4 сентября 2025 года в Ташкенте начало свою работу десятое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

В нем приняли участие члены Сената, правительства, представители министерств и ведомств, депутаты местных Кенгашей, члены Молодежного парламента при Сенате и работники средств массовой информации.

Пленарное заседание, проходившее в формате видеоконференции, вела Председатель Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан Танзила Нарбаева.

Пленарное заседание транслировалось в режиме онлайн через канал Сената в YouTube.

Первый день десятого пленарного заседания сенаторы начали с обсуждения Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Отмечалось, что в последние годы в стране осуществляются последовательные реформы, направленные на всестороннюю поддержку субъектов предпринимательства, в том числе на развитие корпоративных отношений.

В ходе обсуждения отмечена необходимость систематизации и унификации норм, регулирующих деятельность обществ с ограниченной ответственностью, а также их дополнения исходя из положительного зарубежного опыта.

В законе закрепляются порядок открытия филиалов и представительств общества, дочерних и зависимых хозяйственных обществ, а также вопросы, касающиеся разрешения конфликтной ситуации между участниками общества и доведения до участников копий протокола общего собрания. Кроме того, предусмотрены порядок избрания членов наблюдательного совета общества, а также обязанности единоличного исполнительного органа (директора) и коллегиального исполнительного органа общества.

Законом устанавливается, что общество может заниматься определенными видами деятельности не только на основании лицензии, но и на основании документов разрешительного характера или в уведомительном порядке. Предусматривается предоставление участникам общества ряда прав, таких как заключение корпоративных договоров о реализации своих корпоративных прав. 

Кроме того, закрепляются порядок проведения заочного голосования и избрания членов наблюдательного совета, полномочия наблюдательного совета, а также положение о создании комитета миноритарных участников.

На заседании особый акцент сделан на вопросах внедрения современной системы корпоративного управления в деятельность обществ с ограниченной ответственностью, устранения правовых пробелов в законодательстве, регулирующем их деятельность, а также защиты прав и законных интересов участников общества.

В своих выступлениях сенаторы подчеркнули, что данный закон усиливает гарантии прав и законных интересов участников общества, служит правовой основой предупреждения присвоения их долей путем обмана и мошенничества.

По итогам обсуждения закон одобрен сенаторами.

На пленарном заседании Сената рассмотрен Закон «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан».

Отмечалось, что закон направлен на повышение эффективности воспитательной работы с осужденными, отбывающими наказание в исправительных учреждениях, предотвращение их отрыва от семьи и общества, стимулирование к чтению книг, формирование их законопослушности, духовно-нравственных ценностей.

Законом вносятся дополнения и изменения в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы Республики Узбекистан, предусматривающие сокращение срока отбывания наказания осужденными в связи с тем, что они встали на путь исправления.

В частности, Уголовный кодекс дополняется статьей 741, которая предусматривает сокращение срока отбывания наказания в связи с тем, что лицо встало на путь исправления.

При этом устанавливается, что в случае чтения осужденным книг из перечня литературы, утвержденного Республиканским центром духовности и просветительства, направленной на формирование у осужденных правильных духовно-нравственных ценностей, и подтверждения факта прочтения указанных книг, на основании заключения комиссии за каждую прочитанную книгу срок отбывания наказания может быть сокращен на три дня, но не более тридцати дней в год.

Устанавливается, что данная норма применяется только к лицам, по отношению к которым предусматривается условно-досрочное освобождение (за исключением получивших пожизненный срок лишения свободы).

Эти изменения, вносимые в законодательство, будут применяться в отношении более 13,5 тысячи осужденных, отбывающих наказание в учреждениях по исполнению наказаний.

Наряду с этим законом вносятся изменения в Закон «О профилактике правонарушений», предусматривающие уточнение оснований для профилактического учета и определение видов административных правонарушений, подлежащих профилактическому учету, исходя из таких критериев, как степень общественной опасности, характер и возможность совершения в будущем преступного деяния. 

Кроме того, законом устанавливается в качестве отдельной категории профилактический учет лиц, лишенных судом права управления транспортными средствами на определенный срок за совершенное административное правонарушение, предусмотренное статьями 12810 и 131 Кодекса об административной ответственности, то есть дорожное хулиганство и управление транспортными средствами в состоянии опьянения.

