В годы Второй мировой войны 1941-1945 годов многонациональный народ Узбекистана проявил большое мужество и стойкость на полях сражений и в тылу, внеся достойный вклад в обеспечение победы над фашизмом. Из более чем 1,5 миллиона узбеков, принимавших участие в войне, погибло более полумиллиона, около 133 тысяч пропали без вести, более 60 тысяч вернулись инвалидами.

В Национальном архиве Узбекистана имеются сведения о более чем 3 тысячах детей, от 6-месячных младенцев до 11-12 лет, эвакуированных в нашу республику в годы Второй мировой войны. Наша беседа с главным научным сотрудником Института истории Академии наук Республики Узбекистан Мухайе Исаковой посвящена теме Второй мировой войны, которая стала причиной больших жертв и невосполнимых потерь в истории человечества в ХХ веке и ее последствиям.

– 1941-1945 годы явились тяжким испытанием, в том числе и для нашего народа. Тем не менее, наши люди не жалели своей любви и гуманитарной помощи миллионам бездомных, разлученных со своими близкими и привезенных в республику из прифронтовых районов.

Узбекистан стал прочной базой снабжения в тылу. С 1941 года в целях регулирования дефицита продовольствия в республике были введены «хлебные карточки».

В годы войны было эвакуировано 1,5 миллиона человек, в том числе более 250 тысяч детей. В исторических документах также зафиксировано, что в Узбекистан прибывали дети, оставшиеся без попечения родителей.

26 сентября 1941 года при Отделе переселения был создан аппарат, ответственный за переселение (эвакуацию) населения. В начале октября начало свою деятельность Центральное управление по переселению детей. По статистике, в результате напряженной работы, проведенной за 2 месяца, было принято более 443 тысяч человек.

Помимо усыновленных детей, в городах и районах было создано множество детских домов для эвакуированных детей. В первые дни эвакуации воспитанников отправили в детские дома Ферганской, Андижанской, Бухарской и Самаркандской областей и города Ташкента.

Эвакуированные дети также воспитывались в узбекских семьях. К примеру, Усман Юсупов, который в то время был главой республики, усыновил и принял в свою семью троих детей.

Как только эвакуированные дети сходили с поезда, их кормили в столовых возле станций. Детей, заболевших по дороге и измотанных голодом, помещали в госпитали. Также была организована работа по поиску родственников детей, потерявших родителей.

Ветеран войны Маргарита Меркулова приводит в своих воспоминаниях следующее: «Я была девятиклассницей, когда в августе 1941 года приехала в Ташкент с отцом, который был директором завода «Вулкан». Вместе с одноклассниками я ходила на боевое дежурство, организованное на вокзале. Поезда прибывали в 2-3 часа ночи. Мы помогали детям в возрасте 4-14 лет, которые еле держались на ногах. Многие не знали своих родителей и даже собственного имени. Сначала на самой станции им давали кашу и полстакана горячей воды. По некоторым причинам врачи запрещали давать детям слишком много еды. Затем дезинфицировали одежду, стригли волосы и отправляли в баню. С наступлением утра их размещали в надлежащем порядке».

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕТЕЙ...

К примеру, в Бухарской области эвакуированные дети были распределены следующим образом. 180 воспитанников детского дома «Краков» переселили из Донбасса в Карманинский район, 100 воспитанников детского дома «Кузьмин» из Сумской области – в Вабкентский район, 155 воспитанников детского дома из Харьковской области – в Гиждуванский район, 125 воспитанников детского дома «Славянин» № 1 – в Бухарский район, 100 воспитанников детского дома «Славянин» № 2 – в Каган, 177 польских детей – в детский дом в городе Бухаре.

В соответствии с постановлением правительства № 904 от 29 июля 1941 года определено обязательное привлечение учащихся 7-10 классов всех сельских и городских школ республики исходя из их возраста и способностей на 6-8 часов к работе на предприятиях сельского хозяйства, промышленности и социальных учреждениях. Таким образом, с 14 лет дети начинали работать вместе со взрослыми в различных сферах. Девочек из детских домов города привлекали к работе в швейных цехах и уходу за ранеными в военных госпиталях, а мальчиков – на военно-промышленные предприятия. Сельская молодежь занималась полевыми работами с ранней весны до конца декабря.

В эти годы широко распространилось принятие эвакуированных детей на попечение в узбекские семьи. Всем известно о подвиге вернувшегося домой из-за ранений с полей Сталинградской и Украинской битв Хамида Самадова из Каттакургана, усыновившего 13 оставшихся без попечения родителей детей и семьи кузнеца Шоахмеда Шомахмудова из Ташкента, усыновившей 14 детей, а также Фатимы Хасановой из Самарканда, принявшей 12 детей. При этом почти каждая узбекская семья, осознавая трудности того времени, брала к себе детей, оставшихся без родителей.

