На общественное обсуждение был вынесен проект постановления палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан «Об утверждении Кодекса этики государственных служащих Республики Узбекистан», разработанный Министерством юстиции.

У граждан возникли некоторые вопросы, на которые ответила руководитель информационной службы Министерства юстиции  Севара Уринбаева:

- В чем актуальность принятия Кодекса этики госслужащих?

- Нормативно-правовая база в этой сфере не соответствует современным требованиям. Кроме того, в Декларации прав человека и Международном пакте о гражданских и политических правах определено, что государства, являющиеся  участниками настоящих документов, обязаны обеспечивать права независимо от расы, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного или другого статуса. Под словом «государство» подразумеваются государственные служащие.  Именно поэтому такое  требование выдвигается для  обеспечения объективности в нашей работе  и честного служения народу, состоящему из представителей  более 130 наций и народностей, разных религий и конфессий.

Проект Кодекса этики состоит из 6  глав,  53 статей,  включает требования, которые должны соблюдать  государственные служащие при выполнении задач и функций, возложенных на государственный орган и организацию. Документом вводится единый стандарт правил этики для всех государственных служащих.

- Конкретно ли определены понятия о государственных служащих и государственной службе? 

- В проекте   впервые дано следующее определение понятию «государственный служащий»: лицо, назначенное или избранное на временную, постоянную или специальную должность, выполняющее задачи представителя власти или организационно-управленческие, административно-хозяйственные задачи в государственной организации и выполняющее действия юридического значения, а также осуществляющее деятельность на основе трудового договора «контракта». Это понятие  разделяется на три вида.

Первый - государственная политическая служба – вид государственной службы,  представляющий собой оплачиваемую профессиональную деятельность, связанную с  определением внутренней и внешней политики и реализацией политических целей и задач, а также направленную на реализацию задач и функций, возложенных на должности, включенные в номенклатуру Президента Республики Узбекистан (сенаторы, депутаты, сотрудники Администрации Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров).

Второй -  государственная гражданская служба - это вид государственной службы, направленный на реализацию задач и функций, возложенных на гражданские должности граждан Республики Узбекистан в государственных органах и подразумевающий  оплачиваемую профессиональную деятельность.

Третий - государственная специальная служба - вид государственной службы, направленный на выполнение задач и функций, возложенных на военные и правоохранительные органы в Вооруженных Силах Республики Узбекистан, а также в судебных органах, подразумевающий оплачиваемую профессиональную деятельность.

- Какой орган должен контролировать соблюдение  этических правил?

- Постоянный контроль   осуществляется комиссиями по соблюдению этики, организуемыми в государственных органах и организациях.  Также для контролирования деятельности госорганов и организаций в этой сфере на Агентство  развития государственной службы  при Президенте Республики Узбекистан возлагается задача по сбору и анализу в систематизированном порядке сведений о деятельности комиссий по соблюдению этики государственных органов и организаций.

- Определены ли в проекте Кодексе моральные правила государственного служащего  во внерабочее время?

- Да, намечены порядок декларирования госслужащими годовых доходов и затрат, конкретные границы принятия подарков от физических и юридических лиц, коллег, а также в ходе зарубежных и местных служебных командировок,  обязанности государственных служащих о предоставлении в полномочные структурные подразделения или правозащитные органы информации о попытках склонения к совершению коррупционных действий. Вместе с тем государственные служащие имеют право использовать интернет и  социальные сети в личных целях. Однако  от них требуется не размещать сведения, которые могут нанести ущерб авторитету госорганизации или чести и достоинству других лиц.

- Урегулированы отношения государственных служащих с представителями  других сфер?

- В проекте Кодекса  четко определены правила служебной дисциплины и этики в служебных отношениях государственного служащего с представителями других сфер. В частности, это - подчиненность и взаимное уважение государственного служащего в отношениях с руководителем и другими должностными лицами, недопущение  какого-либо воздействия  на государственного служащего со стороны третьих лиц, а также комментирование государственными служащими  вопросов, выходящих за рамки их компетенции, через официальные средства массовой информации.

- Какая определена  ответственность за нарушение намеченных в Кодексе этических правил?

- Одним из критериев оценки авторитета  государственной службы является общественное мнение, поэтому для дальнейшего повышения авторитета государственного органа необходимо эффективно использовать обратную связь с населением. В  Кодексе определен порядок принятия и рассмотрения поступающих от граждан   обращений и информации о случаях несоблюдения государственным служащим   требований или осуществления коррупционных действий. Также обеспечивается неприкосновенность лиц, сообщающих о нарушениях, не допускается  их преследование.  В зависимости от особенности совершенного правонарушения на основании трудового законодательства и нормативно-правовых документов по упорядочиванию деятельности госорганов специальной государственной службы и внутреннего ведомственного документа  определены вопросы дисциплинарной ответственности с учетом тяжести содеянного.

При разработке проекта были изучены  принятые в виде единого документа законы, указы и другие нормативно-правовые акты США, Болгарии, Сербии, Аргентины,   России, Казахстана, направленные на регулирование этических отношений государственных служащих.
Принятие данного постановления  обеспечит  пересмотр внутренних правил этики во всех государственных организациях  на основе единого документа, а также их открытость  для общественности.

 

Н. Абдураимова, УзА.

