В 2023 году количество заявок на автомобильные грузоперевозки в Узбекистан увеличилось в полтора раза, а экспорт перешел в стадию коррекции.
Для доставки грузов внутри страны компании по-прежнему предпочитают искать перевозчиков нецифровыми способами. При этом по всем направлениям наблюдался заметный рост цен. Такие данные приводит Международная биржа грузоперевозок ATI.SU.
Проведенный анализ показал, что чаще всего компании размещали на Бирже заявки на международные перевозки. Так, в годовом выражении количество заявок на перевозки в Узбекистан из других стран увеличилось на 51 процент, а цены выросли на 25 процентов. Неплохой прогресс показали Казахстан и Беларусь, но наиболее массовым и быстрорастущим направлением остается Россия — количество заявок на перевозки из РФ увеличилось на 56 процентов.
«Рост перевозок из РФ наблюдается во всех странах Центральной Азии. Среди основных причин такого роста - развитие внутреннего производства в России, закрытие европейских рынков для российских производителей, а также ослабление рубля, которое сделало российскую продукцию более конкурентоспособной на мировом рынке. Мы прогнозируем, что спрос на импортные перевозки будет увеличиваться и в 2024 году», - прокомментировал ситуацию Фарид Вахидов, директор представительства Международной биржи грузоперевозок ATI.SU в Узбекистане.
В экспортных перевозках наблюдается противоположная тенденция. После взлета в 2022 году (тогда количество заявок увеличилось до 115 процентов относительно 2021 года) рынок вошел в стадию коррекции. В 2023 году количество заявок снизилось на 24 процента, при этом тенденция усилилась во второй половине года. В третьем квартале снижение составило 37 процентов, а в четвертом — 44 процента. Тенденцию и здесь во многом определяет Россия. Также снижение показала Беларусь. Перевозки в Казахстан остались на уровне предыдущего года.
«Небольшое снижение количества заявок не означает физического сокращения экспортных грузоперевозок. В периоды бурных изменений (как в 2022 году) грузоотправители нуждаются в новых исполнителях, поэтому в массовом порядке отправляются для их поиска на Биржу. В 2023 году ситуация на рынке более-менее стабилизировалась. При этом средние цены на перевозки из Узбекистана в прошедшем году оказались на 34 процента выше, чем в 2022. Этот факт не позволяет говорить о снижении рынка», - пояснил Фарид Вахидов.
Кроме этого, Биржа грузоперевозок наблюдает кратный рост количества заявок на внутренние перевозки по Узбекистану. Это свидетельствует об активном развитии экономики в целом и рынка торговли онлайн, в частности. Но здесь абсолютные цифры невелики — в подавляющем большинстве для внутренних маршрутов грузоотправители предпочитают находить перевозчиков традиционными способами, не прибегая к услугам цифровых сервисов.
УзА