За годы независимости общенациональное празднование Дня Конституции стало важной традицией и неотъемлемой ценностью нашего народа.

Ежегодно распоряжением главы государства утверждается программа мероприятий, направленных на достойное празднование и реализацию незыблемой идеи «Конституция — гарант свободной и процветающей жизни».

Не стала исключением 32-я годовщина  принятия Основного Закона. Распоряжение  «О подготовке и проведении праздника Дня Конституции Республики Узбекистан» Президент страны подписал 17 октября. Основной акцент в рамках подготовки сделан на донесении до широкой общественности сути и значимости новой редакции Конституции, популяризации реформ, направленных на обеспечение надежной защиты права собственности, развитие здравоохранения, науки, культуры, искусства и спорта. Особое внимание уделяется заботе о представителях старшего поколения, женщинах, молодежи.

Построение правового государства с высоким уровнем правосознания в гражданском обществе требует постоянного совершенствования законодательной базы. В этом контексте важным достижением последних лет стала реализация политико-правовых реформ, кульминацией которых явился всенародный референдум 30 апреля 2023 года. На его основе была принята новая редакция Конституции Республики Узбекистан, отражающая интересы и чаяния народа.

Положения и нормы обновленной Конституции стали прочным фундаментом для дальнейшего развития страны, ориентированного на обеспечение прав и свобод каждого гражданина и укрепление демократических основ государства. Законодательное подтверждение вышесказанного отражено в статье 1, согласно которой Узбекистан признается суверенным, демократическим, правовым, социальным и светским государством с республиканской формой правления. Положения данной нормы Основного Закона, выраженные в ключевых понятиях, связанных с термином «государство», определяют важнейшие направления государственной политики Республики Узбекистан. Понятие «правовое государство» предполагает, что такое государство гарантирует верховенство закона на всей территории страны, обеспечивает разделение властей, устанавливает взаимную ответственность граждан и государства, а также поддерживает механизмы надежной защиты прав и свобод человека. Оно обеспечивает равенство всех граждан перед законом, основанное на демократических принципах, и исключает любые привилегии отдельных лиц. 

Для реального воплощения и укрепления статуса Узбекистана как правового государства принципиально важно обеспечить точное и единообразное исполнение положений новой редакции Конституции и законодательства в целом. В решении этого важного вопроса ключевую роль играют органы прокуратуры Республики Узбекистан, являющиеся уникальным правоохранительным институтом. Их важная задача заключается в надзоре за точным и единообразным исполнением Конституции и законов в стране.

Двадцать пятая глава новой редакции Конституции, именуемая «Прокуратура», содержит усовершенствованные положения конституционно-правового регулирования деятельности органов прокуратуры. В частности, статья 143 начинает главу ХХV Конституции («Прокуратура») и определяет основную суть, содержание и принципы организационной деятельности органов прокуратуры. Данная норма закрепляет два принципиальных положения: первое – главной задачей органов прокуратуры является надзор за точным и единообразным исполнением законов на территории Республики Узбекистан. Второе – эта функция осуществляется Генеральным прокурором Республики Узбекистан и подчиненными ему прокурорами.

Прокуратура Узбекистана – независимый государственный орган, подчиняющийся только Конституции и закону. Придание прокуратуре конституционного статуса является важнейшим фактором эффективного функционирования органов прокуратуры и их независимости. Конституция Республики Узбекистан (статьи 143-145)  и Закона “О прокуратуре” законодательно определяют государственно-правовой статус прокуратуры Республики Узбекистан. Прокуратура является единой централизованной системой органов, осуществляющих надзор за точным и единообразным исполнением законов. 

Учреждение прокуратуры независимой Республики Узбекистан состоялось в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан «Об органах прокуратуры Республики Узбекистан» от 8 января 1992 года. На основании этого указа был принят Закон «О прокуратуре», который стал правовой основой деятельности органов прокуратуры в обеспечении законности и правопорядка, защиты прав граждан, социально-экономической стабильности в стране. 

