14 декабря 2019 года в городе Ташкенте начало работу двадцать пятое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

14 декабря 2019 года в городе Ташкенте начало работу двадцать пятое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

В работе заседания приняли участие члены правительства, руководители министерств и ведомств, представители отечественных и зарубежных средств массовой информации.

Заседание вела Председатель Сената Олий Мажлиса Танзила Нарбаева.

После утверждения повестки дня пленарного заседания сенаторы приступили к обсуждению вопросов.

Сенаторы начали работу с рассмотрения Закона Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Узбекистан».

Отмечалось, что Законом предусматривается принятие Налогового кодекса Республики Узбекистан в новой редакции. Кодекс разработан во исполнение Указа Президента Республики Узбекистан от 29 июня 2018 года «О Концепции совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан».

Закон направлен на снижение уровня налоговой нагрузки на экономику, а также устранение диспропорций в уровне налогового бремени между хозяйствующими субъектами, уплачивающими налоги по упрощенной и общеустановленной системе налогообложения. Предусматривается оптимизация количества налогов путем их унификации, а также объединения налогов, имеющих схожую налогооблагаемую базу, сокращение и упрощение налоговой отчетности, минимизация операционных расходов.

Закон нацелен на обеспечение стабильности макроэкономической ситуации, устойчивости формирования Государственного бюджета Республики Узбекистан и его доходов, упрощение налогового законодательства, устранение противоречий и коллизий в нормативно-правовых актах в сфере налоговых отношений, усиление защиты прав и законных интересов добросовестных налогоплательщиков.

Согласно внесенным изменениям в Налоговый кодекс со следующего года виды налогов сократятся с 13 до 9. В частности, отменяются единый земельный налог, государственная пошлина, таможенные платежи и виды фиксированного налога по некоторым видам предпринимательской деятельности.

Вводится новый порядок проведения налогового контроля, предоставляющий право налоговым органам на основе риск-анализа назначать камеральные, выездные проверки и налоговый аудит без согласования с уполномоченным органом.

Кроме того, устанавливается, что выездная проверка осуществляется для сбора информации по вопросам исчисления и уплаты налогов и сборов, а также других обязательств. По ее итогам должностными лицами налогового органа составляется справка о проведенных ими действиях, копия которой предоставляется налогоплательщику. При проведении выездной проверки начисление налогов и сборов налоговыми органами не производится. Наряду с этим, определяется проведение налогового аудита в отношении всех налогоплательщиков, отобранных на основании результатов анализа факторов риска неуплаты налогов, без участия человеческого фактора.

Раскрывается порядок урегулирования налоговых споров в досудебном порядке, а также устанавливаются меры ответственности в зависимости от вида налогового правонарушения. Усиливается ответственность налоговых органов, предусматривается механизм своевременного возврата суммы излишне взысканного налога по результатам налогового аудита.

Более того, предусматриваются внедрение новых инструментов обеспечения уплаты налогов, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты налогов на платной основе без участия коллегиальных органов (комиссий). Это право предоставляется местным Кенгашам народных депутатов.

Вводятся нормы по контролю за трансфертным ценообразованием, понятиями «взаимосвязанные лица» и «контролируемые сделки между взаимосвязанными лицами», «контролируемая иностранная компания (КИК)», а также раскрывается порядок налогообложения иностранного юридического лица, контролируемого резидентом –налогоплательщиком Республики Узбекистан.

В связи с осуществлением деятельности отдельных субъектов предпринимательства вводится определение «консолидированная группа налогоплательщиков» и особенности их налогообложения.

Предусматривается также совершенствование механизма исчисления и порядка уплаты налогов, а также конкретизация и упорядочение всех элементов налогообложения.

В ходе обсуждения подчеркивалось, что принятие Кодекса будет способствовать максимальному упрощению применения норм налогового законодательства. Закон одобрен сенаторами.

Далее сенаторы рассмотрели Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Узбекистан в связи с принятием Налогового кодекса Республики Узбекистан».

Отмечалось, что Закон состоит из 17 статей, предусматривающих внесение изменений и дополнения в 13 законов, а также признание утратившими силу 7 законов Республики Узбекистан. Так, в Закон «О недрах» вносятся изменения и дополнения, предусматривающие оплату пользователями, получившими лицензии на право пользования участками недр для поиска, разведки и добычи полезных ископаемых, подписного бонуса и бонуса коммерческого обнаружения, сроки их оплаты. Кроме того, устанавливается порядок определения стоимости объема извлекаемых запасов полезных ископаемых и уплаты бонуса коммерческого обнаружения.

В законы «О фермерском хозяйстве», «О семейном предпринимательстве» вносятся изменения, предусматривающие установление порядка уплаты налогов и сборов и поступления прибыли после их уплаты.

Сенаторами подчеркивалось, что принятие Закона будет способствовать упрощению и повышению прозрачности процедуры отчисления налогов и сборов, а также усилению защиты прав и законных интересов налогоплательщиков. Закон одобрен сенаторами.

Далее предметом заинтересованного обсуждения стал Закон Республики Узбекистан «О государственной пошлине».

Отмечалось, что документ разработан Министерством финансов в связи с принятием Налогового кодекса в новой редакции, а также в целях регулирования отношений в области установления, взимания, освобождения и возврата государственной пошлины. Так, согласно Закону государственной пошлиной является обязательный платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий и (или) выдачу документов уполномоченными на то учреждениями и (или) должностными лицами. К видам государственной пошлины также относятся консульский сбор, уплачиваемый за совершение соответствующих действий консульскими учреждениями Республики Узбекистан; патентная пошлина, уплачиваемая за совершение юридически значимых действий, связанных с предоставлением правовой охраны изобретениям, полезным моделям, промышленным образцам, селекционным достижениям, товарным знакам, знакам обслуживания, наименованиям мест происхождения товаров, топологиям интегральных микросхем. При этом плательщиками государственной пошлины являются физические и юридические лица, обращающиеся в уполномоченные учреждения и (или) к должностным лицам, и в отношении которых совершаются юридически значимое действие и выдача документов.

Законом предусматриваются объекты взимания и размеры ставок государственной пошлины. Вместе с тем, определяются порядок и перечень лиц, освобождаемых от уплаты государственной пошлины в судах по гражданским делам, в экономических и административных судах, при совершении нотариальных действий, регистрации актов гражданского состояния, оформлении и выдаче биометрического паспорта гражданина Республики Узбекистан, в том числе для выезда за границу, а также при уплате консульского сбора и других.

Сенаторами подчеркивалось, что принятие Закона будет способствовать дальнейшему совершенствованию законодательства. Закон одобрен сенаторами.

Затем члены Сената рассмотрели Закон Республики Узбекистан «Об инвестициях и инвестиционной деятельности».

Выступившими отмечалось, что на сегодняшний день инвестиционная деятельность в Республике Узбекистан регулируются рядом законов, которые были приняты двадцать лет назад и уже перестали отвечать современным реалиям и требованиям сферы. Кроме того, в Узбекистане значительная часть инвестиционных отношений подпадает под регулирование законодательных актов иных отраслей. Разброс норм инвестиционного законодательства по отраслям усложняет его правоприменительную практику, снижает эффективность инвестиционного законодательства, что, в свою очередь, негативно влияет на развитие экономики страны.

