Только представьте: вы целый год копите на новый телефон, экономя на всем, наконец заказываете гаджет на одном из популярных маркетплейсов, распаковываете долгожданную коробку, а там красуется…осколок старого кирпича.
Это не ошибка, а новый метод обмана, к которому все чаще прибегают мошенники. Суть в следующем: продавец открывает фиктивный «магазин» на маркетплейсе, где выставляет несуществующий товар, заказывает его сам у себя, а потом возвращает обратно. Таким образом мошенник зарабатывает на компенсации от маркетплейса. Если рядовой потребитель случайно попадет на его страничку, то получит вместо заказа пустышку.
Подобный вид мошенничества активно развивается с начала 2023 года на всех маркетплейсах. Некоторых мошенников уже удалось «поймать за руку» и привлечь к уголовной ответственности.
Маркетплейсы начали активно развиваться с середины 2010-х годов, когда многие магазины, даже те, работа которых ранее казалась возможной только в оффлайн-формате, стали «переезжать» на онлайн-площадки, а с началом в 2020 году пандемии коронавируса этот процесс и вовсе принял лавинообразный характер. Предприимчивые мошенники быстро адаптировались к новым реалиям и разработали много способов обмана пользователей, которые постоянно меняются и совершенствуются.
Все схемы мошенничества на маркетплейсах можно свести к нескольким основным направлениям: классической краже денег, кражам платежной информации банковских карт и учетных записей пользователей.
В случае классической кражи жертву зачастую просят перейти в отдельный чат в мессенджере и/или провести оплату переводом либо по фишинговой ссылке, что чревато потерей денег за товар. Кроме того, при использовании фишинговых сайтов у пользователей маркетплейсов могут похитить платежную информацию с их банковских карт. Злоумышленники создают свой магазин и ждут заказ от клиента, но после получения оплаты отменяют его. Деньги возвращаются пользователю, однако на этом этапе все только начинается. После отмены на пользователя выходит мнимый продавец и предлагает использовать для общения WhatsApp или Telegram. В мессенджере мошенник сообщает о том, что запасы товара на складе интернет-магазина якобы закончились. Впрочем, могут использоваться и другие варианты убеждения потенциальной жертвы – к примеру, рассказы о том, что покупка в обход маркетплейса якобы будет дешевле. «Продавец» также может сказать, что отменил заказ случайно и теперь в качестве извинения предоставит скидку в 10 процентов. После этого клиенту предлагают совершить покупку на стороннем ресурсе и отправляют на него фишинговую ссылку. На такое, как правило, соглашаются немногие покупатели, но те, кто все же выполняет указания мошенников, после «покупки» остаются и без денег, и без товара, а «продавец» предсказуемо исчезает. Эта схема чаще всего применяется с дорогими товарами.


Аккаунты пользователей маркетплейсов также очень интересны злоумышленникам – доступ к ним обычно пытаются получить при помощи методов социальной инженерии. Потенциальной жертве могут позвонить и сказать, что оплата за товар якобы не прошла, а потому данные от личного кабинета маркетплейса нужно ввести в ручном режиме там, где скажут мошенники. Хищение логинов, паролей и другой информации на маркетплейсах может привести к тому, что злоумышленники, получив доступ к личному кабинету, смогут совершить покупку от имени клиента или подадут заявку на возврат денег за товар, но уже с указанием данных своей карты. При «угоне» аккаунта на маркетплейсе мошенники среди прочего могут получить доступ к сведениям о банковской карте жертвы. Кроме того, похищенные аккаунты могут применяться и непосредственно для покупок. Неприятным моментом может стать и то, что персональные данные клиента торговой площадки могут быть позже использованы в других преступных схемах – например, по ним могут быть оформлены какие-либо займы. Ущерб для пользователя при краже его аккаунта на маркетплейсе бывает самым разнообразным – все зависит от самой торговой площадки и разнообразия ее функционала. Злоумышленники могут потратить даже бонусные баллы, накопленные жертвой, хотя, конечно, деньги для них куда интереснее.
Как защититься от мошенников?
Для того чтобы защититься от уловок мошенников, пользователю достаточно соблюдать ряд простых правил. Прежде всего, следует общаться с продавцами только в официальных чатах торговых площадок. Не стоит переходить в чаты в мессенджерах, если продавец предлагает это. В противном случае маркетплейс снимает с себя всякую ответственность за проведение сделки – такие положения можно найти в пользовательских соглашениях. Следует оплачивать товары только на маркетплейсах. Использование переводов и сторонних сайтов чревато обманом. Весь смысл торговых площадок с точки зрения покупателя как раз и состоит в том, чтобы перекладывать на них все риски общения с продавцами. Ни в коем случае нельзя переходить по ссылкам в чате маркетплейса. Вся информация о товаре и доставке уже содержится на торговой площадке. Если продавец не может грамотно оформить свои товары и ссылается на получение дополнительной информации на своем сайте, это говорит о том, что он не очень профессионален. Значит, стоит поискать другого, более ответственного продавца.
Потребители тоже обманывают
Практически каждый продавец, выставляющий свои товары на маркетплейсах, может рассказать, как его пытались обмануть потребители. К примеру, часто недобросовестные покупатели заказывают новую бытовую технику, а потом оформляют возврат. Только после вскрытия коробки продавец понимает, что клиент подменил новую технику на старую. Есть и такие, кто ломает технику, требуя заменить товар или компенсировать его стоимость. Мошенники-потребители часто используют приемы, популярные среди мошенников-продавцов – пытаются получить доступ к их платежным реквизитам и личным данным. Но встречаются и специфические приемы: к примеру, покупатель звонит и сообщает, что товар ему нужен срочно, узнает данные для оплаты и отправляет ссылку, якобы подтверждающую, что он отправил перевод. Продавцу нужно только нажать кнопку «Зачислить» или «Получить», но вместо обещанного перевода мошенник списывает деньги с карты.
Также злоумышленники изучают поставщиков маркетплейсов и находят незарегистрированные торговые марки, сами их регистрируют и шантажируют продавца. С продавцом может связаться человек, выдающий себя за менеджера маркетплейса, и обратиться с особым предложением или услугой по продаже товара. Обычно он просит перевести деньги и не выполняет обещание. Мошенники могут прислать якобы официальное письмо от крупной компании с печатями и подписями примерно такого содержания: «Вы продаете товары нашего бренда без нашего разрешения. Готовим на вас иск в суд, но если не хотите судебных разбирательств, можем обойтись штрафом».
Как не стать жертвой лже-покупателей?
Чтобы защититься от мошенников-покупателей, продавцу следует проверять любого, кто выступает от имени представителя маркетплейса. Это можно сделать только с помощью администрации площадки. Нужно заранее позаботиться о безопасности личных кабинетов и финансовой информации. Для этого можно использовать так называемую многоуровневую систему аутентификации. Помните, что штрафы могут выставлять только суд или контролирующие органы, их направляют через систему электронного документооборота или по юридическому адресу. Продавец должен игнорировать любые сомнительные ссылки в почте, мессенджерах и социальных сетях. Не пользуйтесь сторонними мессенджерами при общении с потенциальными покупателями. Помните, что торговая марка может стать самым ценным активом магазина, поэтому ее стоит зарегистрировать.
Развитие электронной коммерции неизбежно приведет к появлению новых мошеннических схем. Злоумышленники наносят огромный вред имиджу маркетплейсов, который является их главным активом, поэтому электронные торговые площадки постоянно вводят новые правила и алгоритмы, призванные пресекать любую преступную деятельность на своих платформах.
Подготовил Роман БОНДАРЧУК, УзА.