24 октября в Ташкенте в зале заседаний Сената Олий Мажлиса продолжило свою работу пятьдесят девятое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

В нем приняли участие члены Сената, правительства, представители министерств и ведомств, члены Молодежного парламента при Сенате и работники средств массовой информации.

Пленарное заседание вела Председатель Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан Танзила Нарбаева.

Пленарное заседание транслировалось в режиме онлайн через канал Сената в YouTube.

Второй день пленарного заседания начался с обсуждения Закона «О внесении дополнений и изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Республики Узбекистан».

Закон предусматривает включение норм об основаниях, условиях выдачи и принятия, а также об отказе в выдаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания и лиц, страдающих психическими расстройствами, для принудительного лечения.

Закон охватывает нормы о порядке признания и приведения в исполнение решений судов иностранных государств, расходах, связанных с передачей лиц, и другие вопросы.

В законе также четко установлен порядок рассмотрения обращений о принятии в Республику Узбекистан осужденных лиц для продолжения отбывания наказания или лиц, страдающих психическими расстройствами, для принудительного лечения.

Установление этих норм формирует в национальном законодательстве нормативно-правовую основу порядка выдачи осужденных, позволит Республике Узбекистан более полно выполнять свои обязательства по международным договорам.

В ходе обсуждения отмечалось, что закон служит ускорению социальной реабилитации осужденного путем предоставления ему возможности отбывать назначенное ему наказание в своей стране, а также правовой защите граждан за рубежом.

Закон одобрен сенаторами.

На пятьдесят девятом пленарном заседании Сената также рассмотрен Закон «О внесении изменений и дополнения в статьи 206 и 248 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности».

Отмечалось, что создана новая система исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, осуществления действенного контроля за поведением лиц, находящихся под надзором подразделений пробации. В этом плане 7 августа 2024 года принят Закон Республики Узбекистан «О пробации».

В рамках этой системы проводится широкомасштабная работа по обеспечению прав, свобод и законных интересов лиц, находящихся под административным и пробационным надзором,  защите их жизни и здоровья, созданию условий для их духовного и физического развития.

Вместе с тем сегодня в стране растет количество правонарушений, совершаемых лицами, находящимися под административным и пробационным надзором, несмотря на проведение среди них комплексных профилактических мероприятий. Это требует пересмотра мер правового воздействия в данном направлении.

В 2023 году административный надзор был установлен в отношении 5 529 лиц, подпадающих под действие закона об административном надзоре. За 9 месяцев 2024 года надзор был установлен в отношении 5 689 человек, а количество лиц этой категории увеличилось на 160 человек. 

Кроме того, если в 2023 году на пробации в органах внутренних дел находилось 83 763 человека, то за 9 месяцев 2024 года этот показатель составил 86 226, то есть в текущем году таких лиц стало на 2 463 больше.

В 2023 году 4 167 лиц, находящихся под административным надзором, были впервые привлечены к административной ответственности за несоблюдение запретов (ограничений), установленных судами. За 9 месяцев 2024 года составлены административные протоколы на 3 153 человека.

За неоднократное несоблюдение этой категорией лиц запретов (ограничений), установленных судами, в 2023 году привлечены к ответственности 717 человек, а за 9 месяцев 2024 года – 637 человек по статье 226 Уголовного кодекса «Нарушение правил административного надзора».

В связи с тем, что сегодня лица, находящиеся под надзором пробации, совершают правонарушения, не соблюдают установленные судом ограничения и обязанности, а также в целях обеспечения оперативных и действенных мер по предупреждению тяжких или особо тяжких преступлений возникает необходимость наделения сотрудников подразделений пробации органов внутренних дел дополнительными полномочиями.

Законопроект разработан в целях обеспечения верховенства закона среди отдельной категории лиц, находящихся под надзором Министерства внутренних дел, содействия формированию у них законопослушного поведения, уважительного отношения к человеку, труду, правилам и традициям общественной жизни.

Обсужденным законом в санкции статьи 206 Кодекса об административной ответственности помимо уже действующего штрафа включается и административный арест.

В случае совершения правонарушения лицом, находящимся под надзором сотрудников подразделений пробации, для составления административного протокола в отношении него необходимо отвести его к инспектору по профилактике базового пункта, который расположен территориально близко, составить административный протокол, что отрицательно сказывается на эффективности работы сотрудника службы пробации, приводит к излишним затратам времени.

Поэтому обсуждаемым законом путем внесения дополнения и изменения в часть четвертую статьи 248 Кодекса об административной ответственности устанавливается норма, предусматривающая делегирование старшему инспектору и инспектору службы пробации полномочий органов внутренних дел по составлению протокола об административных правонарушениях в отношении лиц согласно статьям 1852 и 187 находящихся под надзором службы пробации.