В связи с этим разработан Закон «Об инвестициях и инвестиционной деятельности», который войдет в систему законодательства Республики Узбекистан как единый унифицированный акт. При этом Законом вводится понятийный аппарат, в котором раскрываются основные понятия, используемые в данной сфере. Законность, гласность и открытость, свобода осуществления инвестиционной деятельности, справедливость и равенство субъектов инвестиционной деятельности, недопущение дискриминации в отношении инвесторов, презумпция добросовестности инвестора являются основными принципами инвестиций и инвестиционной деятельности. Определяются виды инвестиций по объекту назначения, которые подразделяются на капитальные, финансовые и социальные. Устанавливается, что к инвестиционным ресурсам относятся денежные (включая иностранную валюту) и иные финансовые средства, включая кредиты, паи, доли, акции и другие ценные бумаги; недвижимое и движимое имущество и другие объекты.

Кроме того, Законом закрепляются права и обязанности инвестора, участника инвестиционной деятельности, гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности. Подчеркивалось, что принятие закона обеспечит единство инвестиционного пространства, равенство правового режима отечественных и иностранных инвесторов, свободу экономической деятельности субъектов инвестиционной деятельности на территории Республики Узбекистан и создание условий для эффективного функционирования инвестиционного рынка Узбекистана. Закон одобрен сенаторами.

Далее сенаторы обсудили Закон Республики Узбекистан «О специальных экономических зонах».

Говоря о необходимости принятия закона отмечалось, что действующая редакция Закона «О свободных экономических зонах» не регулирует деятельность свободных экономических зон комплексно и требует доработки. Наличие большого количества подзаконных актов, отсутствие специального законодательного документа прямого действия порождает возникновение коллизий и появление негативного мнения у потенциальных инвесторов о стабильности законодательства в данной сфере.

Закон включает в себя основные понятия и положения по созданию, продлению срока функционирования и ликвидации, изменения границ, виды и меры по организации деятельности, управлению, определению статуса участников, таможенному регулированию, налогообложению и режиму землепользования. Кроме того, в нем предусмотрены гарантии прав инвесторов, правовой режим в специальных экономических зонах. В связи с этим отмечалось, что Закон будет способствовать эффективному регулированию отношений в данной сфере и позволит сделать еще один шаг на пути укрепления правовой базы экономических реформ. Закон одобрен сенаторами.

Далее сенаторами рассмотрен Закон Республики Узбекистан «О Национальной гвардии Республики Узбекистан».

Выступившими отмечалось, что Закон разработан в целях определения статуса, полномочий, задач и функций Национальной гвардии, а также закрепления правоохранительного характера ее деятельности. Согласно Закону, Национальная гвардия является правоохранительным органом, имеющим воинские формирования, входящие в состав Вооруженных Сил Республики Узбекистан.

Устанавливается, что Национальная гвардия при выполнении возложенных на нее задач взаимодействует с государственными органами 
и иными организациями, институтами гражданского общества 
и гражданами. Государственные органы и иные структуры в пределах своей компетенции обязаны оказывать содействие Национальной гвардии при выполнении возложенных на нее задач. Помимо этого, предусматривается обязательность выполнения законных требований военнослужащего Национальной гвардии.

Законность, соблюдение прав и интересов граждан, единство, независимость определяются как основные принципы деятельности Национальной гвардии, раскрываются их суть и значение. Закрепляется структура Национальной гвардии. В частности, центральный аппарат, территориальные управления, воинские формирования, образовательные и медицинские учреждения, а также иные подразделения и организации, создаваемые для выполнения возложенных на Национальную гвардию задач, являются структурными подразделениями данного органа.

Вместе с тем, предусматривается, что Национальная гвардия подчиняется и подотчетна непосредственно Президенту Республики Узбекистан, и ее возглавляет командующий Национальной гвардией, приравненный по статусу к министру, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Республики Узбекистан. Помимо этого, предусматривается порядок и условия прохождения военной службы военнослужащими Национальной гвардии, правовой статус их сотрудников.

Наряду с этим, Законом вносятся изменения и дополнения в Уголовно-процессуальный кодекс и Закон «Об оперативно-розыскной деятельности», исходя из требований норм Закона. Сенаторами подчеркивалось, что принятие Закона будет способствовать внесению весомого вклада в обеспечение уверенного, инициативного и беспрепятственного осуществления личным составом Национальной гвардии своих служебных и воинских обязанностей. Закон одобрен сенаторами.

Далее члены Сената Олий Мажлиса рассмотрели Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с коренным совершенствованием системы нотариата».

Отмечалось, что необходимость разработки Закона обусловлена тем, что в условиях увеличения количества нотариальных действий усложнен процесс введения дополнительных штатных единиц в государственных нотариальных конторах. Это препятствует увеличению численности обслуживающего персонала в соответствии с объемом работ.

Законом предусматривается внесение изменений и дополнений в законы «О залоге», «О нотариате», «О лизинге», «Об ипотеке», «О риэлторской деятельности», «Об обмене кредитной информацией», «Об опеке и попечительстве», «О медиации», Гражданский и Гражданский процессуальный кодексы Республики Узбекистан, а также Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, утвержденный Постановлением Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Закон предусматривает поэтапный перевод государственных нотариальных контор в негосударственные нотариальные конторы. Определяются порядок организации деятельности Нотариальной палаты Республики Узбекистан, ее основные задачи и направления деятельности. Законодательно отменяется обязательное нотариальное удостоверение для отдельных видов сделок, а также предусматривается введение новых видов нотариальных действий. Отменяются некоторые требования при удостоверении договоров отчуждения, найма (аренды) и безвозмездного пользования имуществом, а также упрощается процесс удостоверения такого рода сделок.

Законом внедряется механизм осуществления нотариальных действий дистанционно, в том числе посредством видеоконференцсвязи. Предусматривается страхование гражданской ответственности нотариусов негосударственных нотариальных контор в целях защиты граждан от ущерба, причиненного в процессе исполнения нотариусом своих профессиональных обязанностей, предоставление оперативных нотариальных услуг путем совершенствования системы электронного обращения к нотариусу. Закон одобрен сенаторами.

Затем парламентариями рассмотрен Закон Республики Узбекистан «О дошкольном образовании и воспитании».

Целью Закона является регулирование отношений в области дошкольного образования и воспитания. Согласно закону, доступность дошкольного образования и воспитания для каждого ребенка, равенство условий для развития задатков, наклонностей и способностей каждого ребенка, единство обучения, воспитания и оздоровления детей дошкольного возраста и другие являются основными принципами дошкольного образования и воспитания.

Законом определяются основные направления государственной политики в области дошкольного образования и воспитания, а также государственные гарантии на получение дошкольного образования и воспитания. Устанавливается, что регулирование в области дошкольного образования и воспитания осуществляется Кабинетом Министров, Государственной инспекцией по надзору за качеством образования при Кабинете Министров, Министерством дошкольного образования, Министерством здравоохранения, органами государственного 
и хозяйственного управления, имеющими в ведении дошкольные образовательные организации, органами государственной власти на местах.

