В стране продолжается работа по объективному отображению истории и восстановлению правды. Об этом свидетельствует справедливая оценка с исторической точки зрения джадидского движения и деятельности джадидов.

Сегодня речь пойдет о строительстве Большого Ферганского канала. На эту тему мы побеседовали со старшим научным сотрудником института истории Академии наук Республики Узбекистан Мухайё Сирожиддиновой.

– В начале 20-х годов прошлого века советское правительство уделяло большое внимание сокращению площадей садов, пшеничных полей и расширению посевов хлопчатника, - говорит Мухайё Сирожиддинова. – Это подтверждают следующие цифры: в 1928 году хлопковые поля в Узбекской ССР составляли 589 тысяч гектаров, в течение десяти лет этот показатель увеличился почти вдвое и составлял 946 тысяч гектаров.

В этой связи возникла проблема полива. Поэтому был поставлен вопрос о строительстве Большого Ферганского канала, который должен пролегать по территориям Узбекской ССР, Киргизской ССР и Таджикской ССР. В исследованиях отмечено, что это строительство не было связано с целью развития сельского хозяйства.

Таким образом, основная цель строительства канала была совсем иная. Так ли это?

– Советское правительство и в прежние годы проводило масштабную политику по строительству каналов. Например, в 1931-1934 годах в целях воспитания политических заключенных, боровшихся против советского строя, за счет ручного труда были построены каналы Беломоро-Балтийский и Москва-Волга.

В 1918-1938 годах было репрессировано более 100 тысяч узбекистанцев. Большевики видели растущее недовольство среди потерявших родных и близких, поэтому в целях недопущения восстания народа центром было принято решение о строительстве Большого Ферганского канала, чтобы посредством принудительного труда продемонстрировать мощь советского государства и осуществить контроль над людьми.

Проект строительства канала был разработан в течение четырех месяцев, а срок строительства был определен всего в 45 дней. Это требовало привлечения всей имеющейся в республиках рабочей силы.

Как указано в официальных источниках, от Узбекской ССР к этим работам были привлечены 160 тысяч, от Таджикской ССР - более 120 тысяч человек. Для оказания медицинской помощи работникам от Узбекистана были направлены 704 врача, для регулярного освещения проводимой работы привлечены 1072 работника связи.

Как проводилось строительство канала?

– Это был период, когда страна переживала не только политический, но и экономический кризис. Люди еще не забыли голод 1918-1922, 1932-1933 годов, говорили, если будем выращивать только хлопок, умрем с голоду. Против тех, кто придерживался этого мнения, возбуждали уголовные дела, объявляли врагами народа и сажали в тюрьмы.

У собственников отбирали имущество, передавали в колхозы, а самих ссылали в северные регионы. В условиях экономического кризиса, депрессий и политического гнета люди находились в состоянии страха и не могли высказывать свои мнения, открыто выступать против принудительных работ, которые были объявлены народным хашаром.

На строительство были привлечены и мужчины, и женщины. На каждого человека была установлена суточная норма – рытье 2 кубометров, это почти 2 тонны грунта.

Приведем воспоминания участницы строительства канала Салимахон ая из Алтыаракского района: «Мешки с грунтом и женщины, и мужчины выносили на верх. От этих мешков, которые носили на спине, одежда стиралась до дыр. Были дни, когда мы не имели возможности вернуться домой и ночевали у канала» …

На строительство канала было намечено выделить 40 миллионов рублей. Эти средства были поровну распределены между бюджетами центра и Узбекской ССР. Точнее, на это строительство из бюджета Узбекистана было затрачено 20 миллионов рублей.

На что использовались эти средства?

– На обеспечение людей питанием и орудиями труда, закупку цемента, металла, древесины.

Основными орудиями труда были кетмень и лопата. Инженеры и другие специалисты получали заработную плату, рабочие и дехкане работали бесплатно. За рытье почти 2 тонн грунта давали хлеб и другие продукты. Их получали

члены семей людей, принимавших участие в строительстве канала. В те годы среди народа говорили: «Хочешь поесть досыта, иди работать на Ферганский канал».

Правда ли, что во время проведения этого хашара людей своими выступлениями поддерживали известные артисты?

– Да, на такой масштабной стройке внимание уделяли проведению политико-пропагандистской работы среди населения и организации культурных мероприятий. Посмотрите на фотографии. Около людей, копающих землю, вы увидите пропагандиста, читающего газету или выступающего с политическим докладом. Во время обеденного перерыва или вечером организовывали культурные мероприятия.

