Установление в нашей столице памятника основоположнику национального эстрадного искусства, Народному артисту Узбекистана Батыру Закирову стало уникальным событием в культурной жизни нашей страны.
Об эталоне исполнения бессмертных произведений – Батыре Закирове и нынешнем состоянии эстрадного искусства, проекте «Голос» и творчестве молодых представителей этой династии мы побеседовали с
Народным артистом Узбекистана, художественным руководителем ансамбля «Ялла» Фаррухом Закировым.
– В эти дни сердца всего нашего народа, особенно представителей династии Закировых наполнились огромной радостью и гордостью, – говорит он. – Это большой праздник для нашего народа, который очень любит искусство. Душа моего покойного брата покоится с миром. Отныне в центре Ташкента, столицы Узбекистана, есть памятник моему брату Батыру Закирову. Рядом находится Государственная консерватория Узбекистана, а чуть поодаль – величественное здание Института национального эстрадного искусства.
Б.Закиров является основоположником национального эстрадного искусства. Он заложил корни его развития в нашей стране. По какой-то причине этим какое-то время пренебрегали. По инициативе Президента Шавката Мирзиёева в этом направлении вновь были оказаны внимание и забота. Реализация постановления Президента Республики Узбекистан «О широком праздновании 85-летия со дня рождения Народного артиста Узбекистана Батыра Закирова» от 2 декабря 2020 года ярко проявляется и в создании Института национального эстрадного искусства имени Батыра Закирова.
– Каково ваше мнение об эстрадном искусстве?
– Эстрадное направление раньше считалось легким искусством. Создание отдельного института стало историческим событием в жизни нашей страны. На самом деле эстрада – очень ответственное, сложное, серьезное искусство. Его аудитория очень широка. Сцена – священное место. К песням, вынесенным на суд зрителя, также следует подходить с большой ответственностью. Эти уроки мы извлекли у старейшин нашей династии – нашего отца Карима Закири и нашей матери Шахисты ая. Батыр ака говорил, что молодежь считает эстраду легким жанром. Когда я был молод, я показывал своему брату музыку, которую написал в качестве композитора. Но он говорил, что мои работы еще не совершенны. В 1974 году брату понравилась одна из моих песен, и он спросил, могу ли я ее спеть. Это была песня «Мажнунтол». Я в шутку ответил, что подумаю... Зачем я это говорю? Что мы только ни пережили!
В последние семь лет можно наблюдать огромное внимание, самоотверженность, заботу, проявляемые по отношению ко всем направлениям искусства. Я считаю себя счастливым человеком. Стараюсь внести свой вклад в этот творческий процесс. В настоящее время преподаю в качестве профессора в Институте национального эстрадного искусства. Студенты этого вуза являются в буквальном смысле последователями Батыра Закирова. Установление памятника в память о нем как выдающемся деятеле искусства стало праздником не только для нашей династии, но и для всего Узбекистана. Тот факт, что лидер нашей страны взял на себя инициативу в этом благородном деле является примером высокого внимания к нашему искусству. Молодые люди должны знать своих дедов и предков. Корни эстрады очень прочны. Эти корни основываются на сценическом, образном искусстве и искусстве бахши.
– Несмотря на тяжелую болезнь Батыр ака все же выбрал путь искусства...
– Действительно, мой брат в юности тяжело заболел. Но он никогда не говорил о своей болезни. Девиз «Петь – значит жить» принадлежит моему брату Батыру. Он был очень жизнелюбивым, добросердечным, патриотичным человеком. Он много выступал в школах и кружках. А вот на большой сцене впервые официально исполнил песню «Ўзбекистон – нурли бўстон». Последней его песней стала «Ўлкам, омон бўл», которую он исполнил на торжественном концерте, поехав туда на машине скорой помощи. То есть первая песня моего брата Батыра на большой сцене и последняя его песня были о Родине.
– Расскажите о Мюзик-холле, основанном Батыром Закировым.
– В свое время в таких городах, как Москва и Ленинград был очень популярен жанр представления, сочетающего театральное, танцевальное и музыкальное искусство – мюзик-холл. В середине 70-х годов мой брат Батыр выдвинул идею организовать эти веселые выступления в Ташкенте. К этому делу были привлечены хорошие режиссеры. Поначалу ленинградцы отнеслись к созданию Мюзик-холла в Ташкенте с иронией. Но Батыр смог реализовать свои идеи. Ленинградцы были очарованы постановками в нашей столице.
– Каковы критерии создания бессмертных произведений?
– Каждая эпоха имеет свои особенности. Сейчас люди разговаривают друг с другом 3-4 минуты, а потом сразу переключаются на свой телефон. Все больше изживает себя одна из самых важных ценностей – живое общение. В свое время чайханы были местом взаимного общения, культуры, обмена идеями. Когда наши родители ездили на гастроли с театральной труппой, чайханы служили им местом, где можно было отдохнуть и культурно пообщаться. Ансамбль «Ялла» также был создан по рекомендации, советам и указаниям наших родителей. И теперь, куда бы мы ни ездили, мы всегда пропагандируем национальную самобытность, бесценное искусство и культуру Узбекистана. На мой взгляд, бессмертные произведения опираются на национальные духовные ценности и культуру народа.
– Чего, на ваш взгляд, не хватает в творчестве молодежи?
– Важно иметь учителя, пройти школу. Необходимо осознавать, что сцена священна, чувствовать ответственность перед ней. Неуместно выходить на сцену в рваных джинсах и говорить: «Это мой имидж». В Узбекистане есть свои традиции, жизненные критерии и неписаные законы. Молодые люди должны понимать высокую ответственность, сценическую культуру, чувствовать уважение к сцене и зрителю. Батыр ака часто ссылался на творчество Икрама Акбарова, Султана Акбари, Туроба Толы, Абдуллы Орипова. Содержание текста должно быть сильным. Есть всякие стихи. Молодые люди сейчас надеются, что их пригласят на свадьбы. Поэтому и песни довольно незамысловатые и пишутся в основном под свадебные вечеринки. Студент закончил вуз. Что с ним будет дальше – проблема. Раньше процесс гастрольно-концертной деятельности был очень четко налажен.
– Нам хотелось бы узнать ваше мнение о проекте «Голос», который вызывает множество дискуссий в социальных сетях.
– Я не знаю, оправдывает ли себя проект «Голос» или нет. Но суть этого проекта основана на принципе «кто лучше и сильнее». Кто талантлив, тот и победит. Проект «Голос» имеется более чем в 70 странах. Процесс отбора достаточно сложен. В итоге должны остаться 6 из 12 участников. Наставники решают, кого снять с конкурса. Интересным аспектом проекта является то, что дебаты и волнения достигают апогея. Побеждают лучшие и талантливые. Отрадно, что есть молодежь, на которую можно рассчитывать.
– Какова роль династии Закировых в современном искусстве?
– Моя внучатая племянница Сайёра, внучка моего брата Батыра, в этом году окончила консерваторию и делает хорошие успехи. Мои дети идут по другому пути. Сын моего брата Равшана – аранжировщик. Младшие сыновья Батыра ака пишут музыку. Отец много раз нам говорил: «Лучше вообще не выбирать этот путь, чем быть «середнячком»…
16 мая стало большим праздником в нашей стране. Установление памятника Батыру Закирову стало подарком для семьи Закировых и всех наших соотечественников. Особенно для нашей семьи это большая честь и гордость. Мы все видим своими глазами результаты строительства Нового Узбекистана и благодарим за это нашего Президента. Пусть в нашей стране всегда царят мир и благополучие! Давайте ценить этот мир!
Записала Назокат Усманова, корр. УзА.