Ситуация на денежном рынке в марте формировалась на фоне значительного снижения ликвидности сума в связи с увеличением спроса на иностранную валюту за счет роста девальвационных ожиданий субъектов экономики и изменения условий кредитования и операций во второй половине месяца.
В первом квартале 2022 года объем интервенций Центрального банка Республики Узбекистан на внутреннем валютном рынке составил 2,4 миллиарда долларов США (эквивалентно 26,8 триллиона сумов), что на 19 процентов больше, чем в последнем квартале 2021 года.
При управлении ликвидностью большинство банков вместо операций на денежном рынке предпочитает прибегать к инструментам Центрального банка.
Средняя процентная ставка в марте выросла до 15,1 процента в связи с решением Центрального банка о повышении базовой ставки на фоне внешнеэкономических рисков (17-31 марта средняя процентная ставка составляла 17,1 процента соответственно изменению базовой ставки).
С учетом уровня инфляции реальные процентные ставки на денежном рынке в течение квартала сформированы положительно, на фоне повышения базовой ставки Центрального банка средняя реальная процентная ставка в марте выросла до 4,2 процента, создав «жесткие» денежно-кредитные условия.
Отношение депозитных операций банков на межбанковском денежном рынке к денежным инструментам увеличилось с 30 процентов на конец 2021 года до 42 процентов в марте. Это связано с некоторым сокращением объема ликвидных операций Центрального банка на фоне снижения общей ликвидности.
В частности, остаток облигаций Центрального банка сократился с 14,6 триллиона сумов на конец января до 10,5 триллиона сумов на конец марта, а средние депозитные операции овернайт в марте снизились на 34 процента по сравнению с январем.
Шахноза Маматуропова, УзА