Кроме того, предусматривается участие граждан, органов самоуправления граждан, негосударственных некоммерческих организаций 
и других институтов гражданского общества в мероприятиях в области дошкольного образования и воспитания. Закон закрепляет нормы касательно создания государственных и негосударственных дошкольных образовательных организаций, оказания физическими лицами услуг в данной области. Определяется государственный стандарт дошкольного образования и воспитания, государственная образовательная программа дошкольного образования и воспитания, язык обучения, режим работы дошкольных образовательных организаций, дошкольный возраст и его периоды, прием детей в дошкольные образовательные организации и выбытие из них.

Сенаторами подчеркивалось, что Закон будет способствовать дальнейшей реализации мер по обеспечению возможностей для кардинального улучшения качества образования. Закон одобрен сенаторами.

Затем сенаторы рассмотрели Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием деятельности отдельных государственных органов».

Отмечалось, что Закон предусматривает внесение изменений и дополнений в 19 законов и 2 кодекса Республики Узбекистан. В частности, в связи с совершенствованием деятельности предприятий горно-металлургической отрасли вносятся изменения и дополнения в Закон «О разгосударствлении и приватизации». Закрепляются нормы, согласно которым предприятия и организации, занимающиеся разработкой, производством и реализацией взрывчатых веществ, а также специальных материалов и оборудования для их производства, подлежат разгосударствлению и приватизации по постановлению Президента Республики Узбекистан.

В связи с преобразованием Государственного комитета по архитектуре и строительству и Государственной инспекции архитектурно-строительного надзора при данном комитете соответственно в Министерство строительства и Инспекцию по контролю в сфере строительства вносятся соответствующие изменения и дополнения в Законы «О государственной власти на местах», «О стандартизации», «О защите прав потребителей», «О радиационной безопасности», «О техническом регулировании» и «Об оценке соответствия».

В связи с преобразованием Государственного комитета по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции в Агентство по управлению государственными активами вносятся соответствующие изменения в Законы «О разгосударствлении и приватизации», «Об акционерных обществах и защите прав акционеров», «О Торгово-промышленной палате Республики Узбекистан» и «О рынке ценных бумаг».

В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 10 апреля 2019 года «О внедрении в Республике Узбекистан качественно новой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также обеспечения пожарной безопасности» Главное управление пожарной безопасности, его структурные и территориальные подразделения из Министерства внутренних дел переданы в систему Министерства по чрезвычайным ситуациям. Полномочия упраздненной Государственной службы пожарной безопасности, предусмотренные законодательством для специального уполномоченного органа в области пожарной безопасности, возложены на Министерство по чрезвычайным ситуациям.

Учитывая новые задачи по обеспечению пожарной безопасности, возложенные на Министерство по чрезвычайным ситуациям, вносятся изменения и дополнения в законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности» и «Об органах внутренних дел» и Кодекс об административной ответственности.

Уголовно-процессуальный кодекс дополняется нормой, согласно которой обращение и прилагаемые к нему документы могут быть направлены в суд в виде электронного документа. Подлинные документы представляются, когда обстоятельства дела подлежат подтверждению только такими документами, а также в других необходимых случаях по требованию суда.

Кодекс об административной ответственности также дополняется аналогичными нормами. Помимо этого, устанавливается, что при рассмотрении дела об административном правонарушении в суде по инициативе суда или ходатайству лиц, участвующих в деле, может проводиться аудио- или видеозапись судебного заседания. Более того, постановление по делу об административном правонарушении, может быть вынесено и направлено для исполнения в виде электронного документа через информационную систему. Закон одобрен сенаторами.

Затем сенаторы рассмотрели вопрос о программе организации многопрофильных фермерских хозяйств в 2020 году.

В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 9 октября 2017 года, поэтапное преобразование фермерских хозяйств в многопрофильные в 2018-2021 годах обозначено в качестве приоритетной задачи по развитию данной сферы. В частности, в Программе организации многопрофильных фермерских хозяйств в 2020 году изложены цели организации многопрофильных фермесрких хозяйств в разрезе территорий. В соответствии с программой, в предстоящем году преусмотрено осуществить 12 478 проектов в 11 957 фермерских хозяйствах и организовать 41 135 новых рабочих мест. На реализацию данных проектов, направленных на развитие более 20 различных направлений планируется выделить более 2 млрд. 228 млн. сумов, что будет способствовать повышению финансово-экономического, технического и технологического потенциала фермерских хозяйств. По данному вопросу принято соответствующее решение.

Далее сенаторы рассмотрели Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты 
Республики Узбекистан».

Отмечалось, что Законом вносятся изменения и дополнения в 6 законов, 3 кодекса Республики Узбекистан, а также Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, утвержденный Постановлением Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Так, в законы Республики Узбекистан «Об аудиторской деятельности», «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» вносятся дополнения, предусматривающие обязательную аудиторскую проверку общества с ограниченной и дополнительной ответственностью с балансовой стоимостью активов более ста тысяч базовых расчетных величин. Внесение данного дополнения обусловлено постоянно растущей тенденцией капитализации активов, увеличением объема выполняемых операций.

Помимо этого, Закон «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» дополняется статьей, закрепляющей, что в случае, если между участниками общества по причине непримиримых разногласий не может быть достигнуто соглашение по вопросам управления обществом в связи с отсутствием достаточного количества голосов для принятия решения, то конфликтная ситуация разрешается в судебном порядке.

В целях усиления защиты прав и законных интересов миноритарных акционеров в Закон Республики Узбекистан «Об акционерных обществах и защите прав акционеров» вносятся норма, которая предусматривает проведение независимой внешней аудиторской организацией изучения условий заключения крупной сделки с учетом рыночной стоимости имущества, определенной оценочной организацией.

Закон «О семейном предпринимательстве» дополняется нормами, которые предусматривают, что субъекты семейного предпринимательства без образования юридического лица вправе нанимать до 3 постоянных работников, с заключением с ними трудового договора. Кроме того, на общем собрании участников семейного предприятия может рассматриваться и решаться вопрос изменения состава участников семейного предпринимательства.

Уголовный кодекс Республики Узбекистан дополняется статьями, предусматривающими ответственность за нарушение требований о недопустимости использования труда несовершеннолетних, административное принуждение к труду.

Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности также дополняется нормами, предусматривающими ответственность за нарушение законодательства о частных агентствах занятости, добычу полезных ископаемых без лицензии. Устанавливается ответственность за непринятие мер по обеспечению регистрации рождения найденного (подкинутого) ребенка должностными лицами органов опеки и попечительства или медицинского учреждения, администрацией учреждения, в котором находится найденный (подкинутый) ребенок.

Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии дополняется новым видом деятельности в области использования атомной энергии. Закон одобрен сенаторами.

Далее сенаторы обсудили Закон Республики Узбекистан «О присоединении Республики Узбекистан к Международной конвенции по карантину и защите растений (Рим, 6 декабря 1951 года)».

Сенаторами подчеркивалось, что целью Закона является повышение эффективности деятельности государственной службы по карантину растений и приведение национальной фитосанитарной системы в соответствие с международными требованиями.

Присоединение Республики Узбекистан к Конвенции положительно отразится на укреплении фитосанитарной безопасности в стране и усилении экспортного потенциала республики. Кроме того, это позволит упростить процедуру получения доступа на зарубежные рынки для экспорта сельскохозяйственной продукции Узбекистана, увеличить объем технической помощи от международных организаций в виде консультаций и финансовых средств для улучшения фитосанитарной системы Узбекистана и имплементации международных стандартов.

