3-4 марта в Ташкенте пройдет Международная конференция высокого уровня «Региональное сотрудничество стран Центральной Азии в рамках Совместного плана действий по реализации Глобальной контртеррористической стратегии ООН».
Форум организуется Узбекистаном в партнерстве с Контртеррористическим управлением ООН и Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе.
За подробностями мы обратились к директору Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан Элдору АРИПОВУ.
– Элдор Тахирович, как зародилась идея проведения такого представительного форума?
– Инициатива проведения данного мероприятия была выдвинута Президентом Республики Узбекистан Шавкатом Мирзиёевым на 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 2020 году. Данная идея не была спонтанной. В 2021 году отмечались две значимые даты – 15-я годовщина принятия Глобальной контртеррористической стратегии (ГКТС) ООН и 10-я годовщина принятия Совместного плана действий (СПД) для Центральной Азии.
Единогласно одобренная Генассамблеей ООН ГКТС является уникальным международным документом, направленным на улучшение национальных, региональных и международных усилий в деле противодействия терроризму. Приняв этот документ, государства-члены ООН согласовали общую стратегическую основу для борьбы с терроризмом и приняли решение предпринимать как коллективные, так и индивидуальные меры по предотвращению и борьбе с ним.
В 2011 году Центральная Азия стала первым успешным примером регионализации этого программного документа. Тогда все пять стран нашего региона на основе многосторонних консультаций и консенсуса разработали и приняли Совместный план действий по реализации ГКТС ООН. Благодаря этому документу страны региона смогли вступить в более структурированный и продуктивный диалог, выработать общие принципы и подходы в борьбе с терроризмом, поделиться передовым опытом и другой важной информацией.
Понимая, что нельзя останавливаться на достигнутом и важно углублять международное сотрудничество в сфере противодействия терроризму, глава нашего государства предложил провести международную конференцию, на которой можно обсудить достигнутые результаты и перспективы регионального и международного взаимодействия в рассматриваемой области.
Более того, этот форум олицетворяет практическую реализацию принятой в июне 2018 года по инициативе Президента Шавката Мирзиёева специальной резолюции ООН «Укрепление регионального и международного сотрудничества в целях обеспечения мира, стабильности и устойчивого развития в Центральноазиатском регионе».
– Какова основная цель конференции и какие задачи предстоит решить ее участникам?
– Для начала хочу отметить, что нынешняя международная конференция проходит под эгидой ООН с участием международных и региональных организаций, тем самым демонстрируя твердую поддержку со стороны международного сообщества политики Узбекистана и его инициатив на мировой арене.
В работе конференции ожидается участие представителей высокого уровня стран Центральной и Южной Азии, ЕС, КНР, России, США, Ближнего Востока, глав специализированных структур ЕС и ООН, экспертов ведущих аналитических центров, сотрудников правоохранительных органов и представителей институтов гражданского общества.
С обращениями к участникам Международной конференции выступят Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев и Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш.
В Ташкент прибудут заместитель Генерального секретаря ООН – глава Контртеррористического управления Владимир Воронков, министры иностранных дел центральноазиатских государств, представительный состав международных и региональных организаций.
Касательно целей и задач конференции подчеркну, что они сформулированы в соответствии с четырьмя ключевыми направлениями ГКТС ООН:
первое – устранение условий, способствующих распространению терроризма;
второе – предотвращение терроризма и борьба с ним;
третье – укрепление потенциала государств по предотвращению терроризма и борьбе с ним, роли системы ООН в этой области;
четвертое – обеспечение всеобщего уважения прав человека и верховенства права в качестве фундаментальной основы для борьбы с терроризмом.
В рамках пленарного и четырех секционных заседаний участники подведут итоги и обменяются наилучшими практиками 10-летнего сотрудничества в рамках СПД для Центральной Азии по реализации ГКТС ООН, обсудят текущие и новые тенденции и перспективы регионального и международного взаимодействия в области борьбы с терроризмом. В повестку также включены рассмотрение идеологических, организационных, правовых, психологических и технических аспектов борьбы с терроризмом, демонстрация важности гендерных и правозащитных аспектов ГКТС ООН.
Исходя из этого конференция призвана стать важной площадкой для обмена опытом и передовой практикой в деле устранения причин терроризма и экстремизма, изучения и анализа новых видов угроз, относящихся к кибертерроризму, цифровым трендам. Немаловажной задачей этого форума станет укрепление сотрудничества не только между странами Центральной Азии и международными структурами, но и с институтами гражданского общества, которые являются ключевыми звеньями в борьбе с терроризмом.
По итогам конференции предполагается принять обновленный Совместный план действий по реализации ГКТС в Центральной Азии, а также Ташкентскую декларацию, подтверждающую приверженность стран региона сотрудничеству в рамках нового СПД.
– Вы несколько раз упомянули о Совместном плане действий как основном, стержневом документе в сфере борьбы с терроризмом в масштабе региона. Не могли бы Вы коротко осветить достижения стран Центральной Азии в рамках этого плана?
– Прежде всего хочу подчеркнуть, что наши страны рассматривают борьбу с экстремизмом и терроризмом как одну из важнейших задач обеспечения региональной безопасности и выступают за дальнейшее усиление взаимодействия в данном направлении.
Центральноазиатские государства являются участниками всех основных универсальных международно-правовых документов в области борьбы с терроризмом, эффективно взаимодействуют в рамках многосторонних институтов, таких как ООН, ОБСЕ, СВМДА, СНГ, ШОС, ОДКБ, ОТГ.
Подписанный в 2011 году на основе многосторонних консультаций и консенсуса Совместный план действий стал основой для последующей консолидации всеобъемлющих усилий соседствующих государств в борьбе с угрозой терроризма.
