Региональная привязка сайтов играет ключевую роль в их ранжировании. Создание доменной зоны «UZ» должно было стать преимуществом для местных сайтов и дать им возможность создавать качественный контент на узбекском языке.

Домен верхнего уровня «UZ» был зарегистрирован 29 апреля 1995 года. До конца 2001 года местные домены мог бесплатно получить любой желающий. Тогда поисковые системы продолжали совершенствовать свои алгоритмы. В сети было еще слишком мало сайтов, чтобы обращать внимание на их регион, целевую аудиторию или тематику. В топ выдачи мог попасть любой сайт с подходящими ключевыми словами. Этим зачастую пользовались создатели ресурсов для взрослых и экстремистских организаций. 

Были и проблемы с доверием. Местные пользователи Всемирной паутины уже привыкли к сайтам в доменных зонах «COM» и «RU» и настороженно относились к региональным доменам. К примеру, если в выдаче по интересующему запросу появлялись сайты доменов «COM» и «RU» и аналогичные региональные сайты, то местные пользователи предпочитали переходить на иностранные ресурсы. Существовало предубеждение, что информация на них достовернее. 

Действительно, в то время, когда создавались первые местные сайты, за рубежом в интернет-проекты уже вкладывались миллионы долларов. Разрыв был колоссальным как по техническому воплощению и дизайну, так и по качеству контента. Над иностранными сайтами трудились квалифицированные специалисты, а местные создавались энтузиастами-самоучками.           

Все изменилось в 2000-х. В марте 2003 года международная организация ICANN передала право администрирования домена «UZ» ООО «Единый интегратор по созданию и поддержке государственных информационных систем UZINFOCOM». Регулирование деятельности доменной зоны стало осуществляться основным нормативно-правовым документом – Положением о порядке регистрации и пользования доменными именами в домене «UZ», зарегистрированным Министерством юстиции Республики Узбекистан.

Это было началом долгого и сложного пути. Предстояло многое сделать. В первую очередь необходимо было поставить на поток процесс создания качественного местного контента, отражающего существующую локальную действительность. Он должен был решать проблемы узбекских пользователей, что просто не могли дать иностранные ресурсы. 

На этой благодатной почве появились многие популярные сайты. Среди них такие проекты, как player.uz, load.uz и soft.uz. Долгие годы они пользовались успехом и сформировали вокруг себя преданную аудиторию. Их успех можно объяснить тем, что в то время у большинства местных интернет-пользователей были интернет-пакеты со скудными лимитами трафика. Они не позволяли смотреть фильмы и ролики, скачивать объемные по размеру программы с иностранных ресурсов. Зачастую трафик заканчивался после просмотра всего нескольких фильмов в хорошем качестве. 

В отличие от зарубежных аналогов местные сайты находились в TAS-IX (ташкентский Internet eXchange). Он был создан 24 декабря 2004 года. Главными задачами TAS-IX стало создание возможности прямого обмена трафиком между провайдерами в Узбекистане без использования международных каналов. Так местные интернет-ресурсы получили преимущество, поскольку их посещение не расходовало дорогостоящий трафик, но и тут затаилась огромная проблема. 

Очевидно, создатели многих интернет-проектов верили, что проблема ограниченного трафика не решится никогда. Они не пытались адаптироваться к изменениям, редко обновляли свой контент и не обращали внимания на потребности даже платных подписчиков. Результат был плачевным: увеличение скорости внешнего интернета и новые безлимитные тарифы привели к отмиранию многих проектов, державшихся исключительно на преимуществах бесплатного трафика в TAS-IX.

Этот период легче пережили новостные веб-сайты и электронные СМИ. Они производили более уникальный контент, менее зависели от скорости интернет-соединения и TAS-IX. Подобные проекты были проще в техническом плане и не имели ограничений в сфере авторских прав. Сложнее пришлось тематическим ресурсам. Большинство из них создавали контент исключительно на русском языке. Это сделало их практически неконкурентоспособными по отношении к сайтам в доменных зонах «COM» и «RU», к которым люди привыкли. Разумеется, мелкие местные сайты просто не могли бороться с крупными иностранными тематическими порталами. За эти годы правительство Узбекистана запустило множество проектов, чтобы стимулировать создание текстового и видеоконтента на узбекском языке, для чего выдавались гранты и проводились конкурсы среди местных контент-криейторов.   

Существует и другой дисбаланс. До сих пор многие местные двух- или трехъязычные сайты могут годами развивать только узбекскую версию. Такое тоже недопустимо. Нужно писать об Узбекистане на всех популярных международных языках, как минимум на русском и английском. Как показывает практика, если ты сам не говоришь о себе, о тебе расскажут другие, и это не всегда будет правдой. 

Роман БОНДАРЧУК, УзА

 

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Где «споткнулась» доменная зона «UZ»?

