Под экономической либерализацией подразумевается ограничение вмешательства государства в экономические процессы, предоставление бизнесу большей свободы за счет расширения негосударственного сектора в структуре экономики.

Заместитель руководителя проекта Института прогнозирования и макроэкономических исследований Нодиржон САДРИДДИНОВ рассказал о новых этапах рыночных реформ в Узбекистане.

– С 2017 года были сделаны решительные шаги на пути углубления рыночных реформ, – говорит Н.Садриддинов. – В результате были приняты необходимые меры для сокращения масштаба регулирования цен, предоставления коммерческим банкам больших прав в введении кредитной политики, предотвращения перевода в распоряжение или управление государства хозяйствующих субъектов в отраслях экономики, в которых эффективно действует частный сектор. Также были приняты и изменены нормативно-правовые акты в этом направлении. К примеру, изменения были внесены в Налоговый кодекс, таможенные нормы, политику по выделению земель и финансовую систему. Предпринимателям разрешили напрямую экспортировать сельхозпродукцию.

Большие усилия были приложены и в области либерализации внешней торговли – был принят ряд постановлений, направленных на поддержку экспортной деятельности. Таможенные пошлины на большинство экспортируемых товаров и услуг были отменены, благодаря чему система лицензирования и экспорта была упрощена. Для свыше 60 процентов товаров установлены нулевые ставки таможенных пошлин.

25 декабря 2019 года был принят Закон Республики Узбекистан "Об инвестициях и инвестиционной деятельности". В нем остались в силе нормы, касающиеся государственной гарантии соблюдения и защиты прав иностранных инвесторов. К примеру, в закон был включен пункт о недискриминационной норме правового режима для иностранных инвестиций.

Также был принят ряд законодательных актов, укрепляющих права в области интеллектуальной собственности в целях улучшения инвестиционной среды, создания благоприятных условий для вступления Узбекистана во Всемирную торговую организацию (ВТО). Они значимы нацеленностью на повышение эффективности оказания государственных услуг с использованием современных информационных технологий, усиление межведомственного взаимодействия, оперативное проведение экспертизы, сокращение времени и расходов на государственную регистрацию объектов интеллектуальной собственности.

Итак, каковы результаты работы по углублению рыночных реформ? Прежде всего стоит отметить улучшение в стране инвестиционной среды, а также позиций Узбекистана в Индексе экономической свободы и в различных показателях привлекательности страны для иностранных инвесторов. Так, за последние четыре года в Индексе экономической свободы фонда "Наследие" Узбекистан поднялся на 52, в Индексе эффективности – на 19, в рейтинге Doing Business Всемирного банка – на 18 ступеней.

За последние годы заметно выросла инвестиционная активность. Если в 2011-2016 годах объем валовых инвестиций в основной капитал составлял 21-24 процента ВВП, то с 2017 года начался его динамичный рост, и в 2017-2020 годах он составлял в среднем 35,5 процента.

В 2015 году в Узбекистане было около 5 тысяч фирм с участием иностранного капитала, а сейчас их количество превысило 7500. Все больше иностранных инвестиций привлекаются из России, Турции, Южной Кореи, Китая, Германии и Канады. Наблюдается приток инвестиций не только в энергетическую и горно-металлургическую отрасли, но и в сферы торговли, строительства и туризма.

В целях широкой поддержки предпринимательства представителям частного сектора предоставляется множество льгот и преференций. В 2020 году субъектам предпринимательства были выделены кредиты в объеме 100 триллионов сумов, что почти в 4 раза больше, чем в 2016 году.

Следует отметить, что Всемирный банк с удовлетворением отмечает проводимые в нашей стране реформы, а журнал The Economist в 2019 году назвал Узбекистан страной года. Спустя короткое время в отчете Всемирного банка "Ведение бизнеса – 2020" наша страна вошла в число 20 стран, достигших наибольшего прогресса в улучшении делового климата.