Новая редакция Закона «О прокуратуре» принята  29 августа 2001 года. На первый план выдвинуто главное предназначение прокуратуры, заключающееся в защите прав и свобод граждан, – служение народу. 

Задача органов прокуратуры как надзирающего органа заключается в обеспечении точного и единообразного исполнения законов всеми без исключения. Связь между этими требованиями очевидна, и понятие «точное и единообразное исполнение законов» означает недопущение произвольных отступлений от установленных правил, полное соблюдение их при применении правовых норм, а под единообразным исполнением законов понимается единообразное применение закона к любому лицу.

Прокурор наделен такими  полномочиями, применение которых позволяют ему эффективно осуществлять свою деятельность, в первую очередь, защиту прав и свобод человека. Реализация этих полномочий – не только право, но и обязанность прокурора. К примеру, полномочия в сфере обеспечения прав и свобод человека указывают на обязанность оперативного реагирования прокурора на ставшие ему известными факты незаконных действий должностных лиц органов государственного управления, органов самоуправления, нарушающих те или иные права граждан. В большинстве случаев основанием для осуществления указанной деятельности прокурором являются какие-либо нарушения, о которых он получает информацию из поступивших жалоб и заявлений. Рассмотрение этих жалоб - самый прямой способ активизации деятельности прокурора по реагированию на нарушения прав и свобод человека. 

Органы прокуратуры особое внимание уделяют исполнению законодательства об обращениях физических и юридических лиц. В Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан  круглосуточно действует «Call-центр», в который можно обратиться через короткий номер «1007» во всех регионах страны. Необходимо отметить, что контроль за исполнением Указа Президента Республики Узбекистан «О мерах по коренному совершенствованию системы работы с обращениями физических и юридических лиц» от 28 декабря 2016 года возложен на Премьер-министра и Генерального прокурора Республики Узбекистан.

Генеральный прокурор Республики Узбекистан и подчиненные ему прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов министерствами, государственными комитетами, ведомствами, органами самоуправления граждан, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями, организациями, хокимами и другими должностными лицами, за соблюдением законов в Вооруженных Силах, воинских формированиях, а также за соответствием принимаемых ими документов Конституции и законам Республики Узбекистан.

Прокурор при осуществлении надзора применяет акты, предусмотренные законом прокурорского реагирования, исходя из сущности правонарушения. Эти акты называются актами прокурорского надзора. В Законе «О прокуратуре» установлены такие виды актов прокурорского надзора, как протест (статья 38), постановление (статья 39), представление (статья 40), заявление (статья 41), предостережение (статья 42).

Генеральный прокурор Республики Узбекистан и подчиненные ему прокуроры в целях обеспечения эффективности борьбы с преступностью координируют деятельность соответствующих органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, доследственную проверку, дознание и предварительное следствие. Генеральная прокуратура Республики Узбекистан является единым координирующим органом Республиканской межведомственной комиссии по профилактике правонарушений и борьбе с преступностью. 

Органы прокуратуры особое внимание уделяют исполнению законов об экологии, защите прав субъектов предпринимательства, социальной защите, заботе об уязвимых слоях населения и обеспечении занятости граждан.

Закон «О прокуратуре» в новой редакции, укрепляя демократические основы деятельности органов прокуратуры, установил подотчетность Генерального прокурора Республики Узбекистан Президенту Республики Узбекистан и Сенату Олий Мажлиса Республики Узбекистан, а также внедрил механизмы общественного контроля за деятельностью органов прокуратуры. Одним из важных решений, принятых в последние годы, стало создание в Сенате специальной комиссии по контролю за деятельностью органов прокуратуры. 

