Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев 27 октября посетил с рабочим визитом Астану для участия в первом заседании глав государств в формате «Центральная Азия – Европейский Союз».

В мероприятии приняли участие Президент Европейского совета Шарль Мишель и лидеры стран нашего региона.

Повестка саммита носила насыщенный и продуктивный характер. Стороны обсудили перспективы развития политического диалога, расширения межрегионального взаимодействия, активизации торгово-экономического сотрудничества и культурно-гуманитарных обменов.

Благодаря инициативам Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева и реализации под его руководством масштабных изменений
в нашем обществе и в диалоге с внешними партнёрами, нынешнее сотрудничество с Евросоюзом заметно активизировалось
и поддерживаются тесные контакты на всех уровнях.

Центральное место в отношениях Узбекистана с ЕС отводится торгово-экономическому и инвестиционному взаимодействию. Так, наша страна установила режим наибольшего благоприятствования в торговле с 27 странами ЕС.

Узбекистан увеличил объемы экспорта в ЕС в два раза благодаря присоединению к системе преференций GSP+. В данном контексте необходимо отметить, что если в 2016 г. товарооборот составлял порядка 1,98 млрд. долл., то в 2021 г. он вырос в два раза и составил 3,89 млрд. долл., в том числе экспорт – 539,23 млн. долл. (+31,3%), импорт – 3,31 млрд. долл. (-4,9%).

При этом рост взаимодействия продолжается. За январь-сентябрь 2022 года уровень взаимной торговли вырос на 15% по сравнению
с аналогичным периодом прошлого года и составил 3,1 млрд. долл. (+14,8%), в том числе экспорт – 619,5 млн. долл. (+68,5%), импорт – 2,5 млрд. долл. (+6,5%).

Сегодня основными торговыми партнёрами Узбекистана в ЕС являются Германия - 828 млн. долл., Чехия - 532 млн. долл., Литва - 507 млн. долл., Латвия - 367 млн. долл., Италия - 348 млн. млн. долл., Франция - 221 млн. долл., Нидерланды - 191 млн. млн. долл., Польша - 186 млн. долл.

Структуру экспорта составляет текстильная продукция, химическая продукция, цветные и недрагоценные металлы, пластмасса, продовольственные товары и др.

Хотя импорт в Узбекистан составляет 85% от общего товарооборота с ЕС, доля технологической продукции (машины и оборудования) в структуре импорта составляет 42,4% (1,4 млрд. долл.), что указывает на процессы технологического перевооружения промышленности Узбекистана, инвестиции в производственную базу страны.

Как член системы GSP+ Узбекистан получает дополнительные экономические выгоды по сравнению со стандартным GSP за счет полной отмены тарифов на две трети продуктовых линеек, охватываемых GSP, что, в свою очередь, будет способствовать росту экспорта и привлечению дополнительных инвестиций в страну.

Обязательства GSP+ в области устойчивого развития еще больше укрепляют позицию Узбекистана как надежного и дальновидного экономического партнера. Уровень использования преференций в рамках GSP в Узбекистане в настоящее время составляет 87%.

В свою очередь, Шавкат Мирзиёев отметил, что цифры не соответствуют имеющимся огромным возможностям, чтобы составить достойную конкуренцию номенклатуре готовых, не сырьевых товаров на европейских рынках. В связи с чем он указал на необходимость:

– обеспечения соответствия промышленной продукции высоким европейским стандартам и техническим регламентам;

– создания оптимальных эффективных транспортно-логистических коридоров для выхода на рынки ЕС, прежде всего развитие Транскаспийского мультимодального маршрута;

– проведения совместных маркетинговых исследований, а также целевых мероприятий и акций для повышения узнаваемости и востребованности продукции стран Центральной Азии среди европейских потребителей.

Для системного решения этих вопросов глава государства предложил создать комитет по экономическому сотрудничеству «Европейский Союз – Центральная Азия» на уровне заместителей премьер-министров.

В рамках деятельности данной структуры отмечена целесообразность разработки долгосрочной стратегической программы углубления торгово-экономического сотрудничества и развития взаимных транспортно-коммуникационных связей, охватывающей цели и задачи инициативы «Глобальные ворота».

Повышение интереса европейских инвесторов к региону видно также по росту количества совместных предприятий с участием капитала стран ЕС. Если в 2017 году в Узбекистане число предприятий с участием инвестиций стран Евросоюза составляло 440, то на сегодня действует их количество достигло порядка 900.

В целом, интенсификация узбекско-европейских контактов на различных уровнях свидетельствует о взаимном стремлении сторон углублять многоплановое партнерство, что в перспективе будет способствовать дальнейшему развитию экономики региона Центральной Азии.

