-
Солдаты охраняют мечеть недалеко от Музаффарабада, столицы пакистанского Кашмира, по которой индийцы нанесли ракетный удар (М.Д. Моголь/АР)
Индо-пакистанский конфликт начался с распада Британской Индии в 1947 году. В результате раздела образовались светское индуистское государство Индия и мусульманское Пакистан, а статус оспариваемого Кашмира стал «больной точкой» для обеих стран.
Правящий в Кашмире индуистский махарадж Хари Сингх под давлением восстания и вторжения пакистанских племен в октябре 1947 года подписал акт о присоединении к Индии. Это привело к первой индо-пакистанской войне 1947–1948 годов, после которой была установлена линия прекращения огня и подписана резолюция ООН № 47 с призывом к проведению референдума о будущем территории.

В дальнейшем между Индией и Пакистаном вспыхивали новые крупные конфликты: в 1965 г. разгорелась очередная битва за Кашмир, а в 1971 г. война привела к отделению Восточного Пакистана и образованию независимого государства Бангладеш. По итогам противостояния 1971 г. в 1972-м было подписано Шимланское соглашение, закрепившее линию контроля как де-факто границу в Кашмире. В послевоенный период статус территории остался нерешенным: рекомендации ООН о плебисците так и не были реализованы, а столкновения наблюдались каждое десятилетие.
22 апреля 2025 г. в туристической зоне Пахалгам (индийский Кашмир) произошел вооруженный теракт, в результате которого погибли 26 человек. Индия обвинила пакистанские группировки и перешла к ответным мерам (приостановила действие водного договора, закрыла сухопутное сообщение и др.). В начале мая 2025 г. обе стороны обменялись ударами вдоль линии контроля, призывая международное сообщество не допустить масштабной войны.
Таким образом, спор вокруг Кашмира на протяжении многих лет остается ядром противостояния. По сведениям Washington Post, до раздела Индии территория была в основном мусульманским княжеством. Ныне примерно 55 процентов региона (Джамму, Кашмир и Ладакх) контролируются Индией, 37 процентов (Азад-Кашмир и Гилгит-Балтистан) – Пакистаном, а остальное (Аксай-Чин на севере) удерживает Китай. Все три претендента предъявляют на эти территории взаимно исключающие друг друга претензии (например, ряд соглашений оставил за Китаем часть спорных северных районов). ООН неоднократно призывала стороны разрешить проблему посредством референдума, однако эта инициатива так и осталась нереализованной.
Кашмир стал еще и театром партизанской войны: в индийской части региона действуют сепаратистские и про-пакистанские группировки. Индия обвиняет Пакистан в их поддержке, а Пакистан видит в Кашмире «борьбу мусульманского народа за самоопределение». Многочисленные нарушения прав человека и террористические акты с двух сторон усиливают недоверие.
Современное состояние отношений
В настоящее время индийско-пакистанские отношения находятся на крайне низком уровне. Дипломатическая активность фактически свернута: как сообщает Reuters, еще до нынешней эскалации Дели и Исламабад практически не обменивались послами – Пакистан выслал индийского посла и с 2019 г. не аккредитовал своего представителя в Нью-Дели, а Индия ограничила численность и функции своей миссии в Исламабаде. После апрельских событий 2025 г. Нью-Дели объявил «упреждающие меры»: приостановил действие водного договора 1960 г. (Indus Waters Treaty) и закрыл единственный сухопутный пограничный КПП. Были отменены специальные визы, приостановлено транспортное сообщение. Пакистан, в свою очередь, ранее прекратил железнодорожное- и авиасообщение с Индией и ввел ответные визовые ограничения. Обмен ударами и заявлениями в СМИ дополняет формат «дипломатии через бойню», лишая обе стороны привычных каналов переговоров.
Военная напряженность остается высокой. Обе страны – ядерные державы – располагают значительными арсеналами и продолжают модернизировать вооружения. По данным Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI), Индия и Пакистан имеют примерно по 170 ядерных боеголовок каждая. Стратегия взаимного устрашения делает массированное применение ядерного оружия крайне маловероятным, но боевые инциденты на границе – обычное дело. Несмотря на формальное перемирие 2003 г., регулярны перестрелки у Линии контроля: только в 2020 году зафиксировано свыше 4 тысяч столкновений на границе, сопровождавшихся жертвами среди военных и гражданских. Обе стороны проводят в этих зонах усиленные военные учения и стягивают подкрепления в период обострений, сохраняя высокий уровень боевой готовности.

