Во всем мире большую работу в сфере неформального образования проводят неправительственные организации. Узбекистан не исключение в этом вопросе.

Так, благодаря поддержке со стороны Института международного сотрудничества Немецкой ассоциации народных университетов (dvvinternational) Научно-исследовательский институт «Махалла ва оила» провел исследование «Обучение и образование взрослых в Узбекистане: актуальное состояние и перспективы развития».

По его итогам был подготовлен отчет, в котором отмечается, что существует высокая потребность в обучении. Среди молодежи 24−33 лет нехватку знаний и навыков ощущают 70,8%, среди людей 34−43 лет – почти 60 %, среди представителей 44–60 лет – около 39 %. При этом у населения мало информации об имеющихся возможностях для образования в негосударственных образовательных учреждениях. 50% респондентов знают о негосударственных образовательных учреждениях и лишь 38% хотели бы обучаться в них.

Отсутствие интереса к неформальному образованию объясняется тем, что диплом государственного образца гарантирует устройство на работу или продвижение по службе, а результаты неформального обучения не имеют официального признания. Также существует нехватка в квалифицированных педагогических кадрах для такой, можно сказать, специфической сферы, как обучение взрослых.

В числе тех, кто занимается их подготовкой в Узбекистане, – Ассоциация преподавателей английского языка Узбекистана и НОУ «Махорат и Менеджмент», которые обеспечивают качество образования и внедряют международные стандарты в образовательный процесс с использованием информационных технологий, осуществляют совершенствование учебных программ и материалов на основе широкого применения современных педагогических технологий и методов обучения.

Организации активно сотрудничают с национальными государственными и негосударственными образовательными учреждениями и реализуют краткосрочные и долгосрочные образовательные проекты совместно друг с другом и с зарубежными партнерами.

Высокий уровень развития образования взрослых существует в Германии, Финляндии, Дании, Южной Корее, Сингапуре. В этих странах для поддержки и стимулирования людей на получение дополнительного образования действуют различные практики. Используются ваучеры на обучение, создаются возможности для посещения курсов в рабочее время с сохранением полного заработка и рабочего места за человеком, выделяются финансовые средства возрастным сотрудникам на переобучение, получение образования через специальную систему МООК – массовые открытые онлайн-курсы т.д.

В любой своей деятельности – общении с окружающими, игре, наблюдении за действиями других, чтении книг, приготовлении пищи, уходе за домашними животными человек приобретает навыки, которые при соответствующих усилиях и практике могут перерасти в квалификацию. Например, кто-то умеет хорошо готовить и украшать блюда; разбирается в ремонте бытовой техники; пишет статьи и рассказы и т.д., но без документального подтверждения качества и соответственного уровня имеющихся навыков они не могут устроиться на официальную работу по этим направлениям.

И здесь на первый план выходит потребность в механизмах оценки и признания результатов неформального и информального обучения, так как решение этого вопроса приведет к повышению занятости трудоспособного населения и в результате – к увеличению производительности, уровня и качества жизни, снижению нагрузки на социальную сферу. Не столь важен путь, каким человек приобрел знания и умения, необходимые для эффективной деятельности, важно, чтобы они у него были.

Признание обучения вне формальных учреждений образования имеет много разновидностей: собеседования, экзамены, тесты, наблюдения за работой. Одна из форм признания результатов обучения это валидация – признание всей палитры компетенций и знаний независимо от времени и места их приобретения. Основная цель валидации неформального и информально обучения – дать возможность всем гражданам подтвердить свои знания, навыки и умения, которые они приобрели вследствие обучения, работы, определенных видов деятельности и собственных усилий. Но важнейшую роль играет оценка. Оценка становится единственным способом обеспечения качества, поскольку сам процесс обучения с трудом поддается контролю. 

В зависимости от уровня формализации в процессе признания оценка может варьироваться от простой фиксации способностей кандидата до полной сертификации. Кроме того, необходим тщательный контроль по соблюдению самих процедур оценки, возможно, путем периодического выборочного контроля. Открытость и доступность всего процесса валидации является одним из важнейших условий в достижении цели – широкого признания ее значимости в решении таких всеобъемлющих задач, как обучение в течение всей жизни, трудоустройство и социальная интеграция.

Хочется обратить внимание, что право на образование на протяжении всей жизни является не только правом, но и необходимостью современного мира. Обеспечение же качественного непрерывного обучения и признание результатов альтернативного образования являются ответственностью государства по отношению и к отдельному гражданину, и к обществу в целом.

Нонна Сафарова,

сотрудник Национального центра 

Республики Узбекистан по правам человека

УзА.

