросы, которые необходимо решить, чтобы построить более сильный и процветающий Пакистан.

Следует отметить, что конституционные реформы являются важным шагом на пути к построению более сильного и демократического общества.

Главный редактор пакистанской газеты «Daily Lead» Яхья Хан Садозай: 

- В русле конституционной реформы в Узбекистане уделяется особое внимание достижению Целей устойчивого развития – Повестке дня ООН до 2030 года. Это актуально и для Пакистана. Сравнительный анализ может помочь выделить передовой опыт, который Пакистан и Узбекистан могут перенять друг у друга.

Я разделяю мнение о том, что поправки в Конституцию и нормативно-правовые акты способствуют достижению ЦУР, в конечном счете повышению благосостояния человечества. ЦУР основаны на хрупком треугольнике, в углах которого находятся развитие, демократия и безопасность. Посредством реализации интегрированного пакета мер можно достичь долгосрочного экономического процветания, справедливости, социальной защиты, свободы слова и религии, человеческого и экологического развития. 

Пакистан предпринял конкретные шаги для полной реализации ЦУР посредством правовых реформ и учета этой повестки дня в своем национальном контексте. В целом показатель индекса ЦУР Пакистана увеличился с 53,11 в 2015 году до 63,49 в 2020 году, т. е. на 19,5 процента. 

В Повестке дня на период до 2030 года указано, что парламентарии играют решающую роль в принятии и достижении ЦУР: не только как законодатели, но и как избранные представители своего народа. Как развивающаяся нация, мы знаем, что правовые реформы способствуют подотчетности в отношении ЦУР и упрощают их достижение.

В последние годы Пакистан сильно изменился конституционно, институционально и структурно. Улучшается качество жизни людей, укрепляется их доверие к власти, усиливается их представительство на национальном уровне. Все благодаря поправкам к Конституции Пакистана и правовым реформам, которые отменялись, создавались, консолидировались и кодифицировались с момента ее принятия.

Мы хорошо знаем о новой эре развития Узбекистана, где масштабные реформы послужили основой для кардинальных изменений. Проводимая конституционная реформа предусматривает комплексное обновление всех сфер общественной и государственной жизни. Благодаря кардинальным правовым реформам Узбекистан стал свидетелем новой эры развития, ориентированной на человека.

Профессор Университета имени Джавахарлала Неру Санджай Кумар Пандей (Нью-Дели, Индия): 

- Конституционализм – это своего рода философия, идеология, которая нацелена на гарантию свободы личности, ограничение полномочий властей, обеспечение реализации таких демократических принципов, как верховенство закона, независимость судебной власти, усиление парламентаризма и т.д. Все это гарантирует, что свободе личности придается первостепенное значение, и государство не посягает на нее.

Но Конституция – это не жесткий документ, который нельзя менять. Это живой или органичный документ, который должен отражать изменения в обществе, а также чаяния населения. 

В этом плане важно, что в Узбекистане тоже осуществляется конституционная реформа, инициированная на основе пожеланий и чаяний народа. Надеемся, что проект новой редакции вашей Конституции будет принят на предстоящем всенародном референдуме и послужит строительству нового Узбекистана - гуманного демократического правового, социального и светского государства, открытого и справедливого общества.

Чрезвычайный и Полномочный Посол Индии в Узбекистане Маниш Прабхат

-Узбекистан находится на очень важном этапе – принятия решения путем всенародного референдума об одобрении нового проекта Конституции.  Участвовать в этом будут все граждане Узбекистана, проживающие в стране, а также находящиеся за рубежом. Удивительно видеть интенсивную работу, которая была проделана при подготовке обширного текста проекта, включающего в себя несколько новых статей, добавленных с целью расширить сферу действия Конституции и ее перспективы для простых граждан Узбекистана.

По сути, новый проект Конституции содержит обещание перед простыми гражданами Узбекистана, что отныне они будут в центре внимания, их права, благосостояние и достоинство будут гарантированы государством. 