В 2024 году выявлено 23 582 нарушения правил дорожного движения в отношении почти 11 тысяч лиц, лишенных права управления транспортными средствами. В результате этого произошло 1019 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 295 граждан и 873 получили травмы.

В связи с этим внедряется практика оказания инспекторами по профилактике содействия сотрудникам дорожно-патрульной службы, что расширит возможности раннего предупреждения и своевременного выявления правонарушений, совершаемых лицами, лишенными права управления транспортными средствами.

Как отметили сенаторы, принятие закона повысит эффективность работы по исправлению поведения осужденных, формированию у них уважения к правилам и традициям общества, а также послужит борьбе с преступностью и профилактике правонарушений в стране путем дальнейшего совершенствования мероприятий, проводимых с лицами, состоящими на профилактическом учете. 

Закон одобрен сенаторами.

Вместе с тем на очередном пленарном заседании Сената рассмотрен Закон «О государственном социальном страховании».

В ходе обсуждения отмечалось, что данный закон разработан с целью дальнейшего укрепления социальной защиты населения. В нем закреплены порядок действий государственного социального страхования, такое понятие, как страховой случай, права и обязанности застрахованного лица, страховщика, страхователя.

Законом предусмотрен ряд вопросов, касающихся источников средств государственного социального страхования, ставки страхового взноса, плательщиков страховых взносов, государственных гарантий финансовой устойчивости государственного социального страхования, назначения и осуществления выплат по государственному социальному страхованию.

Вместе с тем сенаторы акцентировали внимание на необходимости пересмотра некоторых норм закона и приведения их в соответствие с законодательством.

В частности, в документе не раскрыты полномочия и обязанности уполномоченного органа.

Сенаторы также отметили, что закон содержит более десяти отсылочных норм, и это приведет к негативному влиянию на его прямое действие.

Помимо этого, в законе не предусмотрен вопрос о внесении изменений в действующие законы в результате его принятия.

Сенаторы высказали свои предложения о необходимости устранения этих недостатков.

По результатам обсуждения закон отклонен сенаторами.

На пленарном заседании также рассмотрен Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан».

Как известно, в последние годы в стране реализуются последовательные реформы, направленные на надежную защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Определены конкретные меры по устранению правовых пробелов в нормотворческой деятельности, особое внимание уделяется также обеспечению единообразия правоприменительной практики.

Вместе с тем сенаторы особо подчеркнули необходимость законодательного регулирования некоторых норм, препятствующих обеспечению единообразной правоприменительной практики, создающих коррупционные риски и вызывающих излишнюю волокиту для населения и предпринимателей.

Данным законом предусматривается внесение изменений и дополнений в 12 законодательных актов, в частности в законы «О лицензировании, разрешительных и уведомительных процедурах», «О государственной пошлине», «О дошкольном образовании и воспитании», «Об образовании», «О занятости населения» и Налоговый кодекс.

В своих выступлениях сенаторы обратили внимание на то, что данный закон способствует обеспечению эффективной защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, а также устранению коррупционных рисков.

Закон одобрен сенаторами.

Затем на пленарном заседании Сената обсуждался Закон «О внесении дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием системы удовлетворения требований кредиторов, обеспеченных залогом».

Особое внимание сенаторы уделили необходимости принятия этого закона. В частности, в процессе реформ возникает необходимость совершенствования законодательства, направленного на цифровизацию исполнения судебных актов и актов иных органов, снижение человеческого фактора, предупреждение любого уклонения от исполнения судебных актов, гарантирование неприкосновенности имущества и денежных средств граждан.

В данном законе устанавливается, что при передаче взыскателю не реализованного на аукционах на основании исполнительных документов имущества в натуре все запреты, наложенные регистрирующим органом, отменяются на основании решения государственного исполнителя. При этом закрепляется, что решение государственного исполнителя является основанием для государственной регистрации имущества без запретов.

Отмечалось, что при разработке закона был изучен и учтен законодательный опыт ряда передовых государств.

Подчеркивалось, что документ способствует обеспечению приоритетности прав кредиторов в отношении заложенного имущества, отмене на основании решений государственного исполнителя обеспечительных мер в отношении имущества, снижению доли проблемных активов кредитных организаций, а также эффективной защите прав физических и юридических лиц.