Установлен механизм судебного контроля, предусматривающий отмену приказов и других актов Генерального прокурора Республики Узбекистан (за исключением актов индивидуального характера) в случае противоречия их Конституции и законам Республики Узбекистан на основании решения Конституционного суда Республики Узбекистан. Также внесено правило, в соответствии с которым прокуроры Республики Каракалпакстан, областей, Ташкента, районов и городов ежегодно представляют соответственно в Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан, Кенгаши народных депутатов отчет о своей деятельности, в необходимых случаях информируют органы самоуправления граждан о состоянии законности и борьбы с преступностью. Определено, что органы прокуратуры осуществляют свою деятельность гласно, путем регулярного информирования общественности о своей деятельности по надзору за исполнением законов и борьбе с преступностью, обеспечения доступа физических и юридических лиц к информации о своей деятельности в порядке, установленном законодательством.

Необходимо отметить, что конституционно-правовые основы деятельности органов прокуратуры в полной мере соответствуют опыту зарубежных стран. В частности, в конституциях зарубежных стран закрепляются система органов прокуратуры, статус Генерального прокурора, требования, предъявляемые к работникам органов прокуратуры, цели деятельности органов прокуратуры.

Отличительной чертой Конституции Республики Узбекистан от основных законов других стран является то, что в ней комплексно и системно закреплены основы деятельности всей системы органов прокуратуры. Так, статьей 145 новой редакции Конституции закреплены положения, согласно которым органы прокуратуры Республики Узбекистан осуществляют свои полномочия независимо от других государственных органов, иных организаций, должностных лиц, подчиняясь только Конституции и законам Республики Узбекистан, что также соответствует международным стандартам.

Принимая во внимание исключительную важность роли органов прокуратуры в успешном решении указанных выше задач, в соответствии с Законом «Об установлении дня работников органов прокуратуры Республики Узбекистан» от 19 декабря 2016 года, 8 января определено Днем работников органов прокуратуры Республики Узбекистан.

Деятельность прокуратуры, основанная на служении стране и народу, и впредь будет направлена на обеспечение верховенства закона, защиту прав и свобод граждан,  укрепление доверия общества. Закрепленные в Конституции гарантии будут неуклонно реализовываться, чтобы каждый гражданин ощущал их силу и справедливость в своей повседневной жизни.

Е. Коленко, 
первый заместитель начальника 
Правоохранительной академии.

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Главная задача органов прокуратуры – точное и единообразное исполнение Конституции и законов

За годы независимости общенациональное празднование Дня Конституции стало важной традицией и неотъемлемой ценностью нашего народа.

Ежегодно распоряжением главы государства утверждается программа мероприятий, направленных на достойное празднование и реализацию незыблемой идеи «Конституция — гарант свободной и процветающей жизни».

Не стала исключением 32-я годовщина  принятия Основного Закона. Распоряжение  «О подготовке и проведении праздника Дня Конституции Республики Узбекистан» Президент страны подписал 17 октября. Основной акцент в рамках подготовки сделан на донесении до широкой общественности сути и значимости новой редакции Конституции, популяризации реформ, направленных на обеспечение надежной защиты права собственности, развитие здравоохранения, науки, культуры, искусства и спорта. Особое внимание уделяется заботе о представителях старшего поколения, женщинах, молодежи.

Построение правового государства с высоким уровнем правосознания в гражданском обществе требует постоянного совершенствования законодательной базы. В этом контексте важным достижением последних лет стала реализация политико-правовых реформ, кульминацией которых явился всенародный референдум 30 апреля 2023 года. На его основе была принята новая редакция Конституции Республики Узбекистан, отражающая интересы и чаяния народа.

Положения и нормы обновленной Конституции стали прочным фундаментом для дальнейшего развития страны, ориентированного на обеспечение прав и свобод каждого гражданина и укрепление демократических основ государства. Законодательное подтверждение вышесказанного отражено в статье 1, согласно которой Узбекистан признается суверенным, демократическим, правовым, социальным и светским государством с республиканской формой правления. Положения данной нормы Основного Закона, выраженные в ключевых понятиях, связанных с термином «государство», определяют важнейшие направления государственной политики Республики Узбекистан. Понятие «правовое государство» предполагает, что такое государство гарантирует верховенство закона на всей территории страны, обеспечивает разделение властей, устанавливает взаимную ответственность граждан и государства, а также поддерживает механизмы надежной защиты прав и свобод человека. Оно обеспечивает равенство всех граждан перед законом, основанное на демократических принципах, и исключает любые привилегии отдельных лиц. 

