Недавно в Ташкенте состоялась премьера сериала «Игры». Это событие стало значимым не только для поклонников драм, но и для всей кинематографической истории Узбекистана.

Неслучайно Узбекистан был выбран местом для премьеры — это признание заслуг страны в проведении Олимпиады-80 и создании уникальной кинематографической среды для сериала. Часть съемок проходила в Ташкенте, Ангрене, Красногорске и Чирчике, что стало символом того, что узбекское кино не только имеет богатую историю, но и активно влияет на мировые кинопроекты. Чтобы понять, как Узбекистан достиг таких высот, нужно вернуться к истокам, откуда все начиналось.

Сериал «Игры», как и множество картин узбекского производства, доступны на видеосервисе “Кинопоиск”.

«Бухкино» и «Узбекфильм»

История узбекского кино берет начало в 1924 году с создания объединения «Бухкино». В 1925 году была основана кинофабрика «Шарк Юлдузи» («Звезда Востока»), позже переименованная в «Узбекфильм». Эти учреждения сыграли ключевую роль в появлении первых узбекских фильмов несмотря на множество вызовов, главным образом в виде нехватки специалистов. Первые немые фильмы, такие как «Минарет смерти» и «Дочь мусульманина», ярко демонстрируют ранний этап развития узбекского кино, когда национальная идентичность только начинала формироваться.

Обретение национального стиля

С появлением звукового кино в 30–40-х годах узбекская кинематография сделала значительный шаг вперед. Первый узбекский звуковой фильм «Клятва» стал важной вехой в развитии киноискусства. В этой картине зрители увидели более глубокое изображение национальной культуры и характеров героев, отражающих внутренний мир и социальные противоречия узбекского общества, однако влияние немой эпохи все еще ощущалось в повествовательных подходах.

Поворотным моментом стал фильм «Насреддин в Бухаре», который считается одним из первых успешных примеров национального кино. В нем запечатлены уникальные черты узбекской культуры, что позволило киноискусству того времени обрести узнаваемое национальное лицо. Картина «Тахир и Зухра» режиссера Наби Ганиева, основанная на народном фольклоре, стала основоположником исторического жанра, который позже получил развитие в фильме «Алишер Навои» режиссера Камиля Ярматова. Эти работы не только углубили понимание национальной идентичности, но и укрепили позиции узбекского кино на международной арене.

Золотой век 

1960–1980-е годы принято называть «золотым веком» узбекского кино. В этот период были созданы фильмы, ставшие классикой мирового киноискусства. Режиссеры Шухрат Аббасов, Камиль Ярматов и Али Хамраев сняли шедевры, которые получили международное признание: «Ташкент – город хлебный», «Седьмая пуля» и «Человек идет за птицами». Кинокартины отличались высоким художественным уровнем, глубоким содержанием и оригинальными сюжетами. Одним из ярких достижений этого периода стала премия «Серебряный павлин», полученная на Международном кинофестивале в Дели за фильм «Человек идет за птицами».

Новые горизонты 

После обретения Узбекистаном независимости в 1991 году узбекское киноискусство вступило в новый этап развития. В этот период режиссеры и сценаристы осмелились поднимать острые социальные проблемы и изображать реальную жизнь общества. Режиссеры Зульфикар Мусаков и Юлдаш Азимов внесли значительный вклад в развитие национального кинематографа, создавая фильмы, отражающие изменения в обществе, и демонстрируя новые подходы к кинопроизводству, сочетая традиции и современность.

«Узбекское кино прошло впечатляющий путь – от первых немых фильмов, снятых в Ташкенте, до современного расцвета. Мы гордимся наследием таких первопроходцев, как Худойберди Девонов, который первым снял исторические памятники, рынки, улицы городов Хорезмской области и повседневную жизнь людей, и на основе этих материалов был создан фильм-хроника.

    В последние годы мы наблюдаем возрождение интереса к кинематографу, что стало возможным благодаря поддержке Президента Шавката Мирзиёева. Возвращение Ташкентского кинофестиваля в 2021 году и амбициозный план по созданию 54 исторических художественных и документальных фильмов к 2028 году являются ее яркими примерами. Это внимание накануне столетия узбекского кино не только способствует сохранению нашего богатого наследия, но и открывает новые горизонты, отражая глубокое уважение к искусству и стремление его развивать», – сказал Бахадыр Одилов, директор ГУП «Студия документальных и хроникальных фильмов».

 Сегодня узбекское кино активно развивается и выходит на международную арену. Страна не только производит высококачественный кинопродукт, но и привлекает международные проекты, способствуя укреплению культурных связей и развитию киноиндустрии. Сериал «Игры», снятый с участием Узбекистана, стал ярким примером этого процесса. Благодаря таким видеосервисам, как «Кинопоиск», зрители по всему миру могут наслаждаться разнообразием и глубиной узбекского киноискусства, которое продолжает удивлять новыми достижениями и творческими решения.

Азиза Алимова, УзА.

