С началом глобальной пандемии роль цифровых технологий значительно выросла, очевидной стала важность цифровой трансформации, особенно для развивающихся стран, в том числе и для Узбекистана.

Действительно, цифровая трансформация имеет потенциал для дальнейшей модернизации общества и интеграции национальной экономики в глобальные процессы.

Узбекистан начал уделять приоритетное внимание развитию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и цифровизации еще в начале 2000-х годов. В стране были инициированы Комплексная программа развития Национальной информационно-коммуникационной системы Республики Узбекистан на период 2013-2020 годы, «Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах», Стратегия «Цифровой Узбекистан – 2030» и «Стратегия развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы», направленные на осуществление цифровой трансформации в национальной экономике, промышленности и обществе в целом.

В частности, с запуском центральной службы электронного правительства страны «Единый портал интерактивных государственных услуг» наблюдается значительный прогресс в данной сфере, а также во внедрении новых технологий в государственном секторе.

Было инвестировано значительное количество ресурсов, что заложило прочную основу для улучшения инфраструктуры ИКТ. В результате, по данным Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике, в сфере информации и связи за 2017-2021 годы валовая добавленная стоимость увеличилась более чем в 2 раза и достигла 11,8 трлн сумов (более 1 млрд долларов США) в 2021 году.

Кроме того, с момента создания IТ-парков в Узбекистане объем экспорта отрасли вырос в 50 раз и достиг 46 млн долларов США. Количество резидентов парков увеличилось со 147 до 500, также открыто более 300 новых компаний и создано 8500 высокооплачиваемых рабочих мест. В настоящее время в IT-парках работает более 11 тысяч молодых людей.

Общая протяженность волоконно-оптических линий связи в стране заметно растет. Например, за 2017-2022 годы она увеличилась почти в 6 раз и на январь 2022 года достигла 118 тысяч километров.

 

         С 2017 года общая пропускная способность международных сетей увеличилась более чем в 28 раз – с 64,2 до 1800 Гбит/с в январе 2022 года.

По состоянию на январь 2022 года в Узбекистане в результате реформирования и цифровизации государственного управления 56 процентов государственных услуг предоставляются через портал интерактивных государственных услуг. Количество государственных услуг на платформе электронного правительства страны (my.gov.uz) достигло 307 и такими электронными государственными услугами активно пользуются 1,3 млн граждан. При этом общее количество пользователей интернета в Узбекистане достигло 27,2 миллиона человек.

В связи с выявленными уязвимостями и вызовами в IT-сфере под воздействием глобальной пандемии правительство пересмотрело и модернизировало свою национальную стратегию цифровизации.

 Указом Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева от 5 октября 2020 года утверждена Стратегия «Цифровой Узбекистан – 2030». Согласно документу все государственные обязательные платежи в виде сборов и штрафов осуществляются посредством онлайн-платежных сервисов. Кроме того, более 400 информационных систем, электронных сервисов и других программных продуктов в различных сферах социально-экономического развития работают в автоматическом режиме.

Стратегия «Цифровой Узбекистан – 2030» предусматривает два направления: цифровизацию регионов и цифровизацию отраслей. Несомненно, это обеспечит наиболее полный охват и эффективную реализацию документа, который включает такие приоритетные направления, как развитие цифровой инфраструктуры, электронного правительства, национального рынка цифровых технологий, образования и повышения квалификации в сфере информационных технологий.

Важнейшими условиями и гарантиями успешной реализации Стратегии «Цифровой Узбекистан – 2030» является обеспечение финансирования и повышение цифровой грамотности населения. Так, согласно документу, Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан совместно с другими соответствующими государственными органами примет меры по завершению цифровизации дошкольного образования, здравоохранения и общеобразовательных школ к концу 2022 года.

 «Цифровой Узбекистан – 2030» также способствует реализации других национальных стратегических документов и программ и будет иметь важное значение для достижения национальных целей и задач в области Целей устойчивого развития ООН на период до 2030 года.

 «Стратегия развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы», принятая 28 января 2022 года, охватывает семь приоритетных направлений дальнейших реформ, касающихся государственного управления, верховенства закона, экономического развития, социальной политики, духовного просвещения, безопасности, а также прагматичной и активной внешней политики. В свою очередь семь приоритетных направлений включают сто стратегических целей, которые необходимо достичь к 2026 году.

