Проект «Инициативный бюджет» становится все более популярным среди населения.

Постановлением Совета Сената Олий Мажлиса внесены изменения и дополнения в положение «О порядке осуществления и финансирования инициативного бюджетного процесса».   

Что предусматривает обновленное положение? Об этом мы поговорили с заместителем председателя Комитета Сената Олий Мажлиса по вопросам бюджета и экономических реформ Кабулом ТУРСУНОВЫМ.

– Благодаря проекту, внедренному в 2019 году по предложению главы государства, улучшилось качество жизни на местах. Более того, не будет преувеличением сказать, что он стал эффективным инструментом достижения Целей устойчивого развития.   

Если обратить внимание на цифры, то в первом квартале текущего года 29 тысяч 15 из 35 тысяч 575 проектов населения были продвинуты районными рабочими комиссиями на этап голосования, по итогам которого победителями признаны 2770 проектов стоимостью 3,3 триллиона сумов.

В результате в регионах были отремонтированы и оборудованы многие средние школы, дошкольные образовательные учреждения, учреждения здравоохранения, улучшены внутренние дороги, освещение, сети питьевого водоснабжения и канализации. На эти цели в фонд «Гражданская инициатива», созданный при районных (городских) хокимиятах, направлено 3 триллиона сумов.   

Конечно, за этими цифрами стоят активные граждане, внесшие вклад в решение инфраструктурных проблем своих сообществ и сделавшие свою жизнь комфортнее и лучше.

- Какие изменения и дополнения вносятся в положение «О порядке осуществления и финансирования инициативного бюджетного процесса»?   

- Положение предусматривает принятие серьезных мер по исключению случаев принудительного участия в голосовании.

Министерство занятости и сокращения бедности запустит короткий номер горячей линии для регистрации случаев принудительного вовлечения сотрудников бюджетных организаций в процессы голосования.   

Результаты мониторинга реализации проектов будут размещаться на портале «Открытый бюджет». В конце каждого квартала средства, сэкономленные на реализованных и введенных в эксплуатацию объектах (без учета гарантийной суммы), автоматически передаются в соответствующий районный или городской фонд через Информационную систему управления государственными финансами.

Согласно положению, продолжительность этапов может быть изменена уполномоченным органом с учетом особенностей каждого сезона и технологических условий.     

- Какие устанавливаются ограничения для участия в «Инициативном бюджете»?

- Согласно действующему порядку, гражданин имеет право продвигать только один проект за сезон. Теперь, дабы дать шанс на победу всем махаллям, будет ограничена возможность подачи проекта в течение следующих двух сезонов для махаллей (организаций), выигравших два раза подряд.   

На информационном портале «Открытый бюджет» в начале каждого сезона уполномоченным органом будет опубликован перечень организаций социальной сферы, допущенных к участию в процессе «Инициативный бюджет» с проектами по ремонту или оснащению зданий и сооружений.

В перечень проектов, направленных на решение общественных проблем, в частности по ремонту дорог, строительству аллей и детских площадок, улучшению экологии, сетей питьевого водоснабжения и канализации, установке уличного освещения, также добавлены мероприятия, связанные с благоустройством махаллей.   

Кроме того, согласно вносимым изменениям, если в ходе голосования от граждан поступают жалобы относительно случаев принудительного сбора голосов по какому-либо проекту, уполномоченный орган направляет представление в соответствующий районный или городской Кенгаш народных депутатов. При подтверждении факта нарушения порядка проведения процесса голосования уполномоченный орган вправе исключить проект из этапа голосования или организацию – из списка победителей.

Если проект-победитель отклонен Кенгашем по факту принудительного сбора голосов, победителем в пределах выделенных средств будет объявлен следующий проект.

Также районные (городские) Кенгаши народных депутатов отныне уполномочены объявлять дополнительных победителей за счет средств местного бюджета. В этом случае соответствующие районные (городские) Кенгаши народных депутатов в течение 10 дней с момента окончания голосования должны направить в уполномоченный орган обращение о перечислении средств в фонд и выявлении дополнительных победителей.

Средства, выделяемые на проект из фонда, не должны превышать 4000 БРВ (1 миллиард 360 миллионов сумов), действующую на соответствующий сезон. В случаях, когда стоимость проекта превышает эту сумму, дополнительные необходимые средства могут быть покрыты за счет дополнительных средств районного (городского) местного бюджета на основании решения соответствующего районного (городского) Кенгаша народных депутатов.   

- Куда можно обращаться, если в этом процессе наблюдаются проблемы и недостатки?

– Согласно положению, в рамках общественного контроля в случае нарушений законодательства или недостатков при контроле за реализацией проектов граждане могут оставить заявку через портал «Экстренное сообщение».   

Данное сообщение будет отображаться на портале как «проблемная ситуация» на странице соответствующего региона и не будет снято с контроля до выяснения причин, указанных инициатором, и устранения допущенной проблемы или недостатка.

Реализованные проекты будут сданы в эксплуатацию только после одобрения инициаторами, председателями и активистами махаллей относительно качества выполненных работ, ибо данные изменения и дополнения прежде всего открывают путь к дальнейшему повышению их роли в обеспечении благосостояния населения и решении вопросов в регионах. Также обновление положения служит направлению бюджетных средств на финансирование проектов, формируемых на основе общественного мнения, и дальнейшему совершенствованию инициативных бюджетных процессов.

Норгуль Абдураимова, УзА.

