Президент Узбекистана в рамках сотрудничества в Организации Тюркских государств, регулярно обращает внимание на тематику цифровизации и необходимость скорейшего формирования единых цифровых платформ, цифровизации таможенных процедур, являющихся неотъемлемым фактором повышения торговых показателей и укрепления транспортной взаимосвязанности между тюркскими странами.

В ходе Самаркандского саммита глава нашего государства обозначил:

«Ещё один актуальный вопрос повестки дня, имеющий стратегическое значение, – укрепление взаимосвязанности в транспортной сфере».

Своевременность и востребованность данной инициативы ещё раз доказывает ключевое и стратегическое значение транспортной и цифровой взаимосвязанности в реализации экономического потенциала ОТГ.

Пространство ОТГ, охватывающее свыше 170 млн. жителей на площади более 4 млн. км2 является крупным рынком, связывающим «Восток-Запад», «Север-Юг», совокупный объём ВВП государств-членов и наблюдателей составляет около $1,4 трлн. Доля общего ВВП членов ОТГ в мировом ВВП составляет около 1,4%, а по паритету покупательной способности (ППС) – около $4,5 трлн. (3% мирового).

На страны ОТГ приходится 22,4% общего товарооборота Узбекистана. За последние годы взаимная торговля с государствами организации выросла в 2,4 раза, составив по итогам 2021г. $9,4 млрд.

В свою очередь важно отметить, что одним из стратегических направлений взаимодействия между странами ОТГ выступает развитие взаимосвязанности, путём создания эффективных транспортно-логистических маршрутов.

Ещё на прошлогоднем Стамбульском саммите ОТГ Главой Узбекистана была выдвинута актуальная инициатива о разработке «Программы взаимосвязанности стран-участниц ОТГ в транспортной сфере».

Вместе с этим в октябре текущего года в Ташкенте состоялось шестое заседание министров транспорта ОТГ, по итогам которого подписаны два документа – Соглашение о международных смешанных перевозках между государствами-членами ОТГ и программа Взаимодействия в сфере транспорта.

Эти концептуальные инициативы позволят странам–участницам ОТГ увеличить транспортные и транзитные перевозки, кардинально приумножить объемы взаимной торговли, ускорить цифровизацию транспортных платформ, совместно выходить на рынки третьих стран, создавать эффективные логистические цепочки, а также содействовать выявлению новых альтернативных транспортных коридоров.

Важно подчеркнуть, что для укрепления транспортной взаимосвязанности стран-членов и наблюдателей ОТГ, в качестве более разветвлённой, может выступать и реализация проектов строительства железной дороги «Китай – Кыргызстан – Узбекистан» и «Термез – Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар». 

Оба проекта могут значительно расширить возможности и укрепить транспортный и транзитный потенциал стран-членов и наблюдателей ОТГ в мировой транспортно-логистической составляющей.

Важно выделить, что уже в сентябре текущего года был успешно запущен первый пилотный поезд по маршруту «Китай-Кыргызстан-Узбекистан-Афганистан» (из Кашгара в Ош автомобильным транспортом, а дальше из Узбекистана до Мазари-Шариф по железнодорожным путям).

В целях увеличения товарооборота государства-участники данного коридора предоставили скидки на перевозку до 50%, а Узбекистан – 70%, что позволит снизить стоимость доставки грузов почти в 3 раза. 

В свою очередь, реализация данных проектов диверсифицирует транспортные потоки Центральной Азии и способствует укреплению взаимосвязанности и цифровизации тюркскских государств.

У нас уже имеется некоторый опыт в данном направлении, запущен в тестовом режиме пилотный проект «ePermit» между Узбекистаном и Турцией и «цифровой TIR», а также «зелёный коридор» между Узбекистаном, Казахстаном и Кыргызстаном.

При этом проведены Конференции для IT специалистов в сфере «умных городов» и форума моложеных стартапов в рамках «IctWeek Uzbekistan-2022» и «InnoWeek.Uz» в октябре 2022 года.

Использование возможностей цифровых технологийв перспективе, позволит упростить таможенные и транспортные процедуры, решит вопросы простаивания грузов на границах и поспособствует дальнейшему развитию торговли и росту экономик стран ОТГ.

Вместе с этим, принятая «Концепция тюркского мира 2040», значительно расширит масштабы сотрудничества в рамках ОТГ и существенно повлияет на экономический потенциал организации, укрепив при этом перспективы развития транспортной, цифровой и телекомуникационной взаимосвязанности организации.

Принимая во внимание значение и роль данного саммита, важность выдвинутых инициатив, тема цифровой трансформации будет и дальше ключевым звеном в развитии и дальнейшей взаимосвязанности стран ОТГ.

В этом контексте стоит отметить важность председательствующей роли Узбекистана в ОТГ, которая несомненно, придаст новый импульс в формировании единого цифрового пространства.

Итогом вышеобозначенного является подписание Самаркандской декларации саммита Организации тюркских государств, направленной на дальнейшее расширение многопланового сотрудничества.