В результате национальные стандарты будут соответствовать международным, благодаря чему странами будут признаваться все документы в сфере фитосанитарии и исключается возможность установления дополнительных условий при экспорте продукции из Узбекистана.

Закон также создаст условия для сотрудничества со странами- членами Конвенции в области обмена информацией о вредных для растений организмах, в частности, о присутствии, проявлениях или распространении вредных организмов, которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность в соответствии с такими процедурами, которые могут быть определены Комиссией по фитосанитарным мерам. Появится возможность участия Узбекистана в любых специальных кампаниях по борьбе с вредными организмами, которые могут представлять серьезную угрозу для сельскохозяйственного производства, и требующими международных действий в чрезвычайных ситуациях. Также будут созданы правовые основы сотрудничества с зарубежными странами в части предоставления технической и биологической информации, необходимой для анализа фитосанитарного риска. Закон одобрен сенаторами.

Члены Сената Олий Мажлиса рассмотрели вопрос об изменении границы Термезского района, расширении границы города Термеза Сурхандарьинской области и утверждении их границ. По данному вопросу принято соответствующее решение.

Далее сенаторы заслушали информацию министра юстиции Республики Узбекистан о состоянии нормотворческой деятельности и правоприменительной практики государственных органов и организаций.

Отмечалось, что в сфере нормотворчества государственных органов и организаций в министерство для проведения правовой экспертизы в текущем года поступило 2 110 проектов. Из них 1 907 прошли соответствующую экспертизу, 203 возвращены по причине несоответствия Регламенту Кабинета Министеров.

Кроме того, на основании постановления Кабинета Министров запущены единая электронная система разработки и согласования проектов нормативно-правовых актов (project.gov.uz).

Наряду с этим, в сфере нормотворчества государственных органов и организаций и правоприменительной практике имеются определенные недостатки, проблемы, ждущие своего решения и неиспользованные возможности.

Кроме того, не налажена системная работа по повышению правосознания и правовой культуры, соответствующего воспитания и образования.

Не на должном уровне находится работа по максимальному сокращению ведомственных нормативно-правовых актов, пересмотру законодательных актов общего характера, не влияющих на правоприменение, систематизацию и кодификацию нормативно-правовых актов, упорядочивающих отношения в конкретных сферах за счет устранения устаревших механизмов регулирования и излишних административных процедур.

Не обеспечивается официальный перевод на иностранные языки нормативно-правовых актов, касающихся прав и законных интересов граждан и субъектов предпринимательства, а также имеющих важное значение для иностранных инвесторов. В связи с этим сенаторами указана необходимость усиления работы в перечисленных направлениях. По данному вопросу принято соответствующее постановление Сената Олий Мажлиса.

Затем сенаторы заслушали отчет хокима Навоийской области о развитии территорий и деятельности местных Кенгашей народных депутатов.

Была представлена подробная информация об осуществленной работе по комплексному развитию области, привлечению и освоению инвестиций, организации свободных экономических и малых промышленных зон, развитию малого бизнеса и расширению экспорта, устранению проблем в коммунальной сфере, созданию новых рабочих мест, обеспечению исполнения государственных программ.

Отмечалось, что в рамках задач, определенных в ходе визитов Президента Республики Узбекистана Ш.М.Мирзиёева в область, реализовано 2693 проектов на общую сумму 2,9 трлн. сумов, создано более 17840 новых рабочих мест. За счет привлечения инвестиций в 8 малых промышленных зон на общую сумму 332,6 млрд. сумов реализовано 96 проектов и создано около 600 новых рабочих мест.

В области проводится широкомасштабная работа в рамках реализации государственных программ “Обод кишлок”, “Обод махалла”, “Yoshlar – kelajagimiz”, “Хар бир оила – тадбиркор”. Актуальные социально-экономические вопросы решаются при участии местных Кенгашей народных депутатов. За последние два года на сессиях местных Кенгашей народных депутатов обсуждены более 130 вопросов социально-экономической направленности.

Кроме того, местными Кенгашами народных депутатов заслушаны отчеты более 300 должностных лиц, направлено более 250 депутатских запросов и обращений в соответствующие структуры в целях решения актуальных вопросов, проблем, волнующих население.

Наряду с этим, сенаторами акцентировалось внимание на принятии необходимых мер по решению проблем, существующих в Навоийской области, в частности, вопросов касательно дорожного ремонта, непрерывного обеспечения электроэнергией, строительства сетей питьевой воды и канализационной системы, развития и совершенствования коммунальной инфраструктуры.

Подчеркивалось, что только в городе Зарафшон имеется потребность в строительстве двух трансформаторных подстанций мощностью 125 МВт. В Зарафшане, Учкудукском и Хатирчинском районах необходимо проложить водопроводные сети, в Центре Карманинского района – возвести канализационную систему современного образца.

Кроме того, имеются проблемы, связанные с системой здравоохранения. Так, в отдаленных и крупных территориях области, таких как Тамдинский и Учкудукский районы без учета сравнительно разрозренного проживания населения служба скорой медицинской помощи налажена так же, как и в других районах. То есть, в качестве первичного фактора учтено не то, что населенные пункты расположены в десятках километров друг от друга, а лишь численность населения. Такое положение приводит к возникновению серьезных трудностей как для медицинских работников, так и и для пациентов.

Проанализировав эти и другие недостатки, сенаторы указали на необходимость усиления взаимодействия органов местной власти и ответственных министерств и ведомств в решении перечисленных проблем, а также повышения активности местных Кенгашей. По данному вопросу принято соответствующее постановление.

Затем сенаторы рассмотрели результаты парламентского запроса, направленного в Кабинет Министров Республики Узбекистан о проблемах, связанных со сбросом сточных вод в водные объекты.

Подчеркивалось, что в ответе на парламентский запрос изложено, что во исполнение поставленных в данной сфере задач проводится системная работа.

В частности, Министерством жилищного коммунального обслуживания совместно с министерствами и ведомствами с привлечением международных консультантов разрабатывается проект Концепции развития сферы водоснабжения и канализации в Республике Узбекистан до 2035 года. В соответствии с данной Концепцией в канализационной системе запланировано построить сооружения по очистке воды мощностью 757 тысяч кубометров сточных вод в сутки, строительство 8605 км канализационых коллекторов и сетей и реконструкция очистительных сооружений мощностью 906 кубометров, 2176,2 км канализационных коллекторных сетей, 128 насосных станций и 11 сооружений по обеззараживанию.

Для осуществления всех этих мероприятий за счет кредитов международных финансовых институтов и средств республиканского бюджета будут освоены 14,6 трлн. сумов. В результате уровень обеспеченности канализационными услугами в республике будет доведен до 31,4%. По данному вопросу принято соответствующее постановление.

Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан были рассмотрены и другие вопросы, относящиеся к его полномочиям.

В ходе двадцать пятого пленарного заседания рассмотрено 17 вопросов, в том числе 11 законов, направленных на укрепление правовых основ всех сфер жизни общества и повышение эффективности осуществляемых в стране масштабных преобразований, развитие международного сотрудничества.

На этом двадцать пятое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан завершило свою работу.

