Газета «Казахстанская правда», 16 апреля 2021 г.

Узбекистан, как равноправный субъект международных отношений, проводит активную внешнюю политику на региональном и глобальном уровнях, развивает взаимовыгодные отношения с зарубежными партнерами. Такую политику признают международные эксперты и наблюдатели.

Узбекистан, обеспечивая социально-экономическую стабильность в стране, уделил особое внимание продолжению сотрудничества с государствами региона и мировым сообществом даже в условиях распространяющейся по всему миру коронавирусной инфекции.

Одной из основных задач внешнеполитической деятельности Узбекистана является формирование вокруг страны пояса мира, стабильности
и безопасности. Президент Шавкат Мирзиёев обозначил развитие и укрепление дружественных, добрососедских и взаимовыгодных связей с нашими соседями – государствами Центральной Азии в качестве главного приоритета внешнеполитического направления.

В рамках Государственной программы 2020 года Узбекистан продолжал свою поэтапную, открытую и прагматичную внешнеполитическую деятельность, в том числе в направлении Центральной Азии. Было замечено, что «народная дипломатия» на практике показала свою эффективность. Ярким примером тому служит участие народных представителей из числа ученых, художников, бизнесменов, деятелей культуры и религии, работников туристических, спортивных организаций, а также общественных объединений в разных встречах, видеоконференциях, круглых столах и других мероприятиях.

В последние годы благодаря инициативам Президента Шавката Мирзиёева и их активной поддержке со стороны других глав государств между лидерами Центральной Азии укрепились политический диалог и личное доверие, налажены Консультативные встречи глав государств Центральной Азии. За 2017-2019 годы средний годовой товарооборот со странами Центральной Азии вырос более чем на 50 процентов, составив 5,2 миллиарда долларов США. Доля стран Центральной Азии в общем внешнеторговом обороте Узбекистана увеличилась с 12,4 процента в 2019 году до 13,6 процента в 2020 году, из которой на Казахстан приходится 61 процент, на Кыргызстан – 18,2 процента, на Туркменистан – 10,6 процента и на Таджикистан – 10,2 процента. Такое улучшение торгово-экономических отношений между странами Центральной Азии способствовало повышению инвестиционной привлекательности региона. В этот период между Узбекистаном и странами региона подписано более 300 договоров, а также контрактов и соглашений почти на 75 миллиардов долларов.

В результате открытой, продуманной и прагматичной политики Узбекистана в отношении стран Центральной Азии в 2017-2020 годах были решены такие сложные вопросы, как водопользование, делимитация и демаркация государственных границ между Узбекистаном и соседними странами, использование транспортных коммуникаций, пересечение государственных границ. Если пять лет назад узбекско-кыргызскую государственную границу пересекали 200-300 человек в день, то до ограничений, введенных под влиянием глобальной пандемии, этот показатель достигал 30 тысяч человек в день, а узбекско-таджикскую границу ежедневно пересекали 20 тысяч человек.

Несмотря на угрозу глобальной пандемии, был обеспечен постоянный диалог глав государств Центральной Азии
и продолжены активные партнерские отношения между странами. Государства региона начали оказывать друг другу социальную помощь с первых дней распространения коронавирусной инфекции. Узбекистан неоднократно направлял гуманитарную помощь в Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан. В ответ Кыргызстан и Таджикистан оказали гуманитарную помощь для восстановления Сардобинского водохранилища. Также в декабре 2020 года при поддержке Узбекистана в Кыргызстане сдана в эксплуатацию инфекционная больница на 200 койко-мест, полностью оснащенная необходимым медицинским оборудованием и мебелью.

Кроме того, в борьбе с коронавирусом в период пандемии достигнуты успехи в обмене информацией и опытом в области медицины, взаимном оказании гуманитарной помощи, налаживании бесперебойного передвижения грузов на границах. Это позволило добиться более низких показателей заболеваемости и смертности от коронавируса в регионе по сравнению с другими странами мира.

В январе текущего года правительства Узбекистана и Казахстана совместно с США запустили инициативу «Центральноазиатское инвестиционное партнерство» с целью привлечения в течение пяти лет не менее миллиарда долларов для поддержки проектов, способствующих расширению экономических связей в регионе. Эта инициатива, реализуемая через платформу «C5+1» Центральная Азия-США»), направлена на использование всех имеющихся возможностей для укрепления и обеспечения роста экономики стран Центральной Азии, увеличения объемов торговли, стимулирования комплексного развития и углубления многосторонних связей.

Растущее значение и роль Центральной Азии в мировом сообществе можно увидеть в организации разных форматов многостороннего сотрудничества между регионом и крупными государствами.

В последние годы к существующим форматам диалога «Центральная Азия США», «Центральная Азия – Европейский союз», «Центральная АзияРеспублика Корея», «Центральная Азия – Япония» добавились новые форматы: «Центральная АзияИндия», «Центральная Азия – Китай» и «Центральная Азия – Российская Федерация». Данная тенденция свидетельствует о позитивных изменениях в регионе, что повышает внимание ведущих государств мира, которые заинтересованы в развитии разносторонних отношений со странами Центральной Азии
как с единым региональным партнером. Установление новых форматов взаимодействия между регионом и другими государствами приводит к повышению геополитического и экономического значения Центральной Азии.