В январе 1942 года во всех районах республики была создана специальная комиссия для изучения и контроля быта и материального обеспечения эвакуированных детей. Задача комиссии – учесть всех воспитанников детских домов и детей, оставшихся без родителей, обеспечить их кровом, распределить по семьям и организациям, организовать сбор денежной помощи и продуктов питания.

В том же году был открыт специальный фонд для эвакуированных детей. Узбекистанцы собрали 3,5 миллиона рублей, продукты питания и 80 тысяч теплых вещей.

Ташкентский кузнец Шоахмед Шомахмудов и его жена Бахри Акрамова воспитали 15 детей разных национальностей. Своих детей у них не было. Среди них были дети русской, татарской, украинской, белорусской, казахской, узбекской, чувашской и молдавской национальностей.

После войны четверо детей были найдены родственниками и увезены по домам. Еще двое воспитанников этой семьи (Муаззам и Михаил) влюбились друг в друга и поженились. Один воспитанник, Федор Кульчановский (в семье Шомахмудовых ему дали имя Юлдаш), встретился с бабушкой на ​​Украине спустя 45 лет разлуки. Бабушке Дарье Алексеевне было на тот момент 104 года.

Согласно другому документу, хранящемуся в архиве, в 1942 году в республике были созданы открытые кухни, на которых получали питание 20 тысяч детей.

К сентябрю 1942 года в республику было эвакуировано 78 детских домов с 9 918 детьми и 20 650 детей-сирот. С 1 сентября всех детей распределили по школам, начались занятия. В годы войны деятельность средних учебных заведений, особенно сельских школ, была затруднена. Всего учебниками был обеспечен 31 процент школ.

Помимо учебников, одной из острых проблем образовательного процесса являлась нехватка тетрадей и ручек. Например, за весь учебный год у каждого ученика имелось всего по 2-3 тетради и 1 блокнот с чернилами, тогда как чернилами был обеспечен только 21 процент школ. Школы сами готовили чернила из марены естественным путем. Но самой болезненной проблемой системы образования являлась нехватка учителей в результате мобилизации учителей-предметников на войну. Поэтому с 1943 года правительством было принято решение о прекращении призыва учителей на военную службу.

«ДЯДЕНЬКА, ДАЙТЕ ХЛЕБ»

Хамид Самадов неоднократно проявлял героизм во время Второй мировой войны. Сначала – на полях сражений под Сталинградом и Украиной, а впоследствии – и при исполнении гражданского долга.

1944 год. Хамид Самадов, возвращавшийся домой после тяжелого ранения на войне, увидел мальчика, прячущегося от холода в деревянном домике на Каттакурганском вокзале.

Мальчик попросил: «Дяденька, дайте хлеб». Хамид достал из вещмешка хлеб и отломил ему кусок. Не доев хлеба, мальчик снова попросил: «Дяденька, дайте еще»…

Увидев на улице беспризорного ребенка, он не выдерживал и приводил его домой. Однажды он привел домой троих детей, а в другой раз взял с собой мальчика, который не хотел расставаться со своим щенком. После возвращения с войны он усыновил и вырастил 13 беспризорных детей.

Хамид вспоминал о самом тяжелом, голодном времени так: «В доме 13 детей, еды не осталось. Двое детей вот-вот умрут от голода.         Тогда я отправился на базар и поменял свою шинель и сапоги на четыре мешка отрубей. Дети очень обрадовались. Но на следующий день военком увидел меня без военной формы и отчитал:

– Ты что, будучи фронтовиком, продал свои шинель и сапоги, а деньги пропил? Какой позор! – рассердился он.

– Нет, товарищ полковник, – ответил я. – Мне пришлось их продать, чтобы купить своим детям еду.

– Сколько у тебя детей? – Тринадцать, – ответил я.

Полковник не поверил моим словам и в тот же день приехал ко мне домой на машине. Увидев ситуацию, он обнял меня, не вымолвив ни слова».

После этого в течение трех лет полковник присылал помощь его семье.

«Это было большой поддержкой в те голодные годы, – вспоминал Хамид.

Эвакуированный в Ташкент детский писатель Корней Чуковский писал в своих воспоминаниях: «Когда я приехал в Ташкент, меня удивило, что люди стояли в длинных очередях перед детскими домами, чтобы усыновить детей».

Этот процесс нашел отражение в романе «Живые и мертвые» русского писателя Константина Симонова. Автор вспоминает: «Тысячи детей можно было увидеть спящими на вокзале в одну ночь. К утру не осталось ни одного человека, всех забрали по домам».

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...