Информационная служба

Сената Олий Мажлиса

Республики Узбекистан

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
​Информационное сообщение о двадцать пятом пленарном заседании Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан

14 декабря 2019 года в городе Ташкенте начало работу двадцать пятое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

14 декабря 2019 года в городе Ташкенте начало работу двадцать пятое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

В работе заседания приняли участие члены правительства, руководители министерств и ведомств, представители отечественных и зарубежных средств массовой информации.

Заседание вела Председатель Сената Олий Мажлиса Танзила Нарбаева.

После утверждения повестки дня пленарного заседания сенаторы приступили к обсуждению вопросов.

Сенаторы начали работу с рассмотрения Закона Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Узбекистан».

Отмечалось, что Законом предусматривается принятие Налогового кодекса Республики Узбекистан в новой редакции. Кодекс разработан во исполнение Указа Президента Республики Узбекистан от 29 июня 2018 года «О Концепции совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан».

Закон направлен на снижение уровня налоговой нагрузки на экономику, а также устранение диспропорций в уровне налогового бремени между хозяйствующими субъектами, уплачивающими налоги по упрощенной и общеустановленной системе налогообложения. Предусматривается оптимизация количества налогов путем их унификации, а также объединения налогов, имеющих схожую налогооблагаемую базу, сокращение и упрощение налоговой отчетности, минимизация операционных расходов.

Закон нацелен на обеспечение стабильности макроэкономической ситуации, устойчивости формирования Государственного бюджета Республики Узбекистан и его доходов, упрощение налогового законодательства, устранение противоречий и коллизий в нормативно-правовых актах в сфере налоговых отношений, усиление защиты прав и законных интересов добросовестных налогоплательщиков.

Согласно внесенным изменениям в Налоговый кодекс со следующего года виды налогов сократятся с 13 до 9. В частности, отменяются единый земельный налог, государственная пошлина, таможенные платежи и виды фиксированного налога по некоторым видам предпринимательской деятельности.

Вводится новый порядок проведения налогового контроля, предоставляющий право налоговым органам на основе риск-анализа назначать камеральные, выездные проверки и налоговый аудит без согласования с уполномоченным органом.

Кроме того, устанавливается, что выездная проверка осуществляется для сбора информации по вопросам исчисления и уплаты налогов и сборов, а также других обязательств. По ее итогам должностными лицами налогового органа составляется справка о проведенных ими действиях, копия которой предоставляется налогоплательщику. При проведении выездной проверки начисление налогов и сборов налоговыми органами не производится. Наряду с этим, определяется проведение налогового аудита в отношении всех налогоплательщиков, отобранных на основании результатов анализа факторов риска неуплаты налогов, без участия человеческого фактора.

Раскрывается порядок урегулирования налоговых споров в досудебном порядке, а также устанавливаются меры ответственности в зависимости от вида налогового правонарушения. Усиливается ответственность налоговых органов, предусматривается механизм своевременного возврата суммы излишне взысканного налога по результатам налогового аудита.

Более того, предусматриваются внедрение новых инструментов обеспечения уплаты налогов, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты налогов на платной основе без участия коллегиальных органов (комиссий). Это право предоставляется местным Кенгашам народных депутатов.

Вводятся нормы по контролю за трансфертным ценообразованием, понятиями «взаимосвязанные лица» и «контролируемые сделки между взаимосвязанными лицами», «контролируемая иностранная компания (КИК)», а также раскрывается порядок налогообложения иностранного юридического лица, контролируемого резидентом –налогоплательщиком Республики Узбекистан.

В связи с осуществлением деятельности отдельных субъектов предпринимательства вводится определение «консолидированная группа налогоплательщиков» и особенности их налогообложения.

Предусматривается также совершенствование механизма исчисления и порядка уплаты налогов, а также конкретизация и упорядочение всех элементов налогообложения.

В ходе обсуждения подчеркивалось, что принятие Кодекса будет способствовать максимальному упрощению применения норм налогового законодательства. Закон одобрен сенаторами.

Далее сенаторы рассмотрели Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Узбекистан в связи с принятием Налогового кодекса Республики Узбекистан».

Отмечалось, что Закон состоит из 17 статей, предусматривающих внесение изменений и дополнения в 13 законов, а также признание утратившими силу 7 законов Республики Узбекистан. Так, в Закон «О недрах» вносятся изменения и дополнения, предусматривающие оплату пользователями, получившими лицензии на право пользования участками недр для поиска, разведки и добычи полезных ископаемых, подписного бонуса и бонуса коммерческого обнаружения, сроки их оплаты. Кроме того, устанавливается порядок определения стоимости объема извлекаемых запасов полезных ископаемых и уплаты бонуса коммерческого обнаружения.

В законы «О фермерском хозяйстве», «О семейном предпринимательстве» вносятся изменения, предусматривающие установление порядка уплаты налогов и сборов и поступления прибыли после их уплаты.

Сенаторами подчеркивалось, что принятие Закона будет способствовать упрощению и повышению прозрачности процедуры отчисления налогов и сборов, а также усилению защиты прав и законных интересов налогоплательщиков. Закон одобрен сенаторами.

Далее предметом заинтересованного обсуждения стал Закон Республики Узбекистан «О государственной пошлине».

Отмечалось, что документ разработан Министерством финансов в связи с принятием Налогового кодекса в новой редакции, а также в целях регулирования отношений в области установления, взимания, освобождения и возврата государственной пошлины. Так, согласно Закону государственной пошлиной является обязательный платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий и (или) выдачу документов уполномоченными на то учреждениями и (или) должностными лицами. К видам государственной пошлины также относятся консульский сбор, уплачиваемый за совершение соответствующих действий консульскими учреждениями Республики Узбекистан; патентная пошлина, уплачиваемая за совершение юридически значимых действий, связанных с предоставлением правовой охраны изобретениям, полезным моделям, промышленным образцам, селекционным достижениям, товарным знакам, знакам обслуживания, наименованиям мест происхождения товаров, топологиям интегральных микросхем. При этом плательщиками государственной пошлины являются физические и юридические лица, обращающиеся в уполномоченные учреждения и (или) к должностным лицам, и в отношении которых совершаются юридически значимое действие и выдача документов.

Законом предусматриваются объекты взимания и размеры ставок государственной пошлины. Вместе с тем, определяются порядок и перечень лиц, освобождаемых от уплаты государственной пошлины в судах по гражданским делам, в экономических и административных судах, при совершении нотариальных действий, регистрации актов гражданского состояния, оформлении и выдаче биометрического паспорта гражданина Республики Узбекистан, в том числе для выезда за границу, а также при уплате консульского сбора и других.

Сенаторами подчеркивалось, что принятие Закона будет способствовать дальнейшему совершенствованию законодательства. Закон одобрен сенаторами.

Затем члены Сената рассмотрели Закон Республики Узбекистан «Об инвестициях и инвестиционной деятельности».

Выступившими отмечалось, что на сегодняшний день инвестиционная деятельность в Республике Узбекистан регулируются рядом законов, которые были приняты двадцать лет назад и уже перестали отвечать современным реалиям и требованиям сферы. Кроме того, в Узбекистане значительная часть инвестиционных отношений подпадает под регулирование законодательных актов иных отраслей. Разброс норм инвестиционного законодательства по отраслям усложняет его правоприменительную практику, снижает эффективность инвестиционного законодательства, что, в свою очередь, негативно влияет на развитие экономики страны.