Источник: Ежегодный справочник SIPRI 2024 года
В экономической сфере тесные связи практически отсутствуют. Торговля по официальным каналам заморожена с 2019 г.: с тех пор товарооборот снизился почти вдвое – с $2,41 млрд в 2018 г. до порядка $1,2 млрд в 2024 г. По данным Al Jazeera, за апрель 2024 – январь 2025 г. индийский экспорт в Пакистан составил около $447,7 млн, а пакистанский экспорт в Индию – лишь $0,42 млн. После апрельского теракта Исламабад объявил о приостановке всей торговли с Индией, включая транзитные поставки через третьи страны. Действовало и ограничение на перемещение людей (например, единичные паломнические поездки), но в настоящее время граница практически закрыта. Таким образом, экономические связи минимальны и подчинены политической конъюнктуре.
Роль международных акторов
Международное сообщество играет неоднозначную роль в этом противостоянии. Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш выразил «глубокую обеспокоенность» последними инцидентами и призвал обе стороны к «максимальной сдержанности», предупреждая о недопустимости военной конфронтации. В рамках ООН Китай традиционно выступает на стороне Пакистана: в 2019 г. представитель КНР добился обсуждения ситуации в Совбезе и подчеркнул, что «на общую обеспокоенность членов Совета» стороны должны воздерживаться от односторонних шагов. Впрочем, Пекин также призывает Дели соблюдать двусторонние соглашения, заявляя о невыполнимости решений индийского правительства по статусу Кашмира в части китайских интересов. Так, в 2019 г. МИД Китая осудил отмену особого статуса Кашмира индийцами как подрывающую его «территориальный суверенитет». Китайский МИД призвал обе стороны «остаться спокойными» и действовать в интересах региональной стабильности.
США называют себя заинтересованными в мирном урегулировании кризиса. Государственный секретарь страны М. Рубио заявил, что Вашингтон «следит за ситуацией и надеется на скорейшее ее разрешение», призвав Индию и Пакистан «работать вместе, чтобы деэскалировать напряженность, восстановить прямой контакт и сохранить мир». Америка остается поставщиком части военной техники и стратегическим партнером Индии, одновременно сохраняя контакты с Пакистаном (сближение с которым требовало бы усилий после вывода войск из Афганистана). В целом США настоятельно осуждают терроризм (к примеру, назвали афганские атаки на Индию «непростительным терактом») и оказывают дипломатическое давление на обе стороны для сдерживания эскалации.
Организация исламского сотрудничества (ОИС) – союзник Пакистана как исламского государства – традиционно поддерживает пакистанскую позицию по Кашмиру. ОИС регулярно принимает заявления против действий Индии в регионе, обвиняя Нью-Дели в нарушении прав мусульманского населения (например, в 2023 г. ОИС осуждала христиан за «исламофобию» во время индусских праздников). Такие заявления всегда вызывают резкую критику со стороны МИД Индии, который обвиняет ОИС в одностороннем подходе и «антииндийской повестке». Подобные дискуссии на площадках организации обостряют дипломатические споры, но формально не приводят к самостоятельным мерам по деэскалации.
Потенциальные пути деэскалации
Несмотря на глубоко укоренившиеся противоречия, эксперты и участники процесса предлагают несколько способов ослабить напряженность. Среди них:
- Региональные и многосторонние механизмы (ШОС, ООН и др.). С 2017 г. Индия и Пакистан – полноправные члены Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Устав ШОС провозглашает борьбу с терроризмом и уважение суверенитета, и руководство организации призвало индийскую и пакистанскую стороны вернуться к этим принципам. В частности, МИД Киргизии (страны-председателя ШОС на 2025 г.) официально призвал Индию и Пакистан «проявить ответственность и вернуться к принципам мирного урегулирования споров, закрепленным в уставе ШОС». На саммитах лидеры стран подчеркивают необходимость совместных антитеррористических действий. Таким образом, ШОС и ее региональные структуры могут послужить площадкой для диалога и доверительного обмена информацией.
- Международное посредничество. Предлагается вовлечь в конфликт дружественные стороны. Пакистан уже обращался к странам Персидского залива (Саудовской Аравии, ОАЭ, Катару) с просьбой помочь в сдерживании Индии. По данным Reuters, Исламабад рассчитывал на медиацию этих государств (как и Великобритании с США), полагая, что они могут повлиять на Дели. ООН и крупные державы могут способствовать деэскалации через публичные заявления (как сделал Гутерриш) и дипломатическое давление на обе стороны. Возможно также вмешательство ОЭС (ШОС) и специализированных комитетов ООН, которые в прошлом созывали специальные заседания (например, Совбез в 2019 г.).

- Доверительные меры и соглашения. Возобновление перемирий и выполнение ранее достигнутых договоренностей является ключом к снижению напряженности. Опыт 2000-х годов показывает, что после кризисов стороны способны пойти на компромисс: так, после эскалации 2001–2003 гг. было заключено перемирие, и с 2005 г. частично восстановлены автобусное сообщение и ограниченная торговля. Аналогично, новое закрепление режима прекращения огня по фактической границе, возобновление военных каналов связи (горячая линия штабов, обмен офицерами) и постепенное восстановление человеческих контактов (туризм, культурный обмен) могли бы снизить накал. Кроме того, компромиссным шагом может стать возвращение к упорядоченному сотрудничеству по водным ресурсам, разработке совместных проектов и участию в международных программах развития региона.
- Прямой диалог. Даже сейчас аналитики подчеркивают необходимость возобновления двусторонних переговоров на высоком уровне. Любая встреча лидеров способна дать положительный сигнал миру. Например, в марте 2019 г. премьер-министры Индии и Пакистана (Н. Моди и И. Хан) согласовали усиление противодействия терроризму и повторно подтвердили режим прекращения огня. Хотя эти договоренности вскоре были сорваны, они демонстрируют возможность диалога.
Как отмечают эксперты, именно сочетание внутренней политической воли, регионального сотрудничества (через ШОС) и международного давления может обеспечить поэтапную разрядку кризиса.
Абдуазиз Хидиров, УзА