Принятие закона будет способствовать применению мер воздействия на месте выявления правонарушений, совершенных отдельными категориями лиц, повышению эффективности работы, проводимой с указанными категориями лиц, и предотвращению излишних хлопот граждан.

После обсуждения закон одобрен сенаторами.

Вместе с тем на очередном пленарном заседании Сената рассмотрен Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на совершенствование системы работы с цифровыми доказательствами».

Сегодня в национальном процессуальном законодательстве не предусмотрены понятие электронных (цифровых) доказательств, порядок их использования и связанные с этим моменты. Не регулируются вопросы о том, какая информация включается в электронные (цифровые) доказательства.

В связи с этим данным законом предусматривается внесение в ряд действующих кодексов и законов соответствующих изменений и дополнений, определяющих понятия электронных данных и цифровых доказательств, порядок их сбора, представления, закрепления, осмотра, исследования и оценки,  хранения, возвращения и уничтожения.

Так, устанавливается, что электронными данными являются данные, создаваемые, обрабатываемые и хранящиеся с использованием электронных устройств и информационных систем, а также информационных технологий.

Законом устанавливается конкретный порядок, согласно которому должностное лицо органа, осуществляющего доследственную проверку (дознаватель, следователь, прокурор или суд), с участием специалиста должно принимать представленные электронные данные и осматривать первичный электронный носитель их содержащий.

В законе также определяется понятие цифровых доказательств. Так, цифровыми доказательствами могут быть электронные данные, содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела, в том числе файлы в электронном виде, аудио-, видеозаписи, сведения, хранящиеся во всемирной информационной сети Интернет, а также другие электронные данные.

Принятие данного закона послужит улучшению позиции Узбекистана в международных рейтингах и индексах, устранению пробелов в законодательстве, повышению качества правосудия и совершенствованию судопроизводства.

Закон одобрен сенаторами.

На пленарном заседании Сената рассмотрен и Закон «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на усиление охраны животного и растительного мира».

Сегодня из-за незаконной охоты, браконьерства количество видов флоры и фауны неуклонно сокращается. В результате экологическая ситуация обостряется, что вызывает обоснованные возражения общественности.

Благодаря средствам массовой информации мы становимся свидетелями того, что при проведении строительных и других работ наблюдаются случаи умышленного повреждения деревьев с использованием химических, биологических и бактериологических препаратов.

Кроме того, учащаются случаи рыболовства различными незаконными методами, в частности, с использованием электричества, взрывчатых веществ и химикатов, а также биологических препаратов. Это приводит к истощению количества, исчезновению видов рыбы. Браконьеры пользуются тем, что действующее законодательство предусматривает мягкое наказание за такие действия.

Помимо этого, санкция, установленная за воспрепятствование законной деятельности государственного инспектора органов по экологии и охране окружающей среды, невыполнение его предписаний, не позволяет обеспечить эффективность профилактики правонарушений в данном направлении.

Отмечалось, что предлагаемым законом предусматривается внесение изменений и дополнений в 2 действующих кодекса и 2 закона.

В частности, в Уголовный кодекс вносятся изменения и дополнения, направленные на усиление ответственности за нарушение порядка пользования животным или растительным миром. Так,  охота или рыбалка с применением электрического тока, взрывчатых и химических веществ и биологических препаратов наказываются штрафом от 400 до 600 базовых расчетных величин или ограничением свободы от 3 до 5 лет с лишением определенного права либо лишением свободы от 3 до 7 лет. В качестве дополнительной меры при отягчающих обстоятельствах также вводится наказание в виде лишения определенных прав.

Наряду с этим двукратно увеличивается размер штрафов, предусмотренных Кодексом об административной ответственности за нарушение правил охоты и рыболовства, а также правил осуществления иных видов пользования животным миром.

Умышленное повреждение, потрава или уничтожение деревьев, кустарников или других растений в нарушение установленных требований с применением химических, биологических средств при строительстве, реконструкции зданий, сооружений или иных объектов на своей территории влечет наложение штрафа на граждан от 35 до 50, а на должностных лиц – от 60 до 75 базовых расчетных величин (БРВ).

Значительно усиливается ответственность за нарушение правил охоты и рыболовства, а также правил осуществления других видов пользования животным миром.

Наряду с этим усиливается ответственность за воспрепятствование законной деятельности государственного инспектора по экологии, а также неисполнение его предписаний, что влечет наложение штрафа на граждан от 5 до 10, а на должностных лиц – от 20 до 30 БРВ.