По завершении обсуждения закон одобрен сенаторами. 

Предметом активного обсуждения на пленарном заседании Сената стал Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с дальнейшим ускорением процессов рыночных реформ и вступления Узбекистана во Всемирную торговую организацию». 

В рамках вступления Республики Узбекистан в члены ВТО гармонизация национального законодательства с соглашениями Всемирной торговой организации является одним из основных условий членства в этой организации.

Данным законом вносятся изменения и дополнения в Закон «О лицензировании, разрешительных и уведомительных процедурах», связанные с введением лицензирования деятельности по производству (закупке), переработке, реализации лома и отходов черных и цветных металлов, а также оптовой и розничной торговле природным газом.

Также вносятся изменения в Закон «О государственной пошлине» в части определения размеров государственной пошлины за получение лицензии на производство (закупку), переработку, реализацию лома и отходов черных и цветных металлов, а также на оптовую и розничную торговлю природным газом.

В ходе обсуждения сенаторы высказали свои мнения относительно того, что данный закон служит привлечению частного сектора, новых инноваций и инвестиций в сферу торговли ломом и отходами черных и цветных металлов, природным газом, а также созданию конкурентной и открытой рыночной среды.

По завершении обсуждения закон одобрен сенаторами.

Наряду с этим на десятом пленарном заседании Сената рассмотрен Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленные на совершенствование сферы образовательных услуг».

Отмечалось, что в стране реализуется ряд реформ, направленных на дальнейшее повышение качества образования и полную реализацию конституционных гарантий всех слоев населения на образование.

Сенаторы подчеркнули, что данный закон разработан как логическое продолжение этих реформ и направлен на предотвращение проблем, возникающих при осуществлении работы в этом направлении.

Основное изменение, которое вносится законом, заключается в том, что в соответствии с передовыми международными требованиями термин «внешкольное образование» заменяется термином «дополнительное образование».

Также дается определение термину «дополнительное образование», которое подразделяется на дополнительное образование для детей и дополнительное образование для взрослых.

Кроме того, предусматривается, что государственные учреждения дополнительного образования создаются по согласованию с республиканскими органами исполнительной власти в сфере образования. При этом негосударственная дополнительная образовательная деятельность для детей осуществляется с уведомлением Министерства дошкольного и школьного образования, а для взрослых – Министерства высшего образования, науки и инноваций.

В ходе обсуждения сенаторами подчеркивалось, что принятие данного закона послужит устранению имеющихся противоречий в правоприменительной практике по видам образования.

Закон одобрен сенаторами.

В последние годы в стране осуществляются меры, направленные на совершенствование сферы издательской деятельности, поддержку издания качественной литературы, популяризацию культуры чтения.

Закон «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Узбекистан «Об издательской деятельности», обсужденный сенаторами на десятом пленарном заседании Сената, является логическим продолжением этих реформ.

За последние 4 года количество издательств в стране увеличилось в 3,5 раза и достигло 590, из которых 90 процентов (531) составляют частные издательства.

Сегодня производственные мощности издательств увеличились в 2 раза. Ежегодно издается в среднем 40 миллионов экземпляров литературы 11 тысяч наименований.

В целях развития отрасли вложены прямые инвестиции в размере 25 миллионов долларов. Также с 1 января 2025 года издательские предприятия освобождены от уплаты налога на прибыль сроком на 5 лет.

Вместе с тем новые общественные отношения в сфере, а также результаты проведенных изучений свидетельствуют о необходимости совершенствования некоторых норм Закона «Об издательской деятельности».

Выяснилось, что в изданных в последнее время книгах отражена информация, не соответствующая возрастным особенностям детей и негативно влияющая на их сознание, а некоторые не соответствуют требованиям действующих государственных стандартов – в них неверно изложены исторические факты, приведены неточные и научно не доказанные данные.

Закон предусматривает внесение в Закон «Об издательской деятельности» поправок, направленных на закрепление правового статуса главного редактора издательства, поощрение культуры чтения.

Устанавливается, что главный редактор руководит творческой деятельностью редакции издательства, отвечает за разработку тематических планов издательства и подготовку изданий в соответствии с требованиями законодательства, техническими регламентами (национальными стандартами) в области издательской деятельности.

