Одним из ключевых направлений реформ в Узбекистане последних лет стало построение новой модели государственного управления, ориентированной на усиление роли местных органов власти и вовлечение граждан в принятие решений. Эта трансформация реализуется через системную децентрализацию – политическую, административную и финансовую. Обновленный подход направлен не только на устранение избыточной централизации, но и на формирование эффективных, открытых и подотчетных институтов управления на местах, способных самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность.

В этом свете децентрализация государственной власти становится ключевым инструментом устойчивой модернизации системы управления, приближающим власть к населению и усиливающим роль территорий в развитии страны. С 2016 года главой государства децентрализация была определена как один из приоритетов проводимой государственной политики, в которой особый акцент сделан на четкое распределение функций между местными исполнительными органами (хокимиятами) и представительными органами (Кенгашами народных депутатов), на усиление институционального и кадрового потенциала органов исполнительной власти на местах, а также на развитие самоуправления граждан через институт махалли. 

Приняты нормативные акты, которые задали четкие основы децентрализации, в частности, Указ Президента от 7 февраля 2017 года «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан» поставил задачу поэтапной передачи полномочий от центра регионам. Уже к середине того же года пилотный проект в Ташкенте (УП-5075 и ПП-3042 от 7 июня 2017 года) закрепил часть налоговых поступлений за местными бюджетами. Это позволило хокимиятам гибче планировать расходы и быстрее решать актуальные для города задачи. 

Успешный опыт стал основой для поэтапного распространения данной практики на все регионы страны. Одновременно с этим началась передача отдельных расходов, ранее финансируемых из государственного бюджета: теперь местные бюджеты стали источником средств для содержания финансовых управлений хокимиятов, территориальных управлений юстиции, инспекций по карантину растений, информационно-библиотечных центров и других учреждений. Такой подход сформировал основу для самостоятельности в принятии решений и финансовой дисциплины. 

Ключевым шагом в институционализации процессов децентрализации стало принятие Указа Президента Республики Узбекистан от 8 сентября 
2017 года «Об утверждении Концепции административной реформы». В Концепции была отмечена необходимость формирования компактной, эффективно функционирующей, подотчетной системы управления, а также расширения прав и ресурсов местных органов власти. 

Важнейшим этапом стало принятие новой редакции Конституции Республики Узбекистан 30 апреля 2023 года. Одним из ключевых нововведений можно назвать четкое разграничение полномочий между представительной и исполнительной властью на местах. Теперь Кенгаши народных депутатов возглавляют председатели, избираемые из числа депутатов, а хокимы исполнительную власть, при этом больше не совмещая должности, что создает более сбалансированную и подотчетную модель управления, в которой каждый уровень власти несет ответственность в рамках своих задач. Также в Основной Закон были введены положения о сроках полномочий и ограничении их повторяемости, что усилило принципы обновления и политической ответственности.

В развитие конституционных положений были внесены изменения и дополнения в Закон «О государственной власти на местах». В него включены нормы, усиливающие позиции Кенгашей, расширяющие их возможности в вопросах контроля, утверждения бюджета, программ развития, заслушивания отчетов хокимов и руководителей местных органов. Важной новацией стало создание при Кенгашах постоянных секретариатов – административных единиц, обеспечивающих депутатов аналитической, правовой и организационной поддержкой. Это повысило качество обсуждаемых решений, дало возможность депутатам действовать на постоянной и более профессиональной основе.

Значительное внимание в рамках реформ уделяется развитию махалли как института самоуправления. Указ Президента от 21 декабря 2023 года заложил основы повышения ее статуса как первичного звена в решении местных проблем. В соответствии с ним утверждена структура Ассоциации махаллей Узбекистана и создан Республиканский совет по поддержке махаллей. Ассоциация представляет интересы органов самоуправления граждан и координирует обмен практиками. «Махаллинская семерка» наделена ресурсами для решения местных социальных вопросов, а жители получили возможность участвовать в распределение средств на нужды своих территорий.

