С началом глобальной пандемии роль цифровых технологий значительно выросла, очевидной стала важность цифровой трансформации, особенно для развивающихся стран, в том числе и для Узбекистана.
Действительно, цифровая трансформация имеет потенциал для дальнейшей модернизации общества и интеграции национальной экономики в глобальные процессы.
Узбекистан начал уделять приоритетное внимание развитию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и цифровизации еще в начале 2000-х годов. В стране были инициированы Комплексная программа развития Национальной информационно-коммуникационной системы Республики Узбекистан на период 2013-2020 годы, «Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах», Стратегия «Цифровой Узбекистан – 2030» и «Стратегия развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы», направленные на осуществление цифровой трансформации в национальной экономике, промышленности и обществе в целом.
В частности, с запуском центральной службы электронного правительства страны «Единый портал интерактивных государственных услуг» наблюдается значительный прогресс в данной сфере, а также во внедрении новых технологий в государственном секторе.
Было инвестировано значительное количество ресурсов, что заложило прочную основу для улучшения инфраструктуры ИКТ. В результате, по данным Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике, в сфере информации и связи за 2017-2021 годы валовая добавленная стоимость увеличилась более чем в 2 раза и достигла 11,8 трлн сумов (более 1 млрд долларов США) в 2021 году.
Кроме того, с момента создания IТ-парков в Узбекистане объем экспорта отрасли вырос в 50 раз и достиг 46 млн долларов США. Количество резидентов парков увеличилось со 147 до 500, также открыто более 300 новых компаний и создано 8500 высокооплачиваемых рабочих мест. В настоящее время в IT-парках работает более 11 тысяч молодых людей.
Общая протяженность волоконно-оптических линий связи в стране заметно растет. Например, за 2017-2022 годы она увеличилась почти в 6 раз и на январь 2022 года достигла 118 тысяч километров.
С 2017 года общая пропускная способность международных сетей увеличилась более чем в 28 раз – с 64,2 до 1800 Гбит/с в январе 2022 года.
По состоянию на январь 2022 года в Узбекистане в результате реформирования и цифровизации государственного управления 56 процентов государственных услуг предоставляются через портал интерактивных государственных услуг. Количество государственных услуг на платформе электронного правительства страны (my.gov.uz) достигло 307 и такими электронными государственными услугами активно пользуются 1,3 млн граждан. При этом общее количество пользователей интернета в Узбекистане достигло 27,2 миллиона человек.
В связи с выявленными уязвимостями и вызовами в IT-сфере под воздействием глобальной пандемии правительство пересмотрело и модернизировало свою национальную стратегию цифровизации.
Указом Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева от 5 октября 2020 года утверждена Стратегия «Цифровой Узбекистан – 2030». Согласно документу все государственные обязательные платежи в виде сборов и штрафов осуществляются посредством онлайн-платежных сервисов. Кроме того, более 400 информационных систем, электронных сервисов и других программных продуктов в различных сферах социально-экономического развития работают в автоматическом режиме.
Стратегия «Цифровой Узбекистан – 2030» предусматривает два направления: цифровизацию регионов и цифровизацию отраслей. Несомненно, это обеспечит наиболее полный охват и эффективную реализацию документа, который включает такие приоритетные направления, как развитие цифровой инфраструктуры, электронного правительства, национального рынка цифровых технологий, образования и повышения квалификации в сфере информационных технологий.
Важнейшими условиями и гарантиями успешной реализации Стратегии «Цифровой Узбекистан – 2030» является обеспечение финансирования и повышение цифровой грамотности населения. Так, согласно документу, Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан совместно с другими соответствующими государственными органами примет меры по завершению цифровизации дошкольного образования, здравоохранения и общеобразовательных школ к концу 2022 года.
«Цифровой Узбекистан – 2030» также способствует реализации других национальных стратегических документов и программ и будет иметь важное значение для достижения национальных целей и задач в области Целей устойчивого развития ООН на период до 2030 года.
«Стратегия развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы», принятая 28 января 2022 года, охватывает семь приоритетных направлений дальнейших реформ, касающихся государственного управления, верховенства закона, экономического развития, социальной политики, духовного просвещения, безопасности, а также прагматичной и активной внешней политики. В свою очередь семь приоритетных направлений включают сто стратегических целей, которые необходимо достичь к 2026 году.
В новой Стратегии развития была определена цифровизация ряда важных сфер, таких как государственные услуги; судебная система; правоохранительные органы; система управления дорожным движением; система здравоохранения; социальные услуги; банковский и сельскохозяйственный секторы и другие основные сферы национальной экономики.
В частности, совершенствование электронного правительства Узбекистана и доведение доли электронных государственных услуг до 100 процентов, внедрение системы Mobile ID - идентификации лица при оказании государственных услуг, внедрение цифрового паспорта граждан и проект «Цифровой орган» являются приоритетными для цифровизации государственного управления и оптимизации административных процедур на центральном и местном уровнях.
При сохранении стабильных темпов роста к 2030 году планируется довести ВВП на душу населения до 4000 долларов США и войти в группу стран с доходом выше среднего. В связи с этим в качестве основного драйвера определено также развитие цифровой экономики с увеличением ее доли не менее чем в 2,5 раза к концу 2026 года. При этом планируется увеличить объемы производства программных продуктов в 5 раз, а их экспорта – в 10 раз - до 500 млн долларов США, довести уровень цифровизации производственных и операционных процессов в реальном секторе экономики – в финансовом и банковском секторах – до 70 процентов. Кроме того, приоритетами являются цифровизация городского планирования и строительства, развитие в их рамках концепции «Умный город».
Безусловно, за последнее десятилетие страна добилась выдающихся результатов в сфере цифровизации и развития ИКТ, особенно в предоставлении электронных государственных услуг. При этом наряду с продолжающимся сотрудничеством с Южной Кореей, Россией, Эстонией, Китаем необходимо привлекать в IT-сектор страны более технологически развитые страны, такие как Германия, Великобритания, США, Сингапур, Япония, диверсифицируя географию международных партнеров. Инвестиции в цифровую экосистему, IT-инфраструктуру и электронные услуги будут способствовать дальнейшей модернизации национальной экономики и ускорению инклюзивного роста во всех сферах.
Фаррух ХАКИМОВ,
начальник отдела Центра «Стратегия развития».
УзА