В связи с этим разработан Закон «Об инвестициях и инвестиционной деятельности», который войдет в систему законодательства Республики Узбекистан как единый унифицированный акт. При этом Законом вводится понятийный аппарат, в котором раскрываются основные понятия, используемые в данной сфере. Законность, гласность и открытость, свобода осуществления инвестиционной деятельности, справедливость и равенство субъектов инвестиционной деятельности, недопущение дискриминации в отношении инвесторов, презумпция добросовестности инвестора являются основными принципами инвестиций и инвестиционной деятельности. Определяются виды инвестиций по объекту назначения, которые подразделяются на капитальные, финансовые и социальные. Устанавливается, что к инвестиционным ресурсам относятся денежные (включая иностранную валюту) и иные финансовые средства, включая кредиты, паи, доли, акции и другие ценные бумаги; недвижимое и движимое имущество и другие объекты.

Кроме того, Законом закрепляются права и обязанности инвестора, участника инвестиционной деятельности, гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности. Подчеркивалось, что принятие закона обеспечит единство инвестиционного пространства, равенство правового режима отечественных и иностранных инвесторов, свободу экономической деятельности субъектов инвестиционной деятельности на территории Республики Узбекистан и создание условий для эффективного функционирования инвестиционного рынка Узбекистана. Закон одобрен сенаторами.

Далее сенаторы обсудили Закон Республики Узбекистан «О специальных экономических зонах».

Говоря о необходимости принятия закона отмечалось, что действующая редакция Закона «О свободных экономических зонах» не регулирует деятельность свободных экономических зон комплексно и требует доработки. Наличие большого количества подзаконных актов, отсутствие специального законодательного документа прямого действия порождает возникновение коллизий и появление негативного мнения у потенциальных инвесторов о стабильности законодательства в данной сфере.

Закон включает в себя основные понятия и положения по созданию, продлению срока функционирования и ликвидации, изменения границ, виды и меры по организации деятельности, управлению, определению статуса участников, таможенному регулированию, налогообложению и режиму землепользования. Кроме того, в нем предусмотрены гарантии прав инвесторов, правовой режим в специальных экономических зонах. В связи с этим отмечалось, что Закон будет способствовать эффективному регулированию отношений в данной сфере и позволит сделать еще один шаг на пути укрепления правовой базы экономических реформ. Закон одобрен сенаторами.

Далее сенаторами рассмотрен Закон Республики Узбекистан «О Национальной гвардии Республики Узбекистан».

Выступившими отмечалось, что Закон разработан в целях определения статуса, полномочий, задач и функций Национальной гвардии, а также закрепления правоохранительного характера ее деятельности. Согласно Закону, Национальная гвардия является правоохранительным органом, имеющим воинские формирования, входящие в состав Вооруженных Сил Республики Узбекистан.

Устанавливается, что Национальная гвардия при выполнении возложенных на нее задач взаимодействует с государственными органами 
и иными организациями, институтами гражданского общества 
и гражданами. Государственные органы и иные структуры в пределах своей компетенции обязаны оказывать содействие Национальной гвардии при выполнении возложенных на нее задач. Помимо этого, предусматривается обязательность выполнения законных требований военнослужащего Национальной гвардии.

Законность, соблюдение прав и интересов граждан, единство, независимость определяются как основные принципы деятельности Национальной гвардии, раскрываются их суть и значение. Закрепляется структура Национальной гвардии. В частности, центральный аппарат, территориальные управления, воинские формирования, образовательные и медицинские учреждения, а также иные подразделения и организации, создаваемые для выполнения возложенных на Национальную гвардию задач, являются структурными подразделениями данного органа.

Вместе с тем, предусматривается, что Национальная гвардия подчиняется и подотчетна непосредственно Президенту Республики Узбекистан, и ее возглавляет командующий Национальной гвардией, приравненный по статусу к министру, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Республики Узбекистан. Помимо этого, предусматривается порядок и условия прохождения военной службы военнослужащими Национальной гвардии, правовой статус их сотрудников.

Наряду с этим, Законом вносятся изменения и дополнения в Уголовно-процессуальный кодекс и Закон «Об оперативно-розыскной деятельности», исходя из требований норм Закона. Сенаторами подчеркивалось, что принятие Закона будет способствовать внесению весомого вклада в обеспечение уверенного, инициативного и беспрепятственного осуществления личным составом Национальной гвардии своих служебных и воинских обязанностей. Закон одобрен сенаторами.

Далее члены Сената Олий Мажлиса рассмотрели Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с коренным совершенствованием системы нотариата».

Отмечалось, что необходимость разработки Закона обусловлена тем, что в условиях увеличения количества нотариальных действий усложнен процесс введения дополнительных штатных единиц в государственных нотариальных конторах. Это препятствует увеличению численности обслуживающего персонала в соответствии с объемом работ.

Законом предусматривается внесение изменений и дополнений в законы «О залоге», «О нотариате», «О лизинге», «Об ипотеке», «О риэлторской деятельности», «Об обмене кредитной информацией», «Об опеке и попечительстве», «О медиации», Гражданский и Гражданский процессуальный кодексы Республики Узбекистан, а также Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, утвержденный Постановлением Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Закон предусматривает поэтапный перевод государственных нотариальных контор в негосударственные нотариальные конторы. Определяются порядок организации деятельности Нотариальной палаты Республики Узбекистан, ее основные задачи и направления деятельности. Законодательно отменяется обязательное нотариальное удостоверение для отдельных видов сделок, а также предусматривается введение новых видов нотариальных действий. Отменяются некоторые требования при удостоверении договоров отчуждения, найма (аренды) и безвозмездного пользования имуществом, а также упрощается процесс удостоверения такого рода сделок.

Законом внедряется механизм осуществления нотариальных действий дистанционно, в том числе посредством видеоконференцсвязи. Предусматривается страхование гражданской ответственности нотариусов негосударственных нотариальных контор в целях защиты граждан от ущерба, причиненного в процессе исполнения нотариусом своих профессиональных обязанностей, предоставление оперативных нотариальных услуг путем совершенствования системы электронного обращения к нотариусу. Закон одобрен сенаторами.

Затем парламентариями рассмотрен Закон Республики Узбекистан «О дошкольном образовании и воспитании».

Целью Закона является регулирование отношений в области дошкольного образования и воспитания. Согласно закону, доступность дошкольного образования и воспитания для каждого ребенка, равенство условий для развития задатков, наклонностей и способностей каждого ребенка, единство обучения, воспитания и оздоровления детей дошкольного возраста и другие являются основными принципами дошкольного образования и воспитания.

Законом определяются основные направления государственной политики в области дошкольного образования и воспитания, а также государственные гарантии на получение дошкольного образования и воспитания. Устанавливается, что регулирование в области дошкольного образования и воспитания осуществляется Кабинетом Министров, Государственной инспекцией по надзору за качеством образования при Кабинете Министров, Министерством дошкольного образования, Министерством здравоохранения, органами государственного 
и хозяйственного управления, имеющими в ведении дошкольные образовательные организации, органами государственной власти на местах.

