Искусственный интеллект облегчает выполнение задач и повышает производительность.
Он очень быстро анализирует большие объемы данных и упрощает процесс принятия решений, снижает ошибки, связанные с человеческим фактором, и повышает точность. Это очень важно при медицинской диагностике или финансовом анализе. Искусственный интеллект (ИИ) облегчает человеческий труд на заводах и в производственных процессах за счет использования роботов, автоматизируется обслуживание клиентов.
ИИ играет важную роль в разработке лекарственных препаратов, ранней диагностике заболеваний и роботизированной хирургии. Системы видеонаблюдения и анализа на базе искусственного интеллекта помогают предотвращать преступления. В сфере кибербезопасности он заранее обнаруживает атаки и защищает системы. ИИ анализирует пробки на дорогах и рекомендует оптимальные маршруты.
А есть ли негативные моменты? Кроме плюсов бывают и минусы, например, втоматизация приводит к сокращению рабочих мест, чат-боты и бухгалтерские программы могут привести к исчезновению некоторых профессий. Сбор и анализ данных увеличивает риск вмешательства в личную жизнь. Компании и правительства могут усилить наблюдение с помощью искусственного интеллекта, что неизбежно повлияет на личную свободу. Также возможно создание поддельных видео, фото, что приводит к мошенничеству.
Искусственный интеллект принимает решения на основе данных, но если в данных присутствует дискриминация, он также будет принимать предвзятые решения. Например, может иметь место предвзятость при найме на работу или предоставлении кредитов.
Одним из наиболее опасных аспектов является то, что без достаточного контроля ИИ может принимать решения, противоречащие решениям человека. Неправильное управление автономным оружием и роботами может привести к чрезвычайным ситуациям.
Люди могут делегировать многие задачи искусственному интеллекту и меньше использовать собственные мыслительные и аналитические способности. Это отрицательно повлияет на их способность размышлять.
Как искусственный интеллект используется в Узбекистане? Населению предоставляют услуги в режиме 24/7. В феврале текущего года в рамках сотрудничества Министерства юстиции и компании “Мохирдев” был запущен чат-бот на основе ИИ «Одил» (@Odil_chat_bot), с помощью которого жители получают ответы на вопросы о государственных услугах в режиме 24/7. Он может проинформировать по более чем 500 нормативно-правовым документам, касающимся сферы государственных услуг, более 5000 вопросам. Вопросы постоянно анализируют, обучение чат-бота продолжается. Использование ИИ позволяет оперативно реагировать на запросы граждан в режиме реального времени.
В сфере оказания государственных услуг действует «горячая линия» Министерства юстиции по номеру 1148, большинство звонков поступает по юридическим вопросам. Так, в 2024 году поступило около 135 000 звонков. Специалисты предоставили разъяснения по более чем 128 000 обращений. Запуск чат-бота сократил нагрузку на «горячую линию».
Внедрение ИИ повышает эффективность, сокращает бюрократию в предоставлении государственных услуг. Но при этом необходимо учитывать такие важные аспекты, как конфиденциальность и безопасность.
В заключение следует сказать, что мощные модели искусственного интеллекта требуют большого количества энергии. Это можно сказать об обучении крупных нейронных сетей. А потребление электроэнергии в больших объемах может повлиять на изменение климата.
Для уменьшения вреда при использовании ИИ крайне важно ужесточить законодательство, установить этические стандарты и сохранить человеческий контроль.
Норгуль Абдураимова, корр. УзА.