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Какая ответственность будет за нарушение Кодекса этики государственных служащих?

На общественное обсуждение был вынесен проект постановления палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан «Об утверждении Кодекса этики государственных служащих Республики Узбекистан», разработанный Министерством юстиции.

У граждан возникли некоторые вопросы, на которые ответила руководитель информационной службы Министерства юстиции  Севара Уринбаева:

- В чем актуальность принятия Кодекса этики госслужащих?

- Нормативно-правовая база в этой сфере не соответствует современным требованиям. Кроме того, в Декларации прав человека и Международном пакте о гражданских и политических правах определено, что государства, являющиеся  участниками настоящих документов, обязаны обеспечивать права независимо от расы, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного или другого статуса. Под словом «государство» подразумеваются государственные служащие.  Именно поэтому такое  требование выдвигается для  обеспечения объективности в нашей работе  и честного служения народу, состоящему из представителей  более 130 наций и народностей, разных религий и конфессий.

Проект Кодекса этики состоит из 6  глав,  53 статей,  включает требования, которые должны соблюдать  государственные служащие при выполнении задач и функций, возложенных на государственный орган и организацию. Документом вводится единый стандарт правил этики для всех государственных служащих.

- Конкретно ли определены понятия о государственных служащих и государственной службе? 

- В проекте   впервые дано следующее определение понятию «государственный служащий»: лицо, назначенное или избранное на временную, постоянную или специальную должность, выполняющее задачи представителя власти или организационно-управленческие, административно-хозяйственные задачи в государственной организации и выполняющее действия юридического значения, а также осуществляющее деятельность на основе трудового договора «контракта». Это понятие  разделяется на три вида.

Первый - государственная политическая служба – вид государственной службы,  представляющий собой оплачиваемую профессиональную деятельность, связанную с  определением внутренней и внешней политики и реализацией политических целей и задач, а также направленную на реализацию задач и функций, возложенных на должности, включенные в номенклатуру Президента Республики Узбекистан (сенаторы, депутаты, сотрудники Администрации Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров).

Второй -  государственная гражданская служба - это вид государственной службы, направленный на реализацию задач и функций, возложенных на гражданские должности граждан Республики Узбекистан в государственных органах и подразумевающий  оплачиваемую профессиональную деятельность.

Третий - государственная специальная служба - вид государственной службы, направленный на выполнение задач и функций, возложенных на военные и правоохранительные органы в Вооруженных Силах Республики Узбекистан, а также в судебных органах, подразумевающий оплачиваемую профессиональную деятельность.

- Какой орган должен контролировать соблюдение  этических правил?

- Постоянный контроль   осуществляется комиссиями по соблюдению этики, организуемыми в государственных органах и организациях.  Также для контролирования деятельности госорганов и организаций в этой сфере на Агентство  развития государственной службы  при Президенте Республики Узбекистан возлагается задача по сбору и анализу в систематизированном порядке сведений о деятельности комиссий по соблюдению этики государственных органов и организаций.

- Определены ли в проекте Кодексе моральные правила государственного служащего  во внерабочее время?

- Да, намечены порядок декларирования госслужащими годовых доходов и затрат, конкретные границы принятия подарков от физических и юридических лиц, коллег, а также в ходе зарубежных и местных служебных командировок,  обязанности государственных служащих о предоставлении в полномочные структурные подразделения или правозащитные органы информации о попытках склонения к совершению коррупционных действий. Вместе с тем государственные служащие имеют право использовать интернет и  социальные сети в личных целях. Однако  от них требуется не размещать сведения, которые могут нанести ущерб авторитету госорганизации или чести и достоинству других лиц.

- Урегулированы отношения государственных служащих с представителями  других сфер?

- В проекте Кодекса  четко определены правила служебной дисциплины и этики в служебных отношениях государственного служащего с представителями других сфер. В частности, это - подчиненность и взаимное уважение государственного служащего в отношениях с руководителем и другими должностными лицами, недопущение  какого-либо воздействия  на государственного служащего со стороны третьих лиц, а также комментирование государственными служащими  вопросов, выходящих за рамки их компетенции, через официальные средства массовой информации.

- Какая определена  ответственность за нарушение намеченных в Кодексе этических правил?

- Одним из критериев оценки авторитета  государственной службы является общественное мнение, поэтому для дальнейшего повышения авторитета государственного органа необходимо эффективно использовать обратную связь с населением. В  Кодексе определен порядок принятия и рассмотрения поступающих от граждан   обращений и информации о случаях несоблюдения государственным служащим   требований или осуществления коррупционных действий. Также обеспечивается неприкосновенность лиц, сообщающих о нарушениях, не допускается  их преследование.  В зависимости от особенности совершенного правонарушения на основании трудового законодательства и нормативно-правовых документов по упорядочиванию деятельности госорганов специальной государственной службы и внутреннего ведомственного документа  определены вопросы дисциплинарной ответственности с учетом тяжести содеянного.

При разработке проекта были изучены  принятые в виде единого документа законы, указы и другие нормативно-правовые акты США, Болгарии, Сербии, Аргентины,   России, Казахстана, направленные на регулирование этических отношений государственных служащих.
Принятие данного постановления  обеспечит  пересмотр внутренних правил этики во всех государственных организациях  на основе единого документа, а также их открытость  для общественности.

 

Н. Абдураимова, УзА.