С таким мнением выступил доцент кафедры история народов Центральной Азии Ташкентского государственного университета востоковедения Мадраимов Аскарий, участвуя в работе международной научно-практической конференции «Новая Центральная Азия: вызовы и возможности в эпоху глобальной трансформации».
По мнению ученого, Центральная Азия сегодня трансформируется в важный узловой центр транспортно-коммуникационных маршрутов в рамках Транскаспийского коридора, маршрута Север — Юг, а также новых проектов, связывающих Центральную и Южную Азию, Ближний Восток, диверсифицирующих коридоры из Китая в Европу. По сути, считает эксперт, регион вновь возвращает себе роль, которую он играл еще во времена Великого шелкового пути, выступая связующим мостом между Востоком и Западом, Севером и Югом, место сосредоточения различных экономических интересов.
В этой связи отмечена важность продолжать совместные усилия по скоординированному формированию в Центральной Азии взаимосвязанной транспортной системы, ее интеграции в международные транспортно-транзитные коридоры.
Как считает Мадраимов А., сегодня страны значительно продвинулись в этом направлении. Открываются новые пункты пропуска, расширяется их пропускная способность, между странами запускаются новые воздушные, железнодорожные и автобусные сообщения, на приграничных территориях создаются транспортно-логистические центры, развиваются мултимодальные коридоры по направлениям Север-Юг и Запад Восток.
В частности, уже функционируют 35 автомобильных и пеших пунктов перехода и 18 железнодорожных пунктов перехода через границу со странами Центральной Азии, со всеми странами региона начата работа по созданию зон приграничной торговли. В настоящее время запущен механизм формирования таких зон с Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменистаном.
Более того, созданы и укрепляются механизмы координации взаимодействия в транспортно-логистической сфере, развивается нормативно-правовая база сотрудничества в этой области.
В частности, в августе т.г. уже второй раз прошла в Астане встреча министров транспорта, первая была в Душанбе. Причем в Душанбе было принято межгосударственное Соглашение о взаимодействии в области наземного транспорта. Сейчас государства работают над Соглашением о транспорте и транзите, инициированном узбекской стороной. Более того, по итогам встречи министров транспорта в Астане были приняты коммюнике и меморандум, где стороны договорились формировать в Центральной Азии сеть транспортно-логистических центров. В следующем году планируется проведение экспертной конференции в Узбекистане, на которой будут рассмотрены вопросы дальнейшей интеграции транспортных систем государств региона.
Прорывом в деле диверсификации транспортно-транзитных направлений для Центральной Азии стало заключение соглашения о строительстве железнодорожной магистрали Китай — Кыргызстан — Узбекистан, призванной связать наш регион с европейской сетью железных дорог.
Такая скоординированная совместная работа трансформирует Центральную Азию в емкий взаимосвязанный рынок, повышает его конкурентоспособность. Так, за последние 7 лет внутрирегиональная торговля выросла в 4,4 раза, а количество совместных предприятий — в 5 раз, объемы взаимных инвестиций — почти в 2 раза. Как следствие, экономика региона выросла с 273,3 млрд долл до 450 млрд долл.
Сегодня, как считает ученый, важно вывести координацию взаимодействия в развитии транспортно-логистического сектора в регионе на качественно новый уровень. В данном контексте он обратил внимание на актуальность реализации инициатив Президента Узбекистана по разработке Стратегии региональных транспортных коридоров в Центральной Азии, принятии Региональной программы устойчивого развития транспортной системы Центральной Азии и формированию Регионального совета по транспортным коммуникациям стран Центральной Азии.
Международная научно-практическая конференция «Новая Центральная Азия: вызовы и возможности в эпоху глобальной трансформации» организована 26 октября т.г. в г.Ташкенте Институтом стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан в партнерстве с Университетом мировой экономики и дипломатии, Международным институтом Центральной Азии и германским Фондом имени Фридриха Эберта.
В работе международного форума наряду с учеными, экспертами, исследователями ведущих аналитических, научных центров, высших образовательных учреждений Узбекистана приняли участие свыше 40 руководителей и специалистов «мозговых центров» из более чем 20 стран Центральной Азии, СНГ, Европы, Азии, Северной Америки, Ближнего Востока.