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
История узбекского кино: от истоков до современности

Недавно в Ташкенте состоялась премьера сериала «Игры». Это событие стало значимым не только для поклонников драм, но и для всей кинематографической истории Узбекистана.

Неслучайно Узбекистан был выбран местом для премьеры — это признание заслуг страны в проведении Олимпиады-80 и создании уникальной кинематографической среды для сериала. Часть съемок проходила в Ташкенте, Ангрене, Красногорске и Чирчике, что стало символом того, что узбекское кино не только имеет богатую историю, но и активно влияет на мировые кинопроекты. Чтобы понять, как Узбекистан достиг таких высот, нужно вернуться к истокам, откуда все начиналось.

Сериал «Игры», как и множество картин узбекского производства, доступны на видеосервисе “Кинопоиск”.

«Бухкино» и «Узбекфильм»

История узбекского кино берет начало в 1924 году с создания объединения «Бухкино». В 1925 году была основана кинофабрика «Шарк Юлдузи» («Звезда Востока»), позже переименованная в «Узбекфильм». Эти учреждения сыграли ключевую роль в появлении первых узбекских фильмов несмотря на множество вызовов, главным образом в виде нехватки специалистов. Первые немые фильмы, такие как «Минарет смерти» и «Дочь мусульманина», ярко демонстрируют ранний этап развития узбекского кино, когда национальная идентичность только начинала формироваться.

Обретение национального стиля

С появлением звукового кино в 30–40-х годах узбекская кинематография сделала значительный шаг вперед. Первый узбекский звуковой фильм «Клятва» стал важной вехой в развитии киноискусства. В этой картине зрители увидели более глубокое изображение национальной культуры и характеров героев, отражающих внутренний мир и социальные противоречия узбекского общества, однако влияние немой эпохи все еще ощущалось в повествовательных подходах.

Поворотным моментом стал фильм «Насреддин в Бухаре», который считается одним из первых успешных примеров национального кино. В нем запечатлены уникальные черты узбекской культуры, что позволило киноискусству того времени обрести узнаваемое национальное лицо. Картина «Тахир и Зухра» режиссера Наби Ганиева, основанная на народном фольклоре, стала основоположником исторического жанра, который позже получил развитие в фильме «Алишер Навои» режиссера Камиля Ярматова. Эти работы не только углубили понимание национальной идентичности, но и укрепили позиции узбекского кино на международной арене.

Золотой век 

1960–1980-е годы принято называть «золотым веком» узбекского кино. В этот период были созданы фильмы, ставшие классикой мирового киноискусства. Режиссеры Шухрат Аббасов, Камиль Ярматов и Али Хамраев сняли шедевры, которые получили международное признание: «Ташкент – город хлебный», «Седьмая пуля» и «Человек идет за птицами». Кинокартины отличались высоким художественным уровнем, глубоким содержанием и оригинальными сюжетами. Одним из ярких достижений этого периода стала премия «Серебряный павлин», полученная на Международном кинофестивале в Дели за фильм «Человек идет за птицами».

Новые горизонты 

После обретения Узбекистаном независимости в 1991 году узбекское киноискусство вступило в новый этап развития. В этот период режиссеры и сценаристы осмелились поднимать острые социальные проблемы и изображать реальную жизнь общества. Режиссеры Зульфикар Мусаков и Юлдаш Азимов внесли значительный вклад в развитие национального кинематографа, создавая фильмы, отражающие изменения в обществе, и демонстрируя новые подходы к кинопроизводству, сочетая традиции и современность.

«Узбекское кино прошло впечатляющий путь – от первых немых фильмов, снятых в Ташкенте, до современного расцвета. Мы гордимся наследием таких первопроходцев, как Худойберди Девонов, который первым снял исторические памятники, рынки, улицы городов Хорезмской области и повседневную жизнь людей, и на основе этих материалов был создан фильм-хроника.

    В последние годы мы наблюдаем возрождение интереса к кинематографу, что стало возможным благодаря поддержке Президента Шавката Мирзиёева. Возвращение Ташкентского кинофестиваля в 2021 году и амбициозный план по созданию 54 исторических художественных и документальных фильмов к 2028 году являются ее яркими примерами. Это внимание накануне столетия узбекского кино не только способствует сохранению нашего богатого наследия, но и открывает новые горизонты, отражая глубокое уважение к искусству и стремление его развивать», – сказал Бахадыр Одилов, директор ГУП «Студия документальных и хроникальных фильмов».

 Сегодня узбекское кино активно развивается и выходит на международную арену. Страна не только производит высококачественный кинопродукт, но и привлекает международные проекты, способствуя укреплению культурных связей и развитию киноиндустрии. Сериал «Игры», снятый с участием Узбекистана, стал ярким примером этого процесса. Благодаря таким видеосервисам, как «Кинопоиск», зрители по всему миру могут наслаждаться разнообразием и глубиной узбекского киноискусства, которое продолжает удивлять новыми достижениями и творческими решения.

Азиза Алимова, УзА.