В источниках указано, что было организовано 2686 концертов, 1500 раз демонстрировали кинофильмы. Артистов приглашали для того, чтобы показать, будто все добровольно участвуют в хашаре, и это мероприятие проходит в форме праздника. На самом деле, последствиями такого тяжелого труда были болезни и случаи смерти людей.

По каким территориям пролегал канал?

– Канал строился в двух направлениях. Первое направление начиналось от реки Нарын и через Корадарью соединялось с Тентаксаем, второе проектировалось от плотин Корадарьи и Куйганёр до границ Таджикской ССР.

Сначала длина канала составляла 280 километров, ширина - 25-30 метров. В конце 1940 года после завершения строительства длина канала увеличилась до 358 километров. В настоящее время на территорию Узбекистана приходится 283 км канала, на территорию Кыргызстана - 13 км, на территорию Таджикистана - 62 км.

Какую роль выполняет канал в настоящее время?

– На протяжении многих лет канал использовали как оросительное сооружение.

Не будет ошибкой сказать, что после выхода постановления Президента Республики Узбекистан «О программе мер по дальнейшему развитию гидроэнергетики на 2017 — 2021 годы» от 2 мая 2017 года полностью изменилась экономическая значимость Ферганского канала.

Согласно постановлению было запланировано строительство на берегах канала малых гидроэлектростанций. Также было предусмотрено обеспечение выработки до 12 тысяч киловатт электроэнергии для бесперебойного обеспечения электричеством 48 тысяч домов.

Согласно данным компании “Узбекэнергия”, в 2019 году с Китайской Народной Республикой был разработан проект стоимостью 31 миллион долларов и осуществлено строительство мини-гидроэлектростанций.

В чем своеобразие Ферганского канала?

– Ферганский канал подробно исследовал ученый-историк Кобулжон Насриддинов, он отмечает, как правило, в Ферганском канале не бывает отложений. Канал построен так, что вероятность застоя отложений и помутнения воды практически исключаются.

Проект сооружения был тщательно разработан и строительство проведено по всем правилам. Этот канал имеет большое экономическое значение для Узбекистана, так как обеспечивает водой население Долины и удовлетворяет потребности в электроэнергии.

Беседовала Нигора Рахмонова, 
корр.УзА.

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Как строился Большой Ферганский канал?

В стране продолжается работа по объективному отображению истории и восстановлению правды. Об этом свидетельствует справедливая оценка с исторической точки зрения джадидского движения и деятельности джадидов.

Сегодня речь пойдет о строительстве Большого Ферганского канала. На эту тему мы побеседовали со старшим научным сотрудником института истории Академии наук Республики Узбекистан Мухайё Сирожиддиновой.

– В начале 20-х годов прошлого века советское правительство уделяло большое внимание сокращению площадей садов, пшеничных полей и расширению посевов хлопчатника, - говорит Мухайё Сирожиддинова. – Это подтверждают следующие цифры: в 1928 году хлопковые поля в Узбекской ССР составляли 589 тысяч гектаров, в течение десяти лет этот показатель увеличился почти вдвое и составлял 946 тысяч гектаров.

В этой связи возникла проблема полива. Поэтому был поставлен вопрос о строительстве Большого Ферганского канала, который должен пролегать по территориям Узбекской ССР, Киргизской ССР и Таджикской ССР. В исследованиях отмечено, что это строительство не было связано с целью развития сельского хозяйства.

Таким образом, основная цель строительства канала была совсем иная. Так ли это?

– Советское правительство и в прежние годы проводило масштабную политику по строительству каналов. Например, в 1931-1934 годах в целях воспитания политических заключенных, боровшихся против советского строя, за счет ручного труда были построены каналы Беломоро-Балтийский и Москва-Волга.

В 1918-1938 годах было репрессировано более 100 тысяч узбекистанцев. Большевики видели растущее недовольство среди потерявших родных и близких, поэтому в целях недопущения восстания народа центром было принято решение о строительстве Большого Ферганского канала, чтобы посредством принудительного труда продемонстрировать мощь советского государства и осуществить контроль над людьми.

Проект строительства канала был разработан в течение четырех месяцев, а срок строительства был определен всего в 45 дней. Это требовало привлечения всей имеющейся в республиках рабочей силы.

Как указано в официальных источниках, от Узбекской ССР к этим работам были привлечены 160 тысяч, от Таджикской ССР - более 120 тысяч человек. Для оказания медицинской помощи работникам от Узбекистана были направлены 704 врача, для регулярного освещения проводимой работы привлечены 1072 работника связи.