В соответствие приводятся нормы законов «Об охране и использовании животного мира» и «Об охоте и охотничьем хозяйстве», устраняются правовые пробелы в этих законах, касающиеся охотничьего оружия, в том числе рыболовного.

Подчеркивалось, что принятие закона служит защите биологических ресурсов путем предупреждения случаев незаконной охоты, предотвращению гибели деревьев и кустарников, повышению эффективности государственного института экологического контроля, обеспечению экологической устойчивости в стране, гарантированной защите природных ресурсов.

По завершении обсуждения закон одобрен сенаторами.

На пятьдесят девятом пленарном заседании Сената рассмотрен Закон «О ратификации Конвенции Международной организации труда № 132 об оплачиваемых отпусках (пересмотренной в 1970 году) (Женева, 24 июня 1970 года)».

За последние годы сотрудничество Узбекистана с Международной организацией труда расширилось и вышло на качественно новый уровень.

Конвенция предусматривает дальнейшее усиление мер по обеспечению в трудовых отношениях прав работников, связанных с трудовой деятельностью, в том числе права на отдых и использование оплачиваемых отпусков, а именно создает основу для обеспечения предоставления работникам во всех сферах отдыха и для восстановления трудоспособности – отпусков за каждый рабочий год при сохранении места работы (должности) и средней заработной платы. Отмечалось, что на сегодняшний день данную конвенцию ратифицировали 38 стран.

Принятие конвенции позволит в будущем улучшить положительный имидж Узбекистана в отношениях с международными и региональными организациями и поднять его позиции в международных рейтингах и индексах на более высокий уровень.

Документ также служит эффективной реализации международных стандартов по обеспечению прав работников всех сфер на отдых и использование оплачиваемых отпусков.

Закон одобрен сенаторами.

Кроме того, сенаторы  рассмотрели вопрос об утверждении постановлений Кенгаша Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

В целом в ходе пленарного заседания рассмотрено 15 вопросов, в том числе 14 законов, направленных на укрепление правовых основ всех сфер жизни общества и повышение эффективности осуществляемых в стране масштабных преобразований, развитие международного сотрудничества.

На этом пятьдесят девятое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан завершилось.

Информационная служба 
Сената Олий Мажлиса 
Республики Узбекистан

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
ИНФОРМАЦИЯ о пятьдесят девятом пленарном заседании Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан

24 октября в Ташкенте в зале заседаний Сената Олий Мажлиса продолжило свою работу пятьдесят девятое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

В нем приняли участие члены Сената, правительства, представители министерств и ведомств, члены Молодежного парламента при Сенате и работники средств массовой информации.

Пленарное заседание вела Председатель Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан Танзила Нарбаева.

Пленарное заседание транслировалось в режиме онлайн через канал Сената в YouTube.

Второй день пленарного заседания начался с обсуждения Закона «О внесении дополнений и изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Республики Узбекистан».

Закон предусматривает включение норм об основаниях, условиях выдачи и принятия, а также об отказе в выдаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания и лиц, страдающих психическими расстройствами, для принудительного лечения.

Закон охватывает нормы о порядке признания и приведения в исполнение решений судов иностранных государств, расходах, связанных с передачей лиц, и другие вопросы.

В законе также четко установлен порядок рассмотрения обращений о принятии в Республику Узбекистан осужденных лиц для продолжения отбывания наказания или лиц, страдающих психическими расстройствами, для принудительного лечения.

Установление этих норм формирует в национальном законодательстве нормативно-правовую основу порядка выдачи осужденных, позволит Республике Узбекистан более полно выполнять свои обязательства по международным договорам.

В ходе обсуждения отмечалось, что закон служит ускорению социальной реабилитации осужденного путем предоставления ему возможности отбывать назначенное ему наказание в своей стране, а также правовой защите граждан за рубежом.

Закон одобрен сенаторами.

На пятьдесят девятом пленарном заседании Сената также рассмотрен Закон «О внесении изменений и дополнения в статьи 206 и 248 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности».

Отмечалось, что создана новая система исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, осуществления действенного контроля за поведением лиц, находящихся под надзором подразделений пробации. В этом плане 7 августа 2024 года принят Закон Республики Узбекистан «О пробации».

В рамках этой системы проводится широкомасштабная работа по обеспечению прав, свобод и законных интересов лиц, находящихся под административным и пробационным надзором,  защите их жизни и здоровья, созданию условий для их духовного и физического развития.

Вместе с тем сегодня в стране растет количество правонарушений, совершаемых лицами, находящимися под административным и пробационным надзором, несмотря на проведение среди них комплексных профилактических мероприятий. Это требует пересмотра мер правового воздействия в данном направлении.