Отныне на должность главного редактора назначается лицо, имеющее высшее образование и стаж работы в издательстве не менее трех лет. Главный редактор назначается на должность и освобождается от должности учредителем (учредителями) или руководителем организации. Кроме того, закрепляются нормы, предусматривающие, что решение о выпуске изданий принимает главный редактор, он отвечает за творческую деятельность издательства.

Законом также принцип поощрения чтения определяется как способ популяризации и повышения культуры чтения.

По мнению сенаторов, данный закон способствует изданию книг на основе национальных стандартов, предупреждению распространения в книгах информации, противоречащей законодательству и общественной морали, а также повышению культуры чтения в обществе, социальной ответственности издателей.

Закон одобрен сенаторами.

На пленарном заседании Сената рассмотрен Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленные на совершенствование системы организации транспортного обслуживания».

Отмечалось, что в последние годы в стране реализуются масштабные реформы, направленные на развитие транспортной сферы, обеспечение высокого уровня безопасности перевозок и совершенствование системы управления в транспортной сфере.

Вместе с тем существует необходимость в пересмотре законодательства об административной ответственности в целях повышения ответственности перевозчиков за соблюдение требований и условий перевозок, устранения коррупции при рассмотрении дел об административных правонарушениях и дальнейшего повышения эффективности контроля в транспортной сфере.

Кроме того, в целях кардинального совершенствования системы государственного управления в транспортной сфере требуется внесение соответствующих изменений и дополнений в законодательство в связи с созданием Инспекции транспортного контроля при Министерстве транспорта Республики Узбекистан.

Данным законом вносятся изменения и дополнения в Кодекс об административной ответственности, законы «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика», «О лицензировании, разрешительных и уведомительных процедурах» и «О транспорте», направленные на совершенствование системы организации транспортных услуг и обеспечение безопасности перевозок грузов и пассажиров путем повышения эффективности и качества перевозок.

В частности, в Кодекс об административной ответственности вносятся изменения, определяющие требования к безопасности движения и перевозок на железнодорожном транспорте и в метрополитене, а также основания для наложения штрафа за нарушение правил перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа.

Отмечалось, что в 2023 году метрополитеном было перевезено 172 миллиона пассажиров, пассажирскими поездами – 9 миллионов 300 тысяч, а в 2024 году метрополитеном было перевезено 270 миллионов пассажиров, пассажирскими поездами – 10 миллионов 70 тысяч, автомобильным транспортом – более 8 миллиардов. Кроме того, в 2024 году железнодорожным транспортом было перевезено 102,7 миллиона ​​тонн грузов, а автомобильным – более 2 миллиардов тонн.

Это, в свою очередь, требует при осуществлении государственного контроля обеспечения своевременной и безопасной доставки пассажиров и грузов в пункты назначения, непрерывности, качества, стабильности и надежности процесса оказания им услуг.

Согласно действующему законодательству, при выявлении недостатков и нарушений в обеспечении безопасности на железнодорожном транспорте Инспекция транспортного контроля имеет право давать юридическим лицам только предписания.

Так, в 2024 году на железнодорожном транспорте и в метрополитене произошло 130 случаев, связанных с грубыми нарушениями требований безопасности движения и перевозок. В результате подвижному составу и железнодорожной инфраструктуре был нанесен материальный ущерб на сумму почти 4 миллиарда сумов. Аналогично в 2024 году на нерегулируемых железнодорожных перекрестках страны произошло 38 дорожно-транспортных происшествий с участием поездов и автомобилей, в результате которых погибло 11 граждан.

В связи с этим Кодекс об административной ответственности дополняется новой статьей 1131, которая устанавливает, что нарушение правил и требований обеспечения безопасности перевозок влечет наложение штрафа на должностных лиц и работников в размере десяти базовых расчетных величин.

Обсуждаемый закон устанавливает, что водители, нарушившие режим труда и отдыха при осуществлении международных и междугородних автомобильных перевозок, подлежат штрафованию в размере семи базовых расчетных величин.

Сенаторы отметили, что закон послужит совершенствованию системы организации транспортных услуг и обеспечению безопасности перевозок грузов и пассажиров.

После обсуждения закон одобрен сенаторами.

На этом первый день работы десятого пленарного заседания Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан завершился.