Заслугой Президента Шавката Мирзиёева является то, что он концептуализировал Новый Узбекистан, который должен стать социальным государством, в первую очередь заботящимся о правах и достоинстве своего народа. Мы наблюдаем растущую тенденцию придания приоритетности реформам и гарантированию прав человека в Узбекистане. Первые в истории Узбекистана выборы в Совет ООН по правам человека в 2020 году стали свидетельством того факта, что реформы, инициированные Президентом Шавкатом Мирзиёевым с момента его прихода к власти, пускают корни, и мир признает их успех.

Также следует отметить, что в ходе общенациональных консультаций по конституционной реформе было получено более 200 тысяч предложений, многие из них нашли место в новом проекте. Следовательно, сама разработка проекта включала процесс широких консультаций, и участие общественности в референдуме подтвердит его демократический характер. Я хотел бы пожелать всяческих успехов народу Узбекистана в этом жизненно важном деле, когда все внимание мирового сообщества будет устремлено на Узбекистан 30 апреля.

УзА

 

 

 

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Конституционная реформа в Узбекистане: взгляд зарубежных экспертов и СМИ

Представителями институтов гражданского общества и академического сообщества Узбекистана совместно с международными и зарубежными партнерами проводится серия международных встреч, круглых столов и конференций, направленных на изучение опыта Узбекистана и зарубежных стран в сфере конституционного развития и осуществления конституционной реформы.

В частности, проведены встречи с участием представителей Узбекистана и Казахстана -«Конституционные реформы и строительство социального государства», Узбекистана и Пакистана - «Конституционные реформы: опыт Узбекистана и Пакистана», Узбекистана и Индии - «Конституционные реформы: опыт Узбекистана и Индии»

Организаторами мероприятий выступили Национальная ассоциация негосударственных некоммерческих организаций Узбекистана, Национальный центр Республики Узбекистан по правам человека, Институт государства и права Академии наук Узбекистана и Центр устойчивого развития.

Ниже приводятся мнения и оценки зарубежных участников этих мероприятий.

Директор Международного института интеграции социально-гуманитарных исследований «Интеллект Орда», доктор исторических наук, профессор, академик РАЕН и МАИН Саттар Мажитов:

- Если обратить внимание непосредственно на сам проект Конституции Республики Узбекистан в новой редакции, то уже с преамбулы можно заметить социальную направленность задуманных преобразований.

Приверженность правам и свободам человека, национальным и общечеловеческим ценностям, принципам государственного суверенитета, упоминающаяся в начале преамбулы Конституции, свидетельствует о том, что в центре внимание стоит человек с окружающими его людьми и обществом, в котором он живет, а также государство, которое гарантирует справедливое отношение к конкретному человеку. 

Второй момент, который также привлекает внимание в преамбуле новой редакции Конституции Узбекистана, — это стремление к укреплению и развитию дружественных отношений страны с мировым сообществом, прежде всего с соседними государствами, для взаимной поддержки мира и согласия. Ряд статей новой редакции Конституции Узбекистана определяют права и свободы человека приоритетами деятельности государственных органов, органов самоуправления граждан и их должностных лиц, как говорится в измененной редакции статьи 20.

Журналист, эксперт-международник Данара Курманова (Казахстан): 

- В сегодняшнем мире защита и поддержка лиц с инвалидностью являются показателем социальной ориентированности государства. В предлагаемой новой редакции Конституции Узбекистана можно увидеть, что основная ценность государства – это человек. В частности, в статье 55  есть такая формулировка «лицо с инвалидностью», раньше в Узбекистане часто можно было услышать совсем другой термин – инвалид. В Узбекистане с 2021 года можно выделить глобальные перемены в данной сфере:

во-первых, ратифицирована конвенция ООН о правах инвалидов;

во-вторых, президентские выборы 2021 года также продемонстрировали абсолютную инклюзивность, так как были подготовлены бюллетени со шрифтом Брайля, организованы пандусы около избирательных участков, это доказывало, что лицо с инвалидностью также имеет право участвовать в жизни страны.

С позиции здравоохранения, в отношении лиц с инвалидностью Узбекистан приближается к социальному государству и, конечно же, в Конституции также это нужно отразить.

Формулировка в проекте ее новой редакции - «лицо с инвалидностью» полностью соответствует международным стандартам.

