В соответствии с пунктом 33 Государственной программы «Год поддержки молодежи и укрепления здоровья населения», в текущем году определена задача по широкому внедрению цифровых технологий в деятельность таможенных органов Узбекистана.
Следует отметить, что в данном направлении таможенными органами страны уже проделана масштабная работа в рамках «Дорожной карты» по развитию и широкому внедрению информационно-коммуникационных технологий в деятельность таможенных органов Республики Узбекистан на 2018–2020 годы (Приложение № 11 к постановлению Президента «Об организации деятельности органов государственной таможенной службы Республики Узбекистан» от 12 апреля 2018 года).
Соответствующие задачи определены также в Концепции по реформированию таможенного администрирования и повышению эффективности деятельности органов государственной таможенной службы Республики Узбекистан в 2020–2023 годах (Указ Президента «О реформировании таможенного администрирования и совершенствовании деятельности органов государственной таможенной службы Республики Узбекистан» от 5 июня 2020 года).
Настоящий указ принят в целях реформирования таможенного администрирования, дальнейшего совершенствования и повышения эффективности деятельности таможенных органов, формирования «цифровой таможни», являющейся логическим продолжением и развитием «безбумажной и электронной таможни», а также ускорения имплементации в национальное законодательство общепринятых международных норм и стандартов в сфере таможенного дела.
Согласно данным Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан, на сегодняшний день в деятельность таможенных органов внедрено 56 информационных систем и 30 интерактивных услуг (в том числе 6 информационных систем и 13 интерактивных услуг в 2020 году). За последнее время таможенными органами реализованы комплексные меры по внедрению новых автоматизированных информационных систем, в частности таких, как «Система управления рисками», «Система автоматической регистрации и распределения грузовых таможенных деклараций», «Система контроля таможенной стоимости» и других. Кроме того, продолжается работа по оснащению приграничных таможенных постов современным крупногабаритным сканирующим оборудованием. В результате классификации участников внешнеэкономической деятельности по уровню рисков количество таможенных проверок сократилось в 1,4 раза, а эффективность повысилась в 1,5 раза. Время, затрачиваемое на таможенное оформление по экспорту, сократилось в 1,7 раза, а по импорту – в 1,4 раза. В настоящее время 62 процента от общего количества товаров подлежат упрощенному таможенному оформлению. Учитывая важную роль информационных систем в упрощении таможенных процедур, процессы, связанные с таможенным оформлением, полностью автоматизированы.
Вместе с тем, для дальнейшего совершенствования процесса цифровизации особый интерес представляет анализ опыта ведущих стран мира по созданию цифровой таможни, а также выработка контуров, которые могут быть использованы в деятельности таможенных органов Узбекистана.
Как известно, с 2016 года, который был объявлен Всемирной таможенной организацией (ВТамО) годом «Цифровой таможни», таможенные органы должны активно демонстрировать использование информационных и коммуникационных технологий в целях сбора и обеспечения гарантии уплаты таможенных пошлин, осуществления контроля перемещения товаров, людей, транспортных и денежных средств, а также в целях обеспечения безопасности трансграничной торговли.
ВТамО также разработала Методические рекомендации по расширению использования информационных технологий органами таможни. Согласно рекомендациям ВТамО, «электронная таможня» должна обеспечивать бесперебойную работу автоматизированной системы по принципу «24/7». Ее задачами являются следующие: электронная обработка таможенных процедур, электронный калькулятор пошлин, предоставление мобильных услуг, подача предварительно дополнительной информации до погрузки товара, создание электронных версий таможенных деклараций, установление минимальных и пороговых показателей стоимости товаров для применения к ним упрощенных процедур таможенной очистки и другие.
В этой связи примечателен опыт стран Европейского союза, Китая, США и Японии. Так, в ЕС внедрена система электронного обмена таможенными декларациями «Новая компьютеризированная транзитная система» (NCTS – New Computerized Transit System). Она подразумевает так называемую Транзитную сетевую адресную книгу. На сегодняшний день Общеевропейская операционная сеть включает в себя более 30 национальных координаторов и несколько сотен региональных и местных сотрудников связи по вопросам транзита. Информация, соответствующая транзитной декларации, передается из пункта отправления в пункт назначения еще до прибытия груза в виде электронного сообщения. Затем из пункта назначения в пункт отправления в электронном формате посылается сообщение, подтверждающее прибытие груза, которое содержит информацию об инспекционных наблюдениях, сделанных во время транспортировки и в пункте назначения.
В Китае цифровизация деятельности таможенной службы нацелена на сокращение сроков таможенного оформления, использование онлайн-методов при внесении корректировок и дополнений в соответствующие документы. Правительство страны стремится ускорить интеграцию таможенных органов и органов контроля и надзора, внести соответствующие поправки в законодательство, регламентирующее их деятельность. Наряду с этим принимаются меры по унификации проведения таможенного контроля, предусматривающие изменение шаблонов и коммерческих документов, а также замену и обновление проставляемых на них штампов и печатей.
В США в ходе внедрения Automated Commercial System (ACS) и Customs Automated Commercial Environment (ACE) были созданы основные принципы электронного декларирования. Это, в свою очередь, привело к пересмотру концепции деятельности таможенной, иммиграционной и иных контролирующих организаций, выполняющих контроль перемещаемых через границу физических лиц, товаров и транспортных средств. Таможенная и иммиграционная службы и другие организации, выполняющие контроль на границе, были объединены воедино в Службу таможенного и пограничного контроля (Customs and Border Protection – CBP).
В Японии действует механизм прохождения таможенных формальностей через автоматизированную систему обработки сведений (NACCS), которая подразделяется на воздушную (air-NACCS) и морскую (sea-NACCS). Эта автоматизированная компьютерная система позволяет декларанту ввести со своего рабочего компьютера данные о наименовании товара, стране его изготовления, контрактной стоимости транспортировки и другие необходимые сведения. Система сама определяет общую сумму, подлежащую уплате за ввозимый товар и заносит полученные данные в память. Получив команду на обработку заявки, она осуществляет первичную классификацию и определяет упрощенную схему таможенных платежей. Разрешение выдается путем введения сотрудником таможенного органа соответствующей команды в систему.
Анализ опыта цифровизации таможенной деятельности в вышеупомянутых странах показывает, что данный процесс носит комплексный концептуальный характер. Благодаря цифровизации таможни модернизируются технологии и системы и в других сферах управления.
В завершение следует отметить, что только комплексный подход позволит модернизировать деятельность таможенных органов нашей страны таким образом, чтобы они стали надежной опорой в достижении целей стратегического развития государства.
Нилуфар Нодирхонова,
начальник отдела
Центра «Стратегия развития».