«…ешьте и пейте, но без расточительства. Ибо он не любит расточительных». Коран, сура «Аъроф», 31 аят.
Смотрю на полноводный Анхор, придающий особую красоту Ташкенту, и меня наполняют чувства изумления, но и некоторой особой тревоги. Нет необходимости в объяснении чувства изумления от этой красоты. А чувство тревоги вызывают мысли о сокращении в последние годы объема воды в водохранилище Чарвак. И к этому нельзя относиться с безразличием, ведь Чарвак обеспечивает водой не только столицу, но и Ташкентский район.
Всего 30-40 лет назад горы Бостанлыка даже в самую жару были покрыты снегом. В последнее десятилетие снег практически не выпадал снег, не так много его и в горах. Что же нас ожидает, если уменьшится водный резерв?

Чарвакское водохранилище – это гидротехническое сооружение, построенное в 1963-1970 годы у истока реки Чирчик. Оно построено между горными цепями Чаткал и Угам. Длина каменно-насыпной плотины - 768 метров, высота - 168 метров, а высота самой верхней части составляет плюс еще 12 метров. В плотине есть два тоннеля протяженностью 800 метров и диаметром 11 метров. Водохранилище строили для равномерного обеспечения полива сельскохозяйственных угодий, предупреждения наводнений и сезонного регулирования водных потоков. Его полная вместимость составляет 2006 миллионов кубических метров, уровень водной поверхности - 40,1 км², ширина местами достигает 10 км, протяженность - 19 км, максимальная глубина - 131 метр, а средняя - 55 метров. В водохранилище вливаются реки Пскем, Куксув и Чаткал. Для сброса воды при накоплении опасного объема предусмотрен шахтный и двухступенчатый водосбросы.
Чарвакское водохранилище равномерно обеспечивает водой Чирчик-Бозсуйский водно-энергетический тракт. При маловодье воды рассчитано на 355 тысяч гектаров в Ташкентской области и южных районах Казахстана (из них 150 тысяч гектаров – новые освоенные земли).
Сооружение Бозсу задействовано в 1932 году. Ежесуточно с его помощью подается до 30 тысяч кубических метров питьевой воды, обеспечивается шесть районов столицы. Основная часть населения столицы обеспечивается питьевой водой, подаваемой с основного водного сооружения “Кодирия”. Это сооружение задействовано в 1969 году, суточная мощность – поставка 225 тысяч питьевой воды. Также вода поставляется с водозаборов «Кибрай», «Корасув», «Жанубий». Жителям столицы в зависимости от сезонов года в сутки поставляется от 1 миллиона 800 тысяч до 2 миллионов 300 тысяч кубических метров воды. Канализационные воды Ташкента очищаются тремя очистными сооружениями -“Бузсув”, “Салар” и “Бектемир”.
В стране уделяется внимание цифровизации системы водоснабжения. Автоматизируется гидродинамика водных сетей, регулируется давление. Для этого в рамках проектов, реализуемых совместно с корейской компанией “К-wатер”, в Чиланзарском районном управлении водопровода открыли диспетчерский центр онлайн-контроля водных сетей. В этом центре ведется постоянный контроль давления воды во всей водной сети столицы. Данные о давлении воды поступают почти с 700 точек.
Чтобы потребители могли иметь доступ к базе данных для прослеживания своей оплаты за воду и канализационные услуги создана платформа https://cabinet.uzsuv.uz/.
Реализуются проекты по улучшению качества питьевой воды, расширяется сотрудничество с зарубежными компаниями. Несколько водных и очистных сооружений реконструированы за счет кредитов международных финансовых организаций.
Жизнь невозможно представить без воды. Более 70 процентов поверхности планеты занимает вода, однако только три процента - пресная. Вода – источник жизни. Расточительное отношение к ней – это непростительный грех и невосполнимая потеря.
В последние в годы в стране реализуются проекты, направленные на бережливое использование воды, организовано движение “Зеленое пространство”. Все это является возрождением древних ценностей.
Но у каждого действия есть противодействие, в том числе и у опустынивания. Освоение Мирзачульских и Язъяванских степей, строительство Большого Ферганского и Фархадского каналов для вывода воды в степи, строительство водохранилищ «Талимарджан», «Кампирравот», «Чарвак», «Кайроккум» стало как бы реальным отображением героизма Фархада, описанного в произведении «Хамса» Алишера Навои. Освоение целинных территорий - символ 2000-х годов, но к 3000-м годам мы, возможно, увидим обратную картину. Любой кризис прежде всего зарождается в сознании людей, затем его результат отражается во внешнем мире. В прошлом веке население активно развивало садоводство и земледелие, а потом на первый план стало выходить потребительство. Результат стал очевидным довольно быстро – вихри, песчаные и пыльные бури, ранее чуждые этим территориям, случаются все чаще. И такие явления имеют место не только в нашей стране, но и во всем мире. Сохранение природы, водных ресурсов стало актуальной проблемой. Разрабатываются технологии капельного орошения. Как говорится, капля за каплей – будет озеро. Настало время ценить каждую каплю и беречь воду.
