Зачастую в гонке за всесторонним развитием ребенка родители «заваливают» его полезным досугом.

Многочисленные кружки и секции практически не оставляют времени на обычные игры. Кому-то может показаться, что это хорошо: ребенок не сидит без дела. Но игра – это не просто развлечение: играя, ребенок познает мир, развивает навыки коммуникации, системное мышление и воображение. 

С взрослением ребенка подвижные игры, куклы, конструкторы и машинки постепенно уступают место другим – иногда настольным, но чаще компьютерным играм. И если к настольным играм родители относятся спокойно, то онлайн-развлечения традиционно вызывают неодобрение. И это не случайно: несколько лет назад Всемирная организация здравоохранения включила игровую зависимость в перечень международной классификации болезней.

При этом, если не увлекаться видеоиграми чрезмерно, они могут быть полезны. Например, в 2020 году группа китайских ученых провела эксперимент, посвященный изучению влияния экшен-игр на работу мозга. В результате оказалось, что мозг геймеров намного быстрее обрабатывает поступающие сигналы, что дает им хорошую реакцию и развивает многозадачность. 

Кстати, это далеко не первое исследование о пользе видеоигр: еще в 2003 году ученые выяснили, что заядлые игроки могут похвастаться лучшим контролем внимания – способностью переключать его между разными задачами по мере необходимости. Кроме того, не раз отмечалась связь между рангами игровых персонажей со стилем лидерства человека в жизни. 

Разумеется, это не значит, что многочасовое сидение за экраном со «стрелялками» сделает из ребенка великого стратега. Помимо риска игровой зависимости концентрация на однотипных активностях может плохо сказаться на других навыках. 

Игровые механики – отличный способ удержать внимание ребенка, поэтому геймификация давно используется в образовании для повышения мотивации. Это правило работает и для детей, и для взрослых: например, элементы игры можно встретить во всевозможных онлайн-курсах.

Игра в обучении может принимать самые разные формы. Когда ученики зарабатывают и теряют баллы, переходят на новые уровни и соревнуются друг с другом за место в рейтинге – это геймификация. Изучение математических действий во время компьютерной игры, где нужно сортировать мячи по разным корзинам, – тоже геймификация. 

Когда обучение полностью строится на игровой модели, а не ограничивается отдельными ее элементами, оно называется game-based learning (GBL). При таком подходе игровой процесс – уже не просто инструмент получения знаний, а самоцель. Это значит, что конечная цель вполне игровая – не решить задачу, а захватить замок или спасти планету, но в процессе ее достижения пользователь развивает полезные навыки. 

Разумеется, полностью построить целый учебный курс по принципу GBL сложно, хотя есть отдельные удачные примеры. Например, в школе Quest to Learn в городе Нью-Йорке каждая дисциплина похожа на увлекательное приключение со своим сюжетом. Девятиклассники играют роли биотехнологов в вымышленной лаборатории, где они клонируют динозавров, а шестиклассники путешествуют вместе с вымышленным персонажем доктором Смоллзом. 

Game-based learning нередко используется для тренировки IT-навыков. Существует много компьютерных игр для разработчиков, где «пропуском» на следующий уровень становятся строчки кода. Одна из самых популярных – Robocode, где пользователи управляют армией роботов и сражаются с врагами с помощью языков Java, Scala и C#. 

Хотя споры о пользе и вреде компьютерных игр продолжаются, дети все равно в них играют. Можно полностью изолировать ребенка от игр или попытаться обратить увлечение в полезное занятие.   

Роман БОНДАРЧУК, УзА

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Компьютерные игры помогают детям развиваться

Зачастую в гонке за всесторонним развитием ребенка родители «заваливают» его полезным досугом.

Многочисленные кружки и секции практически не оставляют времени на обычные игры. Кому-то может показаться, что это хорошо: ребенок не сидит без дела. Но игра – это не просто развлечение: играя, ребенок познает мир, развивает навыки коммуникации, системное мышление и воображение. 

С взрослением ребенка подвижные игры, куклы, конструкторы и машинки постепенно уступают место другим – иногда настольным, но чаще компьютерным играм. И если к настольным играм родители относятся спокойно, то онлайн-развлечения традиционно вызывают неодобрение. И это не случайно: несколько лет назад Всемирная организация здравоохранения включила игровую зависимость в перечень международной классификации болезней.

При этом, если не увлекаться видеоиграми чрезмерно, они могут быть полезны. Например, в 2020 году группа китайских ученых провела эксперимент, посвященный изучению влияния экшен-игр на работу мозга. В результате оказалось, что мозг геймеров намного быстрее обрабатывает поступающие сигналы, что дает им хорошую реакцию и развивает многозадачность. 

Кстати, это далеко не первое исследование о пользе видеоигр: еще в 2003 году ученые выяснили, что заядлые игроки могут похвастаться лучшим контролем внимания – способностью переключать его между разными задачами по мере необходимости. Кроме того, не раз отмечалась связь между рангами игровых персонажей со стилем лидерства человека в жизни. 

Разумеется, это не значит, что многочасовое сидение за экраном со «стрелялками» сделает из ребенка великого стратега. Помимо риска игровой зависимости концентрация на однотипных активностях может плохо сказаться на других навыках. 

Игровые механики – отличный способ удержать внимание ребенка, поэтому геймификация давно используется в образовании для повышения мотивации. Это правило работает и для детей, и для взрослых: например, элементы игры можно встретить во всевозможных онлайн-курсах.

Игра в обучении может принимать самые разные формы. Когда ученики зарабатывают и теряют баллы, переходят на новые уровни и соревнуются друг с другом за место в рейтинге – это геймификация. Изучение математических действий во время компьютерной игры, где нужно сортировать мячи по разным корзинам, – тоже геймификация. 

Когда обучение полностью строится на игровой модели, а не ограничивается отдельными ее элементами, оно называется game-based learning (GBL). При таком подходе игровой процесс – уже не просто инструмент получения знаний, а самоцель. Это значит, что конечная цель вполне игровая – не решить задачу, а захватить замок или спасти планету, но в процессе ее достижения пользователь развивает полезные навыки. 

Разумеется, полностью построить целый учебный курс по принципу GBL сложно, хотя есть отдельные удачные примеры. Например, в школе Quest to Learn в городе Нью-Йорке каждая дисциплина похожа на увлекательное приключение со своим сюжетом. Девятиклассники играют роли биотехнологов в вымышленной лаборатории, где они клонируют динозавров, а шестиклассники путешествуют вместе с вымышленным персонажем доктором Смоллзом. 

Game-based learning нередко используется для тренировки IT-навыков. Существует много компьютерных игр для разработчиков, где «пропуском» на следующий уровень становятся строчки кода. Одна из самых популярных – Robocode, где пользователи управляют армией роботов и сражаются с врагами с помощью языков Java, Scala и C#. 

Хотя споры о пользе и вреде компьютерных игр продолжаются, дети все равно в них играют. Можно полностью изолировать ребенка от игр или попытаться обратить увлечение в полезное занятие.   

Роман БОНДАРЧУК, УзА