 В новой Стратегии развития была определена цифровизация ряда важных сфер, таких как государственные услуги; судебная система; правоохранительные органы; система управления дорожным движением; система здравоохранения; социальные услуги; банковский и сельскохозяйственный секторы и другие основные сферы национальной экономики.

В частности, совершенствование электронного правительства Узбекистана и доведение доли электронных государственных услуг до 100  процентов, внедрение системы Mobile ID - идентификации лица при оказании государственных услуг, внедрение цифрового паспорта граждан и проект «Цифровой орган» являются приоритетными для цифровизации государственного управления и оптимизации административных процедур на центральном и местном уровнях.

При сохранении стабильных темпов роста к 2030 году планируется довести ВВП на душу населения до 4000 долларов США и войти в группу стран с доходом выше среднего. В связи с этим в качестве основного драйвера определено также развитие цифровой экономики с увеличением ее доли не менее чем в 2,5 раза к концу 2026 года. При этом планируется увеличить объемы производства программных продуктов в 5 раз, а их экспорта – в 10 раз - до 500 млн долларов США, довести уровень цифровизации производственных и операционных процессов в реальном секторе экономики – в финансовом и банковском секторах – до 70 процентов. Кроме того, приоритетами являются цифровизация городского планирования и строительства, развитие в их рамках концепции «Умный город».

Безусловно, за последнее десятилетие страна добилась выдающихся результатов в сфере цифровизации и развития ИКТ, особенно в предоставлении электронных государственных услуг. При этом наряду с продолжающимся сотрудничеством с Южной Кореей, Россией, Эстонией, Китаем необходимо привлекать в IT-сектор страны более технологически развитые страны, такие как Германия, Великобритания, США, Сингапур, Япония, диверсифицируя географию международных партнеров. Инвестиции в цифровую экосистему, IT-инфраструктуру и электронные услуги будут способствовать дальнейшей модернизации национальной экономики и ускорению инклюзивного роста во всех сферах.

 

Фаррух ХАКИМОВ,

начальник отдела Центра «Стратегия  развития».

УзА

 

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Цифровизация – важный драйвер развития нового Узбекистана

С началом глобальной пандемии роль цифровых технологий значительно выросла, очевидной стала важность цифровой трансформации, особенно для развивающихся стран, в том числе и для Узбекистана.

Действительно, цифровая трансформация имеет потенциал для дальнейшей модернизации общества и интеграции национальной экономики в глобальные процессы.

Узбекистан начал уделять приоритетное внимание развитию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и цифровизации еще в начале 2000-х годов. В стране были инициированы Комплексная программа развития Национальной информационно-коммуникационной системы Республики Узбекистан на период 2013-2020 годы, «Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах», Стратегия «Цифровой Узбекистан – 2030» и «Стратегия развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы», направленные на осуществление цифровой трансформации в национальной экономике, промышленности и обществе в целом.

В частности, с запуском центральной службы электронного правительства страны «Единый портал интерактивных государственных услуг» наблюдается значительный прогресс в данной сфере, а также во внедрении новых технологий в государственном секторе.

Было инвестировано значительное количество ресурсов, что заложило прочную основу для улучшения инфраструктуры ИКТ. В результате, по данным Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике, в сфере информации и связи за 2017-2021 годы валовая добавленная стоимость увеличилась более чем в 2 раза и достигла 11,8 трлн сумов (более 1 млрд долларов США) в 2021 году.

Кроме того, с момента создания IТ-парков в Узбекистане объем экспорта отрасли вырос в 50 раз и достиг 46 млн долларов США. Количество резидентов парков увеличилось со 147 до 500, также открыто более 300 новых компаний и создано 8500 высокооплачиваемых рабочих мест. В настоящее время в IT-парках работает более 11 тысяч молодых людей.

Общая протяженность волоконно-оптических линий связи в стране заметно растет. Например, за 2017-2022 годы она увеличилась почти в 6 раз и на январь 2022 года достигла 118 тысяч километров.

 

         С 2017 года общая пропускная способность международных сетей увеличилась более чем в 28 раз – с 64,2 до 1800 Гбит/с в январе 2022 года.