Главный редактор ежедневной газеты «Daily Ittehad», вице-президент Совета редакторов газет Пакистана Тахир Фарук: 

- Газета «Daily Ittehad» следит за событиями в Узбекистане с первых дней независимости. Я имел честь много раз посещать вашу страну и видеть быстрый прогресс при Президенте Шавкате Мирзиёеве. Инициативы и реформы, выдвинутые им, дают свои результаты, обеспечивая процветание, стабильность и прогресс страны. 

12 апреля – знаменательная дата для пакистанцев, мы отмечаем 50-летний юбилей принятия Конституции Пакистана, более известной как Конституция 1973 года. Это – высший закон нашей страны, разработанный бывшим премьер-министром Пакистана Зульфикаром Али Бхутто, который сделал его очень представительным, охватывающим все аспекты жизни государства. Конституция стала более важным документом, ибо прежняя оппозиция и все оппозиционные партии в целом ее поддержали. Это – Конституция консенсуса, которая по прошествии стольких лет по-прежнему работает и способствует динамичному развитию, что свидетельствует о дальновидности З. А. Бхутто и политического руководства моей страны в те годы. 

За последние 50 лет в Конституцию Пакистана 1973 года вносились поправки 27 раз. Это неудивительно, поскольку в любой стране этот документ является динамичным, в него вносятся поправки в ответ на меняющиеся потребности граждан. Если мы посмотрим на Конституцию Индии, эта страна стала независимой одновременно с Пакистаном, то поправки в ее вносились 105 раз. Однако Соединенные Штаты Америки внесли всего 27 поправок за 203 года своей конституционной истории. Сегодня мы наблюдаем за процессами разработки новой редакции Конституции Узбекистана и подготовки к всенародному референдуму по ее принятию открыто и гласно. В этом участвуют также зарубежные эксперты и СМИ. 

Главный редактор газеты «Daily Awami Awaz Karachi» Джаббар Хаттак (Пакистан): 

- Рассматривая конституционную реформу в Узбекистане, хотелось бы провести некоторые параллели из пакистанского опыта. Хотя Пакистан, как государство появился в карте мира в 1947 году, к сожалению, до апреля 1973 года у него не было Конституции. 

После долгой демократической политической борьбы избранный в 1973 году парламент единогласно одобрил полноценную Конституцию. Пакистан предпринял важные шаги в направлении конституционных реформ, ориентированных на укрепление демократического процесса, обеспечение защиты прав человека и поощрение надлежащего управления.

В ходе этих реформ 18-я поправка 2010 года стала важной вехой в конституционной истории Пакистана. Поправка включала, в частности изменения, направленные на:

• передачу отдельных полномочий от федерального правительства провинциям (децентрализацию), которые в последствии приобрели большую автономию и ответственность за широкий круг функций в сфере образования, здравоохранения и сельского хозяйства. Это был важный шаг к децентрализации и местному самоуправлению, он помог решить проблемы небольших провинций;

• усиление защиты основных прав человека, таких, как права на справедливое судебное разбирательство, образование и информацию, а также улучшение положения дел с защитой прав женщин и меньшинств.

Последующие конституционные реформы были направлены на укрепление демократии, продвижение надлежащего управления (good governance), повышение подотчетности государственных должностных лиц, защиту основных прав человека, создание более инклюзивного общества, в котором все имеют равные права и возможности, обеспечение более справедливого распределения ресурсов, борьбу с коррупцией и другими формами злоупотреблений служебным положением. Несмотря на эти позитивные изменения, все еще есть некоторые проблемы. Например, нужно укрепить судебную систему, обеспечить независимость СМИ, улучшить экономическую ситуацию в стране. Все это критические вопросы, которые необходимо решить, чтобы построить более сильный и процветающий Пакистан.

Следует отметить, что конституционные реформы являются важным шагом на пути к построению более сильного и демократического общества.

Главный редактор пакистанской газеты «Daily Lead» Яхья Хан Садозай: 

- В русле конституционной реформы в Узбекистане уделяется особое внимание достижению Целей устойчивого развития – Повестке дня ООН до 2030 года. Это актуально и для Пакистана. Сравнительный анализ может помочь выделить передовой опыт, который Пакистан и Узбекистан могут перенять друг у друга.

