Сегодняшний гость Национального информационного агентства Узбекистана – Улугбек Урунов, известный под псевдонимом Улугбек Пулатзода. В настоящее время он является руководителем информационной службы акционерного общества «Национальные электрические сети Узбекистана», но беседовать мы будем не о сфере энергетики, а совсем о другом.
– Улугбек, наше многолетнее сотрудничество с вами не ограничивается вопросами энергетической сферы, мы также знаем вас как издателя и творческого деятеля...
– Верно. По профессии я экономист и инженер-технолог, но моя жизнь и трудовая деятельность непосредственно связаны с редакциями газет и издательствами. Я работал главным редактором журнала «Аъло кайфият» и издательства DAVR-PRESS, заместителем главного редактора одного из старейших издательств – SHARQ. После этого еще несколько лет издавал учебные пособия для абитуриентов, вот почему издательская деятельность стала неотъемлемой частью меня самого. Журналистских статей у меня не так много, и в основном они посвящены работе.
– В 2018 году ваша статья, опубликованная УзА под названием «Проблемы несовершеннолетних – расстройство логического мышления или суицид среди учащейся молодежи», вызвала бурные дискуссии. Вы подняли острый вопрос. Что этому способствовало?
– Некоторое время я работал в духовно-просветительском направлении системы народного образования. Эта статья была написана, когда я совместно с правоохранительными органами занимался вопросами правонарушений несовершеннолетних и столкнулся с тем, что педагоги, отодвинув свои первоочередные задачи по воспитанию в детях духовности, занялись сухой статистикой. Работа в этом направлении в образовательных учреждениях основана только на практическом подходе, отсутствует методика изучения психики детей школьного возраста, анализа их переживаний и внутреннего мира – очень мало педагогов, которые считаются с этим. В статье я постарался раскрыть, что такие правонарушения, как кража, хулиганство, прием различных химических веществ, а также ранняя беременность и попытки суицида среди несовершеннолетних являются, во-первых, результатом неблагоприятной обстановки в семье, а во-вторых, – неправильного метода работы в системе образования. Эта спорная, очень серьезная и щепетильная тема не утратила своей актуальности и сейчас.
– В радиоинтервью каналу «Узбекистан-24» вы делились своими размышлениями на тему духовности. Что для вас духовность? Каковы ее критерии?
– Слово «духовность» определяется в энциклопедии qomus.info следующим образом: «это понятие, представляющее духовный и душевный мир человека. Оно включает в себя философские, правовые, научные, художественные, нравственные, религиозные представления людей. В основе термина духовность лежит слово «смысл». Дополняя эту мысль, дам более конкретное определение: духовность – это поиск смысла, целостности и гармонии в жизни, а также стремление к развитию своего внутреннего мира и реализации своего потенциала. Как бы мы ни идеализировали это слово, как бы ни облекали его в политическое одеяние, оно все равно останется общественным понятием, неразрывно связанным с человеком.
Наш духовный образ прежде всего проявляется в наших манерах, мы все это знаем. Но есть одна истина, которую знают не все, а точнее, не каждый в силе это признать: изысканный стол, роскошные дома с комфортными условиями, новые автомобили и брендовая одежда не всегда определяют красоту нашего духовного облика.
Ценить и прославлять следует не само понятие духовности, а ее значение в обществе. Один из действенных «инструментов» духовности – книга, а точнее, содержащееся в ней произведение, способное вызвать у читателя «духовную борьбу» между порядочностью и безнравственностью, невежеством и просвещением.
– Как автор и издатель, что вы можете сказать о современных книгах и чтении?
– На мой взгляд, в первые годы независимости людям было не до чтения книг. Безусловно, на это повлияли экономические трудности переходного периода. Художественная и иная литература того периода представляла собой издания, выпускаемые 5-6 государственными издательствами исходя из годового плана. Все издательско-полиграфические предприятия занимались печатью государственных заказов, в том числе учебников и учебно-методических пособий, других видов полиграфической продукции. В то время действительно стоящие произведения современной литературы в основном публиковались в газетах и журналах. Позже, к концу 2000-х годов, в издательском деле произошли как технические, так и творческие изменения. Появилась литература самых разных направлений, даже «клоны», то есть нелегальные копии, некоторых популярных книг. Со временем издателями стали те, кто занимался продажей книг и, наоборот, у издательско-полиграфических предприятий появились собственные сетевые книжные магазины. Благодаря вниманию нашего государства к этому процессу информационно-библиотечные центры, учебные заведения и даже библиотеки государственных предприятий были заполнены книгами. На смену старой литературе пришла новая, а между тем деятели творчества собирали свои произведения, размножали тиражи в издательстве и даже дошли до уровня их продажи в собственной сети книжных магазинов.