Фаррух Эрманов,

Ведущий научный сотрудник ИСМИ

при Президенте Республики Узбекистан

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
ЕС является одним из ключевых торговых и инвестиционных партнеров Узбекистана

Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев 27 октября посетил с рабочим визитом Астану для участия в первом заседании глав государств в формате «Центральная Азия – Европейский Союз».

В мероприятии приняли участие Президент Европейского совета Шарль Мишель и лидеры стран нашего региона.

Повестка саммита носила насыщенный и продуктивный характер. Стороны обсудили перспективы развития политического диалога, расширения межрегионального взаимодействия, активизации торгово-экономического сотрудничества и культурно-гуманитарных обменов.

Благодаря инициативам Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева и реализации под его руководством масштабных изменений
в нашем обществе и в диалоге с внешними партнёрами, нынешнее сотрудничество с Евросоюзом заметно активизировалось
и поддерживаются тесные контакты на всех уровнях.

Центральное место в отношениях Узбекистана с ЕС отводится торгово-экономическому и инвестиционному взаимодействию. Так, наша страна установила режим наибольшего благоприятствования в торговле с 27 странами ЕС.

Узбекистан увеличил объемы экспорта в ЕС в два раза благодаря присоединению к системе преференций GSP+. В данном контексте необходимо отметить, что если в 2016 г. товарооборот составлял порядка 1,98 млрд. долл., то в 2021 г. он вырос в два раза и составил 3,89 млрд. долл., в том числе экспорт – 539,23 млн. долл. (+31,3%), импорт – 3,31 млрд. долл. (-4,9%).

При этом рост взаимодействия продолжается. За январь-сентябрь 2022 года уровень взаимной торговли вырос на 15% по сравнению
с аналогичным периодом прошлого года и составил 3,1 млрд. долл. (+14,8%), в том числе экспорт – 619,5 млн. долл. (+68,5%), импорт – 2,5 млрд. долл. (+6,5%).

Сегодня основными торговыми партнёрами Узбекистана в ЕС являются Германия - 828 млн. долл., Чехия - 532 млн. долл., Литва - 507 млн. долл., Латвия - 367 млн. долл., Италия - 348 млн. млн. долл., Франция - 221 млн. долл., Нидерланды - 191 млн. млн. долл., Польша - 186 млн. долл.

Структуру экспорта составляет текстильная продукция, химическая продукция, цветные и недрагоценные металлы, пластмасса, продовольственные товары и др.

Хотя импорт в Узбекистан составляет 85% от общего товарооборота с ЕС, доля технологической продукции (машины и оборудования) в структуре импорта составляет 42,4% (1,4 млрд. долл.), что указывает на процессы технологического перевооружения промышленности Узбекистана, инвестиции в производственную базу страны.

Как член системы GSP+ Узбекистан получает дополнительные экономические выгоды по сравнению со стандартным GSP за счет полной отмены тарифов на две трети продуктовых линеек, охватываемых GSP, что, в свою очередь, будет способствовать росту экспорта и привлечению дополнительных инвестиций в страну.

Обязательства GSP+ в области устойчивого развития еще больше укрепляют позицию Узбекистана как надежного и дальновидного экономического партнера. Уровень использования преференций в рамках GSP в Узбекистане в настоящее время составляет 87%.

В свою очередь, Шавкат Мирзиёев отметил, что цифры не соответствуют имеющимся огромным возможностям, чтобы составить достойную конкуренцию номенклатуре готовых, не сырьевых товаров на европейских рынках. В связи с чем он указал на необходимость:

– обеспечения соответствия промышленной продукции высоким европейским стандартам и техническим регламентам;

– создания оптимальных эффективных транспортно-логистических коридоров для выхода на рынки ЕС, прежде всего развитие Транскаспийского мультимодального маршрута;

– проведения совместных маркетинговых исследований, а также целевых мероприятий и акций для повышения узнаваемости и востребованности продукции стран Центральной Азии среди европейских потребителей.

Для системного решения этих вопросов глава государства предложил создать комитет по экономическому сотрудничеству «Европейский Союз – Центральная Азия» на уровне заместителей премьер-министров.

В рамках деятельности данной структуры отмечена целесообразность разработки долгосрочной стратегической программы углубления торгово-экономического сотрудничества и развития взаимных транспортно-коммуникационных связей, охватывающей цели и задачи инициативы «Глобальные ворота».

Повышение интереса европейских инвесторов к региону видно также по росту количества совместных предприятий с участием капитала стран ЕС. Если в 2017 году в Узбекистане число предприятий с участием инвестиций стран Евросоюза составляло 440, то на сегодня действует их количество достигло порядка 900.

В целом, интенсификация узбекско-европейских контактов на различных уровнях свидетельствует о взаимном стремлении сторон углублять многоплановое партнерство, что в перспективе будет способствовать дальнейшему развитию экономики региона Центральной Азии.

Фаррух Эрманов,

Ведущий научный сотрудник ИСМИ

при Президенте Республики Узбекистан