Я разделяю мнение о том, что поправки в Конституцию и нормативно-правовые акты способствуют достижению ЦУР, в конечном счете повышению благосостояния человечества. ЦУР основаны на хрупком треугольнике, в углах которого находятся развитие, демократия и безопасность. Посредством реализации интегрированного пакета мер можно достичь долгосрочного экономического процветания, справедливости, социальной защиты, свободы слова и религии, человеческого и экологического развития. 

Пакистан предпринял конкретные шаги для полной реализации ЦУР посредством правовых реформ и учета этой повестки дня в своем национальном контексте. В целом показатель индекса ЦУР Пакистана увеличился с 53,11 в 2015 году до 63,49 в 2020 году, т. е. на 19,5 процента. 

В Повестке дня на период до 2030 года указано, что парламентарии играют решающую роль в принятии и достижении ЦУР: не только как законодатели, но и как избранные представители своего народа. Как развивающаяся нация, мы знаем, что правовые реформы способствуют подотчетности в отношении ЦУР и упрощают их достижение.

В последние годы Пакистан сильно изменился конституционно, институционально и структурно. Улучшается качество жизни людей, укрепляется их доверие к власти, усиливается их представительство на национальном уровне. Все благодаря поправкам к Конституции Пакистана и правовым реформам, которые отменялись, создавались, консолидировались и кодифицировались с момента ее принятия.

Мы хорошо знаем о новой эре развития Узбекистана, где масштабные реформы послужили основой для кардинальных изменений. Проводимая конституционная реформа предусматривает комплексное обновление всех сфер общественной и государственной жизни. Благодаря кардинальным правовым реформам Узбекистан стал свидетелем новой эры развития, ориентированной на человека.

Профессор Университета имени Джавахарлала Неру Санджай Кумар Пандей (Нью-Дели, Индия): 

- Конституционализм – это своего рода философия, идеология, которая нацелена на гарантию свободы личности, ограничение полномочий властей, обеспечение реализации таких демократических принципов, как верховенство закона, независимость судебной власти, усиление парламентаризма и т.д. Все это гарантирует, что свободе личности придается первостепенное значение, и государство не посягает на нее.

Но Конституция – это не жесткий документ, который нельзя менять. Это живой или органичный документ, который должен отражать изменения в обществе, а также чаяния населения. 

В этом плане важно, что в Узбекистане тоже осуществляется конституционная реформа, инициированная на основе пожеланий и чаяний народа. Надеемся, что проект новой редакции вашей Конституции будет принят на предстоящем всенародном референдуме и послужит строительству нового Узбекистана - гуманного демократического правового, социального и светского государства, открытого и справедливого общества.

Чрезвычайный и Полномочный Посол Индии в Узбекистане Маниш Прабхат

-Узбекистан находится на очень важном этапе – принятия решения путем всенародного референдума об одобрении нового проекта Конституции.  Участвовать в этом будут все граждане Узбекистана, проживающие в стране, а также находящиеся за рубежом. Удивительно видеть интенсивную работу, которая была проделана при подготовке обширного текста проекта, включающего в себя несколько новых статей, добавленных с целью расширить сферу действия Конституции и ее перспективы для простых граждан Узбекистана.

По сути, новый проект Конституции содержит обещание перед простыми гражданами Узбекистана, что отныне они будут в центре внимания, их права, благосостояние и достоинство будут гарантированы государством. 

Заслугой Президента Шавката Мирзиёева является то, что он концептуализировал Новый Узбекистан, который должен стать социальным государством, в первую очередь заботящимся о правах и достоинстве своего народа. Мы наблюдаем растущую тенденцию придания приоритетности реформам и гарантированию прав человека в Узбекистане. Первые в истории Узбекистана выборы в Совет ООН по правам человека в 2020 году стали свидетельством того факта, что реформы, инициированные Президентом Шавкатом Мирзиёевым с момента его прихода к власти, пускают корни, и мир признает их успех.

Также следует отметить, что в ходе общенациональных консультаций по конституционной реформе было получено более 200 тысяч предложений, многие из них нашли место в новом проекте. Следовательно, сама разработка проекта включала процесс широких консультаций, и участие общественности в референдуме подтвердит его демократический характер. Я хотел бы пожелать всяческих успехов народу Узбекистана в этом жизненно важном деле, когда все внимание мирового сообщества будет устремлено на Узбекистан 30 апреля.

УзА