Кроме того, предусматривается участие граждан, органов самоуправления граждан, негосударственных некоммерческих организаций 
и других институтов гражданского общества в мероприятиях в области дошкольного образования и воспитания. Закон закрепляет нормы касательно создания государственных и негосударственных дошкольных образовательных организаций, оказания физическими лицами услуг в данной области. Определяется государственный стандарт дошкольного образования и воспитания, государственная образовательная программа дошкольного образования и воспитания, язык обучения, режим работы дошкольных образовательных организаций, дошкольный возраст и его периоды, прием детей в дошкольные образовательные организации и выбытие из них.

Сенаторами подчеркивалось, что Закон будет способствовать дальнейшей реализации мер по обеспечению возможностей для кардинального улучшения качества образования. Закон одобрен сенаторами.

Затем сенаторы рассмотрели Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием деятельности отдельных государственных органов».

Отмечалось, что Закон предусматривает внесение изменений и дополнений в 19 законов и 2 кодекса Республики Узбекистан. В частности, в связи с совершенствованием деятельности предприятий горно-металлургической отрасли вносятся изменения и дополнения в Закон «О разгосударствлении и приватизации». Закрепляются нормы, согласно которым предприятия и организации, занимающиеся разработкой, производством и реализацией взрывчатых веществ, а также специальных материалов и оборудования для их производства, подлежат разгосударствлению и приватизации по постановлению Президента Республики Узбекистан.

В связи с преобразованием Государственного комитета по архитектуре и строительству и Государственной инспекции архитектурно-строительного надзора при данном комитете соответственно в Министерство строительства и Инспекцию по контролю в сфере строительства вносятся соответствующие изменения и дополнения в Законы «О государственной власти на местах», «О стандартизации», «О защите прав потребителей», «О радиационной безопасности», «О техническом регулировании» и «Об оценке соответствия».

В связи с преобразованием Государственного комитета по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции в Агентство по управлению государственными активами вносятся соответствующие изменения в Законы «О разгосударствлении и приватизации», «Об акционерных обществах и защите прав акционеров», «О Торгово-промышленной палате Республики Узбекистан» и «О рынке ценных бумаг».

В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 10 апреля 2019 года «О внедрении в Республике Узбекистан качественно новой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также обеспечения пожарной безопасности» Главное управление пожарной безопасности, его структурные и территориальные подразделения из Министерства внутренних дел переданы в систему Министерства по чрезвычайным ситуациям. Полномочия упраздненной Государственной службы пожарной безопасности, предусмотренные законодательством для специального уполномоченного органа в области пожарной безопасности, возложены на Министерство по чрезвычайным ситуациям.

Учитывая новые задачи по обеспечению пожарной безопасности, возложенные на Министерство по чрезвычайным ситуациям, вносятся изменения и дополнения в законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности» и «Об органах внутренних дел» и Кодекс об административной ответственности.

Уголовно-процессуальный кодекс дополняется нормой, согласно которой обращение и прилагаемые к нему документы могут быть направлены в суд в виде электронного документа. Подлинные документы представляются, когда обстоятельства дела подлежат подтверждению только такими документами, а также в других необходимых случаях по требованию суда.

Кодекс об административной ответственности также дополняется аналогичными нормами. Помимо этого, устанавливается, что при рассмотрении дела об административном правонарушении в суде по инициативе суда или ходатайству лиц, участвующих в деле, может проводиться аудио- или видеозапись судебного заседания. Более того, постановление по делу об административном правонарушении, может быть вынесено и направлено для исполнения в виде электронного документа через информационную систему. Закон одобрен сенаторами.

Затем сенаторы рассмотрели вопрос о программе организации многопрофильных фермерских хозяйств в 2020 году.

В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 9 октября 2017 года, поэтапное преобразование фермерских хозяйств в многопрофильные в 2018-2021 годах обозначено в качестве приоритетной задачи по развитию данной сферы. В частности, в Программе организации многопрофильных фермерских хозяйств в 2020 году изложены цели организации многопрофильных фермесрких хозяйств в разрезе территорий. В соответствии с программой, в предстоящем году преусмотрено осуществить 12 478 проектов в 11 957 фермерских хозяйствах и организовать 41 135 новых рабочих мест. На реализацию данных проектов, направленных на развитие более 20 различных направлений планируется выделить более 2 млрд. 228 млн. сумов, что будет способствовать повышению финансово-экономического, технического и технологического потенциала фермерских хозяйств. По данному вопросу принято соответствующее решение.

Далее сенаторы рассмотрели Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты 
Республики Узбекистан».

Отмечалось, что Законом вносятся изменения и дополнения в 6 законов, 3 кодекса Республики Узбекистан, а также Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, утвержденный Постановлением Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Так, в законы Республики Узбекистан «Об аудиторской деятельности», «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» вносятся дополнения, предусматривающие обязательную аудиторскую проверку общества с ограниченной и дополнительной ответственностью с балансовой стоимостью активов более ста тысяч базовых расчетных величин. Внесение данного дополнения обусловлено постоянно растущей тенденцией капитализации активов, увеличением объема выполняемых операций.

Помимо этого, Закон «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» дополняется статьей, закрепляющей, что в случае, если между участниками общества по причине непримиримых разногласий не может быть достигнуто соглашение по вопросам управления обществом в связи с отсутствием достаточного количества голосов для принятия решения, то конфликтная ситуация разрешается в судебном порядке.

В целях усиления защиты прав и законных интересов миноритарных акционеров в Закон Республики Узбекистан «Об акционерных обществах и защите прав акционеров» вносятся норма, которая предусматривает проведение независимой внешней аудиторской организацией изучения условий заключения крупной сделки с учетом рыночной стоимости имущества, определенной оценочной организацией.

Закон «О семейном предпринимательстве» дополняется нормами, которые предусматривают, что субъекты семейного предпринимательства без образования юридического лица вправе нанимать до 3 постоянных работников, с заключением с ними трудового договора. Кроме того, на общем собрании участников семейного предприятия может рассматриваться и решаться вопрос изменения состава участников семейного предпринимательства.

Уголовный кодекс Республики Узбекистан дополняется статьями, предусматривающими ответственность за нарушение требований о недопустимости использования труда несовершеннолетних, административное принуждение к труду.

Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности также дополняется нормами, предусматривающими ответственность за нарушение законодательства о частных агентствах занятости, добычу полезных ископаемых без лицензии. Устанавливается ответственность за непринятие мер по обеспечению регистрации рождения найденного (подкинутого) ребенка должностными лицами органов опеки и попечительства или медицинского учреждения, администрацией учреждения, в котором находится найденный (подкинутый) ребенок.

Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии дополняется новым видом деятельности в области использования атомной энергии. Закон одобрен сенаторами.

Далее сенаторы обсудили Закон Республики Узбекистан «О присоединении Республики Узбекистан к Международной конвенции по карантину и защите растений (Рим, 6 декабря 1951 года)».

Сенаторами подчеркивалось, что целью Закона является повышение эффективности деятельности государственной службы по карантину растений и приведение национальной фитосанитарной системы в соответствие с международными требованиями.

Присоединение Республики Узбекистан к Конвенции положительно отразится на укреплении фитосанитарной безопасности в стране и усилении экспортного потенциала республики. Кроме того, это позволит упростить процедуру получения доступа на зарубежные рынки для экспорта сельскохозяйственной продукции Узбекистана, увеличить объем технической помощи от международных организаций в виде консультаций и финансовых средств для улучшения фитосанитарной системы Узбекистана и имплементации международных стандартов.

