Слово «дуальный» происходит от латинского слова и означает нечто, состоящее из двух частей. Дуальное образование – это система, которая позволяет студенту совмещать обучение с работой в организации, соответствующей его специализации. В этом случае молодые люди тратят 2–3 дня на получение теоретических знаний в учебном заведении и 3–4 дня – на приобретение практических навыков в реальных производственных процессах на предприятиях и в организациях.
Согласно постановлению Кабинета Министров от 16 января текущего года «О мерах по организации дуального образования в системе высшего образования», начиная с 2025/2026 учебного года в системе высшего образования будет поэтапно внедряться система дуального образования и будет создана система дуального образования «Обладатель профессии». Система дуального образования «Обладатель профессии» будет внедрена на первом этапе для студентов 3-го и 4-го курсов Ташкентского института текстильной и легкой промышленности.
Кроме того, производственная практика студентов проводится совместно с предприятиями, и этот процесс координируется высшим учебным заведением и руководителем практики. На основе дуального обучения заработная плата студентов за период работы на предприятиях составляет до 2 миллионов сумов, которые возмещаются из Государственного фонда содействия занятости.
Ежегодно к 1 июня изучаются возможности предприятий, принимающих студентов по форме дуального обучения, и публикуется список предприятий, на которых организовано дуальное обучение. При этом до 1 сентября каждого года между предприятием, студентом и высшим учебным заведением заключается договор о трудоустройстве студентов, принятых на дуальное обучение, на предприятиях. Постоянно ведется мониторинг условий, созданных для студентов на предприятиях, где организовано дуальное обучение.
Данным постановлением также утверждено Положение о порядке организации дуального образования в системе высшего образования. Положение устанавливает механизмы организации процесса дуального образования, координации теоретической и практической подготовки, взаимодействия высших учебных заведений с производственными предприятиями.
Необходимо отметить, что целью внедрения дуального образования в нашей республике является, прежде всего, подготовка квалифицированных и современных профессиональных кадров среднего звена во всех отраслях экономики, создание широких возможностей для поддержки интереса молодежи к получению профессий и специальностей.
Мухайё Тошкораева, УзА.