Таким образом, к началу 2024 года в Узбекистане сформировалась новая нормативная база, усиливающая местное самоуправление: расширены финансовые права регионов и районов, укреплены полномочия и независимость Кенгашей, махалли интегрируются в систему управления как полноценные субъекты решения социальных задач. Эти изменения создают предпосылки для перераспределения функций – от центральных к местным органам власти. Одним из ярких проявлений децентрализации стало инициативное бюджетирование. Этот механизм позволяет жителям самим определять, на что потратить определенную часть средств местного бюджета.  

Прозрачность и открытость являются важными составляющими новой модели. Все нормативные решения хокимов и Кенгашей подлежат регистрации в Единой электронной системе разработки, согласования и регистрации решений органов государственной власти на местах – без этого они не вступают в силу. Для обеспечения организационной самостоятельности Кенгашей народных депутатов большое значение имеет и кадровая работа. Руководители секретариатов избираются из числа опытных депутатов, а штат комплектуется квалифицированными кадрами. 

Следует подчеркнуть, что механизмы децентрализации становятся неотъемлемой частью укрепления демократических процессов в стране. Формирование культуры ответственности на местах – это не только управленческая задача, но и важный шаг к подлинному народовластию. Когда органы власти на местах имеют реальные полномочия и ресурсы, а их действия подконтрольны обществу, закладывается прочный фундамент для устойчивого и сбалансированного развития.

Одним из заметных результатов реализуемой реформы стало усиление механизмов обратной связи между населением и органами власти. В последние годы повысилась прозрачность работы Кенгашей и хокимиятов, а также активность граждан в рамках инициативного бюджетирования, обсуждения бюджета и участия в местных слушаниях. Широкое внедрение таких практик, как публикация отчетов, трансляции сессий и регистрация решений в электронных системах, способствуют формированию открытого взаимодействия власти и общества на местах.

Кроме того, наблюдается расширение участия представителей гражданского общества и органов самоуправления граждан в решении вопросов местного значения. По мере расширения полномочий махаллей, их вовлеченность в процессы управления возрастает, они становятся не только объектами внимания, но и самостоятельными субъектами, влияющими на развитие территорий. Это особенно заметно в рамках деятельности «махаллинских семерок» и реализации местных проектов через отдельные строки расходов, направляемых на осуществление предложений населения в рамках инициативного бюджетирования. 

Данный подход показывает, что децентрализация – это не просто перераспределение полномочий, а формирование новых точек координации усилий власти, органов самоуправления граждан и общественных организаций, что делает управление не только более гибким, но и более чувствительным к реальным потребностям жителей. В каждом районе появляется возможность для выработки своих приоритетов исходя из локальных условий и запросов населения.

Развитие цифровых решений также занимает важное место в построении эффективной системы взаимодействия на местах. Использование Единой электронной системы разработки, согласования и регистрации решений органов государственной власти на местах, расширение онлайн-платформ для голосования в рамках инициативного бюджета и упрощение доступа к информации о бюджетах позволяют сделать местное самоуправление более прозрачным, а деятельность органов власти – более подконтрольной.

Вместе с тем для дальнейшего повышения эффективности децентрализации необходимо продолжить нормативное и институциональное укрепление местных органов власти. Требуется четко разграничить полномочия между уровнями управления, устранить дублирование и ввести стандартизированные процедуры реализации новых функций Кенгашей. Также важно обеспечить их ресурсное и методическое сопровождение. 

Зарубежный опыт показывает, что именно такая комплексная модель позволяет децентрализации стать действенным инструментом развития. Например, в Польше такие задачи закреплены законом о самоуправлении гмин (муниципалитетов), во Франции действует межуровневый контроль через региональные счетные палаты, а в Южной Корее – система цифрового мониторинга. Данные практики показывают, что без четких процедур исполнения, постоянной оценки результатов и обратной связи между уровнями власти децентрализация рискует остаться формальной. Учитывая вышесказанное, в Узбекистане целесообразно разработать единую модель методического и организационного сопровождения полномочий, переданных на места, а также внедрить систему мониторинга на базе электронных инструментов оценки, что позволит обеспечить их реальную эффективность и устойчивость.

Ярослав КВИТКОВ,

ведущий научный сотрудник Института 

законодательства и правовой политики при Президенте Республики Узбекистан.

