Она участвовала в становлении национального театра балета. Возглавляла танцевальную труппу в театре. Сорок пять дней пела, танцевала и работала как строитель на Большом Ферганском канале. В годы войны активно участвовала во фронтовых бригадах, дала более 1000 концертов, внесла в фонд обороны присужденную ей Сталинскую премию, передала средства на строительство самолетов и танков. И все это о ней - о Тамаре Ханум.

Как известно, Тамара Артемовна Петросян родилась 16 (29) марта 1906 года Маргилане.

С 1919 года выступала в составе агитбригады под руководством Хамзы Хакимзаде Ниязи.

В 1921—1922 годах она - актриса Ташкентского русского театра оперы и балета им. Я. Свердлова. В 1922 году Тамара Ханум поступила на учебу в Ташкентскую балетную труппу и стала танцевать в полупрофессиональных концертных группах, которыми руководили первые узбекские артисты Ятым Бабаджанов, Абрар Хидоятов и Али Ибрагимов.

В 1924 году окончила Центральный техникум театрального искусства ныне — ГИТИС в Москве. А в 1924—1928 годах являлась солисткой концертной труппы М. Кари-Якубова (с 1926 — концертно-этнографический ансамбль, с 1928 — музыкально-экспериментальный ансамбль).

Затем выступала на сценах музыкально-драматических театров Самарканда, Коканда, Андижана, где играла роли Ширин («Фархад и Ширин» Хуршида), Гульчехры («Аршин мал алан» У. Гаджибекова), Халимы («Халима» Г. Зафари).

Работала также в Самаркандском музыкально-драматическом театре (с 1931г. — в Ташкенте), в реорганизованном Узбекском музыкально-драматическом театре.

В 1929—1934 годах являлась солисткой и одной из организаторов Узбекского музыкально-драматического театра в Самарканде (с 1931 — в Ташкенте), созданного на базе музыкально-экспериментального ансамбля (с 1939 — Государственный узбекский театр оперы и балета, ныне — Государственный Большой театр имени Алишера Навои).

Прима узбекского танца также участвовала в организации балетной студии при Узбекском музыкально-драматическом театре (позже — Узбекская республиканская балетная школа, с 1947 — Узбекское хореографическое училище, ныне — Ташкентская государственная высшая школа национального танца и хореографии).

В 1934—1935 годах — одна из организаторов, балетмейстер, танцовщица и педагог-репетитор Хорезмского областного музыкально-драматического театра (ныне — имени Агахи) в Ургенче.

В 1934 году играла роль Индры в балете «Ференджи» Б. К. Яновского. С 1936 по 1941 год — солистка и хореограф Узбекской филармонии и Государственного узбекского театра оперы и балета.

Будучи уже далеко не молодым человеком Тамара Ханум выезжала на строительство Братской ГЭС в Якутии. Она является организатором, художественным руководителем, балетмейстером и солисткой музыкального ансамбля Узбекской филармонии.

Тамара Ханум свою артистическую деятельность совмещала с большой агитационной работой, принимала активное участие в движении за просвещение женщин.

По мнению специалистов, Тамара Ханум — реформатор исполнительского стиля узбекского женского танца. Она изучала песенный и танцевальный фольклор народов мира, создала жанр песенно-танцевальной миниатюры. В ее программах «Песни и танцы народов СССР» и «Песни и танцы народов мира» более 500 песен на 86 языках, хореографические композиции, танцы многих народов мира.

Гастролировала во Франции, в Англии, Польше, КНР, Норвегии, Индонезии, Чехословакии, Германии, Иране, Италии, Турции, Индии, Монголии, Пакистане и других странах.

Тамара Ханум в числе первых демонстрировала узбекское искусство за рубежом на Всемирной выставке декоративного искусства (Париж, 1925г.). Участница 1-го Всемирного фестиваля народного танца (Лондон, 1935 г.). Мастерство легендарной Тамары Ханум и сегодня является примером для творческой молодежи.