В социальных сетях распространили интересный видеоролик, в котором два китайца – один слепой, другой без одной руки – посадили в степной местности три тысячи саженцев и вырастили большой сад. Видеоролик стал очень популярным. Поступок этих двух людей стал своеобразным началом проводимого в Китае движения “Зеленое пространство”. Там, где есть сады, будут появляться водные источники, чистым будет воздух. Исследователи утверждают, что в Китае каждый человек должен посадить около десяти деревьев в год и ухаживать за ними. В степях появляются леса и густые заросли. Корневая система лесных насаждений предотвращает коррозию почвы, в тени деревьев снег тает медленнее и пропитывает почву, создает основу для роста однолетних и многолетних трав. Деревья обогащают воздух кислородом, служат временным домом для перелетных птиц и мигрирующих мелких животных.
Древняя китайская стена – это одно из семи чудес света, часто посещаемое туристами, а «Великая зеленая стена» становится чудом природы, сотворенным руками человека. Откровенно говоря, можно позавидовать трудолюбию китайского, японского и корейского народов. Но не секрет, что и узбекский народ издавна славился своим трудолюбием. Продолжение этого качества наших предков и обучение трудолюбию молодого поколения – наш долг.
В плане экономии и бережливого отношения к воде целесообразно изучить мировой опыт. В Саудовской Аравии песчаные пустыни становятся “зеленым пространством”. Для устранения песчаных заносов, движения песка создают пальмовые рощи, ухаживают за которыми с использованием технологий капельного орошения. В Саудовской Аравии нет рек, территория не богата подземными источниками, поэтому морскую соленую воду перерабатывают в пресную. Здесь активно используют альтернативные источники энергии.
В Каракалпакстане разбивают сады, сажают саксаул. В этой работе участвуют японские специалисты и волонтеры, на проекты направлено 150 миллионов долларов. В течение последних 30 лет эта солончаковая земля стала одеваться в зеленый наряд. Саксаул растет очень медленно, но то, что эти деревья принимаются на этой территории, уже вселяет надежду. Вполне возможно, что в будущем будут разработаны проекты по наполнению Аральского моря водой и в жизни нашей страны начнется эпоха великих преобразований.
В годы нашей молодости по обочинам дорог и хлопковых полей всегда сажали джиду и высокие деревья. Под этими деревьями скапливался снег, что способствовало сохранению природного баланса.
Мы часто читаем и слышим о таких понятиях, как экономия, недопущение расточительства, ущерб. Но когда к этому призывают правительство или соответствующие органы, внедряются правила об экономии, мы сразу вспоминаем статьи о правах человека и начинаем выступать с претензиями: “Я – свободная личность, я волен свободно выбирать, сколько и чего использовать, не пытайтесь в этом ограничивать мои права!”.
Определение на душу населения лимитов использования электроэнергии и воды внедряется с намерением экономии природных ресурсов. На нашей планете есть государства, расположенные на каменистых горных склонах. И питьевую воду, и топливо они закупают. И нет необходимости объяснять, что в этом плане у нашей страны отличные возможности.
В связи с Аральской трагедией в Центральной Азии возник дефицит воды. Это особенно сильно проявляется на востоке, в Чаткальской системе гор. Изменился климат в горной системе, хребты которой ранее радовали взор своими вековыми ледниками и снежным покрытием. И снег не выпадает так, как раньше. Высыхают родники, берущие начало в этих горах. И в водохранилище Чарвак резко сокращается объем воды. Это вызывает тревогу.
И в этой связи можно ли равнодушно относиться к тому, что в осенне-зимние месяцы полноводными текут каналы, в том числе и Бозсу, берущие начало от водохранилища? Насколько глубокий смыл имеют пословицы “Что имеем – не храним, потерявши - плачем”, “У воды, текущей перед тобой, нет цены”. Теперь мы начинаем осознавать важность предупреждений о бережливом отношении к водным ресурсам. Возможно, было бы лучше осенью и зимой сокращать доступ воды из водохранилища в каналы, сохранять ее в этот период в самом водохранилище. Безусловно, следует изучить мнения специалистов, широкой общественности и принять самое правильное решение в этом направлении.
Тулкин Эшбек,
член Союза писателей,
Творческого союза журналистов Узбекистана.