УзА

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Децентрализация управления в Узбекистане: путь к эффективной системе власти на местах

Одним из ключевых направлений реформ в Узбекистане последних лет стало построение новой модели государственного управления, ориентированной на усиление роли местных органов власти и вовлечение граждан в принятие решений. Эта трансформация реализуется через системную децентрализацию – политическую, административную и финансовую. Обновленный подход направлен не только на устранение избыточной централизации, но и на формирование эффективных, открытых и подотчетных институтов управления на местах, способных самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность.

В этом свете децентрализация государственной власти становится ключевым инструментом устойчивой модернизации системы управления, приближающим власть к населению и усиливающим роль территорий в развитии страны. С 2016 года главой государства децентрализация была определена как один из приоритетов проводимой государственной политики, в которой особый акцент сделан на четкое распределение функций между местными исполнительными органами (хокимиятами) и представительными органами (Кенгашами народных депутатов), на усиление институционального и кадрового потенциала органов исполнительной власти на местах, а также на развитие самоуправления граждан через институт махалли. 

Приняты нормативные акты, которые задали четкие основы децентрализации, в частности, Указ Президента от 7 февраля 2017 года «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан» поставил задачу поэтапной передачи полномочий от центра регионам. Уже к середине того же года пилотный проект в Ташкенте (УП-5075 и ПП-3042 от 7 июня 2017 года) закрепил часть налоговых поступлений за местными бюджетами. Это позволило хокимиятам гибче планировать расходы и быстрее решать актуальные для города задачи. 

Успешный опыт стал основой для поэтапного распространения данной практики на все регионы страны. Одновременно с этим началась передача отдельных расходов, ранее финансируемых из государственного бюджета: теперь местные бюджеты стали источником средств для содержания финансовых управлений хокимиятов, территориальных управлений юстиции, инспекций по карантину растений, информационно-библиотечных центров и других учреждений. Такой подход сформировал основу для самостоятельности в принятии решений и финансовой дисциплины. 

Ключевым шагом в институционализации процессов децентрализации стало принятие Указа Президента Республики Узбекистан от 8 сентября 
2017 года «Об утверждении Концепции административной реформы». В Концепции была отмечена необходимость формирования компактной, эффективно функционирующей, подотчетной системы управления, а также расширения прав и ресурсов местных органов власти. 

Важнейшим этапом стало принятие новой редакции Конституции Республики Узбекистан 30 апреля 2023 года. Одним из ключевых нововведений можно назвать четкое разграничение полномочий между представительной и исполнительной властью на местах. Теперь Кенгаши народных депутатов возглавляют председатели, избираемые из числа депутатов, а хокимы исполнительную власть, при этом больше не совмещая должности, что создает более сбалансированную и подотчетную модель управления, в которой каждый уровень власти несет ответственность в рамках своих задач. Также в Основной Закон были введены положения о сроках полномочий и ограничении их повторяемости, что усилило принципы обновления и политической ответственности.

В развитие конституционных положений были внесены изменения и дополнения в Закон «О государственной власти на местах». В него включены нормы, усиливающие позиции Кенгашей, расширяющие их возможности в вопросах контроля, утверждения бюджета, программ развития, заслушивания отчетов хокимов и руководителей местных органов. Важной новацией стало создание при Кенгашах постоянных секретариатов – административных единиц, обеспечивающих депутатов аналитической, правовой и организационной поддержкой. Это повысило качество обсуждаемых решений, дало возможность депутатам действовать на постоянной и более профессиональной основе.

Значительное внимание в рамках реформ уделяется развитию махалли как института самоуправления. Указ Президента от 21 декабря 2023 года заложил основы повышения ее статуса как первичного звена в решении местных проблем. В соответствии с ним утверждена структура Ассоциации махаллей Узбекистана и создан Республиканский совет по поддержке махаллей. Ассоциация представляет интересы органов самоуправления граждан и координирует обмен практиками. «Махаллинская семерка» наделена ресурсами для решения местных социальных вопросов, а жители получили возможность участвовать в распределение средств на нужды своих территорий.