В 2023 году административный надзор был установлен в отношении 5 529 лиц, подпадающих под действие закона об административном надзоре. За 9 месяцев 2024 года надзор был установлен в отношении 5 689 человек, а количество лиц этой категории увеличилось на 160 человек. 

Кроме того, если в 2023 году на пробации в органах внутренних дел находилось 83 763 человека, то за 9 месяцев 2024 года этот показатель составил 86 226, то есть в текущем году таких лиц стало на 2 463 больше.

В 2023 году 4 167 лиц, находящихся под административным надзором, были впервые привлечены к административной ответственности за несоблюдение запретов (ограничений), установленных судами. За 9 месяцев 2024 года составлены административные протоколы на 3 153 человека.

За неоднократное несоблюдение этой категорией лиц запретов (ограничений), установленных судами, в 2023 году привлечены к ответственности 717 человек, а за 9 месяцев 2024 года – 637 человек по статье 226 Уголовного кодекса «Нарушение правил административного надзора».

В связи с тем, что сегодня лица, находящиеся под надзором пробации, совершают правонарушения, не соблюдают установленные судом ограничения и обязанности, а также в целях обеспечения оперативных и действенных мер по предупреждению тяжких или особо тяжких преступлений возникает необходимость наделения сотрудников подразделений пробации органов внутренних дел дополнительными полномочиями.

Законопроект разработан в целях обеспечения верховенства закона среди отдельной категории лиц, находящихся под надзором Министерства внутренних дел, содействия формированию у них законопослушного поведения, уважительного отношения к человеку, труду, правилам и традициям общественной жизни.

Обсужденным законом в санкции статьи 206 Кодекса об административной ответственности помимо уже действующего штрафа включается и административный арест.

В случае совершения правонарушения лицом, находящимся под надзором сотрудников подразделений пробации, для составления административного протокола в отношении него необходимо отвести его к инспектору по профилактике базового пункта, который расположен территориально близко, составить административный протокол, что отрицательно сказывается на эффективности работы сотрудника службы пробации, приводит к излишним затратам времени.

Поэтому обсуждаемым законом путем внесения дополнения и изменения в часть четвертую статьи 248 Кодекса об административной ответственности устанавливается норма, предусматривающая делегирование старшему инспектору и инспектору службы пробации полномочий органов внутренних дел по составлению протокола об административных правонарушениях в отношении лиц согласно статьям 1852 и 187 находящихся под надзором службы пробации.

Принятие закона будет способствовать применению мер воздействия на месте выявления правонарушений, совершенных отдельными категориями лиц, повышению эффективности работы, проводимой с указанными категориями лиц, и предотвращению излишних хлопот граждан.

После обсуждения закон одобрен сенаторами.

Вместе с тем на очередном пленарном заседании Сената рассмотрен Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на совершенствование системы работы с цифровыми доказательствами».

Сегодня в национальном процессуальном законодательстве не предусмотрены понятие электронных (цифровых) доказательств, порядок их использования и связанные с этим моменты. Не регулируются вопросы о том, какая информация включается в электронные (цифровые) доказательства.

В связи с этим данным законом предусматривается внесение в ряд действующих кодексов и законов соответствующих изменений и дополнений, определяющих понятия электронных данных и цифровых доказательств, порядок их сбора, представления, закрепления, осмотра, исследования и оценки,  хранения, возвращения и уничтожения.

Так, устанавливается, что электронными данными являются данные, создаваемые, обрабатываемые и хранящиеся с использованием электронных устройств и информационных систем, а также информационных технологий.

Законом устанавливается конкретный порядок, согласно которому должностное лицо органа, осуществляющего доследственную проверку (дознаватель, следователь, прокурор или суд), с участием специалиста должно принимать представленные электронные данные и осматривать первичный электронный носитель их содержащий.

В законе также определяется понятие цифровых доказательств. Так, цифровыми доказательствами могут быть электронные данные, содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела, в том числе файлы в электронном виде, аудио-, видеозаписи, сведения, хранящиеся во всемирной информационной сети Интернет, а также другие электронные данные.

Принятие данного закона послужит улучшению позиции Узбекистана в международных рейтингах и индексах, устранению пробелов в законодательстве, повышению качества правосудия и совершенствованию судопроизводства.

Закон одобрен сенаторами.

На пленарном заседании Сената рассмотрен и Закон «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на усиление охраны животного и растительного мира».

Сегодня из-за незаконной охоты, браконьерства количество видов флоры и фауны неуклонно сокращается. В результате экологическая ситуация обостряется, что вызывает обоснованные возражения общественности.