– То есть издательско-полиграфическое дело превратилось в субъект предпринимательства?
– Именно так. Я видел, как в то время некоторые ныне известные писатели и поэты ходили по магазинам, собирая деньги за свои книги, которые продавались по оптовой цене – так творческие деятели превратились в основных клиентов полиграфических предприятий. Их даже можно было встретить в офисах компаний, торгующих бумагой. Издательское дело превратилось в своего рода сетевой или семейный бизнес.
Авторы разговаривали с продавцами в книжных магазинах и таким образом получали заказы на написание произведений в определенном направлении.
– Можно ли сказать, что все эти книги стали духовным достоянием нашего народа?
– К сожалению, нет. Сейчас я попытался описать, как развивалось издательско-полиграфическое дело с точки зрения типа и объема продукции. Но другое дело качество этой продукции, ее положительное воздействие на общество. Тот факт, что мы заполняем библиотеку или книжную полку в своем доме книгами, не означает, что мы стали высокодуховными и просвещенными. В настоящее время большинство книг используется только для украшения. Библиотекам нужны отчеты для регистрации количества книг и разнообразия жанров. Книги теперь служат фоном для умных замечаний в социальных сетях. Мы уже почти свыклись с тем, что школьная библиотека стала местом, которое используется только для проведения мероприятий или когда приходит комиссия.
К 2015 году развитие электронных информационных технологий, особенно изобретение гаджетов, оказало большое влияние на издательско-полиграфическое дело. Электронный носитель информации за короткое время «сломал» бумажный. Крупные государственные издательства, в которых работали тысячи человек, буквально опустели и едва выживают за счет переизданий проверенной временем продукции и госзаказов. Из сотен и тысяч открывавшихся частных издательско-полиграфических предприятий эту конкуренцию выдержали лишь единицы, но те, которые нашли свое направление, напротив, быстро развиваются. Они функционируют как часть экономики нашей страны, продавая свою продукцию как на бумажных, так и электронных носителях.
– Как повлияли на наш народ, особенно интеллигенцию, эти «взлеты и падения» в издательско-полиграфическом секторе?
– Как я упоминал ранее, экономические трудности начала 1990-х поставили на повестку дня вопросы продовольствия, предметов первой необходимости и безопасности, а духовно-образовательные аспекты, казалось бы, остались в стороне. Но даже в самые трудные периоды экономического и политического кризиса интеллигенция не расставалась с книгами, литературой и искусством. Коснемся одного деликатного вопроса. Под «интеллигенцией» большинство понимает людей с высшим образованием, ученых и, выражаясь простым языком, «белых воротничков». Это неправильно. Человек, который носит костюм и галстук и сыплет такими словами, как «духовность», «просвещение», «нравственность», может на самом деле оказаться духовно бедным и безнравственным. Это как наливное яблоко – красивое снаружи, но гнилое внутри. Интеллигентом я называю прежде всего духовно богатого человека – неважно, медсестра это или дехканин, рабочий или учительница... Его мышление выражается в краткословии, суждение – в едва заметном кивке, а возражение – в резком и хмуром взгляде. Даже в самое нелегкое время, когда главным стремлением людей было заработать себе на жизнь, интеллигенты находили время для чтения книг, газет, прослушивания радио, просмотра любимых телепередач и фильмов. Поэтому судить о человеке лишь по его внешнему виду нельзя – первое впечатление может быть обманчивым, знакомство с внутренним миром – вот истинный путь к познанию личности.
– Вернемся к теме духовности, литературы, искусства и культуры. Должен ли деятель творчества, то есть человек, имеющий способность оказывать влияние на других, быть просвещенным?
– Обязан. В качестве примера хотелось бы привести известного писателя Тахира Малика, который в начале 2000-х годов ввел в литературу термин «духовное право». Многие читали прославившее его произведение «Шайтанат», но для меня Тахир Малик – автор, создавший несравненные духовно-наставнические работы. В первую очередь это великий дидактический труд писателя под названием «Достояние человека».
Книга «Счастливая семья» Шейха Мухаммада Садика Мухаммада Юсуфа – еще один шедевр духовной литературы. Это произведение хорошо понимают и любят даже читатели, не имеющие глубоких познаний в религии.
