Конституционная реформа в Узбекистане стала следствием множества эволюционных изменений в жизни общества, которые в той или иной степени требуют закрепления на законодательном уровне для их полноценного обеспечения и защиты интересов граждан.

На этом фоне Статья 33 обновляемой Конституции представляет собой новую редакцию Статьи 29 действующей Конституции с внесением некоторых дополнений и изменений. Часть третья статьи 33 проекта новой редакции Конституции гарантирует права доступа к Всемирной сети Интернет: «Государство создает условия для обеспечения доступа к всемирной информационной сети Интернет».

I. Ученые и специалисты характеризуют Интернет исходя из его специфических особенностей. С точки зрения функционального назначения – это система, в которой концентрируется практически вся информации, созданная человечеством. Любой обитатель нашей планеты, имеющий необходимые технические средства, может пользоваться этой информацией (хранить, искать, передавать, использовать и т.д.).

С организационной стороны – Интернет представляется совокупностью коммуникантов, которые, находясь между собой в определенных взаимоотношениях, принимают участие в функционировании данной системы. Это владельцы программно-аппаратных средств, реализующих инфраструктуру Глобальной сети; сообщество специалистов, определяющих стандарты и правила функционирования сети Интернет; владельцы онлайн-платформ, которые предоставляют пользователям конкретные сервисы; владельцы компаний-провайдеров, обеспечивающие подключение пользователей к Интернету; компании, ведущие бизнес через Интернет; простые пользователи Сети – лица, использующие Интернет для удовлетворения своих информационных потребностей и др.

Как видится, сегодня, в век стремительного технологического развития, деятельность Интернета связывает огромное количество людей на Земле. Несмотря на расстояния и границы, Всемирная сеть предоставляет человеку безграничные возможности в области получения, передачи и распространения информации. Сегодня количество пользователей интернета в Узбекистане превысило 31 млн.

Это, в свою очередь, ставит перед обществом и государством задачу создать такие способы правоотношений в данной сфере, чтобы не допустить нарушения прав, свобод и интересов гражданина. При этом очень важно максимально сохранить полную реализацию положительных возможностей, которые предоставляет Всемирная паутина. 

Именно этим обуславливается необходимость внесения поправок в Конституцию Республики Узбекистан, 29-статья которой констатирует неотъемлемое право на свободу мысли, слова и убеждений, право искать, получать и распространять любую информацию, за исключением направленной против существующего конституционного строя и других ограничений, предусмотренных законом.

Кроме того, вносимые изменения являются конституционной гарантией реализации Стратегии «Цифровой Узбекистан — 2030», которая направлена на дальнейшее развитие цифровой экономики и увеличение ее доли в ВВП как минимум в 2,5 раза к концу 2026 года.

Действующая Конституция не предусматривает нормы касательно Интернета. В условиях глобальной цифровизации и стремительного технологического развития в целом такая весомая составляющая человеческой жизнедеятельности должна быть защищена законом, а все отношения в этой сфере должны регулироваться правовыми нормами национального законодательства. Необходимость эта обусловлена острой потребностью использовать Интернет в рамках закона, в правовом поле. То есть каждый гражданин должен беспрепятственно реализовывать свое конституционное право искать, получать, обрабатывать, использовать нужную ему информацию.

II. Примечательно, что большое количество стран признают доступ в Интернет неотъемлемым правом человека. И это не случайно. В соответствии с Резолюцией от 3 июня 2011 года ООН признает право на доступ к Интернету в качестве одного из неотъемлемых прав человека. Аналогичные нормы содержатся в конституциях таких стран, как Грузия, Эстония, Мексика, Италия и др. 

Так, статья 5A Конституции Греции признаёт право на участие в информационном обществе неотъемлемым правом человека и обязанности государства способствовать этому. Парламент Эстонии еще в 2000 году принял Закон о признании Интернет-доступа неотъемлемым правом человека. В Италии так же были внесены поправки в конституцию, признавшие доступ к Интернету неотъемлемым правом личности. 

Таким образом, право на доступ к Интернету расценивается как одно из неотъемлемых прав человека, которое должно быть обеспечено государством, так как оно само обеспечивает реализацию права на свободу слова.

Сегодня в Узбекистане идет процесс развития информационно-коммуникационных технологий, многократно увеличивается количество пользователей Интернетом, что обуславливает необходимость закрепления в основном законе незыблемость права доступа к Всемирной сети, которое в свою очередь, будет способствовать формированию и совершенствованию нормативной правовой базы, регулирующей отношения в сети Интернет. Важно отметить, что в Узбекистане в зоне действия мобильного интернета находится 95% населения, а высокоскоростного проводного до 70%, и продолжает увеличиваться.

Более того, поправка к Конституции относительно свободы доступа к Интернет должна благоприятствовать повышению позиций нашей страны в международных рейтингах. Так, в Узбекистане, как отмечается в Докладе неправительственной правозащитной организации Freedom House, зафиксировано некоторое увеличение свободы Интернета — страна четвертый год подряд улучшает свои баллы в международном рейтинге «Свобода в Интернете».

В целом, безусловно, закрепление в основном законе страны права свободного доступа к Интернету значительно расширяет возможности пользования им. В Конституции Узбекистана более половины предлагаемых в новой редакции норм направлены на укрепление гарантий и усиление механизмов защиты прав и свобод человека.

Это все позволит вывести законодательную базу Узбекистана на новый уровень, а также повысить и укрепить имидж страны в мировом сообществе. Обеспечение гарантированных прав является неотъемлемым атрибутом демократических преобразований в государствах, нацеленных на развитие и совершенствование социальных, экономических и политических благ для своего народа. 