В результате национальные стандарты будут соответствовать международным, благодаря чему странами будут признаваться все документы в сфере фитосанитарии и исключается возможность установления дополнительных условий при экспорте продукции из Узбекистана.

Закон также создаст условия для сотрудничества со странами- членами Конвенции в области обмена информацией о вредных для растений организмах, в частности, о присутствии, проявлениях или распространении вредных организмов, которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность в соответствии с такими процедурами, которые могут быть определены Комиссией по фитосанитарным мерам. Появится возможность участия Узбекистана в любых специальных кампаниях по борьбе с вредными организмами, которые могут представлять серьезную угрозу для сельскохозяйственного производства, и требующими международных действий в чрезвычайных ситуациях. Также будут созданы правовые основы сотрудничества с зарубежными странами в части предоставления технической и биологической информации, необходимой для анализа фитосанитарного риска. Закон одобрен сенаторами.

Члены Сената Олий Мажлиса рассмотрели вопрос об изменении границы Термезского района, расширении границы города Термеза Сурхандарьинской области и утверждении их границ. По данному вопросу принято соответствующее решение.

Далее сенаторы заслушали информацию министра юстиции Республики Узбекистан о состоянии нормотворческой деятельности и правоприменительной практики государственных органов и организаций.

Отмечалось, что в сфере нормотворчества государственных органов и организаций в министерство для проведения правовой экспертизы в текущем года поступило 2 110 проектов. Из них 1 907 прошли соответствующую экспертизу, 203 возвращены по причине несоответствия Регламенту Кабинета Министеров.

Кроме того, на основании постановления Кабинета Министров запущены единая электронная система разработки и согласования проектов нормативно-правовых актов (project.gov.uz).

Наряду с этим, в сфере нормотворчества государственных органов и организаций и правоприменительной практике имеются определенные недостатки, проблемы, ждущие своего решения и неиспользованные возможности.

Кроме того, не налажена системная работа по повышению правосознания и правовой культуры, соответствующего воспитания и образования.

Не на должном уровне находится работа по максимальному сокращению ведомственных нормативно-правовых актов, пересмотру законодательных актов общего характера, не влияющих на правоприменение, систематизацию и кодификацию нормативно-правовых актов, упорядочивающих отношения в конкретных сферах за счет устранения устаревших механизмов регулирования и излишних административных процедур.

Не обеспечивается официальный перевод на иностранные языки нормативно-правовых актов, касающихся прав и законных интересов граждан и субъектов предпринимательства, а также имеющих важное значение для иностранных инвесторов. В связи с этим сенаторами указана необходимость усиления работы в перечисленных направлениях. По данному вопросу принято соответствующее постановление Сената Олий Мажлиса.

Затем сенаторы заслушали отчет хокима Навоийской области о развитии территорий и деятельности местных Кенгашей народных депутатов.

Была представлена подробная информация об осуществленной работе по комплексному развитию области, привлечению и освоению инвестиций, организации свободных экономических и малых промышленных зон, развитию малого бизнеса и расширению экспорта, устранению проблем в коммунальной сфере, созданию новых рабочих мест, обеспечению исполнения государственных программ.

Отмечалось, что в рамках задач, определенных в ходе визитов Президента Республики Узбекистана Ш.М.Мирзиёева в область, реализовано 2693 проектов на общую сумму 2,9 трлн. сумов, создано более 17840 новых рабочих мест. За счет привлечения инвестиций в 8 малых промышленных зон на общую сумму 332,6 млрд. сумов реализовано 96 проектов и создано около 600 новых рабочих мест.

В области проводится широкомасштабная работа в рамках реализации государственных программ “Обод кишлок”, “Обод махалла”, “Yoshlar – kelajagimiz”, “Хар бир оила – тадбиркор”. Актуальные социально-экономические вопросы решаются при участии местных Кенгашей народных депутатов. За последние два года на сессиях местных Кенгашей народных депутатов обсуждены более 130 вопросов социально-экономической направленности.

Кроме того, местными Кенгашами народных депутатов заслушаны отчеты более 300 должностных лиц, направлено более 250 депутатских запросов и обращений в соответствующие структуры в целях решения актуальных вопросов, проблем, волнующих население.

Наряду с этим, сенаторами акцентировалось внимание на принятии необходимых мер по решению проблем, существующих в Навоийской области, в частности, вопросов касательно дорожного ремонта, непрерывного обеспечения электроэнергией, строительства сетей питьевой воды и канализационной системы, развития и совершенствования коммунальной инфраструктуры.

Подчеркивалось, что только в городе Зарафшон имеется потребность в строительстве двух трансформаторных подстанций мощностью 125 МВт. В Зарафшане, Учкудукском и Хатирчинском районах необходимо проложить водопроводные сети, в Центре Карманинского района – возвести канализационную систему современного образца.

Кроме того, имеются проблемы, связанные с системой здравоохранения. Так, в отдаленных и крупных территориях области, таких как Тамдинский и Учкудукский районы без учета сравнительно разрозренного проживания населения служба скорой медицинской помощи налажена так же, как и в других районах. То есть, в качестве первичного фактора учтено не то, что населенные пункты расположены в десятках километров друг от друга, а лишь численность населения. Такое положение приводит к возникновению серьезных трудностей как для медицинских работников, так и и для пациентов.

Проанализировав эти и другие недостатки, сенаторы указали на необходимость усиления взаимодействия органов местной власти и ответственных министерств и ведомств в решении перечисленных проблем, а также повышения активности местных Кенгашей. По данному вопросу принято соответствующее постановление.

Затем сенаторы рассмотрели результаты парламентского запроса, направленного в Кабинет Министров Республики Узбекистан о проблемах, связанных со сбросом сточных вод в водные объекты.

Подчеркивалось, что в ответе на парламентский запрос изложено, что во исполнение поставленных в данной сфере задач проводится системная работа.

В частности, Министерством жилищного коммунального обслуживания совместно с министерствами и ведомствами с привлечением международных консультантов разрабатывается проект Концепции развития сферы водоснабжения и канализации в Республике Узбекистан до 2035 года. В соответствии с данной Концепцией в канализационной системе запланировано построить сооружения по очистке воды мощностью 757 тысяч кубометров сточных вод в сутки, строительство 8605 км канализационых коллекторов и сетей и реконструкция очистительных сооружений мощностью 906 кубометров, 2176,2 км канализационных коллекторных сетей, 128 насосных станций и 11 сооружений по обеззараживанию.

Для осуществления всех этих мероприятий за счет кредитов международных финансовых институтов и средств республиканского бюджета будут освоены 14,6 трлн. сумов. В результате уровень обеспеченности канализационными услугами в республике будет доведен до 31,4%. По данному вопросу принято соответствующее постановление.

Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан были рассмотрены и другие вопросы, относящиеся к его полномочиям.

В ходе двадцать пятого пленарного заседания рассмотрено 17 вопросов, в том числе 11 законов, направленных на укрепление правовых основ всех сфер жизни общества и повышение эффективности осуществляемых в стране масштабных преобразований, развитие международного сотрудничества.

На этом двадцать пятое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан завершило свою работу.

Информационная служба

Сената Олий Мажлиса

Республики Узбекистан