Уровень духовности, потенциал, сегодняшний и завтрашний дни каждого народа зависят от его отношения к прошлому, к истории.


Уровень духовности, потенциал, сегодняшний и завтрашний дни каждого народа зависят от его отношения к прошлому, к истории. Ибо история и вынесенные из нее уроки - это факел, освещающий завтрашний день страны.

С первых лет независимости нашей страны почитание памяти жертв репрессий советской эпохи, изучение и пропаганда их жизни были выведены на уровень государственной политики. Ибо историческая правда является одним из важнейших факторов, способствующих правильному воспитанию будущих поколений.

В эпоху колонизаторской политики, царившей в Узбекистане почти 130 лет, неоднократно осуществлялись репрессии. В советское время тысячи людей независимо от их социального класса, религии, национальности и профессии были арестованы, отправлены в ссылку, расстреляны без суда и следствия как враги советской власти. В стране репрессии последовательно проводились в определенных сферах. Специалисты, изучавшие архивные документы, находили материалы о том, что в течение многих лет репрессии в советское время проводились по указу правительства. Согласно этим документам "сверху" давался специальный указ о том, где, когда и сколько человек следует арестовать, отправить в ссылку или расстрелять.

Во время сталинских и последующих репрессий в Узбекистане больше всего пострадали представители интеллигенции. Представители научных кругов, писатели и поэты раз за разом арестовывались и отправлялись в ссылку. Долгие годы предметом дискуссий был вопрос о том: где и когда казнены такие известные представители нашей национальной литературы, как Абдулла Кадыри, Чулпан. Кто-то говорил, что они были расстреляны в Чимкенте, а некоторые утверждали, что они были отправлены в ссылку в Сибирь и там же казнены. Однако только в годы независимости стало известно, что Абдулла Кадыри, Чулпан и другие представители интеллигенции были казнены в Ташкенте.

Ученый-историк Сирожиддин Ахмад с горечью в душе вспоминает о том, что в 1938 году в один день были расстреляны десятки представителей интеллигенции, говорит, что жизнь узбекского народа в колонизаторский период можно назвать печальной историей.

- Разве можно ни один, а несколько раз наказывать невинного человека за то, чего он делал?! Например, если вспомнить поэта Алтая, то его арестовывали три раза, из-за чего 22 года своей жизни он провел в заточении. Глубоко просвещенный человек - Лазиз Азиззода трижды отправлялся в ссылку за вступление в ряды общества "Национальный союз". Поэт, журналист Бахром Хайдари больше 15 лет просидел в тюрьме и умер в ссылке. Все это было результатом деспотического и диктаторского строя. Любое государство, в основе построения которого лежит тирания, когда-нибудь обязательно распадется. Это историческая истина, - пишет ученый.

Главной задачей внедрения своей идеи в сознание людей советская власть наметила ликвидацию религии, на протяжении веков бывшей убеждением людей. А реализация этой задачи началась с репрессий религиозных ученых, проповедовавших людям смысл существования. По выявленным документам становится очевидным, что большинство репрессированных за религиозные убеждения были представителями интеллигенции, философами, учеными-историками.

Некоторые специалисты считают, что захват большевиками Узбекистана, население которого было религиозным, стал началом войны против нации. Среди жертв репрессий было настолько много религиозных людей, что их расстреливали группами даже без регистрации о смерти. Представители интеллигенции, занимавшиеся в то время наукой и литературой, также были верующими мусульманами. Однако советская власть не только уничтожила религиозных людей, но и воспитала их детей в духе атеизма, что наложило ужасное клеймо на их дальнейшую судьбу. К ним относились как к "детям врагов народа".

В борьбе против верующих людей не ограничивались их преследованием, отправкой в ссылку, арестами и расстрелами. Советская власть также пыталась уничтожать исторические памятники, олицетворяющие религиозные убеждения людей. Священные мечети, медресе использовались как амбары и конюшни...

Идеология того времени строилась на том, что обществом должен руководить рабочий класс. Был издан указ о раскулачивании земледельцев среднего класса, состоятельных предпринимателей и собственников.

- В стране не было социального класса "кулак", ибо отсутствовало классовое разделение населения, - говорит ученый-историк Рустам Шамсуддинов. - Однако деятели компартии, не учитывая местные и национальные условия, с начала советской власти по 1938 год слепо преследовали в странах Центральной Азии, в том числе в нашей республике, собственников, предпринимателей и земледельцев, которые своим честным трудом зарабатывали на жизнь. В то время более 10 миллионов земледельцев по всему Советскому союзу были расстреляны как "кулаки". 700 тысяч граждан нашей страны получили клеймо "кулак". Изгнанные на чужбину узбекские земледельцы пережили ужасное горе, тяжелые дни. В Узбекистане было 17 поселений "кулаков". Там наши соотечественники и люди, депортированные из других республик, жили в казармах в качестве "кулаков" и работали под строгим наблюдением. Казармы "кулаков" располагались в Бекабаде, Хазораспе, Самарканде и Аккургане. "Кулаки" не имели паспорта, были лишены многих прав, в том числе голосования и возможности избираться.

