Развитие системы здравоохранения сегодня становится приоритетным направлением государственной политики. Однако, несмотря на это, в последнее время участились случаи неправомерного вмешательства в деятельность врачей, а иногда даже и нападения на медицинских работников. Согласно данным, в 2019-2022 годах было зафиксировано более 285 случаев, когда медицинские работники подверглись нападениям в различных формах.

Так в чем же причина конфликтов, возникающих между пациентами и врачами? Об этом корреспонденту УзА рассказала заместитель министра здравоохранения Республики Узбекистан Эльмира Баситханова.

– Как отметил глава нашего государства, помогать людям в трудную минуту, исцелять болезни – высокий образец добра и благородства. Умение стоять на страже здоровья народа требует глубоких знаний, опыта, таланта, мастерства и упорного труда. В нашей стране создана трехэтапная национальная модель здравоохранения: действуют первичная медико-санитарная, скорая медицинская помощь и специализированная медицинская служба. Повышается качество медицинских услуг, формируются новые современные направления, методы лечения и диагностики, проводятся уникальные научно-практические опыты.

Сегодня мы стараемся не ждать, пока от населения поступят претензии. Под руководством министра регулярно организуются выездные приемы, принимаются меры по оперативному решению имеющихся проблем. Обращения, поступающие к нам, сократились на 20-25 процентов, потому что все волнующие граждан вопросы решаются на месте. Один пример: 2,5 тысяч граждан, нуждавшихся в эндопротезировании, но не имевшие для этого возможности, получили необходимую медицинскую помощь.  Я помню, как в 2017 году, когда в качестве заместителя министра я выезжала на выездные приемы, мы не могли дать конкретный ответ гражданам, нуждавшимся в эндопротезировании. Тогда не было даже медицинского учреждения, предоставляющего медицинскую помощь в этом направлении. Чтобы сократить жалобы, предъявляемые пациентами, в первую очередь необходимо повышать квалификацию специалистов.  

Исходя из своей специальности могу отметить, что на сегодняшний день свыше 50 специалистов, работающих в области укрепления здоровья матери и ребенка, проходят обучение в Турции и Германии. Это в основном молодые специалисты. Наша поддержка крайне важна и необходима для того, чтобы молодые кадры могли развивать свой потенциал и стать зрелыми специалистами в своей области.

Низкая квалификация и некомпетентность медицинского работника непростительны. В решении сегодняшних претензий и недовольств в адрес врачей следует уделить внимание обеим сторонам. Во-первых, это может быть связано с некомпетентностью врача, с другой стороны, может стать следствием ошибочного взгляда пациента. Еще одним важным вопросом является низкая культура общения врача. От него требуется крайняя осторожность и тактичность при общении не только с больным, но и с его близкими. В общении между врачом и пациентом очень важны внимательность и вежливость медицинского работника. Больной – это человек, который страдает от болезни, а его родственник – это человек, который разделяет с ним эту боль.  

В общении с больным врач должен уметь терпеть капризы больного и быть тактичным в любой ситуации. В некотором смысле он также должен правильно отнестись и простить угрозы со стороны пациента. Когда я только начала свою деятельность в этой сфере, мои наставники часто говорили: «Если при виде врача у пациента не появляется уверенность в том, что он сможет его излечить, то это не врач. Победа врача зависит главным образом от его культуры общения и тактичности».

Здесь хочу высказать еще одну важную мысль. К сожалению, у некоторых наших соотечественников также не хватает медицинской культуры. Нация, которая с противоречивым, предвзятым взглядом относится к врачам, будет часто сталкиваться со сложностями. К сожалению, в последнее времяучастились случаи противозаконных действий и угроз в адрес медицинских работников со стороны близких и родственников больных. Их жестокие действия порой заканчиваются тем, что жизнь и здоровье врачей остаются под серьезной угрозой. Пользуясь случаем, хотела бы попросить наших граждан уважать и ценить врачей, которые день и ночь трудятся во имя здоровья людей.

В целях предупреждения данной проблемы разработан проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с установлением ответственности за воспрепятствование деятельности медицинского работника». В соответствии с данным законопроектом Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности  дополняется новыми статьями, то есть на граждан, оказавших неправомерное вмешательство в деятельность медицинского работника, будет наложен штраф в размере от 1,5 млн до 2,1 млн сумов, на должностных лиц – в размере  от 2,1 млн до 3 млн сумов, или до  15 суток административного ареста.

Как специалист в этой сфере хочу призвать всех быть на стороне справедливости и равенства. Давайте уважать друг друга, не поддаваться эмоциям, осознавать и выполнять свои обязательства!

