30 сентября 2023 года в Ташкенте продолжило свою работу сорок пятое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

В его работе приняли участие члены Сената, правительства, представители министерств и ведомств, члены Молодежного парламента при Сенате и работники средств массовой информации.

Пленарное заседание, проходившее в формате видеоконференцсвязи, вела Председатель Сената Олий Мажлиса Танзила Нарбаева.

Пленарное заседание транслировалось в режиме онлайн через канал Сената в YouTube.

На сорок пятом пленарном заседании Сената обсужден Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О метрологии» в связи с привлечением частного сектора в сферу проведения поверки средств измерений».

Есть необходимость широкого вовлечения частного сектора в сферу оказания метрологических услуг и предоставления ему наряду с государственными организациями более широких возможностей для активного участия в этой сфере.

Законом вносятся изменения и дополнения, предусматривающие оказание услуг по поверке средств измерений метрологическими службами юридических лиц, не являющимися республиканскими органами исполнительной власти и органами хозяйственного управления, утверждение Кабинетом Министров Республики Узбекистан перечня групп средств измерений, результаты измерений которых имеют государственное значение, а также разделение функций метрологического контроля и государственного метрологического надзора.

Из рамок полномочий специально уполномоченного государственного органа в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте исключаются проведение, будучи аккредитованными, работы по метрологической аттестации, поверке и калибровке средств измерений.

Разграничиваются полномочия метрологических служб республиканских органов исполнительной власти и органов хозяйственного управления, а также метрологических служб юридических лиц.

Устанавливается, что перечень групп средств измерений, результаты измерений которых имеют государственное значение, утверждается Правительством на основании предложений специально уполномоченного государственного органа, согласованных с Комитетом по развитию конкуренции и защите прав потребителей и уполномоченным республиканским органом исполнительной власти в сфере применения данных средств измерений. 

Вместе с тем устанавливается, что поверка средств измерений, не включенных в перечень групп средств измерений, результаты измерений которых имеют государственное значение, может осуществляться метрологическими службами юридических лиц.

В ходе обсуждения Закона сенаторами подчеркнуто, что привлечение частного сектора в сферу проведения поверки средств измерений служит созданию конкурентной среды на рынке метрологических услуг, кроме того, за счет сокращения доли государственной метрологической службы форма деятельности национального института метрологии позволяет поэтапно развивать научно-практическую работу в соответствии с международными требованиями и широко внедрять инновации в область метрологии.

По итогам обсуждения Закон одобрен сенаторами.

После этого сенаторами рассмотрен Закон «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Республики Узбекистан и Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности».

Как известно, в нашей стране реализуются широкомасштабные реформы, направленные на защиту прав, свобод и законных интересов человека, укрепление в этой связи конституционно-правовых, законодательных, институциональных и практических гарантий.

Особенно следует отдельно отметить осуществление системной работы по обеспечению прочности семей, устойчивости их социально-духовной среды, повышению благосостояния общества. 

Однако в последнее время в стране увеличилось количество браков, заключенных по религиозному обряду, и в результате этого случаи многоженства. Также распространяется пропаганда многоженства и его «преимуществ» посредством рекламы, развлекательных и аналитических материалов. Из-за этого увеличилось и количество детей, рожденных вне брака. 

Если в 2020 году в республике было зарегистрировано рождение 16 564 детей на основании заявления матери-одиночки, то в 2022 году этот показатель достиг18 955 детей.

Согласно Конституции, указанные в ней права и свободы могут быть ограничены только в соответствии с законом и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, здоровья населения, общественной нравственности, прав и свобод других лиц, обеспечения общественной безопасности и общественного порядка.

Поэтому с учетом многовековой истории и культурных традиций народа Узбекистана соответствующими ведомствами был разработан Закон «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Республики Узбекистан и Кодекс об административной ответственности Республики Узбекистан».

Путем внесения Законом изменений и дополнений в Уголовный кодекс и Кодекс об административной ответственности Республики Узбекистан предусматривается установление административного и уголовного наказания за пропаганду превосходства или неполноценности граждан по национальным, расовым, этническим или религиозным признакам, совершение религиозного обряда бракосочетания между лицами, брак которых не зарегистрирован в установленном законом порядке.

Вместе с тем Законом предусмотрена административная ответственность за пропаганду сожительства с двумя или более женами, публичное отрицание равноправия женщин и мужчин.

Также в целях дальнейшего повышения эффективности информационных программ, внедренных в рамках концепции «Безопасный город», вводится мера административной ответственности за нахождение в общественных местах с закрытым лицом в степени, не позволяющей идентифицировать личность. Учитываются также случаи исключения ответственности.

Подчеркнуто, что принятие данного Закона служит дальнейшему укреплению межнационального согласия, религиозной толерантности, сохранению светских ценностей и надежной защите прав женщин.