Говоря о достижениях стран Центральной Азии в рамках СПД, в первую очередь необходимо отметить, что во всех государствах внедрена и реализуется практика стратегического планирования государственной деятельности в сфере противодействия терроризму, основанная на обеспечении эффективного взаимодействия и координации деятельности госорганов, институтов гражданского общества и частного сектора.
В странах региона созданы и продолжают совершенствоваться национальные системы противодействия терроризму, включающие развитую законодательную и нормативно-правовую базу, регламентирующую все аспекты борьбы с терроризмом.
Национальные стратегии в области противодействия терроризму в странах Центральной Азии носят инклюзивный, всеобъемлющий и последовательный характер, сочетают общегосударственный подход к борьбе с терроризмом с подходом, основанным на участии всего общества в решении приоритетных задач по всем четырем направлениям ГКТС ООН.
При этом основной акцент сделан на принятии превентивных, профилактических мер. Это, прежде всего, утверждение атмосферы взаимопонимания и развитие диалога в обществе, предотвращение конфликтов, соблюдение прав человека и верховенства права, духовно-нравственное воспитание, образование, профессиональное обучение, обеспечение занятости и трудоустройства, социальная защита уязвимых слоев населения, в особенности расширение прав и возможностей женщин и молодежи.
Регион значительно продвинулся в деле организации работы и обеспечения взаимодействия по вопросам предотвращения радикализации среди молодежи, женщин и трудовых мигрантов. Обеспечение прав и законных интересов этих уязвимых групп возведено в ранг государственной политики в наших странах.
Значительно усилилось взаимодействие в области обеспечения безопасности границ, борьбы с финансированием терроризма, противодействия использованию интернета в террористических целях, судебного преследования, реабилитации и реинтеграции лиц, вернувшихся из зон военных конфликтов в странах Ближнего Востока.
Это, конечно же, не все достижения. Подробные итоги деятельности стран региона в области борьбы с терроризмом изложены в «10-летнем обзоре СПД по осуществлению ГКТС ООН в ЦА», который станет предметом обсуждения на конференции.
Но здесь я хочу обратить внимание на один аспект. Международные эксперты, составлявшие обзор, особо подчеркнули, что активизация регионального сотрудничества, инициированного Узбекистаном, вносит ощутимый вклад в разрешение проблем и уменьшение напряженности в регионе.
Отмечено, что страны Центральной Азии добились неоспоримых успехов в создании атмосферы добрососедства, взаимного доверия и уважения для разрешения и предотвращения возможных конфликтов.
– Ранее Вы отметили, что важным направлением и ГКТС ООН, и совместного плана является устранение условий, способствующих распространению терроризма. Как решается эта задача странами региона?
– Я уже говорил, что борьба с терроризмом в Центральной Азии носит всеобъемлющий характер. Она не ограничивается только уголовно-административными, карательными мерами с участием правоохранительных органов.
Сегодня все страны региона четко понимают и осознают важность сочетания правоохранительных и превентивных, профилактических мер, задействование ресурсов не только государства, но и всего общества, прежде всего институтов гражданского общества, СМИ. При этом ставка делается на борьбу за умы людей, в первую очередь молодежи.
Немаловажным аспектом противодействия терроризму выступает обеспечение гражданских, политических, экономических, культурных и социальных прав граждан. Только так можно предотвратить формирование условий, которые ведут к терроризму.
Первое и главное – это мирное разрешение конфликтов. Именно конфликты создают благодатную почву и условия для радикализации граждан, их вовлечения в террористические структуры. В данном вопросе страны Центральной Азии добились заметных успехов. Они активно поддерживают мирный процесс в Афганистане, инвестируют в развитие инфраструктуры, поддерживают проекты в области энергетики, сельского хозяйства, связи и образования.
Второе – это эффективное государственное управление. Необходимо создание условий для граждан, чтобы они принимали участие в государственном и общественном управлении, реализовывали свои гражданские и политические права. Нельзя допускать отчуждения, важен диалог в обществе между властью и населением.
Третье – это недопущение социально-экономической маргинализации, прежде всего уязвимых групп населения. Должны быть обеспечены культурные, социальные и экономические права и интересы всех слоев населения, прежде всего женщин и молодежи, наиболее подверженных дискриминации. Важен межнациональный и межрелигиозный диалог.
Главная задача – исключить отчуждение и изоляцию. Недовольство, дискриминация, нищета являются питательной средой для вовлечения в террористическую деятельность.
Именно акцент на превентивных мерах, направленных на устранение причин и факторов, приводящих к радикализации, по оценкам специалистов, является характерной особенностью национальных стратегий по борьбе с терроризмом в странах Центральной Азии.
Поэтому эти меры направлены в первую очередь на защиту наиболее уязвимых слоев населения (молодежь, женщины, трудовые мигранты).
В странах региона приняты концептуальные документы в молодежной сфере с акцентом на трудоустройство и обеспечение качественного образования молодежи.
В законодательстве Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана предусмотрены меры по предотвращению вербовки трудовых мигрантов. К ним относятся расширение их доступа к знаниям и информации, содействие созданию рабочих мест и интеграции мигрантов после их возвращения.
Немаловажным фактором успеха в противодействии экстремизму и терроризму является сочетание в странах региона общегосударственного подхода с подходом, основанным на участии всего общества. При этом работа по предотвращению ведется с опорой на обеспечение защиты прав и свобод граждан.
Особо подчеркиваю, что обеспечение прав человека и верховенства закона определено в качестве фундаментальной основы для борьбы с терроризмом. Главный акцент сделан на том, что действенные меры по борьбе с терроризмом и защита прав человека являются целями, которые не противоречат, а дополняют и взаимно подкрепляют друг друга.
– Большое спасибо за беседу и интересную информацию!