Проводимые в последние годы реформы в судебно-правовой системе обеспечивают открытость и прозрачность деятельности судов и позволяют усиливать гарантии защиты прав и интересов граждан.
В новой редакции приняты Закон Республики Узбекистан «О судах» и Экономический процессуальный кодекс. Совершенствуется законодательство, направленное на создание гражданам и предпринимателям возможностей для защиты в судах своих прав и законных интересов, полной реализации в судопроизводстве принципов состязательности и равенства сторон, практическое обеспечение объективности судов.

– Действовавшие ранее на уровне области суды по гражданским и уголовным делам, а также экономические суды объединены в суды общей юрисдикции, образованы межрайонные (районные) экономические суды, – сказал заместитель председателя суда Навоийской области, председатель судебной коллегии по экономическим делам Тимур Абдураманов. – Согласно статье 4 Закона «О судах» основными задачами суда являются защита гарантированных Конституцией Республики Узбекистан и другими законами прав и свобод граждан, государственных и общественных интересов, прав и охраняемых законом интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В социальной жизни имеют место столкновения интересов различных субъектов, споры и конфликты. Система решения конфликтов вбирает в себя работу по их решению через суды и с помощью альтернативных методов.
– Статьей 131 Экономического процессуального кодекса предусмотрена возможность разрешения конфликтов сторон альтернативными методами, то есть путем заключения мирового или медиативного соглашения. Они могут быть заключены по любому делу в исковом порядке.

Прежде всего, поговорим о значении слова «медиация». Оно происходит от латинского mediare и означает посредничество, вмешательство с целью достижения согласования.
Институт медиации начал развиваться во второй половине ХХ века в основном в США, Австралии и Великобритании.
Первые действия по использованию медиации сначала применялись при решении семейных конфликтов, затем – различных трудовых, коммерческих массовых и иных конфликтов.
– В статье 33 Устава ООН медиация признана в качестве средства урегулирования споров. В настоящее время за рубежом 70 процентов конфликтов разрешаются в досудебном порядке. Как этот процесс представлен в нашем законодательстве?
– 3 июля 2018 года принят Закон Республики Узбекистан «О медиации», включающий 4 главы и 34 статьи, с 1 января 2019 года он вступил в силу.
Статья 4 закона гласит, что «медиация – способ урегулирования возникшего спора при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения».
Согласно статистическим данным, экономическими судами Навоийской области в течение 8 месяцев 2023 года число дел, не рассмотренных в связи с медиативным соглашением сторон, составило 62. Например, в связи с составлением медиативного соглашения не рассмотрены 37 дел на сумму 38,3 миллиарда сумов в экономическом суде Карманинского района, 17 дел на сумму 32,1 миллиарда сумов в экономическом суде Навбахорского района, 6 дел на сумму 4,6 миллиарда сумов в экономическом суде Зарафшанского района, 2 дела на сумму 210 миллионов сумов –Учкудукского района.
При анализе этих дел по категориям 26 (41,9%) составили конфликты по кредитным договорам, 19 (30,6 %) – конфликты по поставке продукции, 4 (6,4 %) – конфликты по арендным договорам, и остальные – конфликты по торговле, лизингу и иным договорам.
– В Экономическом процессуальном кодексе предусмотрены два альтернативных метода решения конфликтов. Чем они различаются?
– Различие заключается в том, что договор соглашения можно составлять на любом этапе делопроизводства и в процессе исполнения судебного документа, а медиативное соглашение составляется на суде первой инстанции до выхода суда в отдельное помещение (консультативное помещение) для принятия судебного документа. То есть медиативное соглашение нельзя составлять на последующих этапах в порядке апелляции, кассации.
Согласно Указу Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах эффективной организации деятельности по отправлению правосудия» от 16 января 2023 года намечена задача примирения сторон по гражданским и экономическим делам и разработка обоснованных предложений по широкому внедрению института медиации.
Для предоставления сторонам возможности урегулирования конфликта альтернативными методами в Экономический процессуальный кодекс необходимо внести норму о возможности составления медиативного соглашения, так же как и договора соглашения, на любой стадии делопроизводства.
Еще одна особенность – медиативное соглашение не утверждается судом (согласно законодательству, договор соглашения утверждается судом с необходимостью вынесения решения).
Суд может отклонить утверждение договора соглашения, если он противоречит закону, если его условия затрагивают права и законные интересы третьего лица, если он заключен на основании определенных условий.
При заключении между сторонами медиативного соглашения согласно пункту 53 статьи 107 Экономического процессуального кодекса суд не рассматривает исковое заявление, при этом, если медиативное соглашение не исполняется, за истцом сохраняется право повторного обращения в суд с соответствующим требованием.
– Какие споры не подпадают под процедуры медиации?
– Согласно статье 3 Закона «О медиации» действие настоящего закона распространяется на отношения, связанные с применением медиации к спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, а также индивидуальным трудовым спорам и спорам, возникающим из семейных правоотношений, если законом не предусмотрено иное. Действие настоящего закона не распространяется на споры, которые затрагивают или могут затронуть права и законные интересы третьих лиц, не участвующих в медиации, общественные интересы.
Например, государственное учреждение обратилось в суд с исковым заявлением о взимании с ответчика – ООО «Корхона» нанесенного ущерба в объеме 120 миллионов сумов. В процессе рассмотрения дела между сторонами предположительно было составлено медиативное соглашение, и ответчик внес в суд прошение о нерассмотрении искового заявления. Было установлено, что истец обратился в суд по причине ущерба, нанесенного ответчиком – государству.
В процессе делопроизводства есть еще один аспект разрешения конфликта медиативным соглашением. На основании пункта 9 статьи 18 Закона «О государственной пошлине» государственная пошлина подлежит возврату, если между сторонами заключено медиативное соглашение, и заявление оставлено без рассмотрения.
Государственной пошлиной является обязательный платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий и (или) выдачу документов уполномоченными на то учреждениями и (или) должностными лицами.
Если заявление обратившегося в суд лица оставлено без рассмотрения в связи с составлением медиативного соглашения, полномочный орган, то есть суд, не предпринял действия юридического значения, дело считается нерассмотренным в суде и решение по исковым требованиям не принимается.
При осуществлении своих прав граждане и юридические лица не должны наносить ущерб другим лицам, допускать противозаконные действия, при рассмотрении конфликта в суде должны честно пользоваться предоставляемыми процессуальными правами.
Суды при рассмотрении конфликтов должны принимать во внимание меры достижения соглашения сторон и помогать им в решении конфликта.
Беседовал Абдували Буриев,
корр.УзА.