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Грамотными не рождаются, грамотными становятся

Во всем мире большую работу в сфере неформального образования проводят неправительственные организации. Узбекистан не исключение в этом вопросе.

Так, благодаря поддержке со стороны Института международного сотрудничества Немецкой ассоциации народных университетов (dvvinternational) Научно-исследовательский институт «Махалла ва оила» провел исследование «Обучение и образование взрослых в Узбекистане: актуальное состояние и перспективы развития».

По его итогам был подготовлен отчет, в котором отмечается, что существует высокая потребность в обучении. Среди молодежи 24−33 лет нехватку знаний и навыков ощущают 70,8%, среди людей 34−43 лет – почти 60 %, среди представителей 44–60 лет – около 39 %. При этом у населения мало информации об имеющихся возможностях для образования в негосударственных образовательных учреждениях. 50% респондентов знают о негосударственных образовательных учреждениях и лишь 38% хотели бы обучаться в них.

Отсутствие интереса к неформальному образованию объясняется тем, что диплом государственного образца гарантирует устройство на работу или продвижение по службе, а результаты неформального обучения не имеют официального признания. Также существует нехватка в квалифицированных педагогических кадрах для такой, можно сказать, специфической сферы, как обучение взрослых.

В числе тех, кто занимается их подготовкой в Узбекистане, – Ассоциация преподавателей английского языка Узбекистана и НОУ «Махорат и Менеджмент», которые обеспечивают качество образования и внедряют международные стандарты в образовательный процесс с использованием информационных технологий, осуществляют совершенствование учебных программ и материалов на основе широкого применения современных педагогических технологий и методов обучения.

Организации активно сотрудничают с национальными государственными и негосударственными образовательными учреждениями и реализуют краткосрочные и долгосрочные образовательные проекты совместно друг с другом и с зарубежными партнерами.

Высокий уровень развития образования взрослых существует в Германии, Финляндии, Дании, Южной Корее, Сингапуре. В этих странах для поддержки и стимулирования людей на получение дополнительного образования действуют различные практики. Используются ваучеры на обучение, создаются возможности для посещения курсов в рабочее время с сохранением полного заработка и рабочего места за человеком, выделяются финансовые средства возрастным сотрудникам на переобучение, получение образования через специальную систему МООК – массовые открытые онлайн-курсы т.д.

В любой своей деятельности – общении с окружающими, игре, наблюдении за действиями других, чтении книг, приготовлении пищи, уходе за домашними животными человек приобретает навыки, которые при соответствующих усилиях и практике могут перерасти в квалификацию. Например, кто-то умеет хорошо готовить и украшать блюда; разбирается в ремонте бытовой техники; пишет статьи и рассказы и т.д., но без документального подтверждения качества и соответственного уровня имеющихся навыков они не могут устроиться на официальную работу по этим направлениям.

И здесь на первый план выходит потребность в механизмах оценки и признания результатов неформального и информального обучения, так как решение этого вопроса приведет к повышению занятости трудоспособного населения и в результате – к увеличению производительности, уровня и качества жизни, снижению нагрузки на социальную сферу. Не столь важен путь, каким человек приобрел знания и умения, необходимые для эффективной деятельности, важно, чтобы они у него были.

Признание обучения вне формальных учреждений образования имеет много разновидностей: собеседования, экзамены, тесты, наблюдения за работой. Одна из форм признания результатов обучения это валидация – признание всей палитры компетенций и знаний независимо от времени и места их приобретения. Основная цель валидации неформального и информально обучения – дать возможность всем гражданам подтвердить свои знания, навыки и умения, которые они приобрели вследствие обучения, работы, определенных видов деятельности и собственных усилий. Но важнейшую роль играет оценка. Оценка становится единственным способом обеспечения качества, поскольку сам процесс обучения с трудом поддается контролю. 

В зависимости от уровня формализации в процессе признания оценка может варьироваться от простой фиксации способностей кандидата до полной сертификации. Кроме того, необходим тщательный контроль по соблюдению самих процедур оценки, возможно, путем периодического выборочного контроля. Открытость и доступность всего процесса валидации является одним из важнейших условий в достижении цели – широкого признания ее значимости в решении таких всеобъемлющих задач, как обучение в течение всей жизни, трудоустройство и социальная интеграция.

Хочется обратить внимание, что право на образование на протяжении всей жизни является не только правом, но и необходимостью современного мира. Обеспечение же качественного непрерывного обучения и признание результатов альтернативного образования являются ответственностью государства по отношению и к отдельному гражданину, и к обществу в целом.

Нонна Сафарова,

сотрудник Национального центра 

Республики Узбекистан по правам человека

УзА.