Роль государств Центральной Азии в качестве целостного политико-дипломатического субъекта, а также их сплоченность и солидарность были упомянуты в совместном заявлении Президентов Узбекистана, Казахстана, Туркменистана и Таджикистана. Главы четырех центральноазиатских государств выразили надежду, что все политические партии и общественные круги Кыргызстана приложат необходимые усилия для обеспечения мира и спокойствия, решения возникших вопросов при непременном соблюдении Конституции и национального законодательства.

Следует отметить, что стабильность и сплоченность государств Центральной Азии будут способствовать, во-первых, благосостоянию народа, во-вторых, повышению инвестиционной привлекательности региона, в-третьих, созданию широких возможностей для сотрудничества с государствами-партнерами и инвесторами.

В послании Президента Парламенту и в Государственной программе на 2021 год особое внимание уделено укреплению добрососедских отношений со странами Центральной Азии. В Государственной программе «Год поддержки молодежи и укрепления здоровья населения» предусмотрен план мероприятий по дальнейшему укреплению отношений со странами Центральной Азии:

- разработка программы комплексных мер по выведению двусторонних и региональных связей Узбекистана со странами Центральной Азии на качественно новый уровень;

- организация взаимных визитов на высшем и высоком уровне;

- эффективное использование механизмов «народной дипломатии»;

- совместное решение существующих препятствий на пути укрепления добрососедских отношений;

- развитие торгово-экономических связей и создание благоприятных условий для роста товарооборота и укрепления сотрудничества;

- эффективное использование транзитного и логистического потенциала региона и обеспечение развития транспортной инфраструктуры;

- активизация сотрудничества между регионами (в том числе - приграничными) стран Центральной Азии.

Разработка приоритетных задач и основных мероприятий касательно председательства Узбекистана в ШОС
в 2021-2022 годах также предусмотрена в Государственной программе, в которой особое значение придается активизации сотрудничества в рамках данной международной организации.

Узбекистан является единственным государством в регионе, которое граничит со всеми странами Центральной Азии. Любые изменения в политической, экономической и культурной сферах Узбекистана напрямую влияют на другие соседние государства. Сегодняшняя внешняя политика страны не только повышает ее международный авторитет, но и способствует устойчивому и последовательному развитию Центральной Азии в целом.

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Дружественное сотрудничество со странами Центральной Азии – приоритетное направление внешнеполитической деятельности Узбекистана

Газета «Казахстанская правда», 16 апреля 2021 г.

Узбекистан, как равноправный субъект международных отношений, проводит активную внешнюю политику на региональном и глобальном уровнях, развивает взаимовыгодные отношения с зарубежными партнерами. Такую политику признают международные эксперты и наблюдатели.

Узбекистан, обеспечивая социально-экономическую стабильность в стране, уделил особое внимание продолжению сотрудничества с государствами региона и мировым сообществом даже в условиях распространяющейся по всему миру коронавирусной инфекции.

Одной из основных задач внешнеполитической деятельности Узбекистана является формирование вокруг страны пояса мира, стабильности
и безопасности. Президент Шавкат Мирзиёев обозначил развитие и укрепление дружественных, добрососедских и взаимовыгодных связей с нашими соседями – государствами Центральной Азии в качестве главного приоритета внешнеполитического направления.

В рамках Государственной программы 2020 года Узбекистан продолжал свою поэтапную, открытую и прагматичную внешнеполитическую деятельность, в том числе в направлении Центральной Азии. Было замечено, что «народная дипломатия» на практике показала свою эффективность. Ярким примером тому служит участие народных представителей из числа ученых, художников, бизнесменов, деятелей культуры и религии, работников туристических, спортивных организаций, а также общественных объединений в разных встречах, видеоконференциях, круглых столах и других мероприятиях.

В последние годы благодаря инициативам Президента Шавката Мирзиёева и их активной поддержке со стороны других глав государств между лидерами Центральной Азии укрепились политический диалог и личное доверие, налажены Консультативные встречи глав государств Центральной Азии. За 2017-2019 годы средний годовой товарооборот со странами Центральной Азии вырос более чем на 50 процентов, составив 5,2 миллиарда долларов США. Доля стран Центральной Азии в общем внешнеторговом обороте Узбекистана увеличилась с 12,4 процента в 2019 году до 13,6 процента в 2020 году, из которой на Казахстан приходится 61 процент, на Кыргызстан – 18,2 процента, на Туркменистан – 10,6 процента и на Таджикистан – 10,2 процента. Такое улучшение торгово-экономических отношений между странами Центральной Азии способствовало повышению инвестиционной привлекательности региона. В этот период между Узбекистаном и странами региона подписано более 300 договоров, а также контрактов и соглашений почти на 75 миллиардов долларов.