 

 

Мухайё ТОШКОРАЕВА, УзА

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
«Дяденька, дайте хлеб», или о судьбе эвакуированных в Узбекистан сирот в годы Второй мировой войны

В годы Второй мировой войны 1941-1945 годов многонациональный народ Узбекистана проявил большое мужество и стойкость на полях сражений и в тылу, внеся достойный вклад в обеспечение победы над фашизмом. Из более чем 1,5 миллиона узбеков, принимавших участие в войне, погибло более полумиллиона, около 133 тысяч пропали без вести, более 60 тысяч вернулись инвалидами.

В Национальном архиве Узбекистана имеются сведения о более чем 3 тысячах детей, от 6-месячных младенцев до 11-12 лет, эвакуированных в нашу республику в годы Второй мировой войны. Наша беседа с главным научным сотрудником Института истории Академии наук Республики Узбекистан Мухайе Исаковой посвящена теме Второй мировой войны, которая стала причиной больших жертв и невосполнимых потерь в истории человечества в ХХ веке и ее последствиям.

– 1941-1945 годы явились тяжким испытанием, в том числе и для нашего народа. Тем не менее, наши люди не жалели своей любви и гуманитарной помощи миллионам бездомных, разлученных со своими близкими и привезенных в республику из прифронтовых районов.

Узбекистан стал прочной базой снабжения в тылу. С 1941 года в целях регулирования дефицита продовольствия в республике были введены «хлебные карточки».

В годы войны было эвакуировано 1,5 миллиона человек, в том числе более 250 тысяч детей. В исторических документах также зафиксировано, что в Узбекистан прибывали дети, оставшиеся без попечения родителей.

26 сентября 1941 года при Отделе переселения был создан аппарат, ответственный за переселение (эвакуацию) населения. В начале октября начало свою деятельность Центральное управление по переселению детей. По статистике, в результате напряженной работы, проведенной за 2 месяца, было принято более 443 тысяч человек.

Помимо усыновленных детей, в городах и районах было создано множество детских домов для эвакуированных детей. В первые дни эвакуации воспитанников отправили в детские дома Ферганской, Андижанской, Бухарской и Самаркандской областей и города Ташкента.

Эвакуированные дети также воспитывались в узбекских семьях. К примеру, Усман Юсупов, который в то время был главой республики, усыновил и принял в свою семью троих детей.

Как только эвакуированные дети сходили с поезда, их кормили в столовых возле станций. Детей, заболевших по дороге и измотанных голодом, помещали в госпитали. Также была организована работа по поиску родственников детей, потерявших родителей.

Ветеран войны Маргарита Меркулова приводит в своих воспоминаниях следующее: «Я была девятиклассницей, когда в августе 1941 года приехала в Ташкент с отцом, который был директором завода «Вулкан». Вместе с одноклассниками я ходила на боевое дежурство, организованное на вокзале. Поезда прибывали в 2-3 часа ночи. Мы помогали детям в возрасте 4-14 лет, которые еле держались на ногах. Многие не знали своих родителей и даже собственного имени. Сначала на самой станции им давали кашу и полстакана горячей воды. По некоторым причинам врачи запрещали давать детям слишком много еды. Затем дезинфицировали одежду, стригли волосы и отправляли в баню. С наступлением утра их размещали в надлежащем порядке».

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕТЕЙ...

К примеру, в Бухарской области эвакуированные дети были распределены следующим образом. 180 воспитанников детского дома «Краков» переселили из Донбасса в Карманинский район, 100 воспитанников детского дома «Кузьмин» из Сумской области – в Вабкентский район, 155 воспитанников детского дома из Харьковской области – в Гиждуванский район, 125 воспитанников детского дома «Славянин» № 1 – в Бухарский район, 100 воспитанников детского дома «Славянин» № 2 – в Каган, 177 польских детей – в детский дом в городе Бухаре.

В соответствии с постановлением правительства № 904 от 29 июля 1941 года определено обязательное привлечение учащихся 7-10 классов всех сельских и городских школ республики исходя из их возраста и способностей на 6-8 часов к работе на предприятиях сельского хозяйства, промышленности и социальных учреждениях. Таким образом, с 14 лет дети начинали работать вместе со взрослыми в различных сферах. Девочек из детских домов города привлекали к работе в швейных цехах и уходу за ранеными в военных госпиталях, а мальчиков – на военно-промышленные предприятия. Сельская молодежь занималась полевыми работами с ранней весны до конца декабря.

В эти годы широко распространилось принятие эвакуированных детей на попечение в узбекские семьи. Всем известно о подвиге вернувшегося домой из-за ранений с полей Сталинградской и Украинской битв Хамида Самадова из Каттакургана, усыновившего 13 оставшихся без попечения родителей детей и семьи кузнеца Шоахмеда Шомахмудова из Ташкента, усыновившей 14 детей, а также Фатимы Хасановой из Самарканда, принявшей 12 детей. При этом почти каждая узбекская семья, осознавая трудности того времени, брала к себе детей, оставшихся без родителей.