Для реального воплощения и укрепления статуса Узбекистана как правового государства принципиально важно обеспечить точное и единообразное исполнение положений новой редакции Конституции и законодательства в целом. В решении этого важного вопроса ключевую роль играют органы прокуратуры Республики Узбекистан, являющиеся уникальным правоохранительным институтом. Их важная задача заключается в надзоре за точным и единообразным исполнением Конституции и законов в стране.

Двадцать пятая глава новой редакции Конституции, именуемая «Прокуратура», содержит усовершенствованные положения конституционно-правового регулирования деятельности органов прокуратуры. В частности, статья 143 начинает главу ХХV Конституции («Прокуратура») и определяет основную суть, содержание и принципы организационной деятельности органов прокуратуры. Данная норма закрепляет два принципиальных положения: первое – главной задачей органов прокуратуры является надзор за точным и единообразным исполнением законов на территории Республики Узбекистан. Второе – эта функция осуществляется Генеральным прокурором Республики Узбекистан и подчиненными ему прокурорами.

Прокуратура Узбекистана – независимый государственный орган, подчиняющийся только Конституции и закону. Придание прокуратуре конституционного статуса является важнейшим фактором эффективного функционирования органов прокуратуры и их независимости. Конституция Республики Узбекистан (статьи 143-145)  и Закона “О прокуратуре” законодательно определяют государственно-правовой статус прокуратуры Республики Узбекистан. Прокуратура является единой централизованной системой органов, осуществляющих надзор за точным и единообразным исполнением законов. 

Учреждение прокуратуры независимой Республики Узбекистан состоялось в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан «Об органах прокуратуры Республики Узбекистан» от 8 января 1992 года. На основании этого указа был принят Закон «О прокуратуре», который стал правовой основой деятельности органов прокуратуры в обеспечении законности и правопорядка, защиты прав граждан, социально-экономической стабильности в стране. 

Новая редакция Закона «О прокуратуре» принята  29 августа 2001 года. На первый план выдвинуто главное предназначение прокуратуры, заключающееся в защите прав и свобод граждан, – служение народу. 

Задача органов прокуратуры как надзирающего органа заключается в обеспечении точного и единообразного исполнения законов всеми без исключения. Связь между этими требованиями очевидна, и понятие «точное и единообразное исполнение законов» означает недопущение произвольных отступлений от установленных правил, полное соблюдение их при применении правовых норм, а под единообразным исполнением законов понимается единообразное применение закона к любому лицу.

Прокурор наделен такими  полномочиями, применение которых позволяют ему эффективно осуществлять свою деятельность, в первую очередь, защиту прав и свобод человека. Реализация этих полномочий – не только право, но и обязанность прокурора. К примеру, полномочия в сфере обеспечения прав и свобод человека указывают на обязанность оперативного реагирования прокурора на ставшие ему известными факты незаконных действий должностных лиц органов государственного управления, органов самоуправления, нарушающих те или иные права граждан. В большинстве случаев основанием для осуществления указанной деятельности прокурором являются какие-либо нарушения, о которых он получает информацию из поступивших жалоб и заявлений. Рассмотрение этих жалоб - самый прямой способ активизации деятельности прокурора по реагированию на нарушения прав и свобод человека. 

Органы прокуратуры особое внимание уделяют исполнению законодательства об обращениях физических и юридических лиц. В Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан  круглосуточно действует «Call-центр», в который можно обратиться через короткий номер «1007» во всех регионах страны. Необходимо отметить, что контроль за исполнением Указа Президента Республики Узбекистан «О мерах по коренному совершенствованию системы работы с обращениями физических и юридических лиц» от 28 декабря 2016 года возложен на Премьер-министра и Генерального прокурора Республики Узбекистан.