Шавкат АЛИМБЕКОВ,

ведущий научный сотрудник

Международного института Центральной Азии

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Цифровизация стран ОТГ – мощный импульс для транспортной взаимосвязанности

Президент Узбекистана в рамках сотрудничества в Организации Тюркских государств, регулярно обращает внимание на тематику цифровизации и необходимость скорейшего формирования единых цифровых платформ, цифровизации таможенных процедур, являющихся неотъемлемым фактором повышения торговых показателей и укрепления транспортной взаимосвязанности между тюркскими странами.

В ходе Самаркандского саммита глава нашего государства обозначил:

«Ещё один актуальный вопрос повестки дня, имеющий стратегическое значение, – укрепление взаимосвязанности в транспортной сфере».

Своевременность и востребованность данной инициативы ещё раз доказывает ключевое и стратегическое значение транспортной и цифровой взаимосвязанности в реализации экономического потенциала ОТГ.

Пространство ОТГ, охватывающее свыше 170 млн. жителей на площади более 4 млн. км2 является крупным рынком, связывающим «Восток-Запад», «Север-Юг», совокупный объём ВВП государств-членов и наблюдателей составляет около $1,4 трлн. Доля общего ВВП членов ОТГ в мировом ВВП составляет около 1,4%, а по паритету покупательной способности (ППС) – около $4,5 трлн. (3% мирового).

На страны ОТГ приходится 22,4% общего товарооборота Узбекистана. За последние годы взаимная торговля с государствами организации выросла в 2,4 раза, составив по итогам 2021г. $9,4 млрд.

В свою очередь важно отметить, что одним из стратегических направлений взаимодействия между странами ОТГ выступает развитие взаимосвязанности, путём создания эффективных транспортно-логистических маршрутов.

Ещё на прошлогоднем Стамбульском саммите ОТГ Главой Узбекистана была выдвинута актуальная инициатива о разработке «Программы взаимосвязанности стран-участниц ОТГ в транспортной сфере».

Вместе с этим в октябре текущего года в Ташкенте состоялось шестое заседание министров транспорта ОТГ, по итогам которого подписаны два документа – Соглашение о международных смешанных перевозках между государствами-членами ОТГ и программа Взаимодействия в сфере транспорта.

Эти концептуальные инициативы позволят странам–участницам ОТГ увеличить транспортные и транзитные перевозки, кардинально приумножить объемы взаимной торговли, ускорить цифровизацию транспортных платформ, совместно выходить на рынки третьих стран, создавать эффективные логистические цепочки, а также содействовать выявлению новых альтернативных транспортных коридоров.

Важно подчеркнуть, что для укрепления транспортной взаимосвязанности стран-членов и наблюдателей ОТГ, в качестве более разветвлённой, может выступать и реализация проектов строительства железной дороги «Китай – Кыргызстан – Узбекистан» и «Термез – Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар». 

Оба проекта могут значительно расширить возможности и укрепить транспортный и транзитный потенциал стран-членов и наблюдателей ОТГ в мировой транспортно-логистической составляющей.

Важно выделить, что уже в сентябре текущего года был успешно запущен первый пилотный поезд по маршруту «Китай-Кыргызстан-Узбекистан-Афганистан» (из Кашгара в Ош автомобильным транспортом, а дальше из Узбекистана до Мазари-Шариф по железнодорожным путям).

В целях увеличения товарооборота государства-участники данного коридора предоставили скидки на перевозку до 50%, а Узбекистан – 70%, что позволит снизить стоимость доставки грузов почти в 3 раза. 

В свою очередь, реализация данных проектов диверсифицирует транспортные потоки Центральной Азии и способствует укреплению взаимосвязанности и цифровизации тюркскских государств.

У нас уже имеется некоторый опыт в данном направлении, запущен в тестовом режиме пилотный проект «ePermit» между Узбекистаном и Турцией и «цифровой TIR», а также «зелёный коридор» между Узбекистаном, Казахстаном и Кыргызстаном.

При этом проведены Конференции для IT специалистов в сфере «умных городов» и форума моложеных стартапов в рамках «IctWeek Uzbekistan-2022» и «InnoWeek.Uz» в октябре 2022 года.

Использование возможностей цифровых технологийв перспективе, позволит упростить таможенные и транспортные процедуры, решит вопросы простаивания грузов на границах и поспособствует дальнейшему развитию торговли и росту экономик стран ОТГ.

Вместе с этим, принятая «Концепция тюркского мира 2040», значительно расширит масштабы сотрудничества в рамках ОТГ и существенно повлияет на экономический потенциал организации, укрепив при этом перспективы развития транспортной, цифровой и телекомуникационной взаимосвязанности организации.

Принимая во внимание значение и роль данного саммита, важность выдвинутых инициатив, тема цифровой трансформации будет и дальше ключевым звеном в развитии и дальнейшей взаимосвязанности стран ОТГ.

В этом контексте стоит отметить важность председательствующей роли Узбекистана в ОТГ, которая несомненно, придаст новый импульс в формировании единого цифрового пространства.

Итогом вышеобозначенного является подписание Самаркандской декларации саммита Организации тюркских государств, направленной на дальнейшее расширение многопланового сотрудничества.

Шавкат АЛИМБЕКОВ,

ведущий научный сотрудник

Международного института Центральной Азии