Система образования Узбекистана в последние годы переживает коренные изменения.

В семь раз увеличилось финансирование дошкольного и школьного образования. В школах создано миллион, а в детских садах – 1,5 миллиона  мест. В результате уровень охвата увеличился в три раза и достиг 78 процентов в детских садах. Это, несомненно, большой шаг в инфраструктурных реформах. Однако без человеческого капитала – без профессионализма  педагогов не будет результата.

На видеоселекторном совещании под председательством Президента Шавката Мирзиёева определены приоритетные задачи по совершенствованию системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

Действительно, в последнее время на образование выделены достаточные средства, созданы возможности, но почему результат не такой, как ожидалось? Ответ очевиден: учебные программы обновлены, а квалификация и методика не изменились.  

Инициатива Президента по подходам, реализуемым в Институте повышения квалификации имени Авлони и его 13 региональных центрах, направлена на коренное решение этих проблем.

В чем же выражаются изменения? Раньше центры повышения квалификации были курсами, которые длились одну-две недели и зачастую проводились формально. Теперь в Институте Авлони взят за основу принцип, согласно которому изменения в учителе должны напрямую  отражаться в ученике. Знания распространяются не по принципу "один раз и для всех", а поэтапно, через подготовку тренеров – ведущих учителей – всего коллектива. Например, 60 профессоров-преподавателей из центра повышения квалификации в Джизаке пройдут переподготовку на основе методик таких ведущих стран, как Сингапур, США и Германия.  По каждому из 17 школьных предметов будут созданы отдельные опорные школы.  Один учитель из каждой опорной школы пройдет в центре повышения квалификации углубленную подготовку по своему направлению на основе международных программ, получит статус тренера. Эти тренеры будут обучать 25 ведущих учителей на закрепленной за ними территории, а ведущие учителя, в свою очередь, будут повышать квалификацию остальных учителей в своей школе.

В каждой опорной школе  создадут специальную лабораторию – "кабинет профессионального мастерства" и  обеспечат современным оборудованием, методическими материалами и интерактивными учебными средствами. Хокимы районов назначены  ответственными за полное оснащение этих кабинетов, а хокимы областей -  за полную реконструкцию центров квалификации не только с точки зрения покраски стен, но и с точки зрения методики, среды, знаний и опыта.

Еще одно важное направление – вопрос занятости молодежи. Если каждый из нас задастся вопросом, чем занята молодежь, то во многих случаях в воображении возникнет образ молодых людей с телефоном в руках, наушниками в ушах и глазами, устремленными на экран. К сожалению, такая ситуация наблюдается и в городе, и в селе. Для многих молодых людей нет эффективной среды для проведения времени, встреч с друзьями и развития  интересов.

Президент страны предложил решение и этой проблемы. Действительно, в нашей стране есть достаточная инфраструктура для содержательного проведения досуга молодежи. Только она используется не в полной мере. Насчитывается около 900 театров, центров культуры и концертных залов, почти 1500 спортивных площадок, 200 зон отдыха и более 2000 туристических объектов. Но двери театров часто закрыты, в центрах культуры – тишина, а многие спортивные площадки работают время от времени. Ответственным лицам даны четкие поручения. Каждый день в местных амфитеатрах и парках будут проводить концерты и музыкальные вечера, а в парках культуры и отдыха -  художественные выставки и интеллектуальные игры. Эти мероприятия будут проходить не только в столице, но и в каждом районе, в каждой махалле.

В парке "Новый Узбекистан" каждый день будут проходить концерты под открытым небом. Этот опыт применят и в других регионах. Такая среда обогатит и дух, и мировоззрение молодежи. Вместо безделья, скучной жизни и непрерывного "серфинга" в интернете будет использоваться  интересная и полезная среда в реальной жизни.

Определены конкретные цели, планы, средства и ответственные лица по дальнейшему развитию системы образования, повышению квалификации педагогов и обеспечению занятости молодежи. 

Наша следующая задача как представителей народа совместно с депутатами местных Кенгашей на местах – обеспечить результативность посредством контроля за исполнением этих целей и задач.

Мавлуда АДХАМЖОНОВА,

депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса.