В результате открытой, продуманной и прагматичной политики Узбекистана в отношении стран Центральной Азии в 2017-2020 годах были решены такие сложные вопросы, как водопользование, делимитация и демаркация государственных границ между Узбекистаном и соседними странами, использование транспортных коммуникаций, пересечение государственных границ. Если пять лет назад узбекско-кыргызскую государственную границу пересекали 200-300 человек в день, то до ограничений, введенных под влиянием глобальной пандемии, этот показатель достигал 30 тысяч человек в день, а узбекско-таджикскую границу ежедневно пересекали 20 тысяч человек.

Несмотря на угрозу глобальной пандемии, был обеспечен постоянный диалог глав государств Центральной Азии
и продолжены активные партнерские отношения между странами. Государства региона начали оказывать друг другу социальную помощь с первых дней распространения коронавирусной инфекции. Узбекистан неоднократно направлял гуманитарную помощь в Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан. В ответ Кыргызстан и Таджикистан оказали гуманитарную помощь для восстановления Сардобинского водохранилища. Также в декабре 2020 года при поддержке Узбекистана в Кыргызстане сдана в эксплуатацию инфекционная больница на 200 койко-мест, полностью оснащенная необходимым медицинским оборудованием и мебелью.

Кроме того, в борьбе с коронавирусом в период пандемии достигнуты успехи в обмене информацией и опытом в области медицины, взаимном оказании гуманитарной помощи, налаживании бесперебойного передвижения грузов на границах. Это позволило добиться более низких показателей заболеваемости и смертности от коронавируса в регионе по сравнению с другими странами мира.

В январе текущего года правительства Узбекистана и Казахстана совместно с США запустили инициативу «Центральноазиатское инвестиционное партнерство» с целью привлечения в течение пяти лет не менее миллиарда долларов для поддержки проектов, способствующих расширению экономических связей в регионе. Эта инициатива, реализуемая через платформу «C5+1» Центральная Азия-США»), направлена на использование всех имеющихся возможностей для укрепления и обеспечения роста экономики стран Центральной Азии, увеличения объемов торговли, стимулирования комплексного развития и углубления многосторонних связей.

Растущее значение и роль Центральной Азии в мировом сообществе можно увидеть в организации разных форматов многостороннего сотрудничества между регионом и крупными государствами.

В последние годы к существующим форматам диалога «Центральная Азия США», «Центральная Азия – Европейский союз», «Центральная АзияРеспублика Корея», «Центральная Азия – Япония» добавились новые форматы: «Центральная АзияИндия», «Центральная Азия – Китай» и «Центральная Азия – Российская Федерация». Данная тенденция свидетельствует о позитивных изменениях в регионе, что повышает внимание ведущих государств мира, которые заинтересованы в развитии разносторонних отношений со странами Центральной Азии
как с единым региональным партнером. Установление новых форматов взаимодействия между регионом и другими государствами приводит к повышению геополитического и экономического значения Центральной Азии.

Роль государств Центральной Азии в качестве целостного политико-дипломатического субъекта, а также их сплоченность и солидарность были упомянуты в совместном заявлении Президентов Узбекистана, Казахстана, Туркменистана и Таджикистана. Главы четырех центральноазиатских государств выразили надежду, что все политические партии и общественные круги Кыргызстана приложат необходимые усилия для обеспечения мира и спокойствия, решения возникших вопросов при непременном соблюдении Конституции и национального законодательства.

Следует отметить, что стабильность и сплоченность государств Центральной Азии будут способствовать, во-первых, благосостоянию народа, во-вторых, повышению инвестиционной привлекательности региона, в-третьих, созданию широких возможностей для сотрудничества с государствами-партнерами и инвесторами.

В послании Президента Парламенту и в Государственной программе на 2021 год особое внимание уделено укреплению добрососедских отношений со странами Центральной Азии. В Государственной программе «Год поддержки молодежи и укрепления здоровья населения» предусмотрен план мероприятий по дальнейшему укреплению отношений со странами Центральной Азии:

- разработка программы комплексных мер по выведению двусторонних и региональных связей Узбекистана со странами Центральной Азии на качественно новый уровень;

- организация взаимных визитов на высшем и высоком уровне;

- эффективное использование механизмов «народной дипломатии»;

- совместное решение существующих препятствий на пути укрепления добрососедских отношений;

- развитие торгово-экономических связей и создание благоприятных условий для роста товарооборота и укрепления сотрудничества;

- эффективное использование транзитного и логистического потенциала региона и обеспечение развития транспортной инфраструктуры;

- активизация сотрудничества между регионами (в том числе - приграничными) стран Центральной Азии.

Разработка приоритетных задач и основных мероприятий касательно председательства Узбекистана в ШОС
в 2021-2022 годах также предусмотрена в Государственной программе, в которой особое значение придается активизации сотрудничества в рамках данной международной организации.

Узбекистан является единственным государством в регионе, которое граничит со всеми странами Центральной Азии. Любые изменения в политической, экономической и культурной сферах Узбекистана напрямую влияют на другие соседние государства. Сегодняшняя внешняя политика страны не только повышает ее международный авторитет, но и способствует устойчивому и последовательному развитию Центральной Азии в целом.