Региональная привязка сайтов играет ключевую роль в их ранжировании. Создание доменной зоны «UZ» должно было стать преимуществом для местных сайтов и дать им возможность создавать качественный контент на узбекском языке.

Домен верхнего уровня «UZ» был зарегистрирован 29 апреля 1995 года. До конца 2001 года местные домены мог бесплатно получить любой желающий. Тогда поисковые системы продолжали совершенствовать свои алгоритмы. В сети было еще слишком мало сайтов, чтобы обращать внимание на их регион, целевую аудиторию или тематику. В топ выдачи мог попасть любой сайт с подходящими ключевыми словами. Этим зачастую пользовались создатели ресурсов для взрослых и экстремистских организаций. 

Были и проблемы с доверием. Местные пользователи Всемирной паутины уже привыкли к сайтам в доменных зонах «COM» и «RU» и настороженно относились к региональным доменам. К примеру, если в выдаче по интересующему запросу появлялись сайты доменов «COM» и «RU» и аналогичные региональные сайты, то местные пользователи предпочитали переходить на иностранные ресурсы. Существовало предубеждение, что информация на них достовернее. 

Действительно, в то время, когда создавались первые местные сайты, за рубежом в интернет-проекты уже вкладывались миллионы долларов. Разрыв был колоссальным как по техническому воплощению и дизайну, так и по качеству контента. Над иностранными сайтами трудились квалифицированные специалисты, а местные создавались энтузиастами-самоучками.           

Все изменилось в 2000-х. В марте 2003 года международная организация ICANN передала право администрирования домена «UZ» ООО «Единый интегратор по созданию и поддержке государственных информационных систем UZINFOCOM». Регулирование деятельности доменной зоны стало осуществляться основным нормативно-правовым документом – Положением о порядке регистрации и пользования доменными именами в домене «UZ», зарегистрированным Министерством юстиции Республики Узбекистан.

Это было началом долгого и сложного пути. Предстояло многое сделать. В первую очередь необходимо было поставить на поток процесс создания качественного местного контента, отражающего существующую локальную действительность. Он должен был решать проблемы узбекских пользователей, что просто не могли дать иностранные ресурсы. 

На этой благодатной почве появились многие популярные сайты. Среди них такие проекты, как player.uz, load.uz и soft.uz. Долгие годы они пользовались успехом и сформировали вокруг себя преданную аудиторию. Их успех можно объяснить тем, что в то время у большинства местных интернет-пользователей были интернет-пакеты со скудными лимитами трафика. Они не позволяли смотреть фильмы и ролики, скачивать объемные по размеру программы с иностранных ресурсов. Зачастую трафик заканчивался после просмотра всего нескольких фильмов в хорошем качестве. 

В отличие от зарубежных аналогов местные сайты находились в TAS-IX (ташкентский Internet eXchange). Он был создан 24 декабря 2004 года. Главными задачами TAS-IX стало создание возможности прямого обмена трафиком между провайдерами в Узбекистане без использования международных каналов. Так местные интернет-ресурсы получили преимущество, поскольку их посещение не расходовало дорогостоящий трафик, но и тут затаилась огромная проблема. 

Очевидно, создатели многих интернет-проектов верили, что проблема ограниченного трафика не решится никогда. Они не пытались адаптироваться к изменениям, редко обновляли свой контент и не обращали внимания на потребности даже платных подписчиков. Результат был плачевным: увеличение скорости внешнего интернета и новые безлимитные тарифы привели к отмиранию многих проектов, державшихся исключительно на преимуществах бесплатного трафика в TAS-IX.

Этот период легче пережили новостные веб-сайты и электронные СМИ. Они производили более уникальный контент, менее зависели от скорости интернет-соединения и TAS-IX. Подобные проекты были проще в техническом плане и не имели ограничений в сфере авторских прав. Сложнее пришлось тематическим ресурсам. Большинство из них создавали контент исключительно на русском языке. Это сделало их практически неконкурентоспособными по отношении к сайтам в доменных зонах «COM» и «RU», к которым люди привыкли. Разумеется, мелкие местные сайты просто не могли бороться с крупными иностранными тематическими порталами. За эти годы правительство Узбекистана запустило множество проектов, чтобы стимулировать создание текстового и видеоконтента на узбекском языке, для чего выдавались гранты и проводились конкурсы среди местных контент-криейторов.   

Существует и другой дисбаланс. До сих пор многие местные двух- или трехъязычные сайты могут годами развивать только узбекскую версию. Такое тоже недопустимо. Нужно писать об Узбекистане на всех популярных международных языках, как минимум на русском и английском. Как показывает практика, если ты сам не говоришь о себе, о тебе расскажут другие, и это не всегда будет правдой. 

Роман БОНДАРЧУК, УзА