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Какие изменения вносятся в «Инициативный бюджет»?

Проект «Инициативный бюджет» становится все более популярным среди населения.

Постановлением Совета Сената Олий Мажлиса внесены изменения и дополнения в положение «О порядке осуществления и финансирования инициативного бюджетного процесса».   

Что предусматривает обновленное положение? Об этом мы поговорили с заместителем председателя Комитета Сената Олий Мажлиса по вопросам бюджета и экономических реформ Кабулом ТУРСУНОВЫМ.

– Благодаря проекту, внедренному в 2019 году по предложению главы государства, улучшилось качество жизни на местах. Более того, не будет преувеличением сказать, что он стал эффективным инструментом достижения Целей устойчивого развития.   

Если обратить внимание на цифры, то в первом квартале текущего года 29 тысяч 15 из 35 тысяч 575 проектов населения были продвинуты районными рабочими комиссиями на этап голосования, по итогам которого победителями признаны 2770 проектов стоимостью 3,3 триллиона сумов.

В результате в регионах были отремонтированы и оборудованы многие средние школы, дошкольные образовательные учреждения, учреждения здравоохранения, улучшены внутренние дороги, освещение, сети питьевого водоснабжения и канализации. На эти цели в фонд «Гражданская инициатива», созданный при районных (городских) хокимиятах, направлено 3 триллиона сумов.   

Конечно, за этими цифрами стоят активные граждане, внесшие вклад в решение инфраструктурных проблем своих сообществ и сделавшие свою жизнь комфортнее и лучше.

- Какие изменения и дополнения вносятся в положение «О порядке осуществления и финансирования инициативного бюджетного процесса»?   

- Положение предусматривает принятие серьезных мер по исключению случаев принудительного участия в голосовании.

Министерство занятости и сокращения бедности запустит короткий номер горячей линии для регистрации случаев принудительного вовлечения сотрудников бюджетных организаций в процессы голосования.   

Результаты мониторинга реализации проектов будут размещаться на портале «Открытый бюджет». В конце каждого квартала средства, сэкономленные на реализованных и введенных в эксплуатацию объектах (без учета гарантийной суммы), автоматически передаются в соответствующий районный или городской фонд через Информационную систему управления государственными финансами.

Согласно положению, продолжительность этапов может быть изменена уполномоченным органом с учетом особенностей каждого сезона и технологических условий.     

- Какие устанавливаются ограничения для участия в «Инициативном бюджете»?

- Согласно действующему порядку, гражданин имеет право продвигать только один проект за сезон. Теперь, дабы дать шанс на победу всем махаллям, будет ограничена возможность подачи проекта в течение следующих двух сезонов для махаллей (организаций), выигравших два раза подряд.   

На информационном портале «Открытый бюджет» в начале каждого сезона уполномоченным органом будет опубликован перечень организаций социальной сферы, допущенных к участию в процессе «Инициативный бюджет» с проектами по ремонту или оснащению зданий и сооружений.

В перечень проектов, направленных на решение общественных проблем, в частности по ремонту дорог, строительству аллей и детских площадок, улучшению экологии, сетей питьевого водоснабжения и канализации, установке уличного освещения, также добавлены мероприятия, связанные с благоустройством махаллей.   

Кроме того, согласно вносимым изменениям, если в ходе голосования от граждан поступают жалобы относительно случаев принудительного сбора голосов по какому-либо проекту, уполномоченный орган направляет представление в соответствующий районный или городской Кенгаш народных депутатов. При подтверждении факта нарушения порядка проведения процесса голосования уполномоченный орган вправе исключить проект из этапа голосования или организацию – из списка победителей.

Если проект-победитель отклонен Кенгашем по факту принудительного сбора голосов, победителем в пределах выделенных средств будет объявлен следующий проект.

Также районные (городские) Кенгаши народных депутатов отныне уполномочены объявлять дополнительных победителей за счет средств местного бюджета. В этом случае соответствующие районные (городские) Кенгаши народных депутатов в течение 10 дней с момента окончания голосования должны направить в уполномоченный орган обращение о перечислении средств в фонд и выявлении дополнительных победителей.

Средства, выделяемые на проект из фонда, не должны превышать 4000 БРВ (1 миллиард 360 миллионов сумов), действующую на соответствующий сезон. В случаях, когда стоимость проекта превышает эту сумму, дополнительные необходимые средства могут быть покрыты за счет дополнительных средств районного (городского) местного бюджета на основании решения соответствующего районного (городского) Кенгаша народных депутатов.   

- Куда можно обращаться, если в этом процессе наблюдаются проблемы и недостатки?

– Согласно положению, в рамках общественного контроля в случае нарушений законодательства или недостатков при контроле за реализацией проектов граждане могут оставить заявку через портал «Экстренное сообщение».   

Данное сообщение будет отображаться на портале как «проблемная ситуация» на странице соответствующего региона и не будет снято с контроля до выяснения причин, указанных инициатором, и устранения допущенной проблемы или недостатка.

Реализованные проекты будут сданы в эксплуатацию только после одобрения инициаторами, председателями и активистами махаллей относительно качества выполненных работ, ибо данные изменения и дополнения прежде всего открывают путь к дальнейшему повышению их роли в обеспечении благосостояния населения и решении вопросов в регионах. Также обновление положения служит направлению бюджетных средств на финансирование проектов, формируемых на основе общественного мнения, и дальнейшему совершенствованию инициативных бюджетных процессов.

Норгуль Абдураимова, УзА.