Как проводилось строительство канала?

– Это был период, когда страна переживала не только политический, но и экономический кризис. Люди еще не забыли голод 1918-1922, 1932-1933 годов, говорили, если будем выращивать только хлопок, умрем с голоду. Против тех, кто придерживался этого мнения, возбуждали уголовные дела, объявляли врагами народа и сажали в тюрьмы.

У собственников отбирали имущество, передавали в колхозы, а самих ссылали в северные регионы. В условиях экономического кризиса, депрессий и политического гнета люди находились в состоянии страха и не могли высказывать свои мнения, открыто выступать против принудительных работ, которые были объявлены народным хашаром.

На строительство были привлечены и мужчины, и женщины. На каждого человека была установлена суточная норма – рытье 2 кубометров, это почти 2 тонны грунта.

Приведем воспоминания участницы строительства канала Салимахон ая из Алтыаракского района: «Мешки с грунтом и женщины, и мужчины выносили на верх. От этих мешков, которые носили на спине, одежда стиралась до дыр. Были дни, когда мы не имели возможности вернуться домой и ночевали у канала» …

На строительство канала было намечено выделить 40 миллионов рублей. Эти средства были поровну распределены между бюджетами центра и Узбекской ССР. Точнее, на это строительство из бюджета Узбекистана было затрачено 20 миллионов рублей.

На что использовались эти средства?

– На обеспечение людей питанием и орудиями труда, закупку цемента, металла, древесины.

Основными орудиями труда были кетмень и лопата. Инженеры и другие специалисты получали заработную плату, рабочие и дехкане работали бесплатно. За рытье почти 2 тонн грунта давали хлеб и другие продукты. Их получали

члены семей людей, принимавших участие в строительстве канала. В те годы среди народа говорили: «Хочешь поесть досыта, иди работать на Ферганский канал».

Правда ли, что во время проведения этого хашара людей своими выступлениями поддерживали известные артисты?

– Да, на такой масштабной стройке внимание уделяли проведению политико-пропагандистской работы среди населения и организации культурных мероприятий. Посмотрите на фотографии. Около людей, копающих землю, вы увидите пропагандиста, читающего газету или выступающего с политическим докладом. Во время обеденного перерыва или вечером организовывали культурные мероприятия.

В источниках указано, что было организовано 2686 концертов, 1500 раз демонстрировали кинофильмы. Артистов приглашали для того, чтобы показать, будто все добровольно участвуют в хашаре, и это мероприятие проходит в форме праздника. На самом деле, последствиями такого тяжелого труда были болезни и случаи смерти людей.

По каким территориям пролегал канал?

– Канал строился в двух направлениях. Первое направление начиналось от реки Нарын и через Корадарью соединялось с Тентаксаем, второе проектировалось от плотин Корадарьи и Куйганёр до границ Таджикской ССР.

Сначала длина канала составляла 280 километров, ширина - 25-30 метров. В конце 1940 года после завершения строительства длина канала увеличилась до 358 километров. В настоящее время на территорию Узбекистана приходится 283 км канала, на территорию Кыргызстана - 13 км, на территорию Таджикистана - 62 км.

Какую роль выполняет канал в настоящее время?

– На протяжении многих лет канал использовали как оросительное сооружение.

Не будет ошибкой сказать, что после выхода постановления Президента Республики Узбекистан «О программе мер по дальнейшему развитию гидроэнергетики на 2017 — 2021 годы» от 2 мая 2017 года полностью изменилась экономическая значимость Ферганского канала.

Согласно постановлению было запланировано строительство на берегах канала малых гидроэлектростанций. Также было предусмотрено обеспечение выработки до 12 тысяч киловатт электроэнергии для бесперебойного обеспечения электричеством 48 тысяч домов.

Согласно данным компании “Узбекэнергия”, в 2019 году с Китайской Народной Республикой был разработан проект стоимостью 31 миллион долларов и осуществлено строительство мини-гидроэлектростанций.

В чем своеобразие Ферганского канала?

– Ферганский канал подробно исследовал ученый-историк Кобулжон Насриддинов, он отмечает, как правило, в Ферганском канале не бывает отложений. Канал построен так, что вероятность застоя отложений и помутнения воды практически исключаются.

Проект сооружения был тщательно разработан и строительство проведено по всем правилам. Этот канал имеет большое экономическое значение для Узбекистана, так как обеспечивает водой население Долины и удовлетворяет потребности в электроэнергии.

Беседовала Нигора Рахмонова, 
корр.УзА.