Генеральный прокурор Республики Узбекистан и подчиненные ему прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов министерствами, государственными комитетами, ведомствами, органами самоуправления граждан, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями, организациями, хокимами и другими должностными лицами, за соблюдением законов в Вооруженных Силах, воинских формированиях, а также за соответствием принимаемых ими документов Конституции и законам Республики Узбекистан.

Прокурор при осуществлении надзора применяет акты, предусмотренные законом прокурорского реагирования, исходя из сущности правонарушения. Эти акты называются актами прокурорского надзора. В Законе «О прокуратуре» установлены такие виды актов прокурорского надзора, как протест (статья 38), постановление (статья 39), представление (статья 40), заявление (статья 41), предостережение (статья 42).

Генеральный прокурор Республики Узбекистан и подчиненные ему прокуроры в целях обеспечения эффективности борьбы с преступностью координируют деятельность соответствующих органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, доследственную проверку, дознание и предварительное следствие. Генеральная прокуратура Республики Узбекистан является единым координирующим органом Республиканской межведомственной комиссии по профилактике правонарушений и борьбе с преступностью. 

Органы прокуратуры особое внимание уделяют исполнению законов об экологии, защите прав субъектов предпринимательства, социальной защите, заботе об уязвимых слоях населения и обеспечении занятости граждан.

Закон «О прокуратуре» в новой редакции, укрепляя демократические основы деятельности органов прокуратуры, установил подотчетность Генерального прокурора Республики Узбекистан Президенту Республики Узбекистан и Сенату Олий Мажлиса Республики Узбекистан, а также внедрил механизмы общественного контроля за деятельностью органов прокуратуры. Одним из важных решений, принятых в последние годы, стало создание в Сенате специальной комиссии по контролю за деятельностью органов прокуратуры. 

Установлен механизм судебного контроля, предусматривающий отмену приказов и других актов Генерального прокурора Республики Узбекистан (за исключением актов индивидуального характера) в случае противоречия их Конституции и законам Республики Узбекистан на основании решения Конституционного суда Республики Узбекистан. Также внесено правило, в соответствии с которым прокуроры Республики Каракалпакстан, областей, Ташкента, районов и городов ежегодно представляют соответственно в Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан, Кенгаши народных депутатов отчет о своей деятельности, в необходимых случаях информируют органы самоуправления граждан о состоянии законности и борьбы с преступностью. Определено, что органы прокуратуры осуществляют свою деятельность гласно, путем регулярного информирования общественности о своей деятельности по надзору за исполнением законов и борьбе с преступностью, обеспечения доступа физических и юридических лиц к информации о своей деятельности в порядке, установленном законодательством.

Необходимо отметить, что конституционно-правовые основы деятельности органов прокуратуры в полной мере соответствуют опыту зарубежных стран. В частности, в конституциях зарубежных стран закрепляются система органов прокуратуры, статус Генерального прокурора, требования, предъявляемые к работникам органов прокуратуры, цели деятельности органов прокуратуры.

Отличительной чертой Конституции Республики Узбекистан от основных законов других стран является то, что в ней комплексно и системно закреплены основы деятельности всей системы органов прокуратуры. Так, статьей 145 новой редакции Конституции закреплены положения, согласно которым органы прокуратуры Республики Узбекистан осуществляют свои полномочия независимо от других государственных органов, иных организаций, должностных лиц, подчиняясь только Конституции и законам Республики Узбекистан, что также соответствует международным стандартам.

Принимая во внимание исключительную важность роли органов прокуратуры в успешном решении указанных выше задач, в соответствии с Законом «Об установлении дня работников органов прокуратуры Республики Узбекистан» от 19 декабря 2016 года, 8 января определено Днем работников органов прокуратуры Республики Узбекистан.

Деятельность прокуратуры, основанная на служении стране и народу, и впредь будет направлена на обеспечение верховенства закона, защиту прав и свобод граждан,  укрепление доверия общества. Закрепленные в Конституции гарантии будут неуклонно реализовываться, чтобы каждый гражданин ощущал их силу и справедливость в своей повседневной жизни.

Е. Коленко, 
первый заместитель начальника 
Правоохранительной академии.