Во время карантина предприятия по всему миру перевели своих сотрудников на дистанционную работу. Локдаун вдохнул новую жизнь в технологии виртуальной реальности (VR). Помимо обучения и разработки игр компании всерьез заинтересовались использованием VR для совещаний и организации удаленной работы.
sКарантин изменил коммуникацию. Приложение Zoom стало стандартом, но плоского общения недостаточно, а вот VR дает возможность общаться в трехмерном пространстве. Приложения, которое бы стало стандартом для проведения конференций в VR, пока не разработано, но на рынке уже есть любопытные решения, например, Engage. Тут можно проводить конференции и семинары. У Skyreal широкий функционал для помощи компаниям на разных этапах производства: от концепции до обучения персонала и маркетинга.
Пример нашумевшей компьютерной игры Half-Life: ALyx показал, что для VR можно делать настоящие блокбастеры. Игроки и критики в восторге, но крупных анонсов помимо Medal of Honor пока нет. Крупные студии пока не готовы тратить деньги на большие проекты и больше доверяют традиционным играм для ПК и консолей.
В VR балом по-прежнему правят независимые разработчики, которые готовы на эксперименты. Ждем, когда количество пользователей шлемов подрастет настолько, что мы увидим наконец BioShock, Dishonored, Assassin's Creed и другие тайтлы в VR.
Тренд ближайших лет — объединение AR (дополненной реальности) и VR в единую технологию XR. Тайваньский производитель смартфонов и планшетов HTC уже анонсировал модульный шлем со сменными панелями. Идея простая — сменил одну лицевую панель на другую и ловким движением перепрыгнул с VR на AR.
В скором времени ожидается мобильное AR-устройство от Apple. Официального анонса пока не было, но, по слухам, компания собирается представить очки дополненной реальности, а после этого и виртуальной. Если Apple действительно представит свое AR-устройство, это привлечет огромную аудиторию как потребителей, так и разработчиков.
Apple купила VR-компанию NextVR, и скоро нас ждет стриминг-контент, спортивные мероприятия, концерты, а возможно, и сериалы, которые будут сделаны специально под VR.
На данный момент шлем виртуальной реальности Oculus Quest — претендент на самый массовый VR-хедсет. Продажи растут и уже реализовано контента для шлема на 100 миллионов долларов. Несмотря на невысокую мощность, на шлеме есть крутые игры. Среди них Super Hot, Beat Saber, Creed, Moss. Это отличный вариант первого VR-шлема, когда денег на мощный ПК жалко, а к виртуальной реальности прикоснуться хочется.
Сейчас во многих шлемах появляется поддержка трекинга рук. Разработчики экспериментируют с системами распознавания голоса для VR. Появляются перчатки, в которых пользователь сможет на новом уровне взаимодействовать с виртуальными предметами. Например, теннисный мячик и камень по-разному сжимаются и ощущаются в руке.
VR по-прежнему популярен для обучения сотрудников, а также в сфере образования, успешно применяется для обучения школьников. Корпорации применяют VR при найме и в обучении.
Кроме того, VR активно используется в реабилитации, обучении персонала, пейн-менеджменте, помогает медицинским организациям повысить скорость и качество обучения младшего персонала. Во время пандемии оказалось востребованным обучение сотрудников правилам поведения с заболевшими COVID-19 и борьба со стрессом для медицинского персонала.
Однако для реабилитации пока нет универсального решения, которое бы включало и разнообразные сценарии для пациентов, и удобный инструмент для врачей, и статистику по итогам сессий.
Пока выставки были закрыты, посетить некоторые из них и насладиться экспозициями предлагалось в виртуальной реальности. Растет число музеев, основной фишкой которых является VR. Идея прекрасна — ты можешь пообщаться с сознанием музея, которое включает художников, их произведения, нереализованные фантазии, исторические события, и много чего еще. У каждого музея свое сознание — и увидеть его можно в VR.
Роман БОНДАРЧУК, УзА