Халидов Руслан

Главный научный сотрудник ИСМИ при Президенте Республики Узбекистан

 

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Интернет как неотъемлемое право

Конституционная реформа в Узбекистане стала следствием множества эволюционных изменений в жизни общества, которые в той или иной степени требуют закрепления на законодательном уровне для их полноценного обеспечения и защиты интересов граждан.

На этом фоне Статья 33 обновляемой Конституции представляет собой новую редакцию Статьи 29 действующей Конституции с внесением некоторых дополнений и изменений. Часть третья статьи 33 проекта новой редакции Конституции гарантирует права доступа к Всемирной сети Интернет: «Государство создает условия для обеспечения доступа к всемирной информационной сети Интернет».

I. Ученые и специалисты характеризуют Интернет исходя из его специфических особенностей. С точки зрения функционального назначения – это система, в которой концентрируется практически вся информации, созданная человечеством. Любой обитатель нашей планеты, имеющий необходимые технические средства, может пользоваться этой информацией (хранить, искать, передавать, использовать и т.д.).

С организационной стороны – Интернет представляется совокупностью коммуникантов, которые, находясь между собой в определенных взаимоотношениях, принимают участие в функционировании данной системы. Это владельцы программно-аппаратных средств, реализующих инфраструктуру Глобальной сети; сообщество специалистов, определяющих стандарты и правила функционирования сети Интернет; владельцы онлайн-платформ, которые предоставляют пользователям конкретные сервисы; владельцы компаний-провайдеров, обеспечивающие подключение пользователей к Интернету; компании, ведущие бизнес через Интернет; простые пользователи Сети – лица, использующие Интернет для удовлетворения своих информационных потребностей и др.

Как видится, сегодня, в век стремительного технологического развития, деятельность Интернета связывает огромное количество людей на Земле. Несмотря на расстояния и границы, Всемирная сеть предоставляет человеку безграничные возможности в области получения, передачи и распространения информации. Сегодня количество пользователей интернета в Узбекистане превысило 31 млн.

Это, в свою очередь, ставит перед обществом и государством задачу создать такие способы правоотношений в данной сфере, чтобы не допустить нарушения прав, свобод и интересов гражданина. При этом очень важно максимально сохранить полную реализацию положительных возможностей, которые предоставляет Всемирная паутина. 

Именно этим обуславливается необходимость внесения поправок в Конституцию Республики Узбекистан, 29-статья которой констатирует неотъемлемое право на свободу мысли, слова и убеждений, право искать, получать и распространять любую информацию, за исключением направленной против существующего конституционного строя и других ограничений, предусмотренных законом.

Кроме того, вносимые изменения являются конституционной гарантией реализации Стратегии «Цифровой Узбекистан — 2030», которая направлена на дальнейшее развитие цифровой экономики и увеличение ее доли в ВВП как минимум в 2,5 раза к концу 2026 года.

Действующая Конституция не предусматривает нормы касательно Интернета. В условиях глобальной цифровизации и стремительного технологического развития в целом такая весомая составляющая человеческой жизнедеятельности должна быть защищена законом, а все отношения в этой сфере должны регулироваться правовыми нормами национального законодательства. Необходимость эта обусловлена острой потребностью использовать Интернет в рамках закона, в правовом поле. То есть каждый гражданин должен беспрепятственно реализовывать свое конституционное право искать, получать, обрабатывать, использовать нужную ему информацию.

II. Примечательно, что большое количество стран признают доступ в Интернет неотъемлемым правом человека. И это не случайно. В соответствии с Резолюцией от 3 июня 2011 года ООН признает право на доступ к Интернету в качестве одного из неотъемлемых прав человека. Аналогичные нормы содержатся в конституциях таких стран, как Грузия, Эстония, Мексика, Италия и др. 

Так, статья 5A Конституции Греции признаёт право на участие в информационном обществе неотъемлемым правом человека и обязанности государства способствовать этому. Парламент Эстонии еще в 2000 году принял Закон о признании Интернет-доступа неотъемлемым правом человека. В Италии так же были внесены поправки в конституцию, признавшие доступ к Интернету неотъемлемым правом личности. 

Таким образом, право на доступ к Интернету расценивается как одно из неотъемлемых прав человека, которое должно быть обеспечено государством, так как оно само обеспечивает реализацию права на свободу слова.

Сегодня в Узбекистане идет процесс развития информационно-коммуникационных технологий, многократно увеличивается количество пользователей Интернетом, что обуславливает необходимость закрепления в основном законе незыблемость права доступа к Всемирной сети, которое в свою очередь, будет способствовать формированию и совершенствованию нормативной правовой базы, регулирующей отношения в сети Интернет. Важно отметить, что в Узбекистане в зоне действия мобильного интернета находится 95% населения, а высокоскоростного проводного до 70%, и продолжает увеличиваться.

Более того, поправка к Конституции относительно свободы доступа к Интернет должна благоприятствовать повышению позиций нашей страны в международных рейтингах. Так, в Узбекистане, как отмечается в Докладе неправительственной правозащитной организации Freedom House, зафиксировано некоторое увеличение свободы Интернета — страна четвертый год подряд улучшает свои баллы в международном рейтинге «Свобода в Интернете».

В целом, безусловно, закрепление в основном законе страны права свободного доступа к Интернету значительно расширяет возможности пользования им. В Конституции Узбекистана более половины предлагаемых в новой редакции норм направлены на укрепление гарантий и усиление механизмов защиты прав и свобод человека.

Это все позволит вывести законодательную базу Узбекистана на новый уровень, а также повысить и укрепить имидж страны в мировом сообществе. Обеспечение гарантированных прав является неотъемлемым атрибутом демократических преобразований в государствах, нацеленных на развитие и совершенствование социальных, экономических и политических благ для своего народа. 

Халидов Руслан

Главный научный сотрудник ИСМИ при Президенте Республики Узбекистан