В январе 1942 года во всех районах республики была создана специальная комиссия для изучения и контроля быта и материального обеспечения эвакуированных детей. Задача комиссии – учесть всех воспитанников детских домов и детей, оставшихся без родителей, обеспечить их кровом, распределить по семьям и организациям, организовать сбор денежной помощи и продуктов питания.

В том же году был открыт специальный фонд для эвакуированных детей. Узбекистанцы собрали 3,5 миллиона рублей, продукты питания и 80 тысяч теплых вещей.

Ташкентский кузнец Шоахмед Шомахмудов и его жена Бахри Акрамова воспитали 15 детей разных национальностей. Своих детей у них не было. Среди них были дети русской, татарской, украинской, белорусской, казахской, узбекской, чувашской и молдавской национальностей.

После войны четверо детей были найдены родственниками и увезены по домам. Еще двое воспитанников этой семьи (Муаззам и Михаил) влюбились друг в друга и поженились. Один воспитанник, Федор Кульчановский (в семье Шомахмудовых ему дали имя Юлдаш), встретился с бабушкой на ​​Украине спустя 45 лет разлуки. Бабушке Дарье Алексеевне было на тот момент 104 года.

Согласно другому документу, хранящемуся в архиве, в 1942 году в республике были созданы открытые кухни, на которых получали питание 20 тысяч детей.

К сентябрю 1942 года в республику было эвакуировано 78 детских домов с 9 918 детьми и 20 650 детей-сирот. С 1 сентября всех детей распределили по школам, начались занятия. В годы войны деятельность средних учебных заведений, особенно сельских школ, была затруднена. Всего учебниками был обеспечен 31 процент школ.

Помимо учебников, одной из острых проблем образовательного процесса являлась нехватка тетрадей и ручек. Например, за весь учебный год у каждого ученика имелось всего по 2-3 тетради и 1 блокнот с чернилами, тогда как чернилами был обеспечен только 21 процент школ. Школы сами готовили чернила из марены естественным путем. Но самой болезненной проблемой системы образования являлась нехватка учителей в результате мобилизации учителей-предметников на войну. Поэтому с 1943 года правительством было принято решение о прекращении призыва учителей на военную службу.

«ДЯДЕНЬКА, ДАЙТЕ ХЛЕБ»

Хамид Самадов неоднократно проявлял героизм во время Второй мировой войны. Сначала – на полях сражений под Сталинградом и Украиной, а впоследствии – и при исполнении гражданского долга.

1944 год. Хамид Самадов, возвращавшийся домой после тяжелого ранения на войне, увидел мальчика, прячущегося от холода в деревянном домике на Каттакурганском вокзале.

Мальчик попросил: «Дяденька, дайте хлеб». Хамид достал из вещмешка хлеб и отломил ему кусок. Не доев хлеба, мальчик снова попросил: «Дяденька, дайте еще»…

Увидев на улице беспризорного ребенка, он не выдерживал и приводил его домой. Однажды он привел домой троих детей, а в другой раз взял с собой мальчика, который не хотел расставаться со своим щенком. После возвращения с войны он усыновил и вырастил 13 беспризорных детей.

Хамид вспоминал о самом тяжелом, голодном времени так: «В доме 13 детей, еды не осталось. Двое детей вот-вот умрут от голода.         Тогда я отправился на базар и поменял свою шинель и сапоги на четыре мешка отрубей. Дети очень обрадовались. Но на следующий день военком увидел меня без военной формы и отчитал:

– Ты что, будучи фронтовиком, продал свои шинель и сапоги, а деньги пропил? Какой позор! – рассердился он.

– Нет, товарищ полковник, – ответил я. – Мне пришлось их продать, чтобы купить своим детям еду.

– Сколько у тебя детей? – Тринадцать, – ответил я.

Полковник не поверил моим словам и в тот же день приехал ко мне домой на машине. Увидев ситуацию, он обнял меня, не вымолвив ни слова».

После этого в течение трех лет полковник присылал помощь его семье.

«Это было большой поддержкой в те голодные годы, – вспоминал Хамид.

Эвакуированный в Ташкент детский писатель Корней Чуковский писал в своих воспоминаниях: «Когда я приехал в Ташкент, меня удивило, что люди стояли в длинных очередях перед детскими домами, чтобы усыновить детей».

Этот процесс нашел отражение в романе «Живые и мертвые» русского писателя Константина Симонова. Автор вспоминает: «Тысячи детей можно было увидеть спящими на вокзале в одну ночь. К утру не осталось ни одного человека, всех забрали по домам».

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...

 

 

Мухайё ТОШКОРАЕВА, УзА