Правда в том, что информация требовала срочной публикации.
21 февраля информационная служба АО «Национальные электрические сети Узбекистана» официально обявила, что импорт электроэнергии из Турменистана резко сократился с 780 до 60 МВт из-за аварийного отключения линии 500 кВ L-511 между тепловой электрической станцией «Мари» и подстанциями «Сердар», принадлежащими корпорации «Туркменэнерго».
Через несколько часов было сделано еще одно официальное объявление о том, что туркменские энергетики устранили техническую неполадку, восстановили экспорт электроэнергии в Узбекистан. Но в некоторых местных и зарубежных электронных СМИ было написано, что причиной сокращения импорта электроэнергии из «Туркменэнерго» стало возгорание на высоковольной линии L-511...
Что за пожар? Откуда такие сведения? В официальном обращении информационной службы АО «Национальные электрические сети Узбекистана» информации о возгорании не было. Может быть, некоторые журналисты сами разожгли огонь под высоковольтной линией в пустыне, в нескольких километрах от узбекско-туркменской границы, чтобы сделать заголовок «громким»? Разве пишущие такие строки не понимают, что иностранные журналисты тоже могут разместить эту неправильную информацию о нашей стране? Может, платят за фейковые новости, хотят, чтобы об Узбекистане были негативные впечатления? Или причина всему неправильный перевод?
Правда в том, что информация требовала срочной публикации. Я опубликовал статью на узбекском языке, а перевести на русский язык не было времени. В результате в социальных сетях появилась статья с неправильным заголовком «Из-за пожара на ЛЭП в Туркменистане часть узбекистанских потребителей электроэнергии была отключена от сети». Возможно, в этом виноват «Google Переводчик», а возможно, журналист, плохо владеющий узбекским языком. Мы родились и выросли на этой земле, думаю, знание государственного языка является необходимостью. Кроме того, очень важно и то, что публиковать надо только достоверную, грамотно написанную информацию. К сожалению, очень часто можно столкнуться с некомпетентностью в СМИ.
Некоторые журналисты и блогеры забывают, что у всех потребителей есть ряд обязанностей, некоторые из которых иногда не выполняются. Бывают случаи, когда человек нарушает закон. Почему же об этом не написать? Я не слышал о блогере, который обнаружил незаконные подключения к электричеству или природному газу и написал об этом. А вот, когда дома вдруг стало холодно, оперативно записывается видео для соцсети. Может, сначала надо вспомнить, что высокое давление газа — это большие риск и оплата за энергоресурсы.
Еще пример. Дорожно-транспортные происшествия — это не только нарушения водителей, но и плохое знание правил пешеходами, несоблюдение их. Почему некоторые ситуации мы не замечаем или не хотим замечать? Необходимо трудиться, тщательно изучить ситуацию. Конечно, проще всего опубликовать кровавую картину с места ДТП, рассказать, сколько людей погибло, раскритиковать только водителя, не учитывая его тяжелый труд и то, что он поздно возвращается с работы.
В ситуации с электроэнергией тоже надо было разобраться. Нам важна достоверность информации, населению не нужны страхи и тревога, тем более необоснованная. А ведь именно это дают «кричащие» заголовки.
У иностранных интернет-пользователей, наверняка, сложилось неправильное впечатление после прочтения статьи о пожаре. И не надо винить в этом «Google Translate». Именно журналист должен звонить, несколько раз уточнять информацию, прежде чем публиковать статью.
Уважаемые журналисты, уважаемые коллеги! Узбекистан — это наш общий дом, наша Родина. Мы должны радоваться и гордиться всеми достижениями страны, устранять недостатки. Важно адекватно реагировать на сообщения, которые всегда должны быть достоверными и не подрывать авторитет страны.
Как было однажды отмечено на семинаре, организованном Агентством информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан, журналист — некий доктор в обществе. Но мы должны помнить, что диагноз всегда должен быть точным!
Улугбек Урунов,
советник по информационной политике,
пресс-секретарь председателя правления
АО «Национальные электрические сети Узбекистана»