Закон одобрен сенаторами.

На пленарном заседании также был рассмотрен Закон «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Узбекистан «О прокуратуре» в связи с определением дополнительных мер по обеспечению законности в системе Вооруженных Сил Республики Узбекистан».

Отмечалось, что в последние годы проводится широкомасштабная работа по формированию современно вооруженной и мощной армии, поддержке военнослужащих и сотрудников системы Вооруженных Сил Республики Узбекистан.

Вместе с тем требуется дальнейшее усиление надзора 
за своевременной и эффективной организацией реализации государственных программ в военной сфере, ранним предупреждением коррупционных рисков в системе защиты прав и свобод военнослужащих, в том числе случаев нецелевого использования средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, а также за исполнением законов Республики Узбекистан в этой области.

В связи с этим данным Законом вносятся дополнения и изменения в Закон Республики Узбекистан «О прокуратуре», предусматривающие усиление надзора органов военной прокуратуры за неукоснительным соблюдением законов Республики Узбекистан в системе Вооруженных Сил Республики Узбекистан, а также установление порядка приема сотрудников 
на военную службу в органы военной прокуратуры и увольнения с нее, и порядка присвоения им воинских званий.

Устанавливается, что на должности Генерального прокурора, Военного прокурора, Транспортного прокурора, прокурора Республики Каракалпакстан, прокуроров областей и города Ташкента, а также прокуроров районов, городов и приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе двадцати пяти лет.

Кроме того, в законодательном порядке устанавливаются полномочия Военного прокурора, Транспортного прокурора, прокуроров областей, города Ташкента руководить соответственно деятельностью прокуратур районов, городов и приравненных к ним прокуратур, на основании и во исполнение законов, приказов Генерального прокурора Республики Узбекистан издавать приказы, указания, распоряжения обязательные для подчиненных работников.

По мнению сенаторов, принятие этого Закона наряду с повышением ответственности органов прокуратуры улучшит эффективность их работы, служит выполнению в полной мере возложенных законом задач и, как следствие, обеспечению прав и интересов граждан.

После вопросов-ответов и обсуждения на заседании данный Закон одобрен сенаторами.

На сорок пятом пленарном заседании Сената сенаторами рассмотрен Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с формированием единой системы республиканских органов исполнительной власти».

Как известно, в соответствии с Указом «О мерах по реализации административных реформ Нового Узбекистана» внедрена комплексная система республиканских органов исполнительной власти, включающая министерства, комитеты, ведомства и инспекции.

В свою очередь в рамках административных реформ упразднена форма «государственного комитета» республиканских органов исполнительной власти, на базе существующих государственных комитетов были созданы министерства или осуществлена их реорганизация в форму комитета, агентства или инспекции и они переданы в организационное подчинение соответствующих министерств.

Данным документом, который обсуждался на пленарном заседании Сената, вносятся изменения в законы Республики Узбекистан, предусматривающие исключение из законодательства Республики Узбекистан понятия «государственные комитеты Республики Узбекистан».

Эти изменения служат обеспечению реализации первого
этапа административных реформ Нового Узбекистана, а также формированию единой системы республиканских органов исполнительной власти, основанной на принципах профессионального управления и ориентированной на результат.

Соответствующие изменения также внесены в Закон «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления».

В соответствии со статьей 5 указанного Закона внесено изменение, согласно которому к информации о деятельности органов государственной власти и управления относится соответствующая информация об использовании бюджетных ассигнований, средств внебюджетных фондов бюджетных организаций, о проведенных конкурсах (тендерах) и доставке приобретенных товаров, о достижении установленных целевых показателей министерств и ведомств за счет бюджетных и внебюджетных средств, а также
об использовании средств в разрезе статей экономической классификации расходов, размещаемая министерствами, ведомствами, государственными целевыми фондами и другими распорядителями бюджетных средств
на своих официальных веб-сайтах.

     Закон одобрен сенаторами.

Также на пленарном заседании Сената в соответствии со статьей 93 Конституции Республики Узбекистан и статьей 8 Конституционного Закона «О Сенате Олий Мажлиса Республики Узбекистан» рассмотрен вопрос об избрании заместителя Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмана).

  На пленарном заседании согласно поданным голосам сенаторов Нариманов Бекзод Абдувалиевич избран на должность заместителя Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

В этой связи принято постановление Сената.

На пленарном заседании рассмотрен также вопрос об утверждении постановлений Кенгаша Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

В ходе пленарного заседания сенаторами обсуждено 9 вопросов, в том числе 7 законов, направленных на укрепление правовых основ всех сфер жизни общества и повышение эффективности осуществляемых в стране масштабных преобразований, развитие международного сотрудничества.

На этом сорок пятое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан завершилось.