УзА

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Если учитель не изменится, не изменятся ни школа, ни будущее

Система образования Узбекистана в последние годы переживает коренные изменения.

В семь раз увеличилось финансирование дошкольного и школьного образования. В школах создано миллион, а в детских садах – 1,5 миллиона  мест. В результате уровень охвата увеличился в три раза и достиг 78 процентов в детских садах. Это, несомненно, большой шаг в инфраструктурных реформах. Однако без человеческого капитала – без профессионализма  педагогов не будет результата.

На видеоселекторном совещании под председательством Президента Шавката Мирзиёева определены приоритетные задачи по совершенствованию системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

Действительно, в последнее время на образование выделены достаточные средства, созданы возможности, но почему результат не такой, как ожидалось? Ответ очевиден: учебные программы обновлены, а квалификация и методика не изменились.  

Инициатива Президента по подходам, реализуемым в Институте повышения квалификации имени Авлони и его 13 региональных центрах, направлена на коренное решение этих проблем.

В чем же выражаются изменения? Раньше центры повышения квалификации были курсами, которые длились одну-две недели и зачастую проводились формально. Теперь в Институте Авлони взят за основу принцип, согласно которому изменения в учителе должны напрямую  отражаться в ученике. Знания распространяются не по принципу "один раз и для всех", а поэтапно, через подготовку тренеров – ведущих учителей – всего коллектива. Например, 60 профессоров-преподавателей из центра повышения квалификации в Джизаке пройдут переподготовку на основе методик таких ведущих стран, как Сингапур, США и Германия.  По каждому из 17 школьных предметов будут созданы отдельные опорные школы.  Один учитель из каждой опорной школы пройдет в центре повышения квалификации углубленную подготовку по своему направлению на основе международных программ, получит статус тренера. Эти тренеры будут обучать 25 ведущих учителей на закрепленной за ними территории, а ведущие учителя, в свою очередь, будут повышать квалификацию остальных учителей в своей школе.

В каждой опорной школе  создадут специальную лабораторию – "кабинет профессионального мастерства" и  обеспечат современным оборудованием, методическими материалами и интерактивными учебными средствами. Хокимы районов назначены  ответственными за полное оснащение этих кабинетов, а хокимы областей -  за полную реконструкцию центров квалификации не только с точки зрения покраски стен, но и с точки зрения методики, среды, знаний и опыта.

Еще одно важное направление – вопрос занятости молодежи. Если каждый из нас задастся вопросом, чем занята молодежь, то во многих случаях в воображении возникнет образ молодых людей с телефоном в руках, наушниками в ушах и глазами, устремленными на экран. К сожалению, такая ситуация наблюдается и в городе, и в селе. Для многих молодых людей нет эффективной среды для проведения времени, встреч с друзьями и развития  интересов.

Президент страны предложил решение и этой проблемы. Действительно, в нашей стране есть достаточная инфраструктура для содержательного проведения досуга молодежи. Только она используется не в полной мере. Насчитывается около 900 театров, центров культуры и концертных залов, почти 1500 спортивных площадок, 200 зон отдыха и более 2000 туристических объектов. Но двери театров часто закрыты, в центрах культуры – тишина, а многие спортивные площадки работают время от времени. Ответственным лицам даны четкие поручения. Каждый день в местных амфитеатрах и парках будут проводить концерты и музыкальные вечера, а в парках культуры и отдыха -  художественные выставки и интеллектуальные игры. Эти мероприятия будут проходить не только в столице, но и в каждом районе, в каждой махалле.

В парке "Новый Узбекистан" каждый день будут проходить концерты под открытым небом. Этот опыт применят и в других регионах. Такая среда обогатит и дух, и мировоззрение молодежи. Вместо безделья, скучной жизни и непрерывного "серфинга" в интернете будет использоваться  интересная и полезная среда в реальной жизни.

Определены конкретные цели, планы, средства и ответственные лица по дальнейшему развитию системы образования, повышению квалификации педагогов и обеспечению занятости молодежи. 

Наша следующая задача как представителей народа совместно с депутатами местных Кенгашей на местах – обеспечить результативность посредством контроля за исполнением этих целей и задач.

Мавлуда АДХАМЖОНОВА,

депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса.

УзА