Информационная служба

Сената Олий Мажлиса

 Республики Узбекистан

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
ИНФОРМАЦИЯ о десятом пленарном заседании Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан

4 сентября 2025 года в Ташкенте начало свою работу десятое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

В нем приняли участие члены Сената, правительства, представители министерств и ведомств, депутаты местных Кенгашей, члены Молодежного парламента при Сенате и работники средств массовой информации.

Пленарное заседание, проходившее в формате видеоконференции, вела Председатель Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан Танзила Нарбаева.

Пленарное заседание транслировалось в режиме онлайн через канал Сената в YouTube.

Первый день десятого пленарного заседания сенаторы начали с обсуждения Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Отмечалось, что в последние годы в стране осуществляются последовательные реформы, направленные на всестороннюю поддержку субъектов предпринимательства, в том числе на развитие корпоративных отношений.

В ходе обсуждения отмечена необходимость систематизации и унификации норм, регулирующих деятельность обществ с ограниченной ответственностью, а также их дополнения исходя из положительного зарубежного опыта.

В законе закрепляются порядок открытия филиалов и представительств общества, дочерних и зависимых хозяйственных обществ, а также вопросы, касающиеся разрешения конфликтной ситуации между участниками общества и доведения до участников копий протокола общего собрания. Кроме того, предусмотрены порядок избрания членов наблюдательного совета общества, а также обязанности единоличного исполнительного органа (директора) и коллегиального исполнительного органа общества.

Законом устанавливается, что общество может заниматься определенными видами деятельности не только на основании лицензии, но и на основании документов разрешительного характера или в уведомительном порядке. Предусматривается предоставление участникам общества ряда прав, таких как заключение корпоративных договоров о реализации своих корпоративных прав. 

Кроме того, закрепляются порядок проведения заочного голосования и избрания членов наблюдательного совета, полномочия наблюдательного совета, а также положение о создании комитета миноритарных участников.

На заседании особый акцент сделан на вопросах внедрения современной системы корпоративного управления в деятельность обществ с ограниченной ответственностью, устранения правовых пробелов в законодательстве, регулирующем их деятельность, а также защиты прав и законных интересов участников общества.

В своих выступлениях сенаторы подчеркнули, что данный закон усиливает гарантии прав и законных интересов участников общества, служит правовой основой предупреждения присвоения их долей путем обмана и мошенничества.

По итогам обсуждения закон одобрен сенаторами.

На пленарном заседании Сената рассмотрен Закон «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан».

Отмечалось, что закон направлен на повышение эффективности воспитательной работы с осужденными, отбывающими наказание в исправительных учреждениях, предотвращение их отрыва от семьи и общества, стимулирование к чтению книг, формирование их законопослушности, духовно-нравственных ценностей.

Законом вносятся дополнения и изменения в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы Республики Узбекистан, предусматривающие сокращение срока отбывания наказания осужденными в связи с тем, что они встали на путь исправления.

В частности, Уголовный кодекс дополняется статьей 741, которая предусматривает сокращение срока отбывания наказания в связи с тем, что лицо встало на путь исправления.

При этом устанавливается, что в случае чтения осужденным книг из перечня литературы, утвержденного Республиканским центром духовности и просветительства, направленной на формирование у осужденных правильных духовно-нравственных ценностей, и подтверждения факта прочтения указанных книг, на основании заключения комиссии за каждую прочитанную книгу срок отбывания наказания может быть сокращен на три дня, но не более тридцати дней в год.

Устанавливается, что данная норма применяется только к лицам, по отношению к которым предусматривается условно-досрочное освобождение (за исключением получивших пожизненный срок лишения свободы).

Эти изменения, вносимые в законодательство, будут применяться в отношении более 13,5 тысячи осужденных, отбывающих наказание в учреждениях по исполнению наказаний.

Наряду с этим законом вносятся изменения в Закон «О профилактике правонарушений», предусматривающие уточнение оснований для профилактического учета и определение видов административных правонарушений, подлежащих профилактическому учету, исходя из таких критериев, как степень общественной опасности, характер и возможность совершения в будущем преступного деяния. 

Кроме того, законом устанавливается в качестве отдельной категории профилактический учет лиц, лишенных судом права управления транспортными средствами на определенный срок за совершенное административное правонарушение, предусмотренное статьями 12810 и 131 Кодекса об административной ответственности, то есть дорожное хулиганство и управление транспортными средствами в состоянии опьянения.