Информационная служба 
Сената Олий Мажлиса 
 Республики Узбекистан

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
ИНФОРМАЦИЯ о сорок пятом пленарном заседании Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан

30 сентября 2023 года в Ташкенте продолжило свою работу сорок пятое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

В его работе приняли участие члены Сената, правительства, представители министерств и ведомств, члены Молодежного парламента при Сенате и работники средств массовой информации.

Пленарное заседание, проходившее в формате видеоконференцсвязи, вела Председатель Сената Олий Мажлиса Танзила Нарбаева.

Пленарное заседание транслировалось в режиме онлайн через канал Сената в YouTube.

На сорок пятом пленарном заседании Сената обсужден Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О метрологии» в связи с привлечением частного сектора в сферу проведения поверки средств измерений».

Есть необходимость широкого вовлечения частного сектора в сферу оказания метрологических услуг и предоставления ему наряду с государственными организациями более широких возможностей для активного участия в этой сфере.

Законом вносятся изменения и дополнения, предусматривающие оказание услуг по поверке средств измерений метрологическими службами юридических лиц, не являющимися республиканскими органами исполнительной власти и органами хозяйственного управления, утверждение Кабинетом Министров Республики Узбекистан перечня групп средств измерений, результаты измерений которых имеют государственное значение, а также разделение функций метрологического контроля и государственного метрологического надзора.

Из рамок полномочий специально уполномоченного государственного органа в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте исключаются проведение, будучи аккредитованными, работы по метрологической аттестации, поверке и калибровке средств измерений.

Разграничиваются полномочия метрологических служб республиканских органов исполнительной власти и органов хозяйственного управления, а также метрологических служб юридических лиц.

Устанавливается, что перечень групп средств измерений, результаты измерений которых имеют государственное значение, утверждается Правительством на основании предложений специально уполномоченного государственного органа, согласованных с Комитетом по развитию конкуренции и защите прав потребителей и уполномоченным республиканским органом исполнительной власти в сфере применения данных средств измерений. 

Вместе с тем устанавливается, что поверка средств измерений, не включенных в перечень групп средств измерений, результаты измерений которых имеют государственное значение, может осуществляться метрологическими службами юридических лиц.

В ходе обсуждения Закона сенаторами подчеркнуто, что привлечение частного сектора в сферу проведения поверки средств измерений служит созданию конкурентной среды на рынке метрологических услуг, кроме того, за счет сокращения доли государственной метрологической службы форма деятельности национального института метрологии позволяет поэтапно развивать научно-практическую работу в соответствии с международными требованиями и широко внедрять инновации в область метрологии.

По итогам обсуждения Закон одобрен сенаторами.

После этого сенаторами рассмотрен Закон «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Республики Узбекистан и Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности».

Как известно, в нашей стране реализуются широкомасштабные реформы, направленные на защиту прав, свобод и законных интересов человека, укрепление в этой связи конституционно-правовых, законодательных, институциональных и практических гарантий.

Особенно следует отдельно отметить осуществление системной работы по обеспечению прочности семей, устойчивости их социально-духовной среды, повышению благосостояния общества. 

Однако в последнее время в стране увеличилось количество браков, заключенных по религиозному обряду, и в результате этого случаи многоженства. Также распространяется пропаганда многоженства и его «преимуществ» посредством рекламы, развлекательных и аналитических материалов. Из-за этого увеличилось и количество детей, рожденных вне брака. 

Если в 2020 году в республике было зарегистрировано рождение 16 564 детей на основании заявления матери-одиночки, то в 2022 году этот показатель достиг18 955 детей.

Согласно Конституции, указанные в ней права и свободы могут быть ограничены только в соответствии с законом и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, здоровья населения, общественной нравственности, прав и свобод других лиц, обеспечения общественной безопасности и общественного порядка.

Поэтому с учетом многовековой истории и культурных традиций народа Узбекистана соответствующими ведомствами был разработан Закон «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Республики Узбекистан и Кодекс об административной ответственности Республики Узбекистан».

Путем внесения Законом изменений и дополнений в Уголовный кодекс и Кодекс об административной ответственности Республики Узбекистан предусматривается установление административного и уголовного наказания за пропаганду превосходства или неполноценности граждан по национальным, расовым, этническим или религиозным признакам, совершение религиозного обряда бракосочетания между лицами, брак которых не зарегистрирован в установленном законом порядке.

Вместе с тем Законом предусмотрена административная ответственность за пропаганду сожительства с двумя или более женами, публичное отрицание равноправия женщин и мужчин.

Также в целях дальнейшего повышения эффективности информационных программ, внедренных в рамках концепции «Безопасный город», вводится мера административной ответственности за нахождение в общественных местах с закрытым лицом в степени, не позволяющей идентифицировать личность. Учитываются также случаи исключения ответственности.

Подчеркнуто, что принятие данного Закона служит дальнейшему укреплению межнационального согласия, религиозной толерантности, сохранению светских ценностей и надежной защите прав женщин.