Таким образом, к началу 2024 года в Узбекистане сформировалась новая нормативная база, усиливающая местное самоуправление: расширены финансовые права регионов и районов, укреплены полномочия и независимость Кенгашей, махалли интегрируются в систему управления как полноценные субъекты решения социальных задач. Эти изменения создают предпосылки для перераспределения функций – от центральных к местным органам власти. Одним из ярких проявлений децентрализации стало инициативное бюджетирование. Этот механизм позволяет жителям самим определять, на что потратить определенную часть средств местного бюджета.  

Прозрачность и открытость являются важными составляющими новой модели. Все нормативные решения хокимов и Кенгашей подлежат регистрации в Единой электронной системе разработки, согласования и регистрации решений органов государственной власти на местах – без этого они не вступают в силу. Для обеспечения организационной самостоятельности Кенгашей народных депутатов большое значение имеет и кадровая работа. Руководители секретариатов избираются из числа опытных депутатов, а штат комплектуется квалифицированными кадрами. 

Следует подчеркнуть, что механизмы децентрализации становятся неотъемлемой частью укрепления демократических процессов в стране. Формирование культуры ответственности на местах – это не только управленческая задача, но и важный шаг к подлинному народовластию. Когда органы власти на местах имеют реальные полномочия и ресурсы, а их действия подконтрольны обществу, закладывается прочный фундамент для устойчивого и сбалансированного развития.

Одним из заметных результатов реализуемой реформы стало усиление механизмов обратной связи между населением и органами власти. В последние годы повысилась прозрачность работы Кенгашей и хокимиятов, а также активность граждан в рамках инициативного бюджетирования, обсуждения бюджета и участия в местных слушаниях. Широкое внедрение таких практик, как публикация отчетов, трансляции сессий и регистрация решений в электронных системах, способствуют формированию открытого взаимодействия власти и общества на местах.

Кроме того, наблюдается расширение участия представителей гражданского общества и органов самоуправления граждан в решении вопросов местного значения. По мере расширения полномочий махаллей, их вовлеченность в процессы управления возрастает, они становятся не только объектами внимания, но и самостоятельными субъектами, влияющими на развитие территорий. Это особенно заметно в рамках деятельности «махаллинских семерок» и реализации местных проектов через отдельные строки расходов, направляемых на осуществление предложений населения в рамках инициативного бюджетирования. 

Данный подход показывает, что децентрализация – это не просто перераспределение полномочий, а формирование новых точек координации усилий власти, органов самоуправления граждан и общественных организаций, что делает управление не только более гибким, но и более чувствительным к реальным потребностям жителей. В каждом районе появляется возможность для выработки своих приоритетов исходя из локальных условий и запросов населения.

Развитие цифровых решений также занимает важное место в построении эффективной системы взаимодействия на местах. Использование Единой электронной системы разработки, согласования и регистрации решений органов государственной власти на местах, расширение онлайн-платформ для голосования в рамках инициативного бюджета и упрощение доступа к информации о бюджетах позволяют сделать местное самоуправление более прозрачным, а деятельность органов власти – более подконтрольной.

Вместе с тем для дальнейшего повышения эффективности децентрализации необходимо продолжить нормативное и институциональное укрепление местных органов власти. Требуется четко разграничить полномочия между уровнями управления, устранить дублирование и ввести стандартизированные процедуры реализации новых функций Кенгашей. Также важно обеспечить их ресурсное и методическое сопровождение. 

Зарубежный опыт показывает, что именно такая комплексная модель позволяет децентрализации стать действенным инструментом развития. Например, в Польше такие задачи закреплены законом о самоуправлении гмин (муниципалитетов), во Франции действует межуровневый контроль через региональные счетные палаты, а в Южной Корее – система цифрового мониторинга. Данные практики показывают, что без четких процедур исполнения, постоянной оценки результатов и обратной связи между уровнями власти децентрализация рискует остаться формальной. Учитывая вышесказанное, в Узбекистане целесообразно разработать единую модель методического и организационного сопровождения полномочий, переданных на места, а также внедрить систему мониторинга на базе электронных инструментов оценки, что позволит обеспечить их реальную эффективность и устойчивость.

Ярослав КВИТКОВ,

ведущий научный сотрудник Института 

законодательства и правовой политики при Президенте Республики Узбекистан.

УзА