Благодаря средствам массовой информации мы становимся свидетелями того, что при проведении строительных и других работ наблюдаются случаи умышленного повреждения деревьев с использованием химических, биологических и бактериологических препаратов.

Кроме того, учащаются случаи рыболовства различными незаконными методами, в частности, с использованием электричества, взрывчатых веществ и химикатов, а также биологических препаратов. Это приводит к истощению количества, исчезновению видов рыбы. Браконьеры пользуются тем, что действующее законодательство предусматривает мягкое наказание за такие действия.

Помимо этого, санкция, установленная за воспрепятствование законной деятельности государственного инспектора органов по экологии и охране окружающей среды, невыполнение его предписаний, не позволяет обеспечить эффективность профилактики правонарушений в данном направлении.

Отмечалось, что предлагаемым законом предусматривается внесение изменений и дополнений в 2 действующих кодекса и 2 закона.

В частности, в Уголовный кодекс вносятся изменения и дополнения, направленные на усиление ответственности за нарушение порядка пользования животным или растительным миром. Так,  охота или рыбалка с применением электрического тока, взрывчатых и химических веществ и биологических препаратов наказываются штрафом от 400 до 600 базовых расчетных величин или ограничением свободы от 3 до 5 лет с лишением определенного права либо лишением свободы от 3 до 7 лет. В качестве дополнительной меры при отягчающих обстоятельствах также вводится наказание в виде лишения определенных прав.

Наряду с этим двукратно увеличивается размер штрафов, предусмотренных Кодексом об административной ответственности за нарушение правил охоты и рыболовства, а также правил осуществления иных видов пользования животным миром.

Умышленное повреждение, потрава или уничтожение деревьев, кустарников или других растений в нарушение установленных требований с применением химических, биологических средств при строительстве, реконструкции зданий, сооружений или иных объектов на своей территории влечет наложение штрафа на граждан от 35 до 50, а на должностных лиц – от 60 до 75 базовых расчетных величин (БРВ).

Значительно усиливается ответственность за нарушение правил охоты и рыболовства, а также правил осуществления других видов пользования животным миром.

Наряду с этим усиливается ответственность за воспрепятствование законной деятельности государственного инспектора по экологии, а также неисполнение его предписаний, что влечет наложение штрафа на граждан от 5 до 10, а на должностных лиц – от 20 до 30 БРВ.

В соответствие приводятся нормы законов «Об охране и использовании животного мира» и «Об охоте и охотничьем хозяйстве», устраняются правовые пробелы в этих законах, касающиеся охотничьего оружия, в том числе рыболовного.

Подчеркивалось, что принятие закона служит защите биологических ресурсов путем предупреждения случаев незаконной охоты, предотвращению гибели деревьев и кустарников, повышению эффективности государственного института экологического контроля, обеспечению экологической устойчивости в стране, гарантированной защите природных ресурсов.

По завершении обсуждения закон одобрен сенаторами.

На пятьдесят девятом пленарном заседании Сената рассмотрен Закон «О ратификации Конвенции Международной организации труда № 132 об оплачиваемых отпусках (пересмотренной в 1970 году) (Женева, 24 июня 1970 года)».

За последние годы сотрудничество Узбекистана с Международной организацией труда расширилось и вышло на качественно новый уровень.

Конвенция предусматривает дальнейшее усиление мер по обеспечению в трудовых отношениях прав работников, связанных с трудовой деятельностью, в том числе права на отдых и использование оплачиваемых отпусков, а именно создает основу для обеспечения предоставления работникам во всех сферах отдыха и для восстановления трудоспособности – отпусков за каждый рабочий год при сохранении места работы (должности) и средней заработной платы. Отмечалось, что на сегодняшний день данную конвенцию ратифицировали 38 стран.

Принятие конвенции позволит в будущем улучшить положительный имидж Узбекистана в отношениях с международными и региональными организациями и поднять его позиции в международных рейтингах и индексах на более высокий уровень.

Документ также служит эффективной реализации международных стандартов по обеспечению прав работников всех сфер на отдых и использование оплачиваемых отпусков.

Закон одобрен сенаторами.

Кроме того, сенаторы  рассмотрели вопрос об утверждении постановлений Кенгаша Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

В целом в ходе пленарного заседания рассмотрено 15 вопросов, в том числе 14 законов, направленных на укрепление правовых основ всех сфер жизни общества и повышение эффективности осуществляемых в стране масштабных преобразований, развитие международного сотрудничества.

На этом пятьдесят девятое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан завершилось.

Информационная служба 
Сената Олий Мажлиса 
Республики Узбекистан