– Значит, наставления человека с «духовным правом» более эффективны для общества?
– Верно. И, наоборот, человек, проявляющий перед людьми фальшивую, не свойственную ему духовность, опасен для общества. За этим древние ценности теряют свою сущность или меняют свой статус, достигают апогея фальшь и лицемерие. К сожалению, неспособность возложить вину на человека, который поступил неправильно, становится обычным явлением. В обществе нарастают упадок нравов и пренебрежение, не ценится по достоинству труд. Правда в том, что произведения «докладчика», чей образ жизни и наставления совершенно противоречат друг другу – снаружи красивые и блестящие, а внутри гнилые, совершенно бесполезны. Жизнь таких слов и действий коротка.
В обществе должны быть люди, достойные быть примерами для подражания, и эти люди никогда не скажут: «Это я». К счастью, они есть. Если хотите увидеть истинное лицо человека, посмотрите на его аватарку на странице в социальной сети. Дорогие автомобили, роскошные дома, другие атрибуты богатства зачастую демонстрируют духовную бедность человека – это раб денег, посвятивший свою жизнь поиску мнимых ценностей. В большинстве случаев с помощью «аватарки» человек, сам того не ведая, обнажает пустоту в сознании, душе.
– Напрашивается вывод, что посредством электронизации чтения на место произведений, преподающих уроки жизни, приходят другие виды доступной и краткой информации, что негативно сказывается на духовности общества. Это так?
– Популяризация современных электронных устройств и социальных сетей увеличила объем и поток информации до такой степени, что отделить полезное и вредное и рассказать об этом кому-либо практически невозможно. Ну и какое решение? – спросите вы. Решение состоит в том, чтобы представить полезную информацию в современной форме. Пропагандисты идей, оказывающих негативное влияние на общество, уже начали использовать такие методы и, к сожалению, им удается продвинуть свой недоброкачественный «продукт».
К сожалению, побеждает зрительное восприятие, а чтение, требующее усердия, проигрывает. Книги не только развивают воображение, но и повышают грамотность, например, учат правильному построению предложений и написанию слов. Становится все больше людей с высшим образованием, допускающих орфографические ошибки и не умеющих даже написать заявление при приеме на работу. В социальных сетях становятся трендом публикации на тему орфографических ошибок, отсутствия знаков препинания, выстраивания предложений вопреки языковым нормам и правилам. Одна из трагедий современного общества – это низкий уровень грамотности.
Мечтаю о том, чтобы наши дети хвастались прочитанной книгой, а не моделью телефона и неуместными шутками внутри него. Потеряв суть, мы слишком увлеклись материальными ценностями…
– Что вы думаете о вайнерах?
– Вайнеры – пользователи соцсетей, создающие развлекательно-познавательный видеоконтент, поднимают актуальные вопросы из общественной жизни. В течение многих лет мы жестко критиковали популярный среди молодежи КВН, стендап-комиков, вайнеров с их юмористическими «зарисовками» и обвиняли их в негативном воздействии на духовный мир людей. Безусловно, в этом есть доля правды, но разве не спрос рождает предложение? На мой взгляд, популярность этих групп была вызвана публикой.
В настоящий момент с помощью юмора те же вайнеры, стендап-комики и юмористы поднимают проблемы общества и людей, о которых не говорят или не могут говорить специалисты, работающие в духовно-просветительском направлении, то есть они, так сказать, держат зеркало перед лицом общества.
– Улугбек, как выяснилось в ходе нашей с вами беседы, тема духовности очень широка и важно критиковать проблемы, признавая при этом достижения. Каковы ваши предложения на этот счет?
– Прежде всего, я недостаточно взрослый и недостаточно опытный, чтобы учить кого-то нравственности. Вышеизложенные мысли были всего лишь мнением человека, неравнодушного к жизни общества. У меня есть просьба, а не предложения. Вместо того, чтобы критиковать подрастающее поколение по тому или иному вопросу, мы должны строить свою жизнь так, чтобы она была для него примером. Однако стоит помнить, что быть образцом для подражания не означает выставлять себя напоказ.
Мое пожелание заключается в том, чтобы наши национальные ценности находили свое отражение во всех аспектах жизни, не нарушалась социальная справедливость, чтобы никто и никогда не смог свернуть нас с избранного пути – построения правового демократического государства.
Пусть будет мирным небо над нашей головой, пусть будет счастлив наш народ!
Беседовала
Насиба ЗИЁДУЛЛАЕВА,
корр. УзА.