В 2024 году выявлено 23 582 нарушения правил дорожного движения в отношении почти 11 тысяч лиц, лишенных права управления транспортными средствами. В результате этого произошло 1019 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 295 граждан и 873 получили травмы.

В связи с этим внедряется практика оказания инспекторами по профилактике содействия сотрудникам дорожно-патрульной службы, что расширит возможности раннего предупреждения и своевременного выявления правонарушений, совершаемых лицами, лишенными права управления транспортными средствами.

Как отметили сенаторы, принятие закона повысит эффективность работы по исправлению поведения осужденных, формированию у них уважения к правилам и традициям общества, а также послужит борьбе с преступностью и профилактике правонарушений в стране путем дальнейшего совершенствования мероприятий, проводимых с лицами, состоящими на профилактическом учете. 

Закон одобрен сенаторами.

Вместе с тем на очередном пленарном заседании Сената рассмотрен Закон «О государственном социальном страховании».

В ходе обсуждения отмечалось, что данный закон разработан с целью дальнейшего укрепления социальной защиты населения. В нем закреплены порядок действий государственного социального страхования, такое понятие, как страховой случай, права и обязанности застрахованного лица, страховщика, страхователя.

Законом предусмотрен ряд вопросов, касающихся источников средств государственного социального страхования, ставки страхового взноса, плательщиков страховых взносов, государственных гарантий финансовой устойчивости государственного социального страхования, назначения и осуществления выплат по государственному социальному страхованию.

Вместе с тем сенаторы акцентировали внимание на необходимости пересмотра некоторых норм закона и приведения их в соответствие с законодательством.

В частности, в документе не раскрыты полномочия и обязанности уполномоченного органа.

Сенаторы также отметили, что закон содержит более десяти отсылочных норм, и это приведет к негативному влиянию на его прямое действие.

Помимо этого, в законе не предусмотрен вопрос о внесении изменений в действующие законы в результате его принятия.

Сенаторы высказали свои предложения о необходимости устранения этих недостатков.

По результатам обсуждения закон отклонен сенаторами.

На пленарном заседании также рассмотрен Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан».

Как известно, в последние годы в стране реализуются последовательные реформы, направленные на надежную защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Определены конкретные меры по устранению правовых пробелов в нормотворческой деятельности, особое внимание уделяется также обеспечению единообразия правоприменительной практики.

Вместе с тем сенаторы особо подчеркнули необходимость законодательного регулирования некоторых норм, препятствующих обеспечению единообразной правоприменительной практики, создающих коррупционные риски и вызывающих излишнюю волокиту для населения и предпринимателей.

Данным законом предусматривается внесение изменений и дополнений в 12 законодательных актов, в частности в законы «О лицензировании, разрешительных и уведомительных процедурах», «О государственной пошлине», «О дошкольном образовании и воспитании», «Об образовании», «О занятости населения» и Налоговый кодекс.

В своих выступлениях сенаторы обратили внимание на то, что данный закон способствует обеспечению эффективной защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, а также устранению коррупционных рисков.

Закон одобрен сенаторами.

Затем на пленарном заседании Сената обсуждался Закон «О внесении дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием системы удовлетворения требований кредиторов, обеспеченных залогом».

Особое внимание сенаторы уделили необходимости принятия этого закона. В частности, в процессе реформ возникает необходимость совершенствования законодательства, направленного на цифровизацию исполнения судебных актов и актов иных органов, снижение человеческого фактора, предупреждение любого уклонения от исполнения судебных актов, гарантирование неприкосновенности имущества и денежных средств граждан.

В данном законе устанавливается, что при передаче взыскателю не реализованного на аукционах на основании исполнительных документов имущества в натуре все запреты, наложенные регистрирующим органом, отменяются на основании решения государственного исполнителя. При этом закрепляется, что решение государственного исполнителя является основанием для государственной регистрации имущества без запретов.

Отмечалось, что при разработке закона был изучен и учтен законодательный опыт ряда передовых государств.

Подчеркивалось, что документ способствует обеспечению приоритетности прав кредиторов в отношении заложенного имущества, отмене на основании решений государственного исполнителя обеспечительных мер в отношении имущества, снижению доли проблемных активов кредитных организаций, а также эффективной защите прав физических и юридических лиц.