Закон одобрен сенаторами.

На пленарном заседании также был рассмотрен Закон «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Узбекистан «О прокуратуре» в связи с определением дополнительных мер по обеспечению законности в системе Вооруженных Сил Республики Узбекистан».

Отмечалось, что в последние годы проводится широкомасштабная работа по формированию современно вооруженной и мощной армии, поддержке военнослужащих и сотрудников системы Вооруженных Сил Республики Узбекистан.

Вместе с тем требуется дальнейшее усиление надзора 
за своевременной и эффективной организацией реализации государственных программ в военной сфере, ранним предупреждением коррупционных рисков в системе защиты прав и свобод военнослужащих, в том числе случаев нецелевого использования средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, а также за исполнением законов Республики Узбекистан в этой области.

В связи с этим данным Законом вносятся дополнения и изменения в Закон Республики Узбекистан «О прокуратуре», предусматривающие усиление надзора органов военной прокуратуры за неукоснительным соблюдением законов Республики Узбекистан в системе Вооруженных Сил Республики Узбекистан, а также установление порядка приема сотрудников 
на военную службу в органы военной прокуратуры и увольнения с нее, и порядка присвоения им воинских званий.

Устанавливается, что на должности Генерального прокурора, Военного прокурора, Транспортного прокурора, прокурора Республики Каракалпакстан, прокуроров областей и города Ташкента, а также прокуроров районов, городов и приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе двадцати пяти лет.

Кроме того, в законодательном порядке устанавливаются полномочия Военного прокурора, Транспортного прокурора, прокуроров областей, города Ташкента руководить соответственно деятельностью прокуратур районов, городов и приравненных к ним прокуратур, на основании и во исполнение законов, приказов Генерального прокурора Республики Узбекистан издавать приказы, указания, распоряжения обязательные для подчиненных работников.

По мнению сенаторов, принятие этого Закона наряду с повышением ответственности органов прокуратуры улучшит эффективность их работы, служит выполнению в полной мере возложенных законом задач и, как следствие, обеспечению прав и интересов граждан.

После вопросов-ответов и обсуждения на заседании данный Закон одобрен сенаторами.

На сорок пятом пленарном заседании Сената сенаторами рассмотрен Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с формированием единой системы республиканских органов исполнительной власти».

Как известно, в соответствии с Указом «О мерах по реализации административных реформ Нового Узбекистана» внедрена комплексная система республиканских органов исполнительной власти, включающая министерства, комитеты, ведомства и инспекции.

В свою очередь в рамках административных реформ упразднена форма «государственного комитета» республиканских органов исполнительной власти, на базе существующих государственных комитетов были созданы министерства или осуществлена их реорганизация в форму комитета, агентства или инспекции и они переданы в организационное подчинение соответствующих министерств.

Данным документом, который обсуждался на пленарном заседании Сената, вносятся изменения в законы Республики Узбекистан, предусматривающие исключение из законодательства Республики Узбекистан понятия «государственные комитеты Республики Узбекистан».

Эти изменения служат обеспечению реализации первого
этапа административных реформ Нового Узбекистана, а также формированию единой системы республиканских органов исполнительной власти, основанной на принципах профессионального управления и ориентированной на результат.

Соответствующие изменения также внесены в Закон «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления».

В соответствии со статьей 5 указанного Закона внесено изменение, согласно которому к информации о деятельности органов государственной власти и управления относится соответствующая информация об использовании бюджетных ассигнований, средств внебюджетных фондов бюджетных организаций, о проведенных конкурсах (тендерах) и доставке приобретенных товаров, о достижении установленных целевых показателей министерств и ведомств за счет бюджетных и внебюджетных средств, а также
об использовании средств в разрезе статей экономической классификации расходов, размещаемая министерствами, ведомствами, государственными целевыми фондами и другими распорядителями бюджетных средств
на своих официальных веб-сайтах.

     Закон одобрен сенаторами.

Также на пленарном заседании Сената в соответствии со статьей 93 Конституции Республики Узбекистан и статьей 8 Конституционного Закона «О Сенате Олий Мажлиса Республики Узбекистан» рассмотрен вопрос об избрании заместителя Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмана).

  На пленарном заседании согласно поданным голосам сенаторов Нариманов Бекзод Абдувалиевич избран на должность заместителя Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

В этой связи принято постановление Сената.

На пленарном заседании рассмотрен также вопрос об утверждении постановлений Кенгаша Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

В ходе пленарного заседания сенаторами обсуждено 9 вопросов, в том числе 7 законов, направленных на укрепление правовых основ всех сфер жизни общества и повышение эффективности осуществляемых в стране масштабных преобразований, развитие международного сотрудничества.

На этом сорок пятое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан завершилось.

Информационная служба 
Сената Олий Мажлиса 
 Республики Узбекистан