Государственная пошлина является неотъемлемой частью формирования доходов Государственного бюджета.

Судам необходимо строго соблюдать требования закона о взимании государственной пошлины.

О работе, проводимой в этом направлении, рассказывает начальник Центра связей с общественностью Верховного суда Республики Узбекистан Азиз Обидов: 

– В декабре 2024 года Пленум Верховного Суда принял постановление «О практике взыскания судебных расходов по гражданским делам». Документ направлен на предотвращение допускаемых на практике ошибок и разъяснение некоторых спорных вопросов.

Введены новые пункты об особенностях взимания государственной пошлины судами, даны подробные разъяснения обстоятельств, повлекших возникновение различной практики в судах.

Исходя из требований Закона «О государственной пошлине», в пункте 6 постановления разъяснено, что с заявлений, состоящих из нескольких требований, вытекающих одно из другого и заявленных одновременно, госпошлина взимается только по основному требованию (например, снос строений и приведение земельного участка в первоначальное положение; досрочное расторжение договора кредита, взыскание кредитной задолженности и обращение взыскания на залоговое имущество; признание наследником, раздел наследства и определение наследственных долей; вселение и определение права пользования жилым помещением; признание утратившим право пользования и выселение из жилого помещения).

В пункте 4 постановления закреплено, что при подаче апелляционной, кассационной и ревизионной жалоб на судебные постановления в части судебных расходов государственная пошлина оплачивается на общих основаниях, за исключением частных жалоб, поданных на определения, вынесенные по вопросам государственной пошлины. При этом необходимо учитывать, что согласно статьям 396, 416 и 41927 ГПК суды апелляционной, кассационной и ревизионной инстанций обязаны проверить судебные акты в полном объеме.

Как закреплено в пункте 13 постановления, судам следует учитывать, что законом не предусмотрен возврат почтовых расходов. Законом «О государственной пошлине» ставки государственной пошлины, подлежащей уплате по преддоговорным спорам, для судов по гражданским делам не определены, а также пунктом 2 статьи 129 ГПК предусмотрено, что цена иска по искам об истребовании имущества определяется стоимостью истребуемого имущества, по требованиям о признании недействительными либо расторжении договоров стоимость (цена договора), указанная в спорном договоре, считается ценой иска, исходя из чего государственная пошлина подлежит уплате по ставке, установленной для исковых заявлений имущественного характера. При этом следует разъяснить, что по требованиям об изменении или дополнении условий договора государственная пошлина должна определяться исходя из суммы, требуемой к дополнению либо изменению, и влияющей на стоимость договора, а в случае, когда заявлены требования, не подлежащие стоимостной оценке, исходя из ставок, установленных для требований неимущественного характера.

Также при оспаривании нескольких сделок в отношении одного предмета спора цена иска определяется исходя из действительной стоимости предмета спора.

В ходе подготовки постановления Пленума разработаны предложения по внесению изменений и дополнений в Закон «О государственной пошлине» и утвержденные этим Законом размеры ставок государственной пошлины.

Записала Н. Абдураимова, корр. УзА.

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Что следует учитывать при взыскании задолженности в судах?

Государственная пошлина является неотъемлемой частью формирования доходов Государственного бюджета.

Судам необходимо строго соблюдать требования закона о взимании государственной пошлины.

О работе, проводимой в этом направлении, рассказывает начальник Центра связей с общественностью Верховного суда Республики Узбекистан Азиз Обидов: 

– В декабре 2024 года Пленум Верховного Суда принял постановление «О практике взыскания судебных расходов по гражданским делам». Документ направлен на предотвращение допускаемых на практике ошибок и разъяснение некоторых спорных вопросов.

Введены новые пункты об особенностях взимания государственной пошлины судами, даны подробные разъяснения обстоятельств, повлекших возникновение различной практики в судах.

Исходя из требований Закона «О государственной пошлине», в пункте 6 постановления разъяснено, что с заявлений, состоящих из нескольких требований, вытекающих одно из другого и заявленных одновременно, госпошлина взимается только по основному требованию (например, снос строений и приведение земельного участка в первоначальное положение; досрочное расторжение договора кредита, взыскание кредитной задолженности и обращение взыскания на залоговое имущество; признание наследником, раздел наследства и определение наследственных долей; вселение и определение права пользования жилым помещением; признание утратившим право пользования и выселение из жилого помещения).

В пункте 4 постановления закреплено, что при подаче апелляционной, кассационной и ревизионной жалоб на судебные постановления в части судебных расходов государственная пошлина оплачивается на общих основаниях, за исключением частных жалоб, поданных на определения, вынесенные по вопросам государственной пошлины. При этом необходимо учитывать, что согласно статьям 396, 416 и 41927 ГПК суды апелляционной, кассационной и ревизионной инстанций обязаны проверить судебные акты в полном объеме.

Как закреплено в пункте 13 постановления, судам следует учитывать, что законом не предусмотрен возврат почтовых расходов. Законом «О государственной пошлине» ставки государственной пошлины, подлежащей уплате по преддоговорным спорам, для судов по гражданским делам не определены, а также пунктом 2 статьи 129 ГПК предусмотрено, что цена иска по искам об истребовании имущества определяется стоимостью истребуемого имущества, по требованиям о признании недействительными либо расторжении договоров стоимость (цена договора), указанная в спорном договоре, считается ценой иска, исходя из чего государственная пошлина подлежит уплате по ставке, установленной для исковых заявлений имущественного характера. При этом следует разъяснить, что по требованиям об изменении или дополнении условий договора государственная пошлина должна определяться исходя из суммы, требуемой к дополнению либо изменению, и влияющей на стоимость договора, а в случае, когда заявлены требования, не подлежащие стоимостной оценке, исходя из ставок, установленных для требований неимущественного характера.

Также при оспаривании нескольких сделок в отношении одного предмета спора цена иска определяется исходя из действительной стоимости предмета спора.

В ходе подготовки постановления Пленума разработаны предложения по внесению изменений и дополнений в Закон «О государственной пошлине» и утвержденные этим Законом размеры ставок государственной пошлины.

Записала Н. Абдураимова, корр. УзА.