По завершении обсуждения закон одобрен сенаторами. 

Предметом активного обсуждения на пленарном заседании Сената стал Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с дальнейшим ускорением процессов рыночных реформ и вступления Узбекистана во Всемирную торговую организацию». 

В рамках вступления Республики Узбекистан в члены ВТО гармонизация национального законодательства с соглашениями Всемирной торговой организации является одним из основных условий членства в этой организации.

Данным законом вносятся изменения и дополнения в Закон «О лицензировании, разрешительных и уведомительных процедурах», связанные с введением лицензирования деятельности по производству (закупке), переработке, реализации лома и отходов черных и цветных металлов, а также оптовой и розничной торговле природным газом.

Также вносятся изменения в Закон «О государственной пошлине» в части определения размеров государственной пошлины за получение лицензии на производство (закупку), переработку, реализацию лома и отходов черных и цветных металлов, а также на оптовую и розничную торговлю природным газом.

В ходе обсуждения сенаторы высказали свои мнения относительно того, что данный закон служит привлечению частного сектора, новых инноваций и инвестиций в сферу торговли ломом и отходами черных и цветных металлов, природным газом, а также созданию конкурентной и открытой рыночной среды.

По завершении обсуждения закон одобрен сенаторами.

Наряду с этим на десятом пленарном заседании Сената рассмотрен Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленные на совершенствование сферы образовательных услуг».

Отмечалось, что в стране реализуется ряд реформ, направленных на дальнейшее повышение качества образования и полную реализацию конституционных гарантий всех слоев населения на образование.

Сенаторы подчеркнули, что данный закон разработан как логическое продолжение этих реформ и направлен на предотвращение проблем, возникающих при осуществлении работы в этом направлении.

Основное изменение, которое вносится законом, заключается в том, что в соответствии с передовыми международными требованиями термин «внешкольное образование» заменяется термином «дополнительное образование».

Также дается определение термину «дополнительное образование», которое подразделяется на дополнительное образование для детей и дополнительное образование для взрослых.

Кроме того, предусматривается, что государственные учреждения дополнительного образования создаются по согласованию с республиканскими органами исполнительной власти в сфере образования. При этом негосударственная дополнительная образовательная деятельность для детей осуществляется с уведомлением Министерства дошкольного и школьного образования, а для взрослых – Министерства высшего образования, науки и инноваций.

В ходе обсуждения сенаторами подчеркивалось, что принятие данного закона послужит устранению имеющихся противоречий в правоприменительной практике по видам образования.

Закон одобрен сенаторами.

В последние годы в стране осуществляются меры, направленные на совершенствование сферы издательской деятельности, поддержку издания качественной литературы, популяризацию культуры чтения.

Закон «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Узбекистан «Об издательской деятельности», обсужденный сенаторами на десятом пленарном заседании Сената, является логическим продолжением этих реформ.

За последние 4 года количество издательств в стране увеличилось в 3,5 раза и достигло 590, из которых 90 процентов (531) составляют частные издательства.

Сегодня производственные мощности издательств увеличились в 2 раза. Ежегодно издается в среднем 40 миллионов экземпляров литературы 11 тысяч наименований.

В целях развития отрасли вложены прямые инвестиции в размере 25 миллионов долларов. Также с 1 января 2025 года издательские предприятия освобождены от уплаты налога на прибыль сроком на 5 лет.

Вместе с тем новые общественные отношения в сфере, а также результаты проведенных изучений свидетельствуют о необходимости совершенствования некоторых норм Закона «Об издательской деятельности».

Выяснилось, что в изданных в последнее время книгах отражена информация, не соответствующая возрастным особенностям детей и негативно влияющая на их сознание, а некоторые не соответствуют требованиям действующих государственных стандартов – в них неверно изложены исторические факты, приведены неточные и научно не доказанные данные.

Закон предусматривает внесение в Закон «Об издательской деятельности» поправок, направленных на закрепление правового статуса главного редактора издательства, поощрение культуры чтения.

Устанавливается, что главный редактор руководит творческой деятельностью редакции издательства, отвечает за разработку тематических планов издательства и подготовку изданий в соответствии с требованиями законодательства, техническими регламентами (национальными стандартами) в области издательской деятельности.