"Кулаков" называли "сельской буржуазией", "врагами социализма", "врагами колхоза". Представители состоятельных семей были изгнаны в Украину, на Северный Кавказ, в степную местность Казахстана. А раскулаченные узбеки отправлялись в основном в Украину. Это было связано с политикой хлопковой независимости. Для обеспечения хлопковой независимости узбекистанцы, отправленные в ссылку в Украину, климат которой подобен климату нашей страны, принуждались к посадке и выращиванию хлопчатника в тяжелых условиях. 

- Некоторые узбекские женщины были арестованы, отправлены в ссылку и расстреляны только потому, что они обучались в Германии, а некоторые были государственными деятелями, супругами писателей и интеллигентных людей, - говорит известный ученый Наим Каримов. - Как объяснить тот факт, что даже люди, стремившиеся к просвещению, желавшие получить высшее образование в рамках законов советской власти, также оказывались жертвами репрессий?!...

Сталинским репрессиям подверглись не только представители простого народа, но и руководящие лица, которые верили в процветание Советского союза и добросовестно служили во имя этой цели.

Репрессивная политика, осуществлявшаяся с хладнокровной беспощадностью, нечеловеческой злобой, физически уничтожила духовный, патриотично настроенный, просвещенный и решительный слой нашей страны. А оставшиеся в живых люди, жившие во имя блага нации и хранившие в душе мечту о независимости, были отправлены в ссылку в далекую Сибирь.

По некоторым источникам, в 30-е годы ХХ века около двух миллионов наших соотечественников были принудительно депортированы из Узбекистана. Как можно забыть и то, что основоположник жанра романа в узбекской литературе Абдулла Кадыри был расстрелян, и только после расстрела был объявлен приговор "тройки" о высшей мере наказания?! А трагическую судьбу выдающихся талантов нашей национальной литературы Усмана Насыра, Чулпана, Фитрата?... Кто же знает, жизни скольких еще невинных талантов унесла "репрессивная машина"...

Только благодаря независимости мы начали объективно и правдиво оценивать наше недалекое прошлое. Ибо нация, не знающая свою историю, не имеет будущего.

Гулчехра МУРОДАЛИЕВА,
журналист.

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
История - это факел, освещающий будущее

Уровень духовности, потенциал, сегодняшний и завтрашний дни каждого народа зависят от его отношения к прошлому, к истории.


Уровень духовности, потенциал, сегодняшний и завтрашний дни каждого народа зависят от его отношения к прошлому, к истории. Ибо история и вынесенные из нее уроки - это факел, освещающий завтрашний день страны.

С первых лет независимости нашей страны почитание памяти жертв репрессий советской эпохи, изучение и пропаганда их жизни были выведены на уровень государственной политики. Ибо историческая правда является одним из важнейших факторов, способствующих правильному воспитанию будущих поколений.

В эпоху колонизаторской политики, царившей в Узбекистане почти 130 лет, неоднократно осуществлялись репрессии. В советское время тысячи людей независимо от их социального класса, религии, национальности и профессии были арестованы, отправлены в ссылку, расстреляны без суда и следствия как враги советской власти. В стране репрессии последовательно проводились в определенных сферах. Специалисты, изучавшие архивные документы, находили материалы о том, что в течение многих лет репрессии в советское время проводились по указу правительства. Согласно этим документам "сверху" давался специальный указ о том, где, когда и сколько человек следует арестовать, отправить в ссылку или расстрелять.

Во время сталинских и последующих репрессий в Узбекистане больше всего пострадали представители интеллигенции. Представители научных кругов, писатели и поэты раз за разом арестовывались и отправлялись в ссылку. Долгие годы предметом дискуссий был вопрос о том: где и когда казнены такие известные представители нашей национальной литературы, как Абдулла Кадыри, Чулпан. Кто-то говорил, что они были расстреляны в Чимкенте, а некоторые утверждали, что они были отправлены в ссылку в Сибирь и там же казнены. Однако только в годы независимости стало известно, что Абдулла Кадыри, Чулпан и другие представители интеллигенции были казнены в Ташкенте.

Ученый-историк Сирожиддин Ахмад с горечью в душе вспоминает о том, что в 1938 году в один день были расстреляны десятки представителей интеллигенции, говорит, что жизнь узбекского народа в колонизаторский период можно назвать печальной историей.