Записала

Сайёра ШОЕВА. УзА

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Экономическая либерализация и ее преимущества

Под экономической либерализацией подразумевается ограничение вмешательства государства в экономические процессы, предоставление бизнесу большей свободы за счет расширения негосударственного сектора в структуре экономики.

Заместитель руководителя проекта Института прогнозирования и макроэкономических исследований Нодиржон САДРИДДИНОВ рассказал о новых этапах рыночных реформ в Узбекистане.

– С 2017 года были сделаны решительные шаги на пути углубления рыночных реформ, – говорит Н.Садриддинов. – В результате были приняты необходимые меры для сокращения масштаба регулирования цен, предоставления коммерческим банкам больших прав в введении кредитной политики, предотвращения перевода в распоряжение или управление государства хозяйствующих субъектов в отраслях экономики, в которых эффективно действует частный сектор. Также были приняты и изменены нормативно-правовые акты в этом направлении. К примеру, изменения были внесены в Налоговый кодекс, таможенные нормы, политику по выделению земель и финансовую систему. Предпринимателям разрешили напрямую экспортировать сельхозпродукцию.

Большие усилия были приложены и в области либерализации внешней торговли – был принят ряд постановлений, направленных на поддержку экспортной деятельности. Таможенные пошлины на большинство экспортируемых товаров и услуг были отменены, благодаря чему система лицензирования и экспорта была упрощена. Для свыше 60 процентов товаров установлены нулевые ставки таможенных пошлин.

25 декабря 2019 года был принят Закон Республики Узбекистан "Об инвестициях и инвестиционной деятельности". В нем остались в силе нормы, касающиеся государственной гарантии соблюдения и защиты прав иностранных инвесторов. К примеру, в закон был включен пункт о недискриминационной норме правового режима для иностранных инвестиций.

Также был принят ряд законодательных актов, укрепляющих права в области интеллектуальной собственности в целях улучшения инвестиционной среды, создания благоприятных условий для вступления Узбекистана во Всемирную торговую организацию (ВТО). Они значимы нацеленностью на повышение эффективности оказания государственных услуг с использованием современных информационных технологий, усиление межведомственного взаимодействия, оперативное проведение экспертизы, сокращение времени и расходов на государственную регистрацию объектов интеллектуальной собственности.

Итак, каковы результаты работы по углублению рыночных реформ? Прежде всего стоит отметить улучшение в стране инвестиционной среды, а также позиций Узбекистана в Индексе экономической свободы и в различных показателях привлекательности страны для иностранных инвесторов. Так, за последние четыре года в Индексе экономической свободы фонда "Наследие" Узбекистан поднялся на 52, в Индексе эффективности – на 19, в рейтинге Doing Business Всемирного банка – на 18 ступеней.

За последние годы заметно выросла инвестиционная активность. Если в 2011-2016 годах объем валовых инвестиций в основной капитал составлял 21-24 процента ВВП, то с 2017 года начался его динамичный рост, и в 2017-2020 годах он составлял в среднем 35,5 процента.

В 2015 году в Узбекистане было около 5 тысяч фирм с участием иностранного капитала, а сейчас их количество превысило 7500. Все больше иностранных инвестиций привлекаются из России, Турции, Южной Кореи, Китая, Германии и Канады. Наблюдается приток инвестиций не только в энергетическую и горно-металлургическую отрасли, но и в сферы торговли, строительства и туризма.

В целях широкой поддержки предпринимательства представителям частного сектора предоставляется множество льгот и преференций. В 2020 году субъектам предпринимательства были выделены кредиты в объеме 100 триллионов сумов, что почти в 4 раза больше, чем в 2016 году.

Следует отметить, что Всемирный банк с удовлетворением отмечает проводимые в нашей стране реформы, а журнал The Economist в 2019 году назвал Узбекистан страной года. Спустя короткое время в отчете Всемирного банка "Ведение бизнеса – 2020" наша страна вошла в число 20 стран, достигших наибольшего прогресса в улучшении делового климата.

Записала

Сайёра ШОЕВА. УзА