Записала Мухайё Тошкораева, УзА

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Эльмира Баситханова: «В конфликтах между врачом и пациентом я бы в первую очередь обвинила врача»

Развитие системы здравоохранения сегодня становится приоритетным направлением государственной политики. Однако, несмотря на это, в последнее время участились случаи неправомерного вмешательства в деятельность врачей, а иногда даже и нападения на медицинских работников. Согласно данным, в 2019-2022 годах было зафиксировано более 285 случаев, когда медицинские работники подверглись нападениям в различных формах.

Так в чем же причина конфликтов, возникающих между пациентами и врачами? Об этом корреспонденту УзА рассказала заместитель министра здравоохранения Республики Узбекистан Эльмира Баситханова.

– Как отметил глава нашего государства, помогать людям в трудную минуту, исцелять болезни – высокий образец добра и благородства. Умение стоять на страже здоровья народа требует глубоких знаний, опыта, таланта, мастерства и упорного труда. В нашей стране создана трехэтапная национальная модель здравоохранения: действуют первичная медико-санитарная, скорая медицинская помощь и специализированная медицинская служба. Повышается качество медицинских услуг, формируются новые современные направления, методы лечения и диагностики, проводятся уникальные научно-практические опыты.

Сегодня мы стараемся не ждать, пока от населения поступят претензии. Под руководством министра регулярно организуются выездные приемы, принимаются меры по оперативному решению имеющихся проблем. Обращения, поступающие к нам, сократились на 20-25 процентов, потому что все волнующие граждан вопросы решаются на месте. Один пример: 2,5 тысяч граждан, нуждавшихся в эндопротезировании, но не имевшие для этого возможности, получили необходимую медицинскую помощь.  Я помню, как в 2017 году, когда в качестве заместителя министра я выезжала на выездные приемы, мы не могли дать конкретный ответ гражданам, нуждавшимся в эндопротезировании. Тогда не было даже медицинского учреждения, предоставляющего медицинскую помощь в этом направлении. Чтобы сократить жалобы, предъявляемые пациентами, в первую очередь необходимо повышать квалификацию специалистов.  

Исходя из своей специальности могу отметить, что на сегодняшний день свыше 50 специалистов, работающих в области укрепления здоровья матери и ребенка, проходят обучение в Турции и Германии. Это в основном молодые специалисты. Наша поддержка крайне важна и необходима для того, чтобы молодые кадры могли развивать свой потенциал и стать зрелыми специалистами в своей области.

Низкая квалификация и некомпетентность медицинского работника непростительны. В решении сегодняшних претензий и недовольств в адрес врачей следует уделить внимание обеим сторонам. Во-первых, это может быть связано с некомпетентностью врача, с другой стороны, может стать следствием ошибочного взгляда пациента. Еще одним важным вопросом является низкая культура общения врача. От него требуется крайняя осторожность и тактичность при общении не только с больным, но и с его близкими. В общении между врачом и пациентом очень важны внимательность и вежливость медицинского работника. Больной – это человек, который страдает от болезни, а его родственник – это человек, который разделяет с ним эту боль.  

В общении с больным врач должен уметь терпеть капризы больного и быть тактичным в любой ситуации. В некотором смысле он также должен правильно отнестись и простить угрозы со стороны пациента. Когда я только начала свою деятельность в этой сфере, мои наставники часто говорили: «Если при виде врача у пациента не появляется уверенность в том, что он сможет его излечить, то это не врач. Победа врача зависит главным образом от его культуры общения и тактичности».

Здесь хочу высказать еще одну важную мысль. К сожалению, у некоторых наших соотечественников также не хватает медицинской культуры. Нация, которая с противоречивым, предвзятым взглядом относится к врачам, будет часто сталкиваться со сложностями. К сожалению, в последнее времяучастились случаи противозаконных действий и угроз в адрес медицинских работников со стороны близких и родственников больных. Их жестокие действия порой заканчиваются тем, что жизнь и здоровье врачей остаются под серьезной угрозой. Пользуясь случаем, хотела бы попросить наших граждан уважать и ценить врачей, которые день и ночь трудятся во имя здоровья людей.

В целях предупреждения данной проблемы разработан проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с установлением ответственности за воспрепятствование деятельности медицинского работника». В соответствии с данным законопроектом Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности  дополняется новыми статьями, то есть на граждан, оказавших неправомерное вмешательство в деятельность медицинского работника, будет наложен штраф в размере от 1,5 млн до 2,1 млн сумов, на должностных лиц – в размере  от 2,1 млн до 3 млн сумов, или до  15 суток административного ареста.

Как специалист в этой сфере хочу призвать всех быть на стороне справедливости и равенства. Давайте уважать друг друга, не поддаваться эмоциям, осознавать и выполнять свои обязательства!

Записала Мухайё Тошкораева, УзА