Н.Усманова, УзА

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
К 116-летию со дня рождения легендарной Тамары Ханум

Она участвовала в становлении национального театра балета. Возглавляла танцевальную труппу в театре. Сорок пять дней пела, танцевала и работала как строитель на Большом Ферганском канале. В годы войны активно участвовала во фронтовых бригадах, дала более 1000 концертов, внесла в фонд обороны присужденную ей Сталинскую премию, передала средства на строительство самолетов и танков. И все это о ней - о Тамаре Ханум.

Как известно, Тамара Артемовна Петросян родилась 16 (29) марта 1906 года Маргилане.

С 1919 года выступала в составе агитбригады под руководством Хамзы Хакимзаде Ниязи.

В 1921—1922 годах она - актриса Ташкентского русского театра оперы и балета им. Я. Свердлова. В 1922 году Тамара Ханум поступила на учебу в Ташкентскую балетную труппу и стала танцевать в полупрофессиональных концертных группах, которыми руководили первые узбекские артисты Ятым Бабаджанов, Абрар Хидоятов и Али Ибрагимов.

В 1924 году окончила Центральный техникум театрального искусства ныне — ГИТИС в Москве. А в 1924—1928 годах являлась солисткой концертной труппы М. Кари-Якубова (с 1926 — концертно-этнографический ансамбль, с 1928 — музыкально-экспериментальный ансамбль).

Затем выступала на сценах музыкально-драматических театров Самарканда, Коканда, Андижана, где играла роли Ширин («Фархад и Ширин» Хуршида), Гульчехры («Аршин мал алан» У. Гаджибекова), Халимы («Халима» Г. Зафари).

Работала также в Самаркандском музыкально-драматическом театре (с 1931г. — в Ташкенте), в реорганизованном Узбекском музыкально-драматическом театре.

В 1929—1934 годах являлась солисткой и одной из организаторов Узбекского музыкально-драматического театра в Самарканде (с 1931 — в Ташкенте), созданного на базе музыкально-экспериментального ансамбля (с 1939 — Государственный узбекский театр оперы и балета, ныне — Государственный Большой театр имени Алишера Навои).

Прима узбекского танца также участвовала в организации балетной студии при Узбекском музыкально-драматическом театре (позже — Узбекская республиканская балетная школа, с 1947 — Узбекское хореографическое училище, ныне — Ташкентская государственная высшая школа национального танца и хореографии).

В 1934—1935 годах — одна из организаторов, балетмейстер, танцовщица и педагог-репетитор Хорезмского областного музыкально-драматического театра (ныне — имени Агахи) в Ургенче.

В 1934 году играла роль Индры в балете «Ференджи» Б. К. Яновского. С 1936 по 1941 год — солистка и хореограф Узбекской филармонии и Государственного узбекского театра оперы и балета.

Будучи уже далеко не молодым человеком Тамара Ханум выезжала на строительство Братской ГЭС в Якутии. Она является организатором, художественным руководителем, балетмейстером и солисткой музыкального ансамбля Узбекской филармонии.

Тамара Ханум свою артистическую деятельность совмещала с большой агитационной работой, принимала активное участие в движении за просвещение женщин.

По мнению специалистов, Тамара Ханум — реформатор исполнительского стиля узбекского женского танца. Она изучала песенный и танцевальный фольклор народов мира, создала жанр песенно-танцевальной миниатюры. В ее программах «Песни и танцы народов СССР» и «Песни и танцы народов мира» более 500 песен на 86 языках, хореографические композиции, танцы многих народов мира.

Гастролировала во Франции, в Англии, Польше, КНР, Норвегии, Индонезии, Чехословакии, Германии, Иране, Италии, Турции, Индии, Монголии, Пакистане и других странах.

Тамара Ханум в числе первых демонстрировала узбекское искусство за рубежом на Всемирной выставке декоративного искусства (Париж, 1925г.). Участница 1-го Всемирного фестиваля народного танца (Лондон, 1935 г.). Мастерство легендарной Тамары Ханум и сегодня является примером для творческой молодежи.

Н.Усманова, УзА