Отныне на должность главного редактора назначается лицо, имеющее высшее образование и стаж работы в издательстве не менее трех лет. Главный редактор назначается на должность и освобождается от должности учредителем (учредителями) или руководителем организации. Кроме того, закрепляются нормы, предусматривающие, что решение о выпуске изданий принимает главный редактор, он отвечает за творческую деятельность издательства.

Законом также принцип поощрения чтения определяется как способ популяризации и повышения культуры чтения.

По мнению сенаторов, данный закон способствует изданию книг на основе национальных стандартов, предупреждению распространения в книгах информации, противоречащей законодательству и общественной морали, а также повышению культуры чтения в обществе, социальной ответственности издателей.

Закон одобрен сенаторами.

На пленарном заседании Сената рассмотрен Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленные на совершенствование системы организации транспортного обслуживания».

Отмечалось, что в последние годы в стране реализуются масштабные реформы, направленные на развитие транспортной сферы, обеспечение высокого уровня безопасности перевозок и совершенствование системы управления в транспортной сфере.

Вместе с тем существует необходимость в пересмотре законодательства об административной ответственности в целях повышения ответственности перевозчиков за соблюдение требований и условий перевозок, устранения коррупции при рассмотрении дел об административных правонарушениях и дальнейшего повышения эффективности контроля в транспортной сфере.

Кроме того, в целях кардинального совершенствования системы государственного управления в транспортной сфере требуется внесение соответствующих изменений и дополнений в законодательство в связи с созданием Инспекции транспортного контроля при Министерстве транспорта Республики Узбекистан.

Данным законом вносятся изменения и дополнения в Кодекс об административной ответственности, законы «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика», «О лицензировании, разрешительных и уведомительных процедурах» и «О транспорте», направленные на совершенствование системы организации транспортных услуг и обеспечение безопасности перевозок грузов и пассажиров путем повышения эффективности и качества перевозок.

В частности, в Кодекс об административной ответственности вносятся изменения, определяющие требования к безопасности движения и перевозок на железнодорожном транспорте и в метрополитене, а также основания для наложения штрафа за нарушение правил перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа.

Отмечалось, что в 2023 году метрополитеном было перевезено 172 миллиона пассажиров, пассажирскими поездами – 9 миллионов 300 тысяч, а в 2024 году метрополитеном было перевезено 270 миллионов пассажиров, пассажирскими поездами – 10 миллионов 70 тысяч, автомобильным транспортом – более 8 миллиардов. Кроме того, в 2024 году железнодорожным транспортом было перевезено 102,7 миллиона ​​тонн грузов, а автомобильным – более 2 миллиардов тонн.

Это, в свою очередь, требует при осуществлении государственного контроля обеспечения своевременной и безопасной доставки пассажиров и грузов в пункты назначения, непрерывности, качества, стабильности и надежности процесса оказания им услуг.

Согласно действующему законодательству, при выявлении недостатков и нарушений в обеспечении безопасности на железнодорожном транспорте Инспекция транспортного контроля имеет право давать юридическим лицам только предписания.

Так, в 2024 году на железнодорожном транспорте и в метрополитене произошло 130 случаев, связанных с грубыми нарушениями требований безопасности движения и перевозок. В результате подвижному составу и железнодорожной инфраструктуре был нанесен материальный ущерб на сумму почти 4 миллиарда сумов. Аналогично в 2024 году на нерегулируемых железнодорожных перекрестках страны произошло 38 дорожно-транспортных происшествий с участием поездов и автомобилей, в результате которых погибло 11 граждан.

В связи с этим Кодекс об административной ответственности дополняется новой статьей 1131, которая устанавливает, что нарушение правил и требований обеспечения безопасности перевозок влечет наложение штрафа на должностных лиц и работников в размере десяти базовых расчетных величин.

Обсуждаемый закон устанавливает, что водители, нарушившие режим труда и отдыха при осуществлении международных и междугородних автомобильных перевозок, подлежат штрафованию в размере семи базовых расчетных величин.

Сенаторы отметили, что закон послужит совершенствованию системы организации транспортных услуг и обеспечению безопасности перевозок грузов и пассажиров.

После обсуждения закон одобрен сенаторами.

На этом первый день работы десятого пленарного заседания Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан завершился.

Информационная служба

Сената Олий Мажлиса

 Республики Узбекистан