По состоянию на январь 2022 года в Узбекистане в результате реформирования и цифровизации государственного управления 56 процентов государственных услуг предоставляются через портал интерактивных государственных услуг. Количество государственных услуг на платформе электронного правительства страны (my.gov.uz) достигло 307 и такими электронными государственными услугами активно пользуются 1,3 млн граждан. При этом общее количество пользователей интернета в Узбекистане достигло 27,2 миллиона человек.

В связи с выявленными уязвимостями и вызовами в IT-сфере под воздействием глобальной пандемии правительство пересмотрело и модернизировало свою национальную стратегию цифровизации.

 Указом Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева от 5 октября 2020 года утверждена Стратегия «Цифровой Узбекистан – 2030». Согласно документу все государственные обязательные платежи в виде сборов и штрафов осуществляются посредством онлайн-платежных сервисов. Кроме того, более 400 информационных систем, электронных сервисов и других программных продуктов в различных сферах социально-экономического развития работают в автоматическом режиме.

Стратегия «Цифровой Узбекистан – 2030» предусматривает два направления: цифровизацию регионов и цифровизацию отраслей. Несомненно, это обеспечит наиболее полный охват и эффективную реализацию документа, который включает такие приоритетные направления, как развитие цифровой инфраструктуры, электронного правительства, национального рынка цифровых технологий, образования и повышения квалификации в сфере информационных технологий.

Важнейшими условиями и гарантиями успешной реализации Стратегии «Цифровой Узбекистан – 2030» является обеспечение финансирования и повышение цифровой грамотности населения. Так, согласно документу, Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан совместно с другими соответствующими государственными органами примет меры по завершению цифровизации дошкольного образования, здравоохранения и общеобразовательных школ к концу 2022 года.

 «Цифровой Узбекистан – 2030» также способствует реализации других национальных стратегических документов и программ и будет иметь важное значение для достижения национальных целей и задач в области Целей устойчивого развития ООН на период до 2030 года.

 «Стратегия развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы», принятая 28 января 2022 года, охватывает семь приоритетных направлений дальнейших реформ, касающихся государственного управления, верховенства закона, экономического развития, социальной политики, духовного просвещения, безопасности, а также прагматичной и активной внешней политики. В свою очередь семь приоритетных направлений включают сто стратегических целей, которые необходимо достичь к 2026 году.

 В новой Стратегии развития была определена цифровизация ряда важных сфер, таких как государственные услуги; судебная система; правоохранительные органы; система управления дорожным движением; система здравоохранения; социальные услуги; банковский и сельскохозяйственный секторы и другие основные сферы национальной экономики.

В частности, совершенствование электронного правительства Узбекистана и доведение доли электронных государственных услуг до 100  процентов, внедрение системы Mobile ID - идентификации лица при оказании государственных услуг, внедрение цифрового паспорта граждан и проект «Цифровой орган» являются приоритетными для цифровизации государственного управления и оптимизации административных процедур на центральном и местном уровнях.

При сохранении стабильных темпов роста к 2030 году планируется довести ВВП на душу населения до 4000 долларов США и войти в группу стран с доходом выше среднего. В связи с этим в качестве основного драйвера определено также развитие цифровой экономики с увеличением ее доли не менее чем в 2,5 раза к концу 2026 года. При этом планируется увеличить объемы производства программных продуктов в 5 раз, а их экспорта – в 10 раз - до 500 млн долларов США, довести уровень цифровизации производственных и операционных процессов в реальном секторе экономики – в финансовом и банковском секторах – до 70 процентов. Кроме того, приоритетами являются цифровизация городского планирования и строительства, развитие в их рамках концепции «Умный город».

Безусловно, за последнее десятилетие страна добилась выдающихся результатов в сфере цифровизации и развития ИКТ, особенно в предоставлении электронных государственных услуг. При этом наряду с продолжающимся сотрудничеством с Южной Кореей, Россией, Эстонией, Китаем необходимо привлекать в IT-сектор страны более технологически развитые страны, такие как Германия, Великобритания, США, Сингапур, Япония, диверсифицируя географию международных партнеров. Инвестиции в цифровую экосистему, IT-инфраструктуру и электронные услуги будут способствовать дальнейшей модернизации национальной экономики и ускорению инклюзивного роста во всех сферах.

 

Фаррух ХАКИМОВ,

начальник отдела Центра «Стратегия  развития».

УзА