Специалисты Института макроэкономических и региональных исследований (ИМРИ) проанализировали, как Узбекистан достиг одной из целей ООН в области устойчивого развития на 2017-2022 годы - “Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможностей обучения на протяжении всей жизни для всех”.

Согласно рейтингу ЦУР ООН в 2023 году Узбекистан занял 69 место в числе 166 стран и улучшил свое положение на 8 позиций по сравнению с 2022 годом. Это достигнуто за счет роста показателей 10 целей в области устойчивого развития. Одна из них - цель «Обеспечить качественное образование» - включает 9 задач, а также 6 показателей. Положительные изменения наблюдались в результате роста следующих показателей: исследование, проведенное в рамках международной программы изучения домашних хозяйств (MICS), показало, что доля детей в возрасте от 3 до 5 лет, которые хорошо себя чувствуют с точки зрения здоровья, образования, психологического и социального благополучия, составляет 82,6 процента. Этот показатель соответствует среднему показателю по странам-членам ООН. В 2018-2022 годах участие детей в подготовке к начальному образованию улучшилось в 2 раза и составило 84,2 процента в 2022 году, в том числе девочек - 83,4 процента, мальчиков - 85 процентов. 

С 2018 по 2022 годы значительно возросла доля молодежи и пожилых людей, имеющих квалификацию в использовании информационно-коммуникационных технологий. 

При расчете индекса паритета, изучающего благосостояние в системе образования, было отмечено его увеличение с 0,92 до 1,03 среди домохозяйств с самым низким доходом. В 2018-2022 годах увеличилась и доля школ, обеспеченных необходимыми условиями для образовательного процесса. 

Например: 

  • доля школ, использующих интернет в образовательных целях, возросла с 86,3 до 94,6 процента; 
  • доля школ с компьютерами возросла с 87,3 до 97,7 процента; доля школ с инфраструктурой и материалами, адаптированными для учащихся с ограниченными физическими возможностями, увеличилась с 26,5 до 49,8 процента; 
  • доля педагогов с необходимой квалификацией в дошкольных учреждениях выросла с 95,6 до 96,1 процента. 

Выполнение 4-ой цели неразрывно связано с целями Стратегии ”Узбекистан-2030", согласно которой повышению качества образования в стране уделяется серьезное внимание. 

В ее рамках определены следующие задачи: 

  • формирование у воспитанников элементарных навыков компьютерной грамотности путем 100-процентного обеспечения государственных дошкольных образовательных учреждений компьютерными классами; 
  • создание 1000 мультимедийных приложений для планшетов на основе учебников нового поколения; 
  • создание 14 региональных центров профессиональной подготовки; 
  • доведение доли педагогических кадров с квалификационной категорией до 50 процентов; доли курсов повышения квалификации, организуемых дистанционно или в смешанной форме, до 30 процентов, а также осуществление других важных мер по достижению качественного образования.

УзА

 

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Каковы результаты Узбекистана в достижении Целей устойчивого развития ООН в сфере образования?

Специалисты Института макроэкономических и региональных исследований (ИМРИ) проанализировали, как Узбекистан достиг одной из целей ООН в области устойчивого развития на 2017-2022 годы - “Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможностей обучения на протяжении всей жизни для всех”.

Согласно рейтингу ЦУР ООН в 2023 году Узбекистан занял 69 место в числе 166 стран и улучшил свое положение на 8 позиций по сравнению с 2022 годом. Это достигнуто за счет роста показателей 10 целей в области устойчивого развития. Одна из них - цель «Обеспечить качественное образование» - включает 9 задач, а также 6 показателей. Положительные изменения наблюдались в результате роста следующих показателей: исследование, проведенное в рамках международной программы изучения домашних хозяйств (MICS), показало, что доля детей в возрасте от 3 до 5 лет, которые хорошо себя чувствуют с точки зрения здоровья, образования, психологического и социального благополучия, составляет 82,6 процента. Этот показатель соответствует среднему показателю по странам-членам ООН. В 2018-2022 годах участие детей в подготовке к начальному образованию улучшилось в 2 раза и составило 84,2 процента в 2022 году, в том числе девочек - 83,4 процента, мальчиков - 85 процентов. 

С 2018 по 2022 годы значительно возросла доля молодежи и пожилых людей, имеющих квалификацию в использовании информационно-коммуникационных технологий. 

При расчете индекса паритета, изучающего благосостояние в системе образования, было отмечено его увеличение с 0,92 до 1,03 среди домохозяйств с самым низким доходом. В 2018-2022 годах увеличилась и доля школ, обеспеченных необходимыми условиями для образовательного процесса. 

Например: 

  • доля школ, использующих интернет в образовательных целях, возросла с 86,3 до 94,6 процента; 
  • доля школ с компьютерами возросла с 87,3 до 97,7 процента; доля школ с инфраструктурой и материалами, адаптированными для учащихся с ограниченными физическими возможностями, увеличилась с 26,5 до 49,8 процента; 
  • доля педагогов с необходимой квалификацией в дошкольных учреждениях выросла с 95,6 до 96,1 процента. 

Выполнение 4-ой цели неразрывно связано с целями Стратегии ”Узбекистан-2030", согласно которой повышению качества образования в стране уделяется серьезное внимание. 

В ее рамках определены следующие задачи: 

  • формирование у воспитанников элементарных навыков компьютерной грамотности путем 100-процентного обеспечения государственных дошкольных образовательных учреждений компьютерными классами; 
  • создание 1000 мультимедийных приложений для планшетов на основе учебников нового поколения; 
  • создание 14 региональных центров профессиональной подготовки; 
  • доведение доли педагогических кадров с квалификационной категорией до 50 процентов; доли курсов повышения квалификации, организуемых дистанционно или в смешанной форме, до 30 процентов, а также осуществление других важных мер по достижению качественного образования.

УзА