- Разве можно ни один, а несколько раз наказывать невинного человека за то, чего он делал?! Например, если вспомнить поэта Алтая, то его арестовывали три раза, из-за чего 22 года своей жизни он провел в заточении. Глубоко просвещенный человек - Лазиз Азиззода трижды отправлялся в ссылку за вступление в ряды общества "Национальный союз". Поэт, журналист Бахром Хайдари больше 15 лет просидел в тюрьме и умер в ссылке. Все это было результатом деспотического и диктаторского строя. Любое государство, в основе построения которого лежит тирания, когда-нибудь обязательно распадется. Это историческая истина, - пишет ученый.

Главной задачей внедрения своей идеи в сознание людей советская власть наметила ликвидацию религии, на протяжении веков бывшей убеждением людей. А реализация этой задачи началась с репрессий религиозных ученых, проповедовавших людям смысл существования. По выявленным документам становится очевидным, что большинство репрессированных за религиозные убеждения были представителями интеллигенции, философами, учеными-историками.

Некоторые специалисты считают, что захват большевиками Узбекистана, население которого было религиозным, стал началом войны против нации. Среди жертв репрессий было настолько много религиозных людей, что их расстреливали группами даже без регистрации о смерти. Представители интеллигенции, занимавшиеся в то время наукой и литературой, также были верующими мусульманами. Однако советская власть не только уничтожила религиозных людей, но и воспитала их детей в духе атеизма, что наложило ужасное клеймо на их дальнейшую судьбу. К ним относились как к "детям врагов народа".

В борьбе против верующих людей не ограничивались их преследованием, отправкой в ссылку, арестами и расстрелами. Советская власть также пыталась уничтожать исторические памятники, олицетворяющие религиозные убеждения людей. Священные мечети, медресе использовались как амбары и конюшни...

Идеология того времени строилась на том, что обществом должен руководить рабочий класс. Был издан указ о раскулачивании земледельцев среднего класса, состоятельных предпринимателей и собственников.

- В стране не было социального класса "кулак", ибо отсутствовало классовое разделение населения, - говорит ученый-историк Рустам Шамсуддинов. - Однако деятели компартии, не учитывая местные и национальные условия, с начала советской власти по 1938 год слепо преследовали в странах Центральной Азии, в том числе в нашей республике, собственников, предпринимателей и земледельцев, которые своим честным трудом зарабатывали на жизнь. В то время более 10 миллионов земледельцев по всему Советскому союзу были расстреляны как "кулаки". 700 тысяч граждан нашей страны получили клеймо "кулак". Изгнанные на чужбину узбекские земледельцы пережили ужасное горе, тяжелые дни. В Узбекистане было 17 поселений "кулаков". Там наши соотечественники и люди, депортированные из других республик, жили в казармах в качестве "кулаков" и работали под строгим наблюдением. Казармы "кулаков" располагались в Бекабаде, Хазораспе, Самарканде и Аккургане. "Кулаки" не имели паспорта, были лишены многих прав, в том числе голосования и возможности избираться.

"Кулаков" называли "сельской буржуазией", "врагами социализма", "врагами колхоза". Представители состоятельных семей были изгнаны в Украину, на Северный Кавказ, в степную местность Казахстана. А раскулаченные узбеки отправлялись в основном в Украину. Это было связано с политикой хлопковой независимости. Для обеспечения хлопковой независимости узбекистанцы, отправленные в ссылку в Украину, климат которой подобен климату нашей страны, принуждались к посадке и выращиванию хлопчатника в тяжелых условиях. 

- Некоторые узбекские женщины были арестованы, отправлены в ссылку и расстреляны только потому, что они обучались в Германии, а некоторые были государственными деятелями, супругами писателей и интеллигентных людей, - говорит известный ученый Наим Каримов. - Как объяснить тот факт, что даже люди, стремившиеся к просвещению, желавшие получить высшее образование в рамках законов советской власти, также оказывались жертвами репрессий?!...

Сталинским репрессиям подверглись не только представители простого народа, но и руководящие лица, которые верили в процветание Советского союза и добросовестно служили во имя этой цели.

Репрессивная политика, осуществлявшаяся с хладнокровной беспощадностью, нечеловеческой злобой, физически уничтожила духовный, патриотично настроенный, просвещенный и решительный слой нашей страны. А оставшиеся в живых люди, жившие во имя блага нации и хранившие в душе мечту о независимости, были отправлены в ссылку в далекую Сибирь.

По некоторым источникам, в 30-е годы ХХ века около двух миллионов наших соотечественников были принудительно депортированы из Узбекистана. Как можно забыть и то, что основоположник жанра романа в узбекской литературе Абдулла Кадыри был расстрелян, и только после расстрела был объявлен приговор "тройки" о высшей мере наказания?! А трагическую судьбу выдающихся талантов нашей национальной литературы Усмана Насыра, Чулпана, Фитрата?... Кто же знает, жизни скольких еще невинных талантов унесла "репрессивная машина"...

Только благодаря независимости мы начали объективно и правдиво оценивать наше недалекое прошлое. Ибо нация, не знающая свою историю, не имеет